col sm md lg xl (...)
Не любите мира, ни яже в мире...
(1 Ин. 2:15)
Ветрово

Об участии монастырей в социальных сетях

20 апреля 2021 года в режиме видеоконференции состоялось совещание наместников и игумений ставропигиальных монастырей Русской Православной Церкви, посвященное информационной работе в 2020-2021 годах.

…С основными тенденциями развития социальных сетей участников совещания ознакомила заместитель главного редактора РИА «Новости», директор по мультимедиа и новым проектам Наталья Лосева. В своем выступлении «Соцсети. Что меняется с точки зрения аудитории» Наталья Лосева отметила, что бóльшая часть коммуникаций современных людей уже перешла в социальные сети. Почти 100% аудитории присутствующих в интернет-пространстве являются пользователями соцсетей. Представители молодого поколения основными источниками информации, в том числе и новостной, считают соцсети и мессенджеры. Доверие к официальным источникам падает, в том числе и по причине распространения фейковых новостей и непроверенной информации.

Говоря о контенте социальных сетей, Наталья Лосева отметила, что пользователи предпочитают новости читать, а образовательную, познавательную и развлекательную информацию потреблять в формате видеороликов, отдавая предпочтение сверхкоротким. Далее в своем выступлении специалист по мультимедиа обратила внимание собравшихся на все возрастающую роль смартфонов. По утверждению Н.Г. Лосевой, 80% новостного контента идет через мобильные телефоны, и это должно стать стимулом для развития мобильных версий монастырских сайтов.

Внимания занятых в сфере информации людей, в том числе и тех, кто отвечает за информационную работу в монастырях, также требуют немедийные платформы (например, Яндекс.Дзен), так как у их большой аудитории есть запрос на качественную информацию о жизни Церкви, но недостаточно авторов, которые могли бы хорошо написать о ней. Еще одним направлением информационной работы могло бы стать создание подкастов на монашеские темы (аналог циклов радиопередач) для тех, кто предпочитает фоновое потребление информации. Наталья Лосева также уделила внимание стратегии противодействия распространению фейков. По ее мнению, фейковую информацию нельзя игнорировать — в противном случае она может занять собой все информационное пространство, и люди будут считать ее правдивой. Информацию такого рода нужно не просто опровергать, но и аргументированно разъяснять, почему ей нельзя верить, вступать в диалог с теми, кто, не разобравшись в сути проблемы, транслирует фейки. Также Наталья Лосева дала ряд полезных рекомендаций, касающихся преодоления эффекта так называемого информационного пузыря (или «пузыря фильтра»), который не позволяет человеку видеть в соцсетях посты церковных людей или монастырские страницы, если христианство не относится к сфере его интересов, — тем самым почти блокируя просветительскую деятельность.

С сообщением «Современные проблемы информационного отдела монастыря» выступил монах Евлогий (Самойлов), насельник Спасо-Преображенского Валаамского ставропигиального мужского монастыря, ответственный за информационную работу обители. Отец Евлогий на примерах работы возглавляемой им информационной службы обрисовал современную ситуацию, а также поставил перед участниками конференции ряд принципиальных острых вопросов, касающихся основ обсуждаемой проблематики. Одной из главных трудностей, по мнению отца Евлогия, является нехватка профессионально подготовленных людей — журналистов, SMM-специалистов, операторов, программистов и т.п. Идя в монастырь, человек менее всего настроен на то, что ему придется окунуться в поток информации, искать способы продвижения «продукта», пусть даже духовного содержания, при помощи современных средств коммуникации, тем более выходить в публичное пространство. На обучение такой деятельности и на такие послушания насельники идут неохотно, да и духовники зачастую на это не благословляют, зная, что эти труды сопровождаются большим количеством искушений; постоянная интеллектуальная занятость не оставляет времени для молитвы, быстро наступает выгорание. Не меньшие проблемы возникают и с передачей полномочий мирским помощникам, поделился опытом докладчик, — непросто найти профессионалов, к тому же глубоко погруженных в контекст монашеской жизни.

Наряду с этим есть иные объективные трудности. Среди них, как сказал отец Евлогий, определенная перенасыщенность однообразным православным контентом, из-за чего, в частности, молодежь проявляет очень малый интерес к монастырской тематике в интернете. В то же время выступавший подверг сомнению целесообразность оживления интереса за счет острой полемики, борьбы с ложными высказываниями и отрицательными комментариями, а также применения методов «раскручивания» своего присутствия в сети, характерных для светских медиаресурсов: подобные попытки не найдут сочувствия в монашеской среде. Отец Евлогий задал при этом вопрос: если монастырь активно осуществляет миссию в работе с паломниками, нужно ли ему одновременно стремиться и к охвату интернет-пространства? В заключение докладчик предложил на постоянной основе проводить совместные обсуждения с участием всех людей, причастных к данному послушанию, — в связи с тем, что оно имеет столько недостаточно проработанных аспектов.

