col sm md lg xl (...)
Не любите мира, ни яже в мире...
(1 Ин. 2:15)
Ветрово

Ольга Надпорожская. «Для чего бы не продать это миро?»

Дионисий. Пир в доме Симона Фарисея

Однажды на православной выставке возле одного стенда услышала: «Что-то главу Иоанна Предтечи никто не берет…» Конечно, слова эти были произнесены бездумно, конечно, имелась в виду икона, и всё же как тут не подумать: мало того, что величайший из пророков был принесен в жертву людским страстям, мало того, что глава его была брошена в отхожее место — так её теперь ещё и продают христиане. Как, впрочем, и многое другое.

Все мы знаем эпизод из Евангелия от Луки, в котором говорится о том, как в дом, где находился Христос, пришла грешница и принесла алавастровый сосуд с миром. «И, став позади у ног Его и плача, начала обливать ноги Его слезами и отирать волосами головы своей, и целовала ноги Его, и мазала миром». Этот отрывок особенно близок женщинам, хотя образ грешницы — это образ любой кающейся души, возлюбившей Бога. То, что происходило тогда в сердце этой женщины, было настолько дорого Господу, что Он сказал: «Прощаются грехи её многие за то, что она возлюбила много» (Лк. 7:37-50).

Похожие эпизоды есть и у трех других евангелистов: они рассказывают о том, как женщина помазала ноги Господа миром «нардовым чистым драгоценным» незадолго до Его ареста и Распятия. И добавляют такую подробность: ученики (а святой Иоанн Богослов прямо говорит, что это был Иуда Искариот) негодовали и спрашивали — для чего бы не продать это миро и не раздать деньги нищим?

И вот в руках у меня рекламный буклет, в котором предлагается купить нардовое миро, восстановленное по древнему библейскому рецепту. Представлен весь ассортимент продукции: нардовое миро камня Миропомазания, нардовое миро «Святогробское», нардовое миро «Голгофское», нардовое миро «Синайское», нардовое миро «Иерусалимское» и, обобщенно, нардовое миро из Святаго Града Иерусалима. Разница – в составе самого миро и в том, что в него добавляется масло из разных лампад: от камня Миропомазания, от Гроба Господня, от Голгофы…

Слушая интервью с монахиней, воссоздавшей миро, сразу ощущаешь профессиональный подход: миро она называет парфюмом и не хочет раскрывать его рецепт. С другой стороны, в буклете «парфюм» подается как «святыня, которой желательно и даже необходимо пребывать в обители каждого христианина, чтобы освятить и защитить нас от неприятностей, болезней и прочих напастей на каждый день, помазывая чело и больные места крестообразно». «Святым миром нужно пользоваться, чтобы получить благодать от Святого Гроба Господня, — говорится в буклете. — К счастью, теперь есть возможность стать обладателем частицы Божественного, не выходя из дома».

Из интервью с монахиней можно узнать, что после самостоятельного помазывания нардовым миром («не выходя из дома») происходят исцеления: уже собрана целая книга чудес, записанных со слов посетителей православных выставок. Среди получивших исцеление есть известные люди: Наина Ельцина (избавилась от боли в плече), Галина Волчек (прошла боль в спине). Рассказывая о миро, монахиня так и говорит, что оно предназначено «для исцеления». Свою деятельность она называет миссионерством и считает, что её открытие необходимо «людям, народу, России». «Помазывая себя, люди полностью пропитываются Святым Писанием!» — говорит она.

Если бы все было так просто — купил, помазался, пропитался! Монахине ли не знать об этом.

Господь простил грешницу не за то, что она помазала Его ноги миром, а за то, что возлюбила много (потому и отдала самое дорогое, что у нее было). Неужели, если бы не было у неё сосуда с миром, если бы не было вообще ничего, кроме «сердца сокрушенна и смиренна», Господь бы её не простил? Омовение ног Спасителя слезами, помазание миром — только внешнее проявление внутреннего состояния человека, встретившегося с Богом. Апостолы Пётр, Иаков и Иоанн, встретившись со Христом, оставили сети с самым большим в своей жизни уловом, влиятельный мытарь Закхей, чтобы увидеть Его, влез на смоковницу. И сети, и смоковница — такой же символ любви к Богу, как и миро (хотя, безусловно, и реальность, запечатленная евангелистами). Но что эти сети и эта смоковница без человеческого сердца? И что такое нардовое миро само по себе? Парфюм, артефакт, эксклюзивный товар.

Но если мы будем жить внутренним, а не внешним, если, подобно евангельской грешнице, принесем Христу покаянное сердце, тогда услышим Его слова: «Прощаются тебе грехи… Вера твоя спасла тебя, иди с миром». Не продается и не покупается мир Христов, но именно он нужен «людям, народу, России». Как сказал однажды один священник, приложив руку к груди: «Если не будет здесь мира, не будет тебя».

Ольга Надпорожская
Ноябрь 2017
Сайт «Ветрово»

Песнопение иеромонаха Романа «Евангелист Божественной рукой…»

Заметки на полях

  • Как Вы правы Ольга Сергеевна, очень больно это видеть и замечать, что всё самое святое, и дорогое сердцу идет на продажу. Внешнее становится главным в жизни православных, заполняя внутреннюю пустоту. Так чем же мы лучше тех иудеев, которых Господь выгнал из храма ?

Уважаемые читатели, прежде чем оставить отзыв под любым материалом на сайте «Ветрово», обратите внимание на эпиграф на главной странице. Не нужно вопреки словам евангелиста Иоанна склонять других читателей к дружбе с мiром, которая есть вражда на Бога. Мы боремся с грехом и без­нрав­ствен­ностью, с тем, что ведёт к погибели души. Если для кого-то безобразие и безнравственность стали нормой, то он ошибся дверью.

Календарь на 2025 год

«Оглядывая прожитую жизнь...»

Месяцеслов

Стихотворение о годовом круге, с цветными иллюстрациями

От сердца к сердцу

Новый поэтический сборник иеромонаха Романа

Где найти новые книги отца Романа

Список магазинов и церковных лавок