col sm md lg xl (...)
Не любите мира, ни яже в мире...
(1 Ин. 2:15)
Ветрово

Святитель Григорий Палама. Проповедь на Евангелие от Матфея о двух исцелённых слепцах

В Неделю седьмую по Пятидесятнице

Когда Иисус шел оттуда, за Ним следовали двое слепых и кричали: помилуй нас, Иисус, сын Давидов! Когда же Он пришел в дом, слепые приступили к Нему. И говорит им Иисус: веруете ли, что Я могу это сделать? Они говорят Ему: ей, Господи! Тогда Он коснулся глаз их и сказал: по вере вашей да будет вам. И открылись глаза их; и Иисус строго сказал им: смотрите, чтобы никто не узнал. А они, выйдя, разгласили о Нем по всей земле той. Когда же те выходили, то привели к Нему человека немого бесноватого. И когда бес был изгнан, немой стал говорить. И народ, удивляясь, говорил: никогда не бывало такого явления в Израиле. А фарисеи говорили: Он изгоняет бесов силою князя бесовского. И ходил Иисус по всем городам и селениям, уча в синагогах их, проповедуя Евангелие Царствия и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях.

Евангелие от Матфея, 9:27-35

 

Господь наш Иисус Христос исцелил много слепых. Он исцелил их как телесно, так и душевно. Исцеление душевной слепоты есть перемена человеческого неверия на веру, изменение неведения людей на ведение ими Божественной Истины. К таким исцелённым относятся бесчисленные бывшие слепцы, душам которых Господь даровал зрение. Исцелённых Христом слепых телесными очами тоже было немало. Некоторые из них исцелились одним Его словом, другие – Его прикосновением, третьи – приблизившись к Нему, а иные – помазанием из брения.

После того как Христос воскресил умершую дочь Иаира, Он отправился в путь, и к Нему приблизились двое слепых, которые громко кричали: Помилуй нас, Сыне Давидов! Господь вошёл вместе с ними в дом и спросил: Вы верите, что Я могу сделать то, о чём вы Меня просите?Да, Господи, – ответили они Ему. Тогда Христос коснулся их глаз и сказал: Да будет вам по вере вашей. И слепцы исцелились (Мф. 9: 27–31).

Святой пророк Исаия, как ветхозаветный свидетель о Христе предрёк, что Господь послан от Отца и Духа проповедовать пленным освобождение и слепым прозрение (Ис. 61: 1). Отсюда рождается следующий вопрос: почему пророк сказал, что Христос проповедует прозрение слепым, а не дарует им прозрение? Ответ будет таким: Христос пришёл на землю не для того, чтобы просто отверзать телесные очи, а главным образом для того, чтобы открыть душевные очи каждому слепому человеку, который, исцеляясь евангельской проповедью, начинает видеть единственную истину и спасение. Христос снизошёл на землю по Своему человеколюбию, для того чтобы даровать нам духовное прозрение. Те, кто исцелены Им от внутренней слепоты, ушли от неверия и пришли к вере. Для того, чтобы уверовали одни, понадобились чудеса, для других же было достаточно только слова Истины.

Слепцы, о которых повествуется в нынешнем зачале Евангелия от Матфея, получили это прозрение ещё до того, как они исцелились телесно. Они услышали о Христе и уверовали в Него до своего исцеления. Именно поэтому они шли за Ним и во весь голос умоляли Его о милости. Возможно, здесь уместным будет сказать и том, что слепцы были исцелены в капернаумском доме, где жил Христос. Как Сам Он говорил: И ты, Капернаум, вознёсся до неба… Именно там, в Капернауме и было совершено это чудесное исцеление.

У нас, слышавших сегодня это евангельское зачало, есть благоприятная возможность сделать всё возможное для того, чтобы обрести подаваемый Христом Свет. Имея сей Свет, мы сможем избежать любой тьмы и удалиться от того, кто покровительствуют всякому человеческому греху и радуется ему, то есть от диавола. Свет Христов подобно солнцу освещает душу каждого кающегося. Он наполняет её радостью и целомудрием, миром и состраданием, незлобием и любовию. Он украшает душу всеми добродетелями. Те, кто не обрёл этого Света, не просто находятся во тьме, но всё глубже и глубже погружаются в эту тьму. В глубинах этих кроются дела тьмы. Там – все блудники и прелюбодеи, злопамятные и немилосердные люди, бесчинники и хищники и, говоря кратко, все те, кто по собственному выбору наполнил себя разного рода злом.

Можешь ли ты назвать мне признаки, по которым мы сможем отличить верующего от неверующего, или крещённого во Христа от некрещёного? Каким бы ни был твой ответ, их отличия будут не в словах, а в делах и в образе жизни. Если человек утверждает, что он крещён во Христа, однако его дела темны, то он не принадлежит к тем, кто увидел Свет. Апостол Павел говорит, что есть христиане, которые исповедуют, что они знают Бога, тогда как своими делами они отрекаются от Него. Они упрямы и неиспытаны во всяком благом деле (См. Тит. 1: 16). Такие люди исповедуют веру только языком, и подобны они уродливому и невообразимому двуликому чудовищу. Вера приносит пользу, когда человек живёт по совести и подвизается ради Христа, очищая себя исповедью и покаянием. Если человек сознательно не верит Богу и преступает заключённые с Ним заветы, то его вера превращается в неверие. Невозможно спастись человеку, который сознательно избегает Крещения, хотя при этом и говорит, что якобы верует во Христа. Настолько же невозможно спастись и тому, кто сознательно живёт в неверии, хотя он и крещён. Верующий же человек, который хранит заповеди Христовы, ежедневно с терпением идёт по Его узкому пути и благодушно переносит все скорби, которые его на этом пути встречают. И когда-то наступает время, когда такой христианин радуется своему спасению.

Христос по Своему человеколюбию удостоил нас дерзнуть сказать вам эти слова, хотя мы и уязвимы теми же самыми страстями. Он позволил нам это для того, чтобы мы не продолжали быть рабами и исполнителями этих страстей и не подпали под осуждение. Во время сей земной жизни у каждого из нас есть возможность с помощью покаяния не только избежать многоболезненных плодов страстей и греха, но и противодействовать ему, уподобившись Сыну Божию, Который может из недостойных соделать достойных. Он призывает нас всех стать Его детьми по благодати и хочет соделать нас наследниками славы Его Царства.

Из книги «Жизнь во Христе согласно учению святителя Григория Паламы» (составитель архимандрит Мефодий (Алексиу))
Сайт «Ветрово»
30 июля 2022

Уважаемые читатели, прежде чем оставить отзыв под любым материалом на сайте «Ветрово», обратите внимание на эпиграф на главной странице. Не нужно вопреки словам евангелиста Иоанна склонять других читателей к дружбе с мiром, которая есть вражда на Бога. Мы боремся с грехом и без­нрав­ствен­ностью, с тем, что ведёт к погибели души. Если для кого-то безобразие и безнравственность стали нормой, то он ошибся дверью.

Благословенный час

Новый поэтический сборник иеромонаха Романа

Не сообразуйтеся веку сему

Новая книга прозы иеромонаха Романа

Где найти новые книги отца Романа

Список магазинов и церковных лавок