col sm md lg xl (...)
Не любите мира, ни яже в мире...
(1 Ин. 2:15)
Ветрово

Митрополит Иоанн (Снычёв). «Приидите ко Мне, все труждающиеся и обремененные…»

На вынос Плащаницы

Воз­люб­лен­ные, о чем воз­гла­го­лем мы с ва­ми в этот ве­ли­кий, свя­щен­ный час, ко­гда ле­жит пред на­ми во гро­бе Спа­си­тель ми­ра — Хрис­тос?

Не­ме­ют ус­та, язык за­мед­ля­ет свое дви­же­ние, а серд­це со­дро­га­ет­ся при ви­де со­вер­шив­ше­го­ся. Все объ­ято бла­го­го­вей­ным стра­хом и мол­ча­ни­ем. Те­перь не вре­мя гла­го­ла­ния, не вре­мя че­ло­ве­чес­ко­го муд­ро­ва­ния, те­перь по­треб­ны толь­ко сле­зы и ры­да­ния.

Воззри, человек, на Того, Кто лежит пред очами твоими бездыханный, невзрачный. Весь Он изъязвлен, весь поруган и оплеван. Каждый член Его запечатлен страданиями. Вот глава! На ней еще свежи раны, нанесенные остриями тернового венца и ударами тростию. На ланитах видны отпечатки рук, ударявших Его то в одну, то в другую щеку, и не смыты еще следы от заплевания. На устах лежит предательский поцелуй Иуды. Руки и ноги истерзаны гвоздями, а ребра прободены копием. Нет ни единого места на теле, оставленного без ран и страданий.

Увы! Спаситель наш! Кто повинен в Твоих страшных муках и в тех язвах, которые Ты носишь на теле Своем? Мы, и только мы.

Не мы ли предательски целовали Тебя, когда языком своим хвалили Твое величие, а делами далеко отстояли от живительных Твоих источников? Не мы ли плевали в пречистые Твои очи и лицо и ударяли Тебя по ланитам, когда Ты разными способами пробуждал в нас спящую совесть, а мы отвергали Твои благодатные действия?

Не наши ли руки возлагали на главу Твою терновый венец и били безжалостно тростию, когда наш ум противился Твоим спасительным повелениям, желая лучше витать в скверных помышлениях?

Не мы ли пригвождали руки и ноги Твои и всего Тебя Самого ко кресту, когда отвергали Твой спасительный Промысел и стремились жить по своей воле, плотской и греховной?

Не мы ли пронзали копием Твои пречистые ребра, когда сердце наше соуслаждалось греху и пленялось всякой нечистотой мира сего?

О ужас! Возлюбленные, мы — те, кто повинны во всех страданиях Спасителя мира,— стоим теперь у Его гроба и, как праведники, желаем спострадать Ему.

Но как выразим Спасителю нашему свое сострадание, когда ни ум наш, ни наши уста, ни наше сердце и ничто другое не имеет в себе и доли спасительной чистоты?

Станем ли целовать Его язвы своими устами? Но они нечисты у нас. Языком ли своим пожелаем возвеличить страдания Христовы? Но наш язык осквернен неправдоглаголанием, клеветой, ложью, досаждением, укорением и празднословием.

Сердцем ли спострадаем Христу? Но и оно нечисто у нас. И оно осквернено раздражением, гневом, злобою, самолюбием и всякой земной похотью.

Не лучше ли нам с вами, подобно женам-мироносицам, смиренно отойти от гроба Спасителя и издали наблюдать, как будут достойные целовать тело Иисусово?

Никто не дерзай сего творити! Христос лежит безгласен, но язвами Своими Он всем вопиет: «Приидите ко Мне и прикоснитесь к Моим язвам, целуйте их и лобзайте, и Я исцелю вас. Я для того и язвлен и мучим был, чтобы источить вам струи живительной силы».

Приди же ко гробу Спасителя всякий: в священный ли сан облеченный или простой мирской человек; старцы и юноши, старицы и девы — приди и лобзай Христовы язвы!

Пусть нечисты твои уста, пусть осквернены твои ум и сердце, но ты иди к Спасителевым ранам, как к источникам целительной воды. Иди с сокрушенным сердцем, иди не как праведник, а как нуждающийся в исцелении. Омой в Христовых ранах свою нечистоту слезами покаяния.

Христе Иисусе, нас ради поруганный и распятый, источи нашим душевным ранам Свою живительную силу, исцели греховность нашего сердца, нашей воли и ума и помяни нас, егда при-идеши во царствии Твое. Аминь.

Митрополит Иоанн (Снычёв)
<1962–1969>
Из книги «Голос вечности» (СПб.: «Царское Дело», 2011)
Сайт «Ветрово»
22 апреля 2022

Заметки на полях

Уважаемые читатели, прежде чем оставить отзыв под любым материалом на сайте «Ветрово», обратите внимание на эпиграф на главной странице. Не нужно вопреки словам евангелиста Иоанна склонять других читателей к дружбе с мiром, которая есть вражда на Бога. Мы боремся с грехом и без­нрав­ствен­ностью, с тем, что ведёт к погибели души. Если для кого-то безобразие и безнравственность стали нормой, то он ошибся дверью.

Благословенный час

Новый поэтический сборник иеромонаха Романа

Не сообразуйтеся веку сему

Новая книга прозы иеромонаха Романа

Где найти новые книги отца Романа

Список магазинов и церковных лавок