col sm md lg xl (...)
Не любите мира, ни яже в мире...
(1 Ин. 2:15)
Ветрово

Василий Белов. Времена меняются

Два рассказа

Шеф-повар

Федя говаривал как-то: «Теперь и коровы-то все с высшим образованием». Как и всегда, он, конечно, преувеличивал. Но в этих словах доля правды все же была. Коровы, по сравнению с прежними временами, действительно очень избаловались. Они уже не хотят пастись в лесных угодьях, как это было в здешних местах испокон веку. Под пастбище отведены самолучшие поля, для коров ежегодно строятся помещения, похожие на дворцы. Механизация — полная. Не хватает разве что кондиционированного воздуха. Свет горит круглые сутки. Говорят, что коровы уже не могут жевать жвачку в темноте, а солому почти не едят. Это — колхозные. Если же говорить о личных, то о соломе и речи не может быть. Во-первых, где ее взять, солому? Во-вторых, животное сильно подкармливают печеным сельповским хлебом. Почему так получается? Потому что весной, к примеру, кило печеного хлеба дешевле, чем кило хорошего сена, хотя многие гектары лесных покосов ежегодно уходят под снег.

Федя говорит, что теперь коня и мужика ни во что не ставят, всё вниманье бабе да корове. Называет такие порядки «колесией» и добавляет: «Наверно, скоро переставление света».

Когда жены нет дома, он сам доит свою корову Поляну. Но прежде чем взять подойник, он кидает фуражку в угол и надевает старый платок Егоровны. Поляна никак не дается доить, если придешь в фуражке. Небритый и черный от загара, да еще без двух передних зубов, Федя похож в этом платке на бабу-ягу.

— Вот бы тебя так сфотографировать, — говорю я.

— И не говори! — отзывается Федя, усаживаясь под корову. — Матушка, матушка… Куды, зараза такая, стерьва! Юбку, что ли, еще надеть?

Поляна оглядывается на зычную Федину ругань. Она укоризненно смотрит, словно бы говоря: «Как некультурно, постыдился бы приезжих людей».

— Матушка, матушка, — снова подкрадывается Федя. Так повторяется раза два или три. Наконец корова подоена. Пес Валдай глядит на Федю с сочувствием. Кузя вопит в хлеву, требуя есть. Кошка Муська терпеливо ждет молочка. Мычит теленок, блеющие овцы бегают где-то рядом.

У Феди неожиданно сдают нервы.

— Никого не буду кормить! — заявляет он. — Ждите большуху. Вишь, нашли шеф-повара…

Времена меняются

Ферму, на которой работала жена Феди, перевели в другую деревню, в четырех километрах от дома. Каждый день Егоровна поднималась глубокой ночью. Днем она появлялась дома часа на два-три, затем бежала на дневную дойку. Потом вновь приходила домой на час-полтора и опять торопилась, теперь уже на вечернюю дойку. Вечером приходила часов в десять.

И так каждый день, из месяца в месяц. (Понятно, почему Феде приходилось зачастую доить свою корову и быть шеф-поваром.)

Я высчитал, что Егоровна проходила в день в среднем 24 километра только туда-сюда. Следовательно, за 10 дней у нее получалось 240 километров. Наконец кому-то пришло в голову, что так дальше нельзя. И вот председатель разрешил Егоровне ездить на ферму на Верном. Федя научил жену седлать коня и забираться в седло.

Егоровне сразу стало легче.

Верный, не в пример корове Поляне, смирно стоял, пока Егоровна седлала его и забиралась наверх. Егоровне отнюдь не приходилось надевать Федину фуражку, чтобы оседлать мерина. Почему же Феде приходилось надевать платок Егоровны, когда он доил корову? Я долго думал над этой несправедливостью. И ни до чего не додумался, кроме как до нового, еще более сложного вопроса: почему, собственно, мужчина Федя должен доить корову, а женщина, Егоровна ездить в седле? В здешних местах испокон веку все было наоборот: мужчины делали мужское дело, женщины — женское. Вот как меняются времена!

Василий Белов
Иллюстрации А. Куманькова
В. Белов. Рассказы о всякой живности. — М.: Прогресс-Плеяда, 2005

Заметки на полях

  • Ещё несколько десятилетий назад даже корова могла отличить мужчину от женщины…

  • И свои выгоды и трудности проживания в сельской местности.

  • Волгоградская обл.