Далее последовало выступление архимандрита Мелхиседека (Артюхина), который ознакомил участников видеоконференции с проектом документа комиссии Межсоборного присутствия по вопросам организации жизни монастырей и монашества «Взаимоотношения насельников монастырей с внешним миром в свете монашеских обетов» в той его части, которая непосредственно посвящена присутствия монашествующих в социальных сетях. Архимандрит Мелхиседек сделал акцент на необходимости разделения монашествующих, присутствующих в социальных сетях по послушанию, выполняющих миссионерские, просветительские, благотворительные задачи, и всех остальных насельников монастырей, которым в идеале вообще не нужно сколько-нибудь соприкасаться с соцсетями. В проекте документа достаточно подробно и аргументированно выражена данная точка зрения. Пресс-секретарь Синодального отдела по монастырям и монашеству особо отметил, что исполняющие послушание в информационной службе не должны забывать, что самое главное монашеское занятие — это молитва. Священноначалию необходимо внимательно следить за тем, чтобы на такие послушания назначались духовно зрелые люди, способные справиться с многочисленными опасностями и рисками, которые несет присутствие в интернет-пространстве.

Монахиня Макария (Огудина) много лет исполняет в Свято-Троицком Серафимо-Дивеевском монастыре послушание руководителя информационных и издательских проектов. Отвечая на вопрос, есть ли необходимость участия монастырей в социальных сетях, монахиня Макария подчеркнула, что должно подразумеваться участие именно монастырей, а не монашествующих. Так, участие Дивеевской обители в социальных сетях «ВКонтакте» и «Инстаграм» не персонифицировано, при этом число подписчиков значительно: 54000 и более 198000 соответственно. Несмотря на то, что информация в аккаунтах дублируется, она находит в обеих сетях свою аудиторию. Соблюдается периодичность и своевременность выхода материалов: от обязательных одной-двух до десяти публикаций ежедневно. Информационная служба не стремится обнародовать внутреннюю жизнь обители, но знакомит с монастырским укладом через рассказы о послушаниях, публикует тексты и исторического характера, и просветительские — с объяснением богослужений, рассказом о монашеских традициях. Все это, по словам монахини Макарии, вызывает активную обратную связь: люди делятся приобретенным духовным опытом, им важен эффект присутствия, пусть виртуального, в любимом монастыре.

По поводу вопроса о влиянии участия в соцсетях на духовную жизнь монашествующих мать Макария заметила, что подобная деятельность по сути мало чем отличается от работы в ежедневной газете, утомительна, отнимает много времени и не оказывает благотворного влияния на самих монашествующих. Привлечение помощников-мирян — это хороший выход, однако даже у владеющих профессиональными навыками воцерковленных людей духовный опыт и стиль письма зачастую не соответствуют духу монастырского ресурса.

Монахиня Макария также сказала, что интересно было бы проследить, как решается вопрос с присутствием монашествующих в группах, которые ведутся от имени монастыря: как могут быть представлены такие темы, как, например, постриг; какие фотографии и видео считать уместными? Матушка Макария отметила при этом опыт Оптиной пустыни, где братия умеет сочетать свободу общения с аудиторией и высокую степень ответственности за свои слова.

Был затронут также вопрос обмена информацией, взаимной рекламы, совместных акций с другими монастырями. Монахиня Макария считает возможным и полезным организацию стрим-дискуссий с участием руководителей монастырей, беседующих на актуальные для монашества темы, к которым таким образом могли бы приобщиться заинтересованные зрители.

Совещание завершилось дискуссией, в ходе которой участники — как монашествующие, так и миряне, занимающиеся информационной работой в обителях, — поделились своим опытом, привели примеры успешных сетевых проектов, высказали предложения по развитию церковного присутствия в интернет-пространстве. Было отмечено, что документ комиссии Межсоборного присутствия «Взаимоотношения насельников монастырей с внешним миром в свете монашеских обетов» будет обсуждаться в ходе работы направления «Древние монашеские традиции в условиях современности» XXIX Международных образовательных чтений, которые должны состояться в мае 2021 года. В связи с этим всем было предложено обдумать свои замечания и дополнения, касающиеся тех его разделов, к которым тема прошедшей видеоконференции имеет непосредственное отношение.

По материалам Официального сайта Московского Патриархата
21 апреля 2021

Заметки на полях

  • Санкт-Петербург

    Очень своевременно. Я, например, подписалась на контакт с одним, дорогим для меня монастырем и постоянно получаю от них сообщения, а так же в монастырской Инстаграм вижу постоянное обновление. И все время думаю: каково тому иноку, который готовит все эти публикации? Полезно ли для его души нагружать себя обилием информации постоянно? Как он справляется со всем этим потоком? А ведь кто-то и увлекается…

  • Мне тоже этот материал показался очень интересным (несмотря на присущий конференциям полунаучный язык и обилие неологизмов наподобие «подкаста», «аккаунта» и т.п.). Читая, отметила для себя следующие моменты:

    1. «Бóльшая часть коммуникаций современных людей уже перешла в социальные сети. Почти 100% аудитории присутствующих в интернет-пространстве являются пользователями соцсетей. Представители молодого поколения основными источниками информации, в том числе и новостной, считают соцсети и мессенджеры. Доверие к официальным источникам падает, в том числе и по причине распространения фейковых новостей и непроверенной информации. Говоря о контенте социальных сетей, Наталья Лосева отметила, что пользователи предпочитают новости читать, а образовательную, познавательную и развлекательную информацию потреблять в формате видеороликов, отдавая предпочтение сверхкоротким».

    Здесь можно подумать о том, как должны вести себя авторы и редакторы: идти на поводу у «пользователей» или, учитывая их предпочтения, по-прежнему создавать полноценные материалы (а не «сверхкороткие»).

    2. «Наряду с этим есть иные объективные трудности. Среди них… определенная перенасыщенность однообразным православным контентом, из-за чего, в частности, молодежь проявляет очень малый интерес к монастырской тематике в интернете. В то же время выступавший подверг сомнению целесообразность оживления интереса за счет острой полемики, борьбы с ложными высказываниями и отрицательными комментариями, а также применения методов «раскручивания» своего присутствия в сети, характерных для светских медиаресурсов: подобные попытки не найдут сочувствия в монашеской среде».

    3. «Отвечая на вопрос, есть ли необходимость участия монастырей в социальных сетях, монахиня Макария подчеркнула, что должно подразумеваться участие именно монастырей, а не монашествующих».

  • Кронштадт

    Как раз думала об этом. Нельзя служить двум господам, но жизнь сейчас такая. В голове не укладывается, хоть и пользуюсь Вашим сайтом, и сайтами Валаама, Оптины и др.. Особо запомнилось из прочитанного, что «внимательно следить за тем, чтобы на такие послушания назначались духовно зрелые люди, способные справиться с многочисленными опасностями и рисками, которые несет присутствие в интернет-пространстве.» СпасиБог!

  • Галина, монастыри ведь и прежде занимались просветительской деятельностью. Просто в наше время она приобрела ещё и «электронные» формы. Но, публикуя какие-то материалы в социальных сетях, нужно «знать свои границы».

  • Минск

    Искренне не понимаю связи между монашествующими и интернетом. Считаю, это бедой нашего времени. Подобная тенденция ведет к вымиранию монастыря как духовного института. Это правда так важно подстраиваться под современного человека? Или все должно быть ровно наоборот?

  • Тверь

    На литературно-музыкальной встрече, посвящённой поэзии отца Романа, были сказаны такие слова: «Преподобный Нил Сорский говорил, что единственная милостыня, которую монах может подать нуждающимся — это слово».
    А интернет может служить инструментом для осуществления проповеди слова и духовного окормления. В этом случае возможности увеличиваются и большее количество нуждающихся получит милостыню. Наверное, это и есть основная связь между монашествующими и интернетом.
    При помощи интернета многие узнали об отце Романе. Книгу ведь можно и не встретить за всю жизнь.
    Я случайным образом в интернете зашла на сайт «Ветрово». И во многом моя жизнь и мировоззрение с тех пор поменялись. Пути Господни неисповедимы.

Уважаемые читатели, прежде чем оставить отзыв под любым материалом на сайте «Ветрово», обратите внимание на эпиграф на главной странице. Не нужно вопреки словам евангелиста Иоанна склонять других читателей к дружбе с мiром, которая есть вражда на Бога. Мы боремся с грехом и без­нрав­ствен­ностью, с тем, что ведёт к погибели души. Если для кого-то безобразие и безнравственность стали нормой, то он ошибся дверью.

Мир вам!

Новая книга иеромонаха Романа