На Воздвижение
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Для того, возлюбленные братья и сестры, чтобы познать великую тайну Честнаго и Животворящего Креста, нам необходимо мысленно перенестись в то время, когда первозданные люди Адам и Ева находились в раю и еще не вкусили запретного плода.
Итак, пред нашим внутренним взором стоит древо познания добра и зла. Не само по себе имело это древо свойство познания, но лишь по тому повелению, которое высказал Господь при сотворении человека: «От всякого древа ты будешь вкушать, а от древа познания добра и зла не имеешь права вкусить. И в тот день, когда ты вкусишь от плода сего древа, ты смертию умрешь». Таким образом, древо познания добра и зла явилось как бы мерилом верности человека своему Творцу и Создателю. Достаточно было проявить любовь и полное послушание Господу своему, как человек сделался бы бессмертным. Но произошло нечто ужасное: соблазненный диаволом, человек не сумел выполнить одну-единственную данную ему Богом заповедь.
Ева, наслаждаясь прохладою райскою, остановилась у древа познания добра и зла, рассматривая его прекрасные плоды. А в это время враг Божий, падший ангел, в образе змия начал внушать ей совершенно неподобные для святости человеческой мысли. Он вопросил: действительно ли Господь запретил вкушать плоды от райских деревьев? Ева, не уразумев коварства дьявольского, ответила: «Плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не вкушайте и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть». Тогда лукавый искуситель сказал: «Нет, не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, вы будете, как боги, знающие добро и зло». И это дьявольское внушение, опасное для жизни, показалось для первозданного человека весьма приятным. Ему захотелось действительно сравняться с Богом, стать независимым от Творца своего. Потянулись руки Евы к запретному плоду и сорвали его. Вкусила Ева и — нарушила заповедь Божию. И не только сама нарушила, но и соблазнила своего мужа Адама.
Так, возлюбленные братья и сестры, совершилось преступление первозданным человеком; так человек, нарушив заповедь, восстал против Бога. Хотя и по внушению искусителя, но он допустил превозношение и тотчас же отпал от Истины. Произошло внутреннее изменение. Если до этого существовала полная гармония душевных сил, ума, воли и чувств человека, то с того момента, как он вкусил плодов от древа познания добра и зла, эта гармония нарушилась. Ничто уже не стало соподчиняться одно другому: ни ум воле, ни воля чувству. Произошла разобщенность. Это и есть та смерть, о которой Господь сказал Своему первозданному человеку: «В тот день, в который ты вкусишь от древа познания добра и зла, смертию умрешь». И действительно, наступила духовная и душевная смерть. А вслед за ней последовала и смерть естественная. Вот какой плод привнесло в человеческое естество древо познания добра и зла!
Итак, возлюбленные братья и сестры, древо, стоящее посреди рая, явилось мерилом отношения человека к Богу, выбором между добром и злом. Человек не устоял в добре и допустил зло. Таким образом грех вошел в мир. Надлежало исцелить человека, надлежало вкусить плодов иного древа, которое бы вернуло человека к послушанию Богу, к любви Божественной. Необходимо, чтобы человек склонил свой слух не к льстивым словам лукавого, а к Божественной истине и готовил себя к обожению истинному, а не ложному. Познание древа добра и зла указало на гордость человеческую. Человек допустил гордыню, восхотев стать богом безо всякого труда. Но грех удалил его от обожествления. А вот животворящее древо креста Господня, пред которым мы сейчас встали мысленным своим взором, напротив, вновь открыло человеку врата райские. Это уже иное мерило отношений между человеком и Богом. На этом древе Господь Сам предал Себя смерти телесной, чтобы победить смерть и тем самым даровать падшему человеку возможность вернуть себе жизнь вечную, получить желанное обожествление. Это совершилось, возлюбленные братья и сестры, на самом позорнейшем из орудий смерти — деревянном кресте. К этому кресту был пригвожден Сын Божий, Спаситель мира, и кровь, которая истекла их пречистых ребер Спасителя, сообщила этому позорному орудию смерти Божественную силу, соделав его Честным и Животворящим Крестом Господним. Эта кровь омывает и наши с вами позорные грехи, сообщая нам особые силы для стяжания вечной жизни.
Вот, возлюбленные братья и сестры, в чем заключается тайна и сила Креста Господня. Если в раю, в месте святом, человек возымел гордыню, то здесь, на Лобном месте, человек приносит глубочайшее смирение в лице Самого Христа Спасителя, Который смирил Себя, как сказано, до смерти, «тем же и Бог превознес Его паче всякого имени, да о имени Иисусове поклонится всякое колено небесных, земных и преисподних».
Видите, какого подвига требует от нас животворящее древо Господне! Требует, чтобы мы (если хотим получить обожествление, стать по благодати Божией богами) смирили себя до смерти. Для этого необходимо убить в себе грех, распять себя со страстьми и похотьми, а распявши, приобрести добродетели, которые станут основой для будущей жизни во Христе Иисусе Господе нашем.
