col sm md lg xl (...)
Не любите мира, ни яже в мире...
(1 Ин. 2:15)
Ветрово

Владимир Трипольский. Русские масоны

Из письма нашего читателя, Владимира Ивановича Трипольского из города Абазы: «Статья «Русские масоны» — это плод моего поиска и старания понять роль масонов в истории России и революциях. Меня не покидает ощущение того, что есть некие силы (виновные в преступлениях), которые пытаются направить нас по ложному пути. Масоны в России XIX века не были так сильны, не были они ни предтечей революций, ни деятелями революционизации». Не разделяя взглядов Владимира Ивановича на русское масонство, мы, тем не менее, уважаем его, хотим дать ему возможность высказаться, а потому и предлагаем вашему вниманию его работу.

О ма­со­нах на­пи­са­но слиш­ком мно­го не­га­ти­ва, об их учас­тии в ре­во­лю­ци­ях мас­са слу­хов и до­мыс­лов. Кто они та­кие и как вли­я­ли на об­щест­во? На­сколь­ко пра­вы те, кто уве­рен в их за­го­во­ре про­тив Рос­сии, вре­ди­тельст­ве? Во­про­сов мно­го, будем ис­кать от­ве­ты.

Ут­верж­да­ет­ся, что ма­сонст­во как «сек­та» или тай­ная ор­га­ни­за­ция воз­ник­ло в от­вет на со­бы­тия в Ев­ро­пе. Шёл XVIII век, когда Цер­ковь Хрис­то­ва дав­но уже раз­де­ли­лась на нес­коль­ко час­тей (Пра­во­слав­ная, Ка­то­ли­чес­кая, про­тес­тантс­кая) и мно­жест­во сект хрис­ти­анс­ко­го тол­ка. Ес­ли ра­нее ма­со­ны бы­ли ор­га­ни­зо­ва­ны в Бри­та­нии как цеховые сообщества, то теперь они включают и тех, кто к «цехам» не имел никакого отношения. Они предпочитают культурную ниву. В «вольные каменщики» записались многие знаменитые люди того времени, как в Европе, так и в России. Российская повесть о масонстве началась во времена Петра Первого. Цель, которую ставили масоны, было объединение христианства. Тогда почему эта идея очень не понравилась католикам? В 1738 г. папа Климент осудил масонство. В ответ на централизацию власти (абсолютизм), неравенство сословий, масоны избрали демократичную форму в своих ложах. Здесь все были равны и независимы от Церкви и государства, от папы римского и своих королей.

До Екатерины Второй масоны в России были частью моды на всё европейское в высшем свете. Поверхностным, забавным, малозначительным. Екатерина Великая попыталась провести демократизацию российской жизни и общества путём реформ. Из губерний приехали посланцы, поговорили, позаседали, да и разъехались ни с чем. Слишком рискованной была затея для того времени. Требовалось время на подготовку почвы для преобразований. Напугало и восстание Пугачёва. Верхи и низы не могли быть равными. Наиболее просвещённая часть общества была разочарована, ушла в оппозиции через участие в масонских ложах. Масонство не было навязано сверху — властью, потому и стало первым волеизъявлением свободы в российском обществе. Эта отстранённость от официоза привела к тому, что власть подозрительно стала смотреть на все эти масонские таинства и затеи просвещения. Религиозность масонства была внецерковной. Масоны ставили себя в оппозицию светской власти и Церкви, но и были противниками атеистического влияния Европы. Столетний период симбиоза Церкви и государства по петровским лекалам вызвал у масонов чувство брезгливости. Они считали, что Церковь прогнулась под светскую власть и не способна к реальным самостоятельным действиям.

Масоны возомнили себя новой духовной силой в ту противоречивую эпоху. Новое притаённое сообщество было, по сути, первой и единственной самоорганизацией российского общества на тот момент. Они исходили из того, что гармония общественного развития может быть только при наличии свободно мыслящих людей, не обременённых церковным и государственным обязательством . С одной стороны, масонство стало проявлением внецерковной религиозности, с другой — внегосударственного патриотизма. Это был и ответ на распространение европейского атеизма, и реакция на ослабление церковной духовности, когда Церковь, подмятая светской властью, имела лишь соглашательский голос, но не равноправный. Церковь всё более оказывалась на содержании у государства, что отрицательно влияло как на её самостоятельность, так и на духовный рост. При всех положительных тенденциях, Церковь начинала утрачивать своё ведущее духовное положение, что сказалось во второй половине XIX века, ещё более трагично в начале века XX-го. Так духовный поиск русских людей прошёл мимо церковного и государственного. Что вызвало ответную реакцию неприязни и поставило масонов в разряд главных разрушителей, родоначальников российской революционизации.

