col sm md lg xl (...)
Не любите мира, ни яже в мире...
(1 Ин. 2:15)
Ветрово

«Полосатой фатой закрывается…»: платок как символ в русской поэзии

Литература отражает жизнь. Прочитав произведение, мы можем составить ясное представление об особенностях определенной эпохи, обычаях, нравах людей. Изображению портрета героев писатели придают большое значение, так как он является одним из действенных способов характеристики их внутреннего мира, поведения. Порой достаточно указать одну деталь – и образ становится понятен. В поэзии детали и символы приобретают особое значение. Поэты используют изящные определения, рисуя женщин. Великолепие и скромность часто раскрываются через символ платка, бережно оберегающего красоту его хозяйки. Платок (вуаль, шаль, фата) как элемент повседневного гардероба женщины встречается не только в творчестве восточных поэтов, что естественно, но и русских. Поэтические строки – доказательство того, что разные культуры, национальности, вероисповедания одинаково воспевают женскую целомудренность, чистоту, загадочность и гармонию.

 

В этот вьюжный неласковый вечер,
Когда снежная мгла вдоль дорог,
Ты накинь, дорогая, на плечи
Оренбургский пуховый платок!
(«Оренбургский пуховый платок», Виктор Боков, 1960 г.)

Как я сяду поеду на лихом коне
За Москву-реку покататися,
Кушачком подтянуся шелковым,
Заломлю набочок шапку бархатную,
Черным соболем отороченную, —
У ворот стоят у тесовыих
Красны девушки да молодушки
И любуются, глядя, перешептываясь;
Лишь одна не глядит, не любуется,
Полосатой фатой закрывается…
(«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», М.Ю. Лермонтов, 1837)

И я принес тебе, царевне ясноокой,
Кораллы слез моих печали одинокой
И нежную вуаль из пенности волны.
(Сонет, С. А. Есенин, 1915)

Я узнаю тебя и твой белый вуаль,
Где роняет цветы благовонный миндаль,
За решеткою сада, с лихого коня,
И в ночи при луне, и в сиянии дня;
И гитару твою далеко слышу я
Под журчанье фонтана и песнь соловья…
Днем и ночью гляжу сквозь решетку я вдаль —
Не мелькнет ли в саду белоснежный вуаль?
(«Я узнаю тебя и твой белый вуаль…», А.А. Фет, 1842)

И странной близостью закованный,
Смотрю за темную вуаль,
И вижу берег очарованный
И очарованную даль.
(«Незнакомка», А. А. Блок, 1906)

Не верь, не верь поэту, дева;
Его своим ты не зови –
И пуще пламенного гнева
Страшись поэтовой любви!
Его ты сердца не усвоишь
Своей младенческой душой;
Огня палящего не скроешь
Под легкой девственной фатой.
(«Не верь, не верь поэту, дева…», Ф. И. Тютчев. 1839)

По материалам сайта «Исламосфера»

Заметки на полях

  • Мне кажется, автор с исламского сайта смешала платок, вуаль и фату, хотя это совершенно разные принадлежности женского одеяния. Вуаль, например, мне кажется скорее признаком утончённого кокетства, чем целомудрия (хотя, может быть, это взгляд из нашего времени, когда вуаль — слишком большая диковинка). В приведённых автором поэтических отрывках платок упоминается только один раз. Но, безусловно, можно вспомнить и другие примеры. Первое, что пришло в голову:

    Под насыпью, во рву некошенном,
    Лежит и смотрит, как живая,
    В цветном платке, на косы брошенном,
    Красивая и молодая…
    (А. Блок, «На железной дороге»)

    …Строчит пулеметчик за синий платочек,
    Что был на плечах дорогих.
    (М. Максимов, «Синий платочек»)

    Никакого изящества в этих образах, более чем суровая правда жизни…

Уважаемые читатели, прежде чем оставить отзыв под любым материалом на сайте «Ветрово», обратите внимание на эпиграф на главной странице. Не нужно вопреки словам евангелиста Иоанна склонять других читателей к дружбе с мiром, которая есть вражда на Бога. Мы боремся с грехом и без­нрав­ствен­ностью, с тем, что ведёт к погибели души. Если для кого-то безобразие и безнравственность стали нормой, то он ошибся дверью.

Благословенный час

Новый поэтический сборник иеромонаха Романа

Не сообразуйтеся веку сему

Новая книга прозы иеромонаха Романа

Где найти новые книги отца Романа

Список магазинов и церковных лавок