Вот почему, возлюбленные братья и сестры, Святая Церковь в день Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста призывает всех нас: «Приидите, вернии, Животворящему Древу поклонимся, потому что на нем Господь Царь славы руце распростер, чтобы нас возвести к первому блаженству».
Зная тайну Креста и слыша голос Матери-Церкви, преклоним свои сердца и главы у подножия Честнаго и Животворящего Древа, поклонимся ему и распнем здесь, у подножия его, свои греховные страсти, чтобы Господь через Крест Свой живоносный сообщил нам живительные благодатные силы к оживотворению нашего грешного естества и сподобил нас вечной жизни со всеми угодившими Богу. Аминь.
Митрополит Иоанн (Снычёв)
1972
Из книги «Голос вечности» (СПб.: «Царское Дело», 2011)
Сайт «Ветрово»
Поздравляю отца Романа и всех-всех на этом сайте с праздником Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня!!! Всем радости о Господе!!!
Нина, спасибо, с Праздником всех!
Из записок нашей читательницы, Веры Николаевны:
«Из моих дневников (конца 90-х г. — начала 2000-х г.)
…Господи, я благодарю Тебя за Твои Крестные муки, я благодарю Тебя за Твою непостижимую Любовь к нам, грешным.
Поистине — просвети нас Любовью Креста Твоего.
…Ты любишь нас больше, чем мы сами себя любим… и хочешь нам спасения больше, чем мы сами себе его хотим. Потому что мы не можем сейчас знать всего, а Ты-то знаешь, что нас ждёт за гробом и каково там нам будет…
Господи, прости нас…
…и плачу, плачу о себе… о детях… о внуках своих. Они такие ещё маленькие, радостные, чистые… А потом вспоминаю… — Ты нес Крест и плакали женщины. И обернувшись, Ты сказал: «Не плачьте обо Мне, а плачьте о себе и детях ваших»…
Вот я и плачу… плачу о себе, много Тебе прегрешившей, плачу о детях своих, страдающих по моим грехам, плачу о внуках, живущих во времена растления, плачу о России-разрушенной, поруганной, обворованной…плачу о людях — усталых и измученных.
Господи! Достойное по делам своим приемлем… всё справедливо… прости нас…
Говорят — страна разрушается… А как же ей не разрушаться, если нет опоры. Сами отвернулись давно от Тебя — Творца и Отца нашего! Грешили, богоборствовали…
Ведь не кто-нибудь, мы сами — русские разрушали свои же Святыни — Храмы, Монастыри; гнали и жестоко убивали священство. Поруганы Храмы — теперь поругана и земля наша…
Не покаялись… Живём без Бога… Безотцовщина… Все мы — как выросшие в детских домах, интернатах… казённо накормленные, казённо одетые, обутые, казённо воспитанные; озлобленные, равнодушные, эгоисты…Что же удивляться, что мы так живём ? Что же возмущаться? Достойное по делам своим приемлем… Помяни нас, Господи, во Царствии Твоем…
P.S. Прошли годы… Сейчас уже есть разнообразие и в питании и в одежде (по крайней мере — в крупных городах), а люди всё дальше уходят от Бога. Стали ещё жёстче, равнодушнее. Поистине — не хлебом единым живёт человек…
А ведь даже на православных сайтах в комментариях столько оскорблений и ненависти, как будто не помним, а может быть, и не знали никогда слов — «Милости хочу, а не жертвы»… и другое — «Не знаете — Какого вы Духа»… Скорбно это всё, скорбно…»
Вера Николаевна: «Ведь не кто-нибудь, мы сами — русские разрушали свои же Святыни — Храмы, Монастыри; гнали и жестоко убивали священство. Поруганы Храмы — теперь поругана и земля наша… Не покаялись…»
Что значит покаяться? На мой взгляд, в личной жизни это значит назвать свой грех, испросить за него прощение и стараться больше не повторять его с Божией помощью. А в жизни народной покаяться, это значит назвать виновных за общественные грехи, осудить их всенародно и вернуться с греховного пути, по которому направили народ эти вожди, на путь заповедей Божиих.
Осудить виновных поименно… Страшно произносить эти слова, п.ч. произнесшего их обвинят в жесткости, нетерпимости, непримиримости, нехристианском злопамятстве
и далее по списку. Ещё слова Господа процитируют: не судите, да не судимы будете…
иерей Георгий! Каяться… ну, разумеется, каждому — за своё.