Их борьба с атеизацией закончилась упорным стремлением к просвещению для разъяснения научных достижений в религиозном и нравственном смыслах. Но и порождала религиозно-мистические феерии с внешней таинственной атрибутикой обрядов. В то переходное время для европейского суперэтнического сообщества, когда рушились христианские жизненные основы, а жизненный цикл близился к завершению, упадок европейской христианской по своей глубинной сути культуры после раскола Церкви стал обретать явные черты в атеизации и революционизации европейского сознания и общества. Революционный мор ещё не перекинулся на Россию, но гнилые западные ветры уже повеяли. Игры в масонов, таинственность, обрядовость лишь добавляли плодотворности для культурного становления и развития. Они искали воплощения идеалов, приложения нерастраченных сил, результативности здесь и сейчас. Мораль и долг, служение обществу и Отечеству были у масонов на первом месте. Тогда же стали формироваться основные черты передовой русской интеллигенции, реализация целей и задач. Попытка утвердить примат человеческого духа, право на поиск, свою особость и избранность сыграла с ними злую шутку: вольно-невольно масоны стали и предтечей, и пособниками революционизации русского православного сознания и российского общества.

На смену скоморошному масонству XVIII века в его последней трети приходит масонство деятельное, просвещенническое, в лице дворянина Новикова Н. И. Своей основной задачей он ставит поиск света и нравственное совершенствование через подражание Христу и любовь к людям, выраженную в реальных делах. Игры в таинственность и обрядовость заканчивались, уступая место делам во имя людей. Таким образом Новиков заложил основы будущего мировоззрения российского общества — нравственное совершенствование. Пока речь шла о реформах из низов (государыня пыталась привлечь «подлый народ» к участию в делах государства), оказалось, что они невыполнимы, поскольку требовалось дать свободу крестьянам и посадским, сделав их равноправными с дворянством, наделить землёй в ущерб владетелям. Таких реформ из низов верхи (государыня и дворянство) боялись пуще огня. Оставалась деятельная работа над собой, улучшение своей природы, а после и окружающего мира. Просвещение путём издательства сатирических журналов не дало нужного результата. Тогда Новиков задумывается о книгоиздательстве и осуществляет свою мечту. Выдающийся русский мечтатель и практик обрёл в масонстве необходимое мировоззрение и связи. Арендуя захудалую типографию Московского университета, он за три года напечатал в ней больше образовательных книг, чем за предыдущие 24 года университет. Особое внимание уделял духовной, нравственной, учебной литературе. Творения отцов Церкви (Василия Великого, Иоанна Златоуста, Августина Блаженного), Фомы Кемпийского. Не питая к французской философии добрых чувств, он, тем не менее, издавал Вольтера, Монтескье, Руссо. «Древняя Российская Вивлиофика, содержащая в себе собрание древностей российских по истории, географии и генеалогии России, касающихся» — сборник древних русских документов. Впервые напечатаны произведения древнерусской литературы. «Деяния Петра Великого» историка И. И. Голикова, до сих пор не потерявшая своей ценности книга о государе, его жизни и трудах. Для детей русские сказки. Новиков соединял в себе и удачливого предпринимателя, и великого просветителя, и умудрённого книгоиздателя. Книги из его типографии расходились по всей России, читали их самые разные люди — крестьяне и горожане, до великосветских салонов. Он привлекал для работы образованных людей, слал в семинарии и академии бесплатные книги.

В масонской среде зарождается идея создания учёного сообщества. Средства на него собирали среди своих. «Дружеское учёное общество» создаётся в 1779 году, через пять лет это уже миллионное предприятие, ставившее целью покровительство наукам, общественное служение. Налаживается связь с европейскими соседями. Такая работа вовлекала в круг масонов многих просвещённых людей из высшего общества того времени. До трети их были масонами. Нельзя не вспомнить имя И. Г. Шварца, этого выдающегося просветителя-масона, профессора Московского университета, много сделавшего для просвещения. Своими трудами на ниве просветительства Новиков и Шварц закладывали духовно-нравственные основы русской интеллигенции XIX века. Масонская деятельность в условиях абсолютизма способствовала возникновению и развитию гражданского общества в России, опровергая политику власти, направленную на поддержку идеи служения Отечеству только в качестве чиновника или военного. Из масонской среды вышла и книга А. Н. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву», «Беседа о том, что есть сын Отечества». Смелое произведение не было одобрено даже масонами. Стон стыда за любимое Отечество власть раздражал, общество напугал. Это было, возможно, первое революционное проявление неприятия власти и её трудов, превышающее по накалу обычную критику. В то же время это было откровение об отрыве высшего общества от народной массы.

