Из книги «Душа живая твари бессловесной»
Давно замечено, что домашние животины даже внешне похожи на своих хозяев. И внутренне тоже. Достоинства, а уж, тем более, недостатки у нас с ними одинаковые.
Некоторые представители животного царства даже олицетворяют собой различные человеческие черты и черточки. Скажут про кого-нибудь: «смотрит, как баран на новые ворота», или «выступает, будто пава», или «змея подколодная». Всё. Больше ничего объяснять не нужно. Припечатано…
Несомненно, каждый может поведать множество примеров сообразительности, трогательнейшей преданности, чувства юмора и сострадания к нам домашней живности, начиная от лошадей и козлов и кончая черепахами и хомяками.
А наше отношение к ним — оселок отношения человека к твари Божией. Потому что они — рядом, к ним часто тянется рука. Только вот с чем тянется?..
На старом Валааме было строго запрещено замахиваться кнутом на лошадь: «На Валааме никого не бьют — какая высокая культурность и гуманность!.. Кнуток Валааму неизвестен – блажен иже и скоты милуяй» — восхищался Иван Сергеевич Шмелев. «Лошадка ласку понимает и слово Божие» — вторил ему монах, отец Антипа.
В деревнях скотинку: коровушек, лошадушек, курочек да уточек жалели. Заботились о них. Если приключался мор, обращались к старцам, чтобы помолились, слали телеграммы святому праведному Иоанну Кронштадтскому. Сами молились о животных святым. Их благоденствие было залогом жизни крестьянской семьи. В народном календаре у них были свои праздники.
Хотя чего только не отыщешь в народном календаре: здесь и погодные приметы, и советы земледельцам, и языческие «преданья старины глубокой». Иногда очень страшные. Например:
5 февраля/18 февраля — Мц. Агафии. Агафьи Коровницы. В этот день по городам и селам бегает Коровья Смерть.
Тихий ужас!
Или:
28 мая/10 июня – память прп. Никиты исповедника. († 824). Никитин день. Водяной просыпается. Если у кого скотина не ведется, то в этот день нужно водяному принести в жертву лошадь (утопить), чтобы умилостивить: «Вот тебе, дедушка, гостинец на новоселье, люби да жалуй нас!»
Немыслимо! Это лошадь — то, кормилицу и умницу, топить, чтобы нечистую силу ублажить! Она-то, сила поганая, рада, конечно. Ей лишь бы навредить или хоть попугать при любом удобном случае.
Вот, пожалуйста:
3/16 Февраля, в ночь на праздник свв. Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы, домовой заезжает лошадей.
11/24 августа — мч. архидиакона Евпла. Ночью на могилах ходят привидения, слышны вой, песни, и бегает белый конь.
Нет уж, хватит таких «преданий».
Лучше в главе «Святые покровители животных» посмотреть, кому молился православный люд о благополучии своей скотинки.
* * *
Писатель В.И. Белов отмечал, что в России жизнь домашних животных не противопоставлялась высшей – человеческой, они рассматривались как две составные части единого Божьего мира.
Хотя и тогда всякое бывало: в начале XX века валаамские монахи сокрушались, что питерские ломовые извозчики нагрузят воз так, что не сдвинуть его бедной лошади, и бьют ее «кнутом по глазам, сапогом по брюху».
И всё же можно сказать, что на Руси и в старой России к животным относились почти идиллически. Даже к такому, строго говоря, не совсем домашнему и не самому необходимому в хозяйстве зверю, как мышь:
«Веселый столяр все свое добро наживал сам, своим трудом, постоянно работая, да еще помогала ему жена. Он стругает и пилит свои доски, а жена всякую домашнюю работу справляет. Одним словом, жили хорошо, и дом был полной чашей. А где живут хозяева хорошо, там и всем остальным хорошо. Лошадь сытая, корова — тоже, на крыше избушки ворковали голуби, под крышей весело чиликали воробьи, по двору расхаживал осанистый петух со своими курами; даже жившие под полом мыши и те были сыты. Бывало, жена столяра заворчит:
— И что это мышей у нас столько развелось? Овес воруют у кур, хлеб тащат…
— Ну что же, и пусть их тащат! — успокаивал жену столяр. — Где же им взять? У хлеба не без крох… Жалованья они не получают, работать не умеют, а жить надо. У них тоже есть и своя семьишка, и свои детишки, — надо чем-нибудь кормиться. Ничего, нас с тобой не съедят…» (Д. Н.Мамин-Сибиряк. Упрямый козел).
Совсем другое дело — времена советские. Условия существования несчастной скотины в колхозах и совхозах – адские: «…Голод, холод, отсутствие ветеринарной помощи и „подобающее“ обращение. Мы даже не предполагаем, что творится на фермах…» Добавим – и на зверофермах, и на птицеводческих фабриках и т.д. Один факт из газеты: овцы, привезенные на мясокомбинат, с голодухи объели друг у друга шерсть…
Архимандрит Амвросий (Юрасов):
«Сколько людей, которые бьют коров, лошадей; знаете, как в колхозах их мучают. Тут как-то один человек поехал в колхоз за сеном. Запрягли ему лошадь, нагрузили, он и поехал. Поехал, а лошадь вдруг встала — и ни с места. Он и тянул ее, и толкал, и уговаривал, а она и ухом не ведет. Рядом оказался колхозник, он и говорит ему: „Что ж ты, милый мой? У нас лошади колхозные, они не привыкли к городской культуре“. И как пустил десятиэтажным матом! Лошадь услышала знакомые слова, „свой звук“ — и пошла.
И у нас не только лошади живут на таком „горючем“. Народ привык к этому. По-хорошему не понимают, работать не хотят, а как бригадир запустит матом, все рабочие сразу просыпаются и начинают работать. Вот до какой низости мы пали, вот какие мы испорченные. И эта наша греховность отражается на всем живом, на каждой скотине, из-за нас бессловесные твари страдают… Грех человека вошел в природу, и вся земля страдает…»
Нравственная деградация – следствие деградации духовной. Там, где забыли Бога, по-другому быть не может.
Иеромонах Роман (Матюшин-Правдин):
Я учился мужеству не у людей.
Я учился мужеству у лошадей.
Знаете, таких задрипанных клячонок!
Им хребты ломают каждый день,
Раздирают губы каждый день,
А они храпят лишь обречённо,
Но идут навстречу борозде!
Ольга Чернова
Сайт «Ветрово»