    Поскольку я живу в сельской местности, мне кажется, настоящая жизнь именно здесь. Люди трудятся на земле, ростят детей, имеют хозяйство, общаются с природой и всё это с Божией помощью. Слава Богу.
    А в городе одна суета.

  • Нижний Новгород

    Полностью с Вами согласна, Таисия. Тоже все больше понимаю, что в городе жить нельзя, но, к сожалению, уехать в деревню нет возможности, да и трудно привыкнуть к сельской жизни нам, «детям асфальта».

  • Тверь

    Тоже в будущем хотелось бы жить в деревне. Жаль только, что выросшие в городе дети не захотят туда. Выросла в частном доме, и когда переехала в квартиру, то первое время было очень трудно, как будто-то в скворечнике ощущала себя. Хотелось выбежать в поле или просто идти, куда глаза глядят, лишь бы не заходить обратно; не хватало очень своего двора. Природа способствует созерцанию и исцелению, работа с землёй успокаивает и настраивает на лучшее. Богозданный мир призван целить, а не ранить; вселять покой, а не тревогу.
    Согласна со словами Таисии, что настоящая жизнь именно там.

  • Санкт-Петербург

    Здравствуйте! Уважаемый редактор я с Вами не соглашусь!) Простите! Потому что, думаю и сейчас можно легко отличить мужчину от женщины. И если кто-то не может этого сделать, то больше вопросов к нему. Мы все часто грешим, но Господь и старцы по любви Христовой видят всех нас достойными спасения и жизни вечной. Так и мы должны любовью покрывать недостатки и немощи друг друга. И если мужчина помогает жене не надо это воспринимать, как его слабость. Что касаемо дойки в рассказе, то это просто герой Федор немного чудил. Уверен корове было все равно, как он одет.

    Рассказ жизненный, весёлый и интересный.

    На ферме я тоже работал, и согласен да оборудование там современное, но в остальном условия желают лучшего. А про выпас на поля.и леса коровы давно, давно забыли, на сколько я знаю.

    И в общем все современные технологии можно сказать бесчеловечные, нацелены только на результат любой ценой.

    Фермы чем то похожи на большие города (скотобойни), созданные вроде для комфорта, а на самом деле суета, постоянный стресс, и раздражительность в них только и гарантированы, а с виду всё на благо, всё для человека.

  • Андрей, я на ферме не работала, но знала собаку, которая очень бурно реагировала на головные уборы (особенно непривычной формы) — как бы «не узнавала» человека. Поэтому верю, что и корове могла не понравиться «доярка» без платка. Что касается отличия мужчин от женщин, то однажды ко мне в электричке подсела девочка лет десяти, с которой у нас завязался дружеский разговор, в середине которого она вдруг доверительно сказала: «Если что, я мальчик».

  • Санкт-Петербург

    Да, всё верно Ольга Сергеевна! Корове может много, что не понравится, как и собаке. Зная что любит животное, например какой корм, что то вкусное, лакомство можно решить этот вопрос. А если до дойки корова, или коза наелась всего до отвала, то стоять она будет плохо, без энтузиазма. Но, даже конечно если человек и с опытом, то надо животному привыкнуть к нему, подстроится друг под друга, некоторые спокойно реагируют при смене, а кто то и показывает свой нрав, и на мой взгляд переодевания не решают этого вопроса. Но, вполне понятно по человечески, есть проблема и Федор пытался её как то решить, экспериментировал так сказать!)
    Что касаемо мужчин и женщин, то сначала вроде речь шла о взрослых в детстве не всегда дети выглядят мужественно, а потом бывает вырастают настоящие богатыри. Про какие то отклонения я не говорю если речь об этом. Всё таки в большинстве своём у нас нормальные люди. А что мне не понравилось в Вашем комментарии и почему я решил написать, это то что женщины зачастую занимаются не женскими делами и при этом жалуются, что нет настоящих мужчин, это так сказать, частая фраза, которую Вы сказали, только формулировки бывают разные. Вот поэтому мне хочется обратиться и сказать от лица всех мужчин: дорогие наши любимые женщины, занимайтесь женскими делами, будьте добрыми, нежными, ласковыми, женственными, а мы постараемся быть настоящими мужчинами! Спаси Господи!