Историк В. О. Ключевский удивлялся тому, как в лице русского масона времён Новикова мог сочетаться и чиновник, и «человек первых веков христианства». Писатель А. Ф. Писемский разглядел в масонстве связь с традициями русской святости, отличающими их от европейского мистического масонства. Масоны в России оказались в русле духовной традиции своего Отечества. Строить свой внутренний храм в поиске Божественного Света и Истины оказалось привлекательным для многих думающих людей того времени. Литераторы, архитекторы, художники, поэты, военные, чиновники вовлекались в просветительское масонское движение. Масонское миропонимание расходилось волнами в российском обществе, находя себе сторонних попутчиков и внешних последователей — настолько их идеи были близки русскому человеку, россиянину. Для конца XVIII — начала XIX века характерен высокий накал патриотизма гражданского общества, связанный с победами на внешнем геополитическом фронте в России и Евразии. Но в этом общем хоре особняком стоит голос российских масонов. Они обличают пороки, призывают к самосовершенствованию, сторонятся мирской суеты, настраивают на познание себя и окружающего мира, при этом не отказываются от познания Божественного. Масонские идеи проявились в русской литературе, искусстве, архитектуре. Бурная деятельность масонов вскоре надоела властям. Особенно после того, как Новиков принял деятельное участие в устранении последствий голода под Москвой в 1787 году на деньги масонов. По сути, это должно было быть делом властей, вмешательство со стороны граждан не приветствовалось. Вскоре Новиков попал в опалу, масонов стали прижимать. При государе Павле Первом их деятельность негласно запретили. Очередной всплеск при Александре Первом не был долгим и плодотворным. Масонство постепенно уходит в себя как в общем плане, так и в индивидуальном.

Масонство из практически деятельного превращается в моду. Не быть масоном в обществе считается неприличным. Так масонство превращается в некую игру на публику. Масоны впервые идут в политику. Тайная организация «Союз спасения» возникает из недр масонской ложи «Соединённые друзья». Это не означает поголовного их участия в первом то ли дворцовом заговоре, то ли революционном выступлении на Сенатской площади. Свободомыслие масонов раздражает власть. В 1822 году масонские ложи запрещены. «Круги на воде» от деятельности масонов второй половины XVIII века расходились в российском обществе весь XIX век. Их идеи оказались настолько живучи в русско-евразийской культуре, что мы находим масонские традиции и в великой русской литературе в частности, и в великой русской культуре в общем. Масонские идеи о гармоничном устройстве жизни человека и общества продолжали жить. Даже Храм Христа Спасителя не избежал этого влияния в архитектуре.

Насколько масонство было опасно для общественной жизни России? Особенно в том виде, в каком мы его наблюдаем в исторических свидетельствах той поры? Судя по всему, деятельность масонов шла обществу на пользу, однако опасения у власти существовали. В этом же русле что можно сказать о масонстве А. С. Пушкина? Вращаясь в среде, где масонство было одним из необходимых элементов жизни, имея склонность к улучшению общественных нравов, он не мог пройти мимо увлечения масонством. В мае 1821 г. его посвятили в масоны в Кишинёве, в ложе «Овидий», о чём он и поделился со своим дневником. Сама ложа так и не оформилась, закрывшись самопроизвольно в ноябре того же года. Но круги по воде пошли. Поскольку масонство стало распространяться среди офицеров русской армии, правительство сочло это опасным явлением. Здесь были только двое, имевшие отношение к декабристам: это генерал-майор П.С. Пущин и майор В.Ф. Раевский. Остальные либо аристократы, либо купцы. В общем, представители местного кишинёвского высшего общества.

Первая четверть XIX века характеризуется свободомыслием в российском высшем обществе. Свободомыслия добавил поход в Европу, посещение Парижа, насыщенный революционной заразой воздух Франции. Русские масоны не принимали революционизации, для них была важна русская культура, русские мотивы в общественной жизни. Они занимались просвещением общества и простого народа. В чём и преуспели, но их желания были бо́льшими, гражданское общество — вот чего они хотели в России. То есть они стремились поднять духовный уровень и окружающих, и свой через просвещение общества. И А. С. Пушкин был одним из них, он совмещал в себе самые противоречивые понятия: монархизм и начала республиканства, глубокую православную веру и сторонний налёт атеизма, уживался между славянофилами и западниками, был до мозга костей русским национальным поэтом. Вот как он характеризовал масонов этого периода в статье «Александр Радищев»: «Мы еще застали несколько стариков, принадлежащих этому полу-политическому, полу-религиозному обществу. Странная смесь мистической набожности и философического вольнодумства, бескорыстная любовь к просвещению, практическая филантропия ярко отличали их от поколения, к которому они принадлежали».

