col sm md lg xl (...)
Не любите мира, ни яже в мире...
(1 Ин. 2:15)
Ветрово

Святитель Тихон Задонский. Пришелец, или странник

Кто отлучился из своего дома и Отечества и живет на чужой стороне, тот там пришелец и странник, как россиянин, находящийся в Италии или в иной какой земле, там пришелец и странник. Так и христианин, от небесного Отечества удаленный и в многобедственном мiре этом живущий, пришелец и странник. Об этом святой апостол с верными говорит: не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего (Евр.13:14). И святой Давид это исповедует: Cтранник я у Тебя и пришелец, как и все отцы мои (Пс.38:13). И еще молится: Пришлец аз есм на земли; не скрый от Мене заповедей Твоих (Пс.118:19). Странник, живя на чужой земле, все старание прилагает к тому, чтобы сделать и совершить то, ради чего прибыл на чужую землю. Так и христианин, словом Божиим позванный и святым Крещением обновленный к вечной жизни, старается, как бы не лишиться вечной жизни, которая здесь, в этом мiре, или приобретается, или губится. Странник в чужой земле с немалым опасением живет, потому что между незнакомыми людьми находится. Так и христианин, в этом мiре живя, как на чужой земле, всего опасается и остерегается, то есть духов злобы, демонов, греха, прелести мiра, злых и безбожных людей. Странника все чуждаются и удаляются от него, как от не своего и чужеземца. Так и истинного христианина все мiролюбцы и сыновья века этого чуждаются, удаляются и ненавидят, как не своего и им противного. Об этом говорит Господь: Если бы вы были от мiра, то мiр любил бы свое; а так как вы не от мiра, но Я избрал вас от мiра, потому ненавидит вас мiр (Ин 15:19). Море мертвого тела, как говорят, не держит в себе, а извергает вон. Так и мiр непостоянный, как море, благочестивую душу, как для мiра умершую, изгоняет. Мiролюбец – любезное чадо для мiра, тогда как презиратель мiра и похотей его прелестных – враг.

Странник ничего недвижимого, то есть ни домов, ни садов, ни иного чего подобного, не заводит на чужой земле, кроме нужного, без чего невозможно прожить. Так и для истинного христианина все в этом мiре недвижимо, все оставит в этом мiре, и само тело. Об этом говорит святой апостол: Ибо мы ничего не принесли в мiр; явно, что ничего не можем и вынести из него (1 Тим. 6:7). Поэтому истинный христианин ничего в этом мiре не ищет, кроме нужного, говоря с апостолом: Имея пропитание и одежду, будем довольны тем (1 Тим. 6:8). Странник движимые вещи, как-то: деньги и товар – в Отечество свое посылает или везет. Так и для истинного христианина движимые вещи в этом мiре, которые он с собою взять может и в тот век перенести, – это добрые дела. Их он старается собрать здесь, в мiре живя, как духовный купец духовный товар, и в небесное свое Отечество принести, и с ними явиться и предстать перед Небесным Отцом. Об этом увещевает нас Господь, христиане: Собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут (Мф.6:20).

Сыновья века сего пекутся о теле смертном, а благочестивые души пекутся о бессмертной душе. Сыновья века сего ищут временных и земных своих сокровищ, а благочестивые души к вечным и небесным стремятся и желают таких благ, что не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку (1 Кор.2:9). На это сокровище невидимое и непостижимое верой они взирают и всем земным пренебрегают. Сыновья века сего стараются на земле прославиться. А истинные христиане ищут славы на небесах, где Отечество их. Сыновья века сего украшают тело различным одеянием. А сыновья царствия Божия украшают бессмертную душу и облекаются, по увещеванию апостола, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение (Кол 3:12). И потому сыновья века сего несмысленны и безумны, ибо ищут того, что само по себе ничто. Сыновья же царствия Божия разумны и мудры, так как пекутся о том, что блаженство вечное в себе заключает.

