col sm md lg xl (...)
Не любите мира, ни яже в мире...
(1 Ин. 2:15)
Ветрово

Митрополит Иоанн (Снычёв). Тайна Животворящего Древа

На Воздвижение

Во имя От­ца и Сы­на и Свя­та­го Ду­ха!

Для то­го, воз­люб­лен­ные братья и сест­ры, что­бы по­знать ве­ли­кую тай­ну Чест­на­го и Жи­вот­во­ря­ще­го Крес­та, нам не­об­хо­ди­мо мы­слен­но пе­ре­нес­тись в то вре­мя, ко­гда пер­во­здан­ные лю­ди Адам и Ева на­хо­ди­лись в раю и еще не вку­си­ли за­прет­но­го пло­да.

Итак, пред нашим внутренним взором стоит древо познания добра и зла. Не само по себе имело это древо свойство познания, но лишь по тому повелению, которое высказал Господь при сотворении человека: «От всякого древа ты будешь вкушать, а от древа познания добра и зла не имеешь права вкусить. И в тот день, когда ты вкусишь от плода сего древа, ты смертию умрешь». Таким образом, древо познания добра и зла явилось как бы мерилом верности человека своему Творцу и Создателю. Достаточно было проявить любовь и полное послушание Господу своему, как человек сделался бы бессмертным. Но произошло нечто ужасное: соблазненный диаволом, человек не сумел выполнить одну-единственную данную ему Богом заповедь.

Ева, наслаждаясь прохладою райскою, остановилась у древа познания добра и зла, рассматривая его прекрасные плоды. А в это время враг Божий, падший ангел, в образе змия начал внушать ей совершенно неподобные для святости человеческой мысли. Он вопросил: действительно ли Господь запретил вкушать плоды от райских деревьев? Ева, не уразумев коварства дьявольского, ответила: «Плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не вкушайте и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть». Тогда лукавый искуситель сказал: «Нет, не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, вы будете, как боги, знающие добро и зло». И это дьявольское внушение, опасное для жизни, показалось для первозданного человека весьма приятным. Ему захотелось действительно сравняться с Богом, стать независимым от Творца своего. Потянулись руки Евы к запретному плоду и сорвали его. Вкусила Ева и — нарушила заповедь Божию. И не только сама нарушила, но и соблазнила своего мужа Адама.

Так, возлюбленные братья и сестры, совершилось преступление первозданным человеком; так человек, нарушив заповедь, восстал против Бога. Хотя и по внушению искусителя, но он допустил превозношение и тотчас же отпал от Истины. Произошло внутреннее изменение. Если до этого существовала полная гармония душевных сил, ума, воли и чувств человека, то с того момента, как он вкусил плодов от древа познания добра и зла, эта гармония нарушилась. Ничто уже не стало соподчиняться одно другому: ни ум воле, ни воля чувству. Произошла разобщенность. Это и есть та смерть, о которой Господь сказал Своему первозданному человеку: «В тот день, в который ты вкусишь от древа познания добра и зла, смертию умрешь». И действительно, наступила духовная и душевная смерть. А вслед за ней последовала и смерть естественная. Вот какой плод привнесло в человеческое естество древо познания добра и зла!

Итак, возлюбленные братья и сестры, древо, стоящее посреди рая, явилось мерилом отношения человека к Богу, выбором между добром и злом. Человек не устоял в добре и допустил зло. Таким образом грех вошел в мир. Надлежало исцелить человека, надлежало вкусить плодов иного древа, которое бы вернуло человека к послушанию Богу, к любви Божественной. Необходимо, чтобы человек склонил свой слух не к льстивым словам лукавого, а к Божественной истине и готовил себя к обожению истинному, а не ложному. Познание древа добра и зла указало на гордость человеческую. Человек допустил гордыню, восхотев стать богом безо всякого труда. Но грех удалил его от обожествления. А вот животворящее древо креста Господня, пред которым мы сейчас встали мысленным своим взором, напротив, вновь открыло человеку врата райские. Это уже иное мерило отношений между человеком и Богом. На этом древе Господь Сам предал Себя смерти телесной, чтобы победить смерть и тем самым даровать падшему человеку возможность вернуть себе жизнь вечную, получить желанное обожествление. Это совершилось, возлюбленные братья и сестры, на самом позорнейшем из орудий смерти — деревянном кресте. К этому кресту был пригвожден Сын Божий, Спаситель мира, и кровь, которая истекла их пречистых ребер Спасителя, сообщила этому позорному орудию смерти Божественную силу, соделав его Честным и Животворящим Крестом Господним. Эта кровь омывает и наши с вами позорные грехи, сообщая нам особые силы для стяжания вечной жизни.