О том, почему Пушкин подался в масоны, очень хорошо и ёмко написала исследовательница русского масонства Татьяна Алексеевна Бакунина, бежавшая из советской России и проживавшая во Франции: «Связь поэта с масонством следует искать не во внешнем образе жизни, а в той внутренней озаренности, которая руководила всем его творчеством. Он, сам по своей природе «посвященный», лучше других мог понимать смысл и значение масонского посвящения, тайну «творческого труда». Радостное восприятие жизни и поэтическая сторона масонского учения — вот то, что могло увлечь его. Стремление «вольных каменщиков» построить свой собственный мир путем сверхчувственным, мистическим для Пушкина было его собственным творческим стремлением» («Знаменитые русские масоны»).

Масонство в Российской империи вряд ли несло революционный заряд. Об этом говорит и их просветительская деятельность, и более культурная направленность в запретные годы — с 1822-го по 1906-ой, чем прямая революционная работа подобно Герцену и разночинцам, «землевольцам» и «народовольцам». Пока остаётся открытым вопрос их участия во второй волне революционизации после 1881 года. Была ли у российских подражателей масонам связь с революционным движением в России, её дирижёрами из евро-атлантического Запада, спонсорами российского революционного движения из еврейского международного капитала? А если и существовала, то насколько была сильной и практичной?

Владимир Трипольский
Сайт «Ветрово»
13 декабря 2019

Заметки на полях

  • В. И: «Шёл XVIII век, когда Цер­ковь Хрис­то­ва дав­но уже раз­де­ли­лась на нес­коль­ко час­тей (Пра­во­слав­ная, Ка­то­ли­чес­кая, про­тес­тантс­кая) и мно­жест­во сект хрис­ти­анс­ко­го тол­ка».
    Церковь не может разделиться — это Тело Христово.
    В. И: «Цель, которую ставили масоны, было объединение христианства».
    Масонам христианство неинтересно, у них цель САМОсовершенствование , поэтому масоном может быть любой, кто верит в Высшее начало (хоть в Абсолют).
    В. И: «Так духовный поиск русских людей прошёл мимо церковного и государственного».
    Это каких русских людей? Русские люди вообще такой ерундой как масонство не страдали.
    И так далее… И закончил Владимир Иванович статью риторическими вопросами. Зачем Владимир Иванович писал этот труд? Непонятно.

  • Из Вашей статьи, Владимир Иванович, я поняла, что у российского масонства были серьезные проблемы с целеполаганием. Сначала они поставили себе утопическую задачу объединить христианские конфессии и секты христианского толка. И это после почти семи веков раскола! Зачем? Они хотели создать новую Церковь или вернуть всех в лоно православия? Потом, увидев, что это пустая затея, решили освободить себя как от Церкви, так и от государства (будучи при этом «глубоко православными», как и Пушкин, в котором «глубокая православная вера» каким-то образом уживалась со «сторонним налетом атеизма»). Какова была их цель в этот период? Позже они поставили перед собой другую задачу — просвещение народа. Учитывая их «глубокое православие», явно — не в свете Христовой Истины. Они собирались ликвидировать безграмотность и знакомить народ с достижениями научной мысли. Дело, конечно, хорошее. Но делали они все это не ради Христа. Тогда какова была их истинная, изначальная миссия? Ведь не для скоморошества, моды ради или просто посидеть, попить чайку собирались умные мужи? Может быть, их главной целью было построение идеального гражданского общества путем самосовершенствования каждого из его членов и создание всероссийского, а затем и всечеловеческого братства и рая на Земле? Но этого же вроде хотели и социалисты? Только последние пытались достичь этого не долгим эволюционным путем, а быстрым революционным.

Уважаемые читатели, прежде чем оставить отзыв под любым материалом на сайте «Ветрово», обратите внимание на эпиграф на главной странице. Не нужно вопреки словам евангелиста Иоанна склонять других читателей к дружбе с мiром, которая есть вражда на Бога. Мы боремся с грехом и без­нрав­ствен­ностью, с тем, что ведёт к погибели души. Если для кого-то безобразие и безнравственность стали нормой, то он ошибся дверью.

Календарь на 2024 год

«Стихотворения иеромонаха Романа»

Сретенские строки

Новый поэтический сборник иеромонаха Романа

Не сообразуйтеся веку сему

Книга прозы иеромонаха Романа

Где найти новые книги отца Романа

Список магазинов и церковных лавок