Страннику на чужой земле жить скучно. Так и истинному христианину в этом мiре жить скучно и скорбно. Ему в этом мiре везде ссылка, тюрьма и место изгнания, как удаленному от небесного Отечества. Горе мне, – говорит святой Давид, – что жизнь моя в переселении продолжительна[1] (Пс.119:5). Так и прочие святые об этом сетуют и вздыхают. Страннику хотя и скучно жить на чужой земле, однако живет ради нужды, ради которой из Отечества своего отлучился. Так и истинному христианину хотя и скорбно жить в этом мiре, однако, пока Бог велит, живет и терпит это странствование. У странника всегда в уме и памяти Отечество и дом свой, и желает он возвратиться в Отечество свое. Иудеи, будучи в Вавилоне, всегда имели в мысли и памяти Отечество свое, Иерусалим, и усердно желали возвратиться в свое Отечество. Так и истинные христиане в этом мiре, как на вавилонских реках, сидят и плачут, поминая горний Иерусалим – Отечество небесное, и к нему с воздыханием и плачем возводят свои очи, и желают прийти туда. Оттого мы и воздыхаем, желая облечься в небесное наше жилище, – воздыхает Павел святой с верными (2 Кор. 5:2). Для сыновей века сего, пристрастившихся к мiру, мiр – как отечество и рай, и потому не хотят от него отлучиться. Но сыновья царствия Божия, сердцем от мiра отлучившиеся и всякие скорби в мiре терпящие, желают к тому Отечеству прийти. Христианину истинному в этом мiре жизнь есть не что иное, как всегдашнее страдание и крест. Когда странник в Отечество, в дом свой возвратится, то домашние, соседи и друзья его радуются ему и приветствуют его благополучное прибытие. Так, когда христианин, окончив свое в мiре странствование, придет в Отечество небесное, радуются о нем все Ангелы и все святые жители небесные. Странник, пришедший в Отечество и дом свой, в безопасности живет и успокаивается. Так и христианин, вошедший в небесное Отечество, успокаивается, живет в безопасности и ничего не боится, радуется и веселится о блаженстве своем.

Отсюда видишь, христианин: 1) Жизнь наша в этом мiре есть не что иное, как странствование и переселение, как говорит Господь: Вы пришельцы и переселенцы… предо Мною (Лев. 25:23). 2) Наше истинное Отечество не здесь, но на небесах, и для него мы созданы, Крещением обновлены и Словом Божиим позваны. 3) Не должны мы, как позванные к небесным благам, земных искать и к ним прилепляться, кроме нужных, как-то: пищи, одежды, дома и прочего. 4) Человеку-христианину, живущему в мiре, нечего более желать, как вечной жизни, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше (Мф. 6:21). 5) Кто хочет спастись, тому надо сердцем от мiра отлучиться, пока душою от мiра не отойдет. 6) Кто в этом мiре ищет, как разбогатеть и прославиться, этим показывает, что мiр, а не небо Отечеством имеет, и так заблуждается, что в день смерти своей и уразумеет.

Святитель Тихон Задонский
Из книги «Сокровище духовное, от мiра собираемое»

[1] Перевод П. Юнгерова, редакция «Азбуки Веры».

Заметки на полях

  • Липецк

    «Христианину истинному в этом мiре жизнь есть не что иное, как всегдашнее страдание и крест»
    Благодарю за публикацию!

Уважаемые читатели, прежде чем оставить отзыв под любым материалом на сайте «Ветрово», обратите внимание на эпиграф на главной странице. Не нужно вопреки словам евангелиста Иоанна склонять других читателей к дружбе с мiром, которая есть вражда на Бога. Мы боремся с грехом и без­нрав­ствен­ностью, с тем, что ведёт к погибели души. Если для кого-то безобразие и безнравственность стали нормой, то он ошибся дверью.

Календарь на 2022 год

«Иеромонах Роман. Месяцеслов»

Не сообразуйтеся веку сему

Новая книга иеромонаха Романа

Где найти новые книги отца Романа

Список магазинов и церковных лавок