Вот, возлюбленные братья и сестры, в чем заключается тайна и сила Креста Господня. Если в раю, в месте святом, человек возымел гордыню, то здесь, на Лобном месте, человек приносит глубочайшее смирение в лице Самого Христа Спасителя, Который смирил Себя, как сказано, до смерти, «тем же и Бог превознес Его паче всякого имени, да о имени Иисусове поклонится всякое колено небесных, земных и преисподних».

Видите, какого подвига требует от нас животворящее древо Господне! Требует, чтобы мы (если хотим получить обожествление, стать по благодати Божией богами) смирили себя до смерти. Для этого необходимо убить в себе грех, распять себя со страстьми и похотьми, а распявши, приобрести добродетели, которые станут основой для будущей жизни во Христе Иисусе Господе нашем.

Вот почему, возлюбленные братья и сестры, Святая Церковь в день Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста призывает всех нас: «Приидите, вернии, Животворящему Древу поклонимся, потому что на нем Господь Царь славы руце распростер, чтобы нас возвести к первому блаженству».

Зная тайну Креста и слыша голос Матери-Церкви, преклоним свои сердца и главы у подножия Честнаго и Животворящего Древа, поклонимся ему и распнем здесь, у подножия его, свои греховные страсти, чтобы Господь через Крест Свой живоносный сообщил нам живительные благодатные силы к оживотворению нашего грешного естества и сподобил нас вечной жизни со всеми угодившими Богу. Аминь.

Митрополит Иоанн (Снычёв)
1972
Из книги «Голос вечности» (СПб.: «Царское Дело», 2011)
Сайт «Ветрово»

Заметки на полях

  • Рыбинск

    Поздравляю отца Романа и всех-всех на этом сайте с праздником Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня!!! Всем радости о Господе!!!

  • Санкт-Петербург

    Нина, спасибо, с Праздником всех!

  • Из записок нашей читательницы, Веры Николаевны:

    «Из моих дневников (конца 90-х г. — начала 2000-х г.)
    …Господи, я благодарю Тебя за Твои Крестные муки, я благодарю Тебя за Твою непостижимую Любовь к нам, грешным.
    Поистине — просвети нас Любовью Креста Твоего.
    …Ты любишь нас больше, чем мы сами себя любим… и хочешь нам спасения больше, чем мы сами себе его хотим. Потому что мы не можем сейчас знать всего, а Ты-то знаешь, что нас ждёт за гробом и каково там нам будет…
    Господи, прости нас…
    …и плачу, плачу о себе… о детях… о внуках своих. Они такие ещё маленькие, радостные, чистые… А потом вспоминаю… — Ты нес Крест и плакали женщины. И обернувшись, Ты сказал: «Не плачьте обо Мне, а плачьте о себе и детях ваших»…
    Вот я и плачу… плачу о себе, много Тебе прегрешившей, плачу о детях своих, страдающих по моим грехам, плачу о внуках, живущих во времена растления, плачу о России-разрушенной, поруганной, обворованной…плачу о людях — усталых и измученных.
    Господи! Достойное по делам своим приемлем… всё справедливо… прости нас…
    Говорят — страна разрушается… А как же ей не разрушаться, если нет опоры. Сами отвернулись давно от Тебя — Творца и Отца нашего! Грешили, богоборствовали…
    Ведь не кто-нибудь, мы сами — русские разрушали свои же Святыни — Храмы, Монастыри; гнали и жестоко убивали священство. Поруганы Храмы — теперь поругана и земля наша…
    Не покаялись… Живём без Бога… Безотцовщина… Все мы — как выросшие в детских домах, интернатах… казённо накормленные, казённо одетые, обутые, казённо воспитанные; озлобленные, равнодушные, эгоисты…Что же удивляться, что мы так живём ? Что же возмущаться? Достойное по делам своим приемлем… Помяни нас, Господи, во Царствии Твоем…
    P.S. Прошли годы… Сейчас уже есть разнообразие и в питании и в одежде (по крайней мере — в крупных городах), а люди всё дальше уходят от Бога. Стали ещё жёстче, равнодушнее. Поистине — не хлебом единым живёт человек…
    А ведь даже на православных сайтах в комментариях столько оскорблений и ненависти, как будто не помним, а может быть, и не знали никогда слов — «Милости хочу, а не жертвы»… и другое — «Не знаете — Какого вы Духа»… Скорбно это всё, скорбно…»

