col sm md lg xl (...)
Не любите мира, ни яже в мире...
(1 Ин. 2:15)
Ветрово

Ольга Надпорожская. Прикосновение к слову

Писательница Зорица Кубурович

Когда-то знакомый священник, побывавший в Сербии, рассказал, что, беседуя с сербами о земном, бытовом, он ничего не мог понять, но когда разговор касался духовного, вдруг начинал постигать смысл. Недавно мне довелось убедиться в правоте его слов: мы повстречались с писательницей Зорицей Кубурович, которая с подстрочника переводила на сербский язык стихотворения иеромонаха Романа. Я ожидала, что Зорица хоть немного говорит по-русски, и даже приготовилась взять у неё интервью. Но оказалось, что Зорица не говорит ни по-русски, ни по-английски, а уловить смысл в потоках её речи мне почти не удавалось. И удивительно ли это, если даже хорошо знакомые слова в сербском языке часто имеют другое значение: например, «слово» переводится с сербского как «буква», а «реч» — как «слово».

— Христос — это Бог Реч? – спросила я.

— Да, Бог Реч, — ответила Зорица.

Но в основном мне приходилось просто слушать, улыбаться, кивать головой, вставлять отдельные слова — часто, по-видимому, невпопад, отчего было неловко, тем более что Зорица всё же неплохо понимала русскую речь, только сказать не могла.

Так продолжалось до тех пор, пока я не стала расспрашивать её о Сербской Церкви. В рассказе Зорицы сразу стало появляться гораздо больше знакомых слов, и вдруг смысл стал совершенно отчётливым — так, как будто ты долго шёл наугад по зыбкому болоту и вдруг оказался на твёрдом и надёжном островке. Это произошло, когда Зорица стала рассказывать о своём духовном отце, епископе Атанасии (Евтиче).

Впервые Зорица повстречалась с ним много лет назад в монастыре Грачанице в Косово. Он был тогда иеромонахом, а Зорица — нецерковным человеком. Она заговорила с ним о Евангелии и спросила: «Что значит Блажени нищии духом, яко тех есть Царство Небесное?» «Это значит, что из-за своей духовной нищеты они же́ле Духа Святого», — ответил отец Атанасий.

— Они желают? — переспросила я Зорицу, не веря своему пониманию.

— Да, желают, — кивнула она.

— Хотят?

— Да, хотят!

Слова отца Атанасия поразили меня — то ли сами по себе, потому что заповедь о блаженстве нищих духом всегда была мне не очень понятна, то ли потому, что именно в тот момент, когда они прозвучали, я вдруг с такой ясностью стала понимать сербскую речь. И мне тут же вспомнилось, как однажды отец Роман, говоря о евангельском юноше, который в ответ на предложение Христа раздать своё имение и следовать за Ним, отошёл опечаленным, потому что был очень богат, сказал:

— Это богатство — не обязательно материальное. Культура тоже богатство, и оставить его может быть очень трудно…

Получается, два евангельских отрывка говорят об одном: нищие духом блаженны, потому что желают Духа Святого и, значит, могут Его стяжать, а «богатые» духом не жаждут, потому что заполнены до краёв, не хотят расстаться с богатством и уходят, предпочитая Божьему земное!

И ещё я вспомнила, как однажды во Франции оказалась в семье пожилых крестьян, католиков, которые не говорили ни по-русски, ни по-английски, а я, в свою очередь, не говорила по-французски. Объясняться с хозяевами было гораздо труднее, чем с Зорицей, потому что французский язык совсем не похож на русский, у них нет общего предка — старославянского. Несколько дней мы объяснялись с французами на языке жестов, только иногда вставляя отдельные слова. И однажды хозяйка, Мари-Жо, сказала мне, что неподалёку находится русский православный Храм и что она может туда меня отвезти.

Маленький белый Храм стоял среди полей, на небольшом кладбище, где были похоронены русские солдаты времён Первой мировой войны — на очень многих Крестах было написано имя Ivan.

И тут Мари-Жо спросила меня, почему купол Храма голубой?

Я показала на небо, потом на неё и сказала:

— Небо! Мари!

— О! Мари! Сьель! – поняла она. И спросила: а почему крыша зелёная?

Я показала на короткую, аккуратно постриженную травку, на деревья и сказала:

— Сэйнт Спирит!

— О! Уи! Сант-Еспри́ ! — обрадовалась Мари-Жо и перекрестилась. — Пэр, Фис е Сант-Еспри!

Это был наш самый захватывающий и самый плодотворный разговор за все дни. Мне удалось объяснить, а ей понять, что купол голубой в честь Божией Матери, а крыша зелёная в честь Духа Святого.

Когда-то апостолы получили дар говорить на язы́ках, чтобы проповедовать Слово Божие в разных странах. Мы, христиане последних времён, не владеем этим даром совершенно и изучаем языки по много лет, чтобы потом использовать совсем не для проповеди. И всё же есть какой-то дальний отзвук, отголосок этого дара: когда, говоря о земном, плутая в болоте непонимания, мы вдруг заговариваем о Небесном — и становимся понятыми. Какая-то слабая тень апостольских времён осеняет нас, и то, что мы узнаём в эти краткие мгновения, оказывается Евангельским, святым — Божий дар, чудо понимания, прикосновение к Слову.

Ольга Надпорожская
Сайт «Ветрово»
26 июля 2019

Заметки на полях

  • Спасибо. Очень интересно. И мысль, мне кажется, верная.

  • Ольга Сергеевна, благодарю Вас за рассказ. Очень утешительно. Какое счастье иметь такого духовного отца как у Зорицы. На фото у Зорицы лучистые глаза , очень красивые.

  • По словам Зорицы, епископ Атанасий — ученик преподобного Иустина (Поповича).

  • Спаси, Господи, за благостное состояние души после прочтения написанного Вами, Ольга Сергеевна.

  • Это чрезвычайно важно, когда в общении одному удаётся объяснить, а другому понять его!
    Само выражение, о прикосновении к Слову, необыкновенно понравилось!

  • С большим удовольствием читаю каждую статью Ольги Сергеевны. Восхищает её талант тонко и проникновенно писать о духовном. С нетерпением жду новых публикаций.

  • Французы близки к нам по темпераменту. Часто издали слыша речь,но еще не разбирая слов я думал,что разговаривают русские.Может поэтому русская аристократия так любила жить во Франции. Спасибо за познавательную статью,с «нищие духом» неожиданно и в десятку.Знай наших!

Уважаемые читатели, прежде чем оставить отзыв под любым материалом на сайте «Ветрово», обратите внимание на эпиграф на главной странице. Не нужно вопреки словам евангелиста Иоанна склонять других читателей к дружбе с мiром, которая есть вражда на Бога. Мы боремся с грехом и без­нрав­ствен­ностью, с тем, что ведёт к погибели души. Если для кого-то безобразие и безнравственность стали нормой, то он ошибся дверью.

Календарь на 2024 год

«Стихотворения иеромонаха Романа»

Сретенские строки

Новый поэтический сборник иеромонаха Романа

Не сообразуйтеся веку сему

Книга прозы иеромонаха Романа

Где найти новые книги отца Романа

Список магазинов и церковных лавок