col sm md lg xl (...)
Не любите мира, ни яже в мире...
(1 Ин. 2:15)
Ветрово

Иеромонах Роман. Защитнику классика

Преж­де все­го хо­тел бы по­бла­го­да­рить на­пи­сав­ше­го статью «В за­щи­ту Дос­то­евс­ко­го» за бла­го­же­ла­тель­ный тон и од­но­знач­ные вы­ска­зы­ва­ния, по­зво­ля­ю­щие так же од­но­знач­но на них от­ве­чать. Вот что он пи­шет:

В статье ав­тор на­па­да­ет на рус­скую клас­си­чес­кую ли­те­ра­ту­ру, прак­ти­чес­ки до­ка­зы­вая её ни­кчем­ность.

Также не восхищаюсь и зарубежной, как невозможно восхищаться хлебом с одурманивающими рассудок плевелами.

К сожалению, отец Роман не дает никаких ссылок на «перлы» Достоевского. Возможно, что он сам не читал первоисточники, а взял это из статей каких-нибудь «антимодернистов» и доверился им.

Высказывания писателя взяты не из статей каких-нибудь «антимодернистов», а из его же дневника.

Мало ли какие глупости приходят в голову 18-летним юношам? Ставить это в упрек писателю — более чем странно. Сам Ф. М. Достоевский через пять лет, 24 марта 1845 г., пишет брату: «Брат, в отношении литературы я не тот, что был тому назад два года. Тогда было ребячество, вздор. Два года изучения много принесли и много унесли» [Достоевский Ф. М. M. M. Достоевскому 24 марта 1845 г.]. Как я смею полагать, суждения о древнегреческом поэте Гомере не за два года, а за пять лет до этого — как раз из разряда «вздора».

Это всего лишь Ваши предположения, в приведённом отрывке сам писатель не указывает, что именно относит к ребячеству и вздору. И если бы в своей знаменитой речи он не назвал поэта нашим всё, показывая свою нецерковность (сказано было не 18-летним юношей, а в зрелом возрасте), то и иеромонаху не пришлось бы охлаждать восторги преподавательницы литературы. Если поэт наше всё, то Самому Христу мы не оставляем никакого места в своих обмiрщвлённых сердцах, ибо всё одному означает ничего Другому. И, если чрезмерное почитание поэта нецерковными людьми, раздуваемое до всенародного праздника, объяснить как-то ещё можно, то его почитание Церковью немыслимо. Между тем, на могиле поэта теперь ежегодно совершают панихиды и произносят восторженные речи архипастыри и пастыри, а некоторое время назад ряд священнослужителей предлагали причислить его и других классиков к лику святых. Всё больше стирается грань между душевным и духовным. Не припоминаю, чтобы псковский митрополит-старец Иоанн (Разумов) хотя бы раз молился на могиле поэта и восхвалял его творчество.

Если отец Роман ставит в укор писателю-романисту, а вовсе не доктору богословия, именование Шекспира пророком, то что он скажет относительно слов замечательного богослова 20-го века, сербского святого преподобного Иустина (Поповича), сказанных о самом Достоевском? Процитирую сербского святого из его работы с характерным названием «Достоевский как пророк и апостол православного реализма»: «Я знаю Достоевского как пророка, как апостола, как мученика, как поэта, как философа. Многогранность его гения поражает.

Позвольте остановиться на многогранности гения. Вот некогда иеромонах писал знакомому редактору:

«Люди так гордятся и дорожат словом „гений“, не зная, что оно обозначает: „Ге́ний (от лат. genius „дух“, также — джинн, араб. جن‎ „иджтинан“, что означает „скрытность, невидимое сокрытие“) — в римской мифологии: духи-хранители, преданные людям, предметам и местностям, ведающие появлением на свет своих „подопечных“ и определяющие характер человека или атмосферу местности. Символ гения — змея. В греческой мифологии аналогом гениев являются некоторые даймоны (демоны). Добрый гений именовался агатодаймоном или агафодаймоном (от греч. αγαθο, хорошо, благой, злой — какодемоном (от греч. κακό, зло)“.

Что может дать мір, кроме ложных понятий? И очень печально, что ложные понятия принимаются церковными людьми».