  • Андрей, Вы, наверное, имеете в виду мой отзыв под материалом «Роль женщины в туркменском обществе»: «Если мужчина многое берёт на себя, женщина рада будет стать «вторичной» (тем более что ей в любом случае груза хватит). А если сама берёт на себя неподъёмный груз, всё время будет падать и плакать от боли и от усталости. Но вряд ли кто-то пожалеет её, потому что никто уже не будет видеть в ней женщину. (Но, наверное, бывает и по-другому: правила правилами, а жизнь жизнью. Кроме закона, есть ещё Благодать, немощная врачующая и оскудевающая восполняющая.)»

    Имела в виду, например, вот что. Когда мужчина и женщина создают семью, то берут на себя определённый груз, где большая тяжесть достаётся мужчине. Но если потом семья распадается (порой по желанию или по вине женщины), то она остаётся один на один с тем грузом, который по силам только двоим: дети, работа, быт, дополнительные запросы (творчество, «саморазвитие», т.п.). Но, поскольку она сама впряглась в эту повозку (решила, что очень сильная), винить тут некого. Нужно или признать себя с самого начала «вторичной», идущей вслед за мужем и всё терпящей (условно говоря, как те самые туркменские женщины), или совсем замуж не выходить.

  • Санкт-Петербург

    Интересно. Но, я тут писал про эту статью и вот этот комментарий Редактора:
    «Ещё несколько десятилетий назад даже корова могла отличить мужчину от женщины…»
    Получается, что сейчас в наше время не возможно кому либо отличить мужчину от женщины. Мне это показалось не справедливой оценкой, о чем я и написал выше.

  • И в наше время есть разные мужчины и женщины. А тогда корова могла понять, кто перед ней, просто при виде платка на голове. Хозяйка и работала, и на коне ездила, но всё же осознавала себя женщиной.

  • Санкт-Петербург

    Такие интересные комментарии)) прямо захотелось подоить корову и поездить на лошади/коне для сравнения)) где я буду чувствовать себя и выглядеть больше женщиной)))
    А если серьезно, странно, что здесь возможно разделение по полу)) девочки в деревнях и коров доят и пасут, и мальчики пасут и юноши и на лошадях всех ездит, разве в этом заключается женственность или мужественность?

  • МО

    Простите, что я в благоухание деревенской жизни плесну немного буржуазной гнили. Дело вот в чём. Справляясь в Википедии о Вадиме Валерьяновиче Кожинове, наткнулся на такое: «…неоднократно указывалась и губительная страсть писателя к спиртным напиткам[12]».

    Надо заметить, что В.В. Кожинов для Википедии ― вражеский друг, ну или дружеский враг. Что я хочу сказать этими выражениями? Долго пояснять. Короче, потоптаться на памяти В.В. Кожинова для Википедии ― «два в одном»: и партийное задание, и удовольствие. Хотя и Кожинов, и Википедия делают одно общее дело.

    Обращаюсь к оригиналу по ссылке [12]
    [12] ― «Ищите женщину!» Архивная копия от 6 января 2013 на Wayback Machine «Московский Комсомолец» от 1 ноября 2012
    https://hab.mk.ru/articles/2012/11/01/768825-ischite-zhenschinu.html

    Прочитал эту статью и засомневался: неужели такое могло быть?!

    «Кожинов привез с собой ящик водки, но не для торговли….»

    «Василий Иванович поил Вадима за счет иезуитов до конца пребывания на Капри….»

    «Падре Эжидио Гуидобальдо объявил о создании Новой Каприйской школы им. Максима Горького. На заседание наших «новых каприотов» съезжались — знать Италии из разных городов и, конечно, множество студентов, кто изучал русский язык и русскую литературу, чтобы послушать и пообщаться с классиком Василием Беловым, с теоретиком русской литературы Вадимом Кожиновым, с советским «Белинским»… (после Капри «каприотов» принимали в Риме — в Соборе Святого Петра, и на вилле черного папы, генерала Ордена иезуитов — Каваллетти. Но личной валюты, повторяю, у советских знаменитостей было мало. ВОТ И ПРОДАВАЛИ НАШИ ПО НОЧАМ В БЕСЧИСЛЕННЫХ ТЕМНЫХ ПЕРЕУЛКАХ КАПРИ ВОДКУ, КРАСНУЮ И ЧЕРНУЮ ИКРУ».