  • МО

    Вера Николаевна: «Ведь не кто-нибудь, мы сами — русские разрушали свои же Святыни — Храмы, Монастыри; гнали и жестоко убивали священство. Поруганы Храмы — теперь поругана и земля наша… Не покаялись…»  

    Что значит покаяться? На мой взгляд, в личной жизни это значит назвать свой грех, испросить за него прощение и стараться больше не повторять его с Божией помощью. А в жизни народной покаяться, это значит назвать виновных за общественные грехи, осудить их всенародно и вернуться с греховного пути, по которому направили народ эти вожди, на путь заповедей Божиих.

    Осудить виновных поименно… Страшно произносить эти слова, п.ч. произнесшего их обвинят в жесткости, нетерпимости, непримиримости, нехристианском злопамятстве
    и далее по списку. Ещё слова Господа процитируют: не судите, да не судимы будете…

  • г.Санкт- Петербург

    иерей Георгий! Каяться… ну, разумеется, каждому — за своё.
    Простите…

  • МО

    Понял Вас, Вера Николаевна, и чтобы быть последовательной, Вам этот Ваш текст: «Не покаялись… Живём без Бога… Безотцовщина… Все мы — как выросшие в детских домах, интернатах… казённо накормленные, казённо одетые, обутые, казённо воспитанные; озлобленные, равнодушные, эгоисты…Что же удивляться, что мы так живём ? Что же возмущаться? Достойное по делам своим приемлем… Помяни нас, Господи, во Царствии Твоем…»

    следовало бы написать иначе. Примерно вот так:

    Не покаялась… Живу без Бога… Безотцовщина… Я — как выросшая в детском доме, интернате… казённо накормленная, казённо одетая, обутая, казённо воспитанная; озлобленная, равнодушная, эгоистка…Что же удивляться, что я так живу ? Что же возмущаться? Достойное по делам моим приемлю… Помяни меня, Господи, во Царствии Твоем…

  • Рыбинск

    Прав отец Георгий: каяться нужно в своих грехах, в своём равнодушии, озлоблении, эгоизме… Плакать о своих грехах!
    Да, безбожная власть разрушала Храмы, уничтожала священников и монахов. Например, у нас в городе в советское время был один Храм, сейчас — не сосчитать. Возрождаются Храмы! А сколько молодых священников!
    Всё-таки кому-то в детстве читали «Сказку о попе…», а кому-то Евангелие.
    И народ не уходит от Бога! Всё больше и больше людей в Храмах! Особенно молодых. А детишек сколько! Так умилительно смотреть на этих крох!
    Так что
    » Россия-Русь! Куда б ты ни неслась
    Оборванной, поруганной, убогой,-
    Ты не погибнешь! Ты уже спаслась,
    Имея столько праведных у Бога.» ( Отец Роман)

  • Псков

    «Сейчас уже есть разнообразие и в питании», разнообразие есть, не не живой и настоящей пищи. Мы находимся в пищевой блокаде, это так. Ведь все, что лежит на прилавках- несет вред, но человек ест, потому- что сам не может добыть себе пищу из земли, у него и земли нет и сада, он выгнан с земли, как были выгнаны Адам с Евой. А потому, осталось ему питаться искусственной едой и жить в искусственном образе городской жизни. При всем разнообразии, мы не имеем одного образа- жизни по правде, ища истины во всем. Когда думала о Адаме с Евой, пришла мысль: