col sm md lg xl (...)
Не любите мира, ни яже в мире...
(1 Ин. 2:15)
Ветрово

«Пропаганда ЛГБТ не может найти места в православном сознании»

Беседа с епископом Барышевским Виктором (Коцабой)

Не так давно Министерство культуры Украины закупило для школьных и детских библиотек 1240 экземпляров книги-комикса под названием «Принцесса + принцесса: долго и счастливо». В комиксе, рекомендованном для прочтения детям от 5 лет, описаны отношения между двумя женщинами, которые в итоге завершаются их «свадьбой». На эту тему наш разговор с епископом Барышевским Виктором (Коцабой), представителем Украинской Православной Церкви при международных организациях.

– Вла­ды­ка, ска­жи­те, как Цер­ковь от­но­сит­ся к по­доб­ным яв­ле­ни­ям на­ше­го не­за­ви­си­мо­го «сьогодення»?

– Ес­тест­вен­но, что от­но­ше­ние Церк­ви к по­доб­ным яв­ле­ни­ям мо­жет быть толь­ко от­ри­ца­тель­ным. И по­зи­ция Церк­ви в этом во­про­се ос­но­вы­ва­ет­ся на не­сколь­ких ар­гу­мен­тах как ре­ли­ги­оз­но­го, так и светс­ко­го ха­рак­те­ра в це­лом.

Библия четко нам говорит, что однополые отношения – это мерзость перед Богом, ибо блудники и мужеложники Царства Божия не наследуют (1 Кор. 6: 9). ЛГБТ-идеология не имеет в Священном Писании даже малейшего намека на оправдание и не может найти места в сознании православного человека.

Отношение Церкви к подобным явлениям может быть только отрицательным

Более того, и светская наука, по крайней мере вплоть до недавнего времени, трактовала тягу к однополым отношениям как психическое отклонение.

А совсем недавно суд в Китае вынес решение в пользу издателя университетского учебника, назвавшего гомосексуализм психическим расстройством.

Но в настоящее время некоторые ученые под давлением общего мейнстрима, который выгоден тем, кто ратует за сокращение количества народонаселения Земли, выдвинули гипотезу о существовании так называемого «гей-гена». Другими словами, согласно этой теории, гомосексуализм – это результат «ошибки природы», а не других факторов. Однако буквально несколько недель назад в сети появилось интервью известного журналиста Майло Яннопулоса, ранее состоявшего в «однополых отношениях», который заявил, что гомосексуализм – это не «ошибка природы», а ошибка в воспитании. Он признал, что его ЛГБТ-мировоззрение было сформировано неправильными отношениями в семье, а отнюдь не наличием «гей-гена».

Исходя из его слов, можно заключить, что гомосексуализм – это следствие моральной распущенности, поиска «новых ощущений» и желание греховного способа жизни. А это значит, что Церковью ни ЛГБТ-идеология, ни любые ее разновидности одобрены быть не могут. В конце концов, если бы Господь хотел создать больше, чем два пола, он бы поселил в Эдеме не только Адама и Еву.

1240 экземпляров книги-комикса под названием «Принцесса + принцесса: долго и счастливо» попали в детские и школьные библиотеки Украины

– Владыка, как относятся к этому явлению христианские конфессии за рубежом?

– В Европе разговоры о благословении «однополых браков» со стороны Церквей ведутся уже не в качестве фантастических предположений, а во вполне реальном значении. Так, Конгрегация доктрины веры Римо-Католической церкви заявила, что, в согласии с учением церкви, церковное благословение «однополых союзов» невозможно. Однако с этим вполне традиционным и правильным подходом к указанному вопросу не согласились в Католической церкви Германии многие епископы, десятки, если не сотни священников и тысячи мирян. Они считают, что Церкви нужно пересмотреть свои взгляды на ЛГБТ-идеологию. И данный, так скажем, протест не только очень тревожен, но и достаточно показателен: сторонникам гендерной политики, по крайней мере в некоторых европейских странах, удалось переформатировать сознание даже верующих людей. Там ситуация сейчас такая, что скоро гетеросексуальные люди будут в состоянии меньшинства, а не наоборот.

И поэтому нам уже надо бить тревогу не только для того, чтобы защитить учение Церкви, но, самое главное, для того, чтобы обезопасить наших детей от пагубного влияния ЛГБТ-идеологии. Можно утверждать, что наше будущее во многом зависит от того, насколько нам удастся выстоять и победить в этой борьбе.

– По мнению защитников вышеупомянутого издания, классические сказки навязывают детям устаревшие гендерные модели поведения: юноши – сильные защитники, а девушки – слабые, нежные, нуждающиеся в помощи. Владыка, на ваш взгляд, в каком литературном наследии нуждаются молодые люди и дети нынешнего поколения?

– Не секрет, что сегодня постепенно стираются границы между полами. Современная культура создает образ худосочного, физически неразвитого и морально неустойчивого мужчины, который мало чем отличается от женщины. И наоборот, современная женщина – это карьеристка, для достижения цели сметающая всё на своем пути. Создается нечто среднее между мужчиной и женщиной, некий, как у Мирчи Элиаде, андрогин – средний пол. Для чего это делается? Очевидно, чтобы упростить беcполовое состояние. И в этом, как мне кажется, можно усмотреть попытку искажения Священного Писания.

Так, у апостола Павла говорится о том, что во Христе, подчеркиваю, во Христе нет уже иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного, нет мужеского пола, ни женского (Гал. 3: 28). В этом тексте говорится о достижении абсолютного равенства – не в физическом смысле, а в смысле духовном. Это своего рода манифест свободы и любви во Христе. А вот современное стремление к уничтожению пола зиждется совсем на других принципах. Речь идет не только о физическом измерении этих принципов, а о том, что они основаны на эгоизме, желании самоутверждения и гордыне. То есть на всём том, в чем так сильно преуспел враг рода человеческого.

Поэтому, отвечая на ваш вопрос, хочется подчеркнуть, что сегодня как никогда актуальна литературная классика с ее ярко выраженным учением о самопожертвовании, любви к ближнему и с подчеркнутой религиозной составляющей. Без Достоевского («Преступление и наказание», «Братья Карамазовы», «Бесы», «Идиот»), Толстого («Война и мир», «Анна Каренина»), Чехова, Гоголя, Лескова – правильное понимание места и предназначения человека в мире невозможно.

Отдельно выделю украинских классиков – Ивана Нечуй-Левицкого («Кайдашева сім’я»), Ивана Котляревского («Енеїда»), Лесю Украинку, Панаса Мирного, Павло Загребельного. Скажу больше: и в литературе советского периода есть книги, которые учат настоящей любви к ближнему, бескорыстию и самопожертвованию. Вспомните Бориса Васильева с его бессмертной книгой «В списках не значился» или Василия Гроссмана «Жизнь и судьба».

Для верующих людей просто по умолчанию необходимейшими книгами должны быть «Жития святых» святителя Димитрия Ростовского. Также очень советую педагогам и родителям изучать труды преподобного Паисия Афонского, труд иеромонаха Дамаскина (Кристенсена) «Не от мира сего», книгу архимандрита Херувима (Карамбеласа) о современных старцах Горы Афон.

Если говорить о литературе для детей, то не удивляйтесь, но я назову книги о Винни Пухе, а также «Пеппи Длинный чулок», «Карлсон, который живет на крыше», книги о Незнайке, Алисе в стране чудес и много других прекрасных детских произведений.

– Владыка, на ваш взгляд, какие юридические правовые меры можно противопоставить пропаганде ЛГБТ-идеологии?

– Нужно помнить, что родители имеют приоритет в воспитании детей. Другими словами, воспитательный процесс может и должен контролироваться родителями. Это значит, что мамы и папы должны жестко пресекать законными способами навязывание ЛГБТ-идеологии детям. Также считаю, что нужно коренным образом пересмотреть мнение о том, что православным христианам нельзя обращаться в суды и различные инстанции с требованием прекратить подобную пропаганду среди детей и подростков.

Скажу больше, если бы родители не молчали, не демонстрировали свое безразличие, то и такого засилья ЛГБТ-пропаганды в школах не было бы. И если в России подобная пропаганда запрещена на государственном уровне, насколько мне известно, то на Украине родители сами должны защищать своих детей.

Также немаловажным фактором является контроль со стороны семьи Интернет-контента, просматриваемого ребенком. Потому как сегодня именно всемирная паутина с ее неограниченными возможностями в общении больше всего формирует сознание наших детей. А значит, нужно быть внимательными, а не безразличными.

И на общественном уровне мы просто обязаны предпринимать какие-то шаги, чтобы противостоять распространению и популяризации этой пагубной аббревиатуры ЛГБТ, которая становится чуть ли не определяющей повестку дня. Хороший пример в этом отношении нам, украинцам, подает соседняя Польша. Несмотря на то, что эта страна состоит в Евросоюзе, в Польше на государственном уровне оказывается мощное сопротивление распространению гендерной идеологии.

– Вам, как главе Представительства Украинской Православной Церкви при европейских международных организациях, приходилось ли обсуждать темы гендерной политики с высоких международных трибун?

– Несколько лет назад на одном международном мероприятии я недвусмысленно высказался на эту тему, выступив против проведения гей-парадов в некоторых европейских городах, которые в то время там проходили. Помню, как тогда кто-то из местных чиновников взял слово и в ответ на мое выступление начал защищать права ЛГБТ-сообщества. Тогда меня это очень удивило, так как мероприятие проходило в Греции – православной стране!

Нужно сказать, что гендерная тема достаточно часто «сквозит» на разного рода заседаниях, конференциях и форумах. Но до начала пандемии чаще всего, практически постоянно, мне приходилось выступать в защиту нашей Церкви и рассказывать европейскому сообществу о том, что происходит в нашей стране в религиозной жизни – о захватах храмов, о преследовании верующих и дискриминации Украинской Православной Церкви.

– Известно, что Украинская Православная Церковь много лет подряд предлагает внести в общеобразовательную школьную программу предмет «Христианская этика». Как практически мог бы осуществляться такой проект?

– Украинская Православная Церковь не только поддерживает, но и инициирует внедрение этого предмета в школьные программы. Правда, с некоторыми оговорками. Так, учитывая многоконфессиональную ситуацию на Украине, сегодня лучше, чтобы этот предмет носил более светский и внеконфессиональный характер. К сожалению, очень часто, и особенно на Западе Украины, предмет «Христианская этика» становится инструментом, который используется одними конфессиями в борьбе и противостоянии с другими. В лучшем случае этот предмет превращают в катехизис или преподавание Закона Божьего.

Наш же подход заключается в том, что украинское самосознание было сформировано Православием. И не теми примитивными «народными традициями», которые сейчас преподносятся в качестве традиционных взглядов наших предков на жизнь, а настоящим православным христианством. Вот об этом наши дети и должны узнать: об учении Христа, о том, чем христианство отличается от других религий и как оно повлияло на историю нашего народа.

Очевидно, что для качественного преподавания «Основ христианской этики» нужны квалифицированные специалисты, а не просто хорошие люди, который «ходят в храм» или «верят в Бога». Это должны быть педагоги, и педагоги с большой буквы.

– Мы стоим на пороге праздника Светлого Христового Воскресения. Владыка Виктор, что бы вы пожелали нашим деткам – прихожанам Украинской Православной Церкви и их родителям в эти последние недели Великого поста?

– Нужно всегда помнить, что Воскресение Христово – это не освящение куличей, или, как говорят у нас на Украине, «пасок», не веселое застолье и не выходной день, а центр всей нашей жизни. Если бы Христос не воскрес, то наша вера была бы тщетной, а наша жизнь не имела бы смысла.

Хочу пожелать родителям не стесняться говорить со своими детьми о вере, рассказывать им о Христе Воскресшем. И делать это не раз и не два, а постоянно. В иудаизме есть хорошая традиция, предписанная Священным Писанием: каждый год на Пасху глава семейства рассказывает своим чадам о событиях, связанных с выходом израильтян из египетского рабства. Было бы хорошо, если бы и у нас, православных христиан, существовала подобная практика – каждый год рассказывать своим детям, а потом и внукам о событиях Пасхальной ночи, о смысле и значении спасительной жертвы Христа и о Его крестном подвиге. Тогда бы, уверен, многие проблемы, обсуждаемые в том числе и в сегодняшней беседе, исчезли бы сами собой.

С наступающим Воскресением Христовым! Мира и добра всем нам!

С епископом Виктором (Коцабой)
беседовал диакон Сергий Герук
Православие.ru
22 апреля 2021

Заметки на полях

  • Могу предположить, что чаще всего это не ошибка природы и не пробелы в воспитании, а насилие, в том числе при задержании в органах правопорядка, в армии, преступных группах и т.д.

Уважаемые читатели, прежде чем оставить отзыв под любым материалом на сайте «Ветрово», обратите внимание на эпиграф на главной странице. Не нужно вопреки словам евангелиста Иоанна склонять других читателей к дружбе с мiром, которая есть вражда на Бога. Мы боремся с грехом и без­нрав­ствен­ностью, с тем, что ведёт к погибели души. Если для кого-то безобразие и безнравственность стали нормой, то он ошибся дверью.

Календарь на 2024 год

«Стихотворения иеромонаха Романа»

Сретенские строки

Новый поэтический сборник иеромонаха Романа

Не сообразуйтеся веку сему

Книга прозы иеромонаха Романа

Где найти новые книги отца Романа

Список магазинов и церковных лавок