col sm md lg xl (...)
Не любите мира, ни яже в мире...
(1 Ин. 2:15)
Ветрово

«Пропаганда ЛГБТ не может найти места в православном сознании»

Беседа с епископом Барышевским Виктором (Коцабой)

Не так давно Министерство культуры Украины закупило для школьных и детских библиотек 1240 экземпляров книги-комикса под названием «Принцесса + принцесса: долго и счастливо». В комиксе, рекомендованном для прочтения детям от 5 лет, описаны отношения между двумя женщинами, которые в итоге завершаются их «свадьбой». На эту тему наш разговор с епископом Барышевским Виктором (Коцабой), представителем Украинской Православной Церкви при международных организациях.

– Вла­ды­ка, ска­жи­те, как Цер­ковь от­но­сит­ся к по­доб­ным яв­ле­ни­ям на­ше­го не­за­ви­си­мо­го «сьогодення»?

– Ес­тест­вен­но, что от­но­ше­ние Церк­ви к по­доб­ным яв­ле­ни­ям мо­жет быть толь­ко от­ри­ца­тель­ным. И по­зи­ция Церк­ви в этом во­про­се ос­но­вы­ва­ет­ся на не­сколь­ких ар­гу­мен­тах как ре­ли­ги­оз­но­го, так и светс­ко­го ха­рак­те­ра в це­лом.

Библия четко нам говорит, что однополые отношения – это мерзость перед Богом, ибо блудники и мужеложники Царства Божия не наследуют (1 Кор. 6: 9). ЛГБТ-идеология не имеет в Священном Писании даже малейшего намека на оправдание и не может найти места в сознании православного человека.

Отношение Церкви к подобным явлениям может быть только отрицательным

Более того, и светская наука, по крайней мере вплоть до недавнего времени, трактовала тягу к однополым отношениям как психическое отклонение.

А совсем недавно суд в Китае вынес решение в пользу издателя университетского учебника, назвавшего гомосексуализм психическим расстройством.

Но в настоящее время некоторые ученые под давлением общего мейнстрима, который выгоден тем, кто ратует за сокращение количества народонаселения Земли, выдвинули гипотезу о существовании так называемого «гей-гена». Другими словами, согласно этой теории, гомосексуализм – это результат «ошибки природы», а не других факторов. Однако буквально несколько недель назад в сети появилось интервью известного журналиста Майло Яннопулоса, ранее состоявшего в «однополых отношениях», который заявил, что гомосексуализм – это не «ошибка природы», а ошибка в воспитании. Он признал, что его ЛГБТ-мировоззрение было сформировано неправильными отношениями в семье, а отнюдь не наличием «гей-гена».

Исходя из его слов, можно заключить, что гомосексуализм – это следствие моральной распущенности, поиска «новых ощущений» и желание греховного способа жизни. А это значит, что Церковью ни ЛГБТ-идеология, ни любые ее разновидности одобрены быть не могут. В конце концов, если бы Господь хотел создать больше, чем два пола, он бы поселил в Эдеме не только Адама и Еву.

1240 экземпляров книги-комикса под названием «Принцесса + принцесса: долго и счастливо» попали в детские и школьные библиотеки Украины

– Владыка, как относятся к этому явлению христианские конфессии за рубежом?

– В Европе разговоры о благословении «однополых браков» со стороны Церквей ведутся уже не в качестве фантастических предположений, а во вполне реальном значении. Так, Конгрегация доктрины веры Римо-Католической церкви заявила, что, в согласии с учением церкви, церковное благословение «однополых союзов» невозможно. Однако с этим вполне традиционным и правильным подходом к указанному вопросу не согласились в Католической церкви Германии многие епископы, десятки, если не сотни священников и тысячи мирян. Они считают, что Церкви нужно пересмотреть свои взгляды на ЛГБТ-идеологию. И данный, так скажем, протест не только очень тревожен, но и достаточно показателен: сторонникам гендерной политики, по крайней мере в некоторых европейских странах, удалось переформатировать сознание даже верующих людей. Там ситуация сейчас такая, что скоро гетеросексуальные люди будут в состоянии меньшинства, а не наоборот.

И поэтому нам уже надо бить тревогу не только для того, чтобы защитить учение Церкви, но, самое главное, для того, чтобы обезопасить наших детей от пагубного влияния ЛГБТ-идеологии. Можно утверждать, что наше будущее во многом зависит от того, насколько нам удастся выстоять и победить в этой борьбе.

– По мнению защитников вышеупомянутого издания, классические сказки навязывают детям устаревшие гендерные модели поведения: юноши – сильные защитники, а девушки – слабые, нежные, нуждающиеся в помощи. Владыка, на ваш взгляд, в каком литературном наследии нуждаются молодые люди и дети нынешнего поколения?

– Не секрет, что сегодня постепенно стираются границы между полами. Современная культура создает образ худосочного, физически неразвитого и морально неустойчивого мужчины, который мало чем отличается от женщины. И наоборот, современная женщина – это карьеристка, для достижения цели сметающая всё на своем пути. Создается нечто среднее между мужчиной и женщиной, некий, как у Мирчи Элиаде, андрогин – средний пол. Для чего это делается? Очевидно, чтобы упростить беcполовое состояние. И в этом, как мне кажется, можно усмотреть попытку искажения Священного Писания.

Так, у апостола Павла говорится о том, что во Христе, подчеркиваю, во Христе нет уже иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного, нет мужеского пола, ни женского (Гал. 3: 28). В этом тексте говорится о достижении абсолютного равенства – не в физическом смысле, а в смысле духовном. Это своего рода манифест свободы и любви во Христе. А вот современное стремление к уничтожению пола зиждется совсем на других принципах. Речь идет не только о физическом измерении этих принципов, а о том, что они основаны на эгоизме, желании самоутверждения и гордыне. То есть на всём том, в чем так сильно преуспел враг рода человеческого.

Поэтому, отвечая на ваш вопрос, хочется подчеркнуть, что сегодня как никогда актуальна литературная классика с ее ярко выраженным учением о самопожертвовании, любви к ближнему и с подчеркнутой религиозной составляющей. Без Достоевского («Преступление и наказание», «Братья Карамазовы», «Бесы», «Идиот»), Толстого («Война и мир», «Анна Каренина»), Чехова, Гоголя, Лескова – правильное понимание места и предназначения человека в мире невозможно.

Отдельно выделю украинских классиков – Ивана Нечуй-Левицкого («Кайдашева сім’я»), Ивана Котляревского («Енеїда»), Лесю Украинку, Панаса Мирного, Павло Загребельного. Скажу больше: и в литературе советского периода есть книги, которые учат настоящей любви к ближнему, бескорыстию и самопожертвованию. Вспомните Бориса Васильева с его бессмертной книгой «В списках не значился» или Василия Гроссмана «Жизнь и судьба».

Для верующих людей просто по умолчанию необходимейшими книгами должны быть «Жития святых» святителя Димитрия Ростовского. Также очень советую педагогам и родителям изучать труды преподобного Паисия Афонского, труд иеромонаха Дамаскина (Кристенсена) «Не от мира сего», книгу архимандрита Херувима (Карамбеласа) о современных старцах Горы Афон.

Если говорить о литературе для детей, то не удивляйтесь, но я назову книги о Винни Пухе, а также «Пеппи Длинный чулок», «Карлсон, который живет на крыше», книги о Незнайке, Алисе в стране чудес и много других прекрасных детских произведений.

– Владыка, на ваш взгляд, какие юридические правовые меры можно противопоставить пропаганде ЛГБТ-идеологии?

– Нужно помнить, что родители имеют приоритет в воспитании детей. Другими словами, воспитательный процесс может и должен контролироваться родителями. Это значит, что мамы и папы должны жестко пресекать законными способами навязывание ЛГБТ-идеологии детям. Также считаю, что нужно коренным образом пересмотреть мнение о том, что православным христианам нельзя обращаться в суды и различные инстанции с требованием прекратить подобную пропаганду среди детей и подростков.

Скажу больше, если бы родители не молчали, не демонстрировали свое безразличие, то и такого засилья ЛГБТ-пропаганды в школах не было бы. И если в России подобная пропаганда запрещена на государственном уровне, насколько мне известно, то на Украине родители сами должны защищать своих детей.

Также немаловажным фактором является контроль со стороны семьи Интернет-контента, просматриваемого ребенком. Потому как сегодня именно всемирная паутина с ее неограниченными возможностями в общении больше всего формирует сознание наших детей. А значит, нужно быть внимательными, а не безразличными.

И на общественном уровне мы просто обязаны предпринимать какие-то шаги, чтобы противостоять распространению и популяризации этой пагубной аббревиатуры ЛГБТ, которая становится чуть ли не определяющей повестку дня. Хороший пример в этом отношении нам, украинцам, подает соседняя Польша. Несмотря на то, что эта страна состоит в Евросоюзе, в Польше на государственном уровне оказывается мощное сопротивление распространению гендерной идеологии.

– Вам, как главе Представительства Украинской Православной Церкви при европейских международных организациях, приходилось ли обсуждать темы гендерной политики с высоких международных трибун?

– Несколько лет назад на одном международном мероприятии я недвусмысленно высказался на эту тему, выступив против проведения гей-парадов в некоторых европейских городах, которые в то время там проходили. Помню, как тогда кто-то из местных чиновников взял слово и в ответ на мое выступление начал защищать права ЛГБТ-сообщества. Тогда меня это очень удивило, так как мероприятие проходило в Греции – православной стране!

Нужно сказать, что гендерная тема достаточно часто «сквозит» на разного рода заседаниях, конференциях и форумах. Но до начала пандемии чаще всего, практически постоянно, мне приходилось выступать в защиту нашей Церкви и рассказывать европейскому сообществу о том, что происходит в нашей стране в религиозной жизни – о захватах храмов, о преследовании верующих и дискриминации Украинской Православной Церкви.

– Известно, что Украинская Православная Церковь много лет подряд предлагает внести в общеобразовательную школьную программу предмет «Христианская этика». Как практически мог бы осуществляться такой проект?

– Украинская Православная Церковь не только поддерживает, но и инициирует внедрение этого предмета в школьные программы. Правда, с некоторыми оговорками. Так, учитывая многоконфессиональную ситуацию на Украине, сегодня лучше, чтобы этот предмет носил более светский и внеконфессиональный характер. К сожалению, очень часто, и особенно на Западе Украины, предмет «Христианская этика» становится инструментом, который используется одними конфессиями в борьбе и противостоянии с другими. В лучшем случае этот предмет превращают в катехизис или преподавание Закона Божьего.

Наш же подход заключается в том, что украинское самосознание было сформировано Православием. И не теми примитивными «народными традициями», которые сейчас преподносятся в качестве традиционных взглядов наших предков на жизнь, а настоящим православным христианством. Вот об этом наши дети и должны узнать: об учении Христа, о том, чем христианство отличается от других религий и как оно повлияло на историю нашего народа.

Очевидно, что для качественного преподавания «Основ христианской этики» нужны квалифицированные специалисты, а не просто хорошие люди, который «ходят в храм» или «верят в Бога». Это должны быть педагоги, и педагоги с большой буквы.

– Мы стоим на пороге праздника Светлого Христового Воскресения. Владыка Виктор, что бы вы пожелали нашим деткам – прихожанам Украинской Православной Церкви и их родителям в эти последние недели Великого поста?

– Нужно всегда помнить, что Воскресение Христово – это не освящение куличей, или, как говорят у нас на Украине, «пасок», не веселое застолье и не выходной день, а центр всей нашей жизни. Если бы Христос не воскрес, то наша вера была бы тщетной, а наша жизнь не имела бы смысла.

Хочу пожелать родителям не стесняться говорить со своими детьми о вере, рассказывать им о Христе Воскресшем. И делать это не раз и не два, а постоянно. В иудаизме есть хорошая традиция, предписанная Священным Писанием: каждый год на Пасху глава семейства рассказывает своим чадам о событиях, связанных с выходом израильтян из египетского рабства. Было бы хорошо, если бы и у нас, православных христиан, существовала подобная практика – каждый год рассказывать своим детям, а потом и внукам о событиях Пасхальной ночи, о смысле и значении спасительной жертвы Христа и о Его крестном подвиге. Тогда бы, уверен, многие проблемы, обсуждаемые в том числе и в сегодняшней беседе, исчезли бы сами собой.

С наступающим Воскресением Христовым! Мира и добра всем нам!

С епископом Виктором (Коцабой)
беседовал диакон Сергий Герук
Православие.ru
22 апреля 2021

Заметки на полях

  • Могу предположить, что чаще всего это не ошибка природы и не пробелы в воспитании, а насилие, в том числе при задержании в органах правопорядка, в армии, преступных группах и т.д.

Уважаемые читатели, прежде чем оставить отзыв под любым материалом на сайте «Ветрово», обратите внимание на эпиграф на главной странице. Не нужно вопреки словам евангелиста Иоанна склонять других читателей к дружбе с мiром, которая есть вражда на Бога. Мы боремся с грехом и без­нрав­ствен­ностью, с тем, что ведёт к погибели души. Если для кого-то безобразие и безнравственность стали нормой, то он ошибся дверью.

О слово!

Новая книга иеромонаха Романа