Но вернёмся к приведённому отрывку:

Апостол бессмертия человеческой души не может представить человека без Бога. Человек существует, потому что существует Бог… Всю свою жизнь Достоевский пророчествовал о Богочеловеке и о преображении человека с помощью Богочеловека. Как пророк и прозорливец, он свел человеческое зло и человеческое добро к их праисточникам: зло — к диаволу, добро — к Богу. В новое время Достоевский — это прозорливейший пророк и самый красноречивый апостол Образа Христова» [прп. Иустин (Попович). «Достоевский как пророк и апостол православного реализма»]. Можно всю работу преп. Иустина (Поповича) процитировать — там все в таком духе, но, думаю, этого предостаточно.

Благодарю, более, чем предостаточно. С подобными восхвалениями был знаком и раньше и сразу же их не принял.

Ну как такие отзывы православного святого о Достоевском? По-моему, это даже посмелее, чем отзывы персонажа Достоевского о Шекспире. И более прямо, не как у Достоевского, не черновые записи к художественному произведению, не мысли, вкладываемые в уста своего же оппонента.

Почему-то вспомнился ещё один классик с шаровароми шириною в Чёрное море и с редкой птицей, которой не долететь до середины Днепра. Но вернёмся всё же к вышенаписанному. Обратим внимание на выделенное мною жирным шрифтом и попытаемся понять, кто же прав – прп. Иустин (Попович) с очень смелыми и прямыми, но необоснованными утверждениями, или Святая Церковь, не канонизировавшая мученика, прозорливейшего пророка и самого красноречивого апостола Образа Христова? Ответ очевиден — личные симпатии не могут быть выше Авторитета Церкви. К тому же, относя слова пророк и апостол к тем, кто ими не является, мы обезцениваем эти святые слова, что особенно странно для написавшего их священнослужителя. Впрочем, Вы и сами засомневались в громких словах, иначе бы не спросили:

Может быть, просто очень сильное поэтическое преувеличение?

Очень сильное! К тому же преувеличение — способ художественного обобщения, гиперболизация, который используют в художественной литературе и который недопустим в писаниях богослова. К сожалению, преподобному была свойственна некая восторженность и склонность к преувеличению. Обратимся к Предисловию книги свт. Николая Сербского «Моления на озере«, написанному им же: «Он говорит… Никогда еще человек не говорил так. Он молится… Никогда еще человек у нас не молился так…(откуда же он знал, кто и как молился? Неужели до автора книги никто из сербов, даже во времена турецкого ига, не имел горячей молитвы и все были косноязыкими?) и он горит в этом пожаре, горит как жертва всесожжения за всех и вся… (страшные слова!) Он, чудотворец молитвенных ритмов… Он молитвой думает, молитвой философствует».

При такой восторженности не удивительно и сказанное им о Достоевском.

Ведь ясно же, что сербский святой не считал Достоевского равным апостолу Иакову или пророку Осии!

Если не считал, то зачем об этом говорил? Судя по написанному им, равным не считал, а ставил гораздо выше. Вчитайтесь внимательнее – прозорливейший пророк и самый красноречивый апостол Образа Христова! Прозорливейшим может быть только один, это превосходная степень, указывающая, что все другие пророки были менее прозорливы, а выражение самый красноречивый апостол Образа Христова говорит, что писатель был красноречивее всех Святых Апостолов. Можно попытаться как-то оправдать, мол, имелось в виду не понятое нами иносказание, но разве Святые Апостолы проповедовали иной Образ?

Вряд ли порадовал Вас своим ответом, но прошу не огорчаться: есть Главное, что единит нас — Бог, Церковь, Отечество.

С уважением,
иеромонах Роман
25 июня 2024
Скит Ветрово

Заметки на полях

  • Самара

    Человекам невозможно постичь Тайну Святой Троицы, взаимоотношения Лиц друг к другу и к человеку, однако человек дерзает проникнуть своим умом в эту Тайну самостоятельно, дерзает и всегда ошибается.

Уважаемые читатели, прежде чем оставить отзыв под любым материалом на сайте «Ветрово», обратите внимание на эпиграф на главной странице. Не нужно вопреки словам евангелиста Иоанна склонять других читателей к дружбе с мiром, которая есть вражда на Бога. Мы боремся с грехом и без­нрав­ствен­ностью, с тем, что ведёт к погибели души. Если для кого-то безобразие и безнравственность стали нормой, то он ошибся дверью.

Календарь на 2024 год

«Стихотворения иеромонаха Романа»

Сретенские строки

Новый поэтический сборник иеромонаха Романа

Не сообразуйтеся веку сему

Книга прозы иеромонаха Романа

Где найти новые книги отца Романа

Список магазинов и церковных лавок