Простите…
Понял Вас, Вера Николаевна, и чтобы быть последовательной, Вам этот Ваш текст: «Не покаялись… Живём без Бога… Безотцовщина… Все мы — как выросшие в детских домах, интернатах… казённо накормленные, казённо одетые, обутые, казённо воспитанные; озлобленные, равнодушные, эгоисты…Что же удивляться, что мы так живём ? Что же возмущаться? Достойное по делам своим приемлем… Помяни нас, Господи, во Царствии Твоем…»
следовало бы написать иначе. Примерно вот так:
Не покаялась… Живу без Бога… Безотцовщина… Я — как выросшая в детском доме, интернате… казённо накормленная, казённо одетая, обутая, казённо воспитанная; озлобленная, равнодушная, эгоистка…Что же удивляться, что я так живу ? Что же возмущаться? Достойное по делам моим приемлю… Помяни меня, Господи, во Царствии Твоем…
Прав отец Георгий: каяться нужно в своих грехах, в своём равнодушии, озлоблении, эгоизме… Плакать о своих грехах!
Да, безбожная власть разрушала Храмы, уничтожала священников и монахов. Например, у нас в городе в советское время был один Храм, сейчас — не сосчитать. Возрождаются Храмы! А сколько молодых священников!
Всё-таки кому-то в детстве читали «Сказку о попе…», а кому-то Евангелие.
И народ не уходит от Бога! Всё больше и больше людей в Храмах! Особенно молодых. А детишек сколько! Так умилительно смотреть на этих крох!
Так что
» Россия-Русь! Куда б ты ни неслась
Оборванной, поруганной, убогой,-
Ты не погибнешь! Ты уже спаслась,
Имея столько праведных у Бога.» ( Отец Роман)
«Сейчас уже есть разнообразие и в питании», разнообразие есть, не не живой и настоящей пищи. Мы находимся в пищевой блокаде, это так. Ведь все, что лежит на прилавках- несет вред, но человек ест, потому- что сам не может добыть себе пищу из земли, у него и земли нет и сада, он выгнан с земли, как были выгнаны Адам с Евой. А потому, осталось ему питаться искусственной едой и жить в искусственном образе городской жизни. При всем разнообразии, мы не имеем одного образа- жизни по правде, ища истины во всем. Когда думала о Адаме с Евой, пришла мысль: Почему Адам отпустил Еву так близко к дереву, он должен был охранять свою помощницу? Где он был?Ни так ли сейчас современные мужчины позволяют своим женам где-то быть, без присмотра? Разве ему не нужно, чтобы помощница была рядом? Вот ее и увел змей. Адам был привязан к Еве Богом, чтобы он не чувствовал себя самодостаточным (не хорошо быть человеку одному).А дальше, их двоих,как одно целое- привязывают детки! Но мы своих деток отпускаем к чужим на воспитание, вернут ли нам их целыми? А нам… полезно быть отвязанными от них? Государство за нас все решило. Но Бог так не задумывал. А потому, нас слишком много стало на суету и разнообразие и свободной воли жизни. Все друг от друга отвязаны, а потому отвязаны от Бога. Вразуми нас Господи на покаяние.
«Приидите, вернии, Животворящему Древу поклонимся, потому что на нем Господь Царь славы руце распростер, чтобы нас возвести к первому блаженству».
Отца Романа, Ольгу Сергеевну, авторов и читателей — всех с праздником Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня!
Знаем для спасения своей души, что «…и соберутся пред Ним (Господом Иисусом Христом) все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов — по левую» (Мф.25,32-33). … «ибо алкал Я… жаждал… был странником… был наг… болен и в темнице, и не посетили Меня». … и факт легкомыслия (неразумия), чёрствости, безразличия, нерадения и не замечания в нуждающихся Самого Бога остаётся непререкаемым фактом. И осуждающий приговор: «идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его; … и пойдут сии в муку вечную» (Мф.25,41,46).
Знаем и это, что в нынешней ситуации «без института семьи, без нравственно здоровых детей не будет ни экономики, ни государства».
Георгий, иерей (28.09.2020 в 13:09) МО. Благодарю пред Богом батюшку о. Георгия! «Что значит покаяться?… А в жизни народной покаяться, это значит назвать виновных за общественные грехи, осудить их всенародно и вернуться с греховного пути, по которому направили народ эти вожди, на путь заповедей Божиих». … И милость Божия ко мне, нашёл подтверждение только сейчас моему осмысливанию. Благодарю!
Са СВЯТАМ! 🙂
Святая Церковь в день Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста призывает всех нас: «Приидите, вернии, Животворящему Древу поклонимся, потому что на нем Господь Царь славы руце распростер, чтобы нас возвести к первому блаженству». Помним для себя, что «древо познания добра и зла явилось как бы мерилом верности человека своему Творцу и Создателю. Достаточно было проявить любовь и полное послушание Господу своему, как человек сделался бы безсмертным. Но произошло нечто ужасное: соблазненный диаволом, человек не сумел выполнить одну-единственную данную ему Богом заповедь» (митрополит Иоанн (Снычёв).1972).