    «По воскресеньям хозяин отеля делал каприотам приятные сюрпризы от своего имени и за свои деньги. Так, однажды, во время воскресной трапезы, на ужине, в ресторан вошли десять, как один, писаных длинноногих красавиц. Ровно столько, сколько было мужчин -каприотов, и каждая встала за спиной «своего» мужчины, не обращая никакого внимания на обезумевших от такого нахальства женщин-каприотов. Они на хорошем русском языке, как по взмаху невидимой палочки, наклонившись к уху «своего» мужчины, прошептали: «После ужина увезу тебя в рай!»
    (Евгений [Васильевич Черносвитов, муж авторши этой статьи Марины Альфредовны Черносвитовой] всегда подчеркивает, что мужчины сидели так, как будто знали заранее, что эти модели придут; правда, лица у всех были с одним выражением – на них, лицах, застыл вопрос: «Разве женщина может быть так безукоризненно красива?»)
    Евгений пристально следил, как поведет себя Василий Иванович [Белов]? Только его реакция на красавиц интересовала моего мужа! А Василий Иванович [Белов], когда девица прошептала ему на ухо заветные слова, сначала побагровел, потом побелел, а потом громовым голосом, от которого, как у Шаляпина, хрустальная люстра угрожающее зазвенела, гаркнул: «Меня женщины не интересуют!» Естественно, что все, в том числе пришельцы, повернули головы в сторону Белова, забыв про «своих» мужчин. А беловская красавица, отнюдь не растерялась и хорошо поставленным грудным голосом громко сказала: «Хорошо, милый. Тебя в рай отвезет мой друг Поль!»…
    Неужели это было?! Автор статьи ― жена участника той поездки. И издание «Московский комсомолец», хотя и «жёлтое», но вроде как официальное, должно отвечать за своих авторов и свои слова.
    Вот что выдал рунет об авторе
    https://sites.google.com/site/echernosvitov/klan-cernosvitovyh/chma

    Впрочем, Василий Иванович Белов, в этой статье вышел героем на белом коне.

    Любопытна также вот эта ссылка:
    https://sites.google.com/site/echernosvitov/shtab

    Московская штаб-квартира

    Международная Академия. Отделение Великобритании и Ирландии
    (International Slavic Academy of Sciences, Education, Arts and Culture Branch of Great Britain and Ireland)
    Президент — Срболюб Живанович, академик.

    Вице-президент – Евгений Васильевич Черносвитов, профессор.

    Главный ученый секретарь – Екатерина Александровна Самойлова, доктор психологии.

    Администратор – Зайцева Ольга Николаевна.

    Ученый Совет:
    Председатель – Е.В. Черносвитов, профессор, доктор философии и медицины (Россия),
    Ученый секретарь – Е.А. Самойлова, доктор психологии (Россия).
    Члены: ВАСИЛИЙ ИВАНОВИЧ БЕЛОВ, ПИСАТЕЛЬ (РОССИЯ); Л.П. Буева, академик (Россия); Е.А. Вертлиб, профессор, доктор политологии и социологии (Франция); Анатолий Захарович Давыдов, профессор, академик (Россия); Д. И. Дубровский, профессор, доктор философии (Россия); В.П. Галицкий, академик (Россия); Мария Джурик, доктор медицины, (Сербия); Т.А. Доброхотова, профессор, доктор медицины (Россия); Србольюб Живанович, профессор, доктор медицины и психологии (Великобритания); Виктор Николаевич Звягин, профессор, доктор медицины (Россия); Н.Н. СКАТОВ, АКАДЕМИК (РОССИЯ); Бруно Холист, профессор, доктор права (Польша); М.А. Черносвитова, доктор истории (Россия); П.Ю. Черносвитов, доктор культурологии (Россия); В.И. Черненилов, профессор, доктор психологии (Россия); П.В. Флоренский, профессор (Россия); А.И. Яни, профессор, доктор искусствоведения (Украина); Р.С. Яцемирская, профессор, доктор медицины (Россия).

Уважаемые читатели, прежде чем оставить отзыв под любым материалом на сайте «Ветрово», обратите внимание на эпиграф на главной странице. Не нужно вопреки словам евангелиста Иоанна склонять других читателей к дружбе с мiром, которая есть вражда на Бога. Мы боремся с грехом и без­нрав­ствен­ностью, с тем, что ведёт к погибели души. Если для кого-то безобразие и безнравственность стали нормой, то он ошибся дверью.

Календарь на 2024 год

«Стихотворения иеромонаха Романа»

Сретенские строки

Новый поэтический сборник иеромонаха Романа

Не сообразуйтеся веку сему

Книга прозы иеромонаха Романа

Где найти новые книги отца Романа

Список магазинов и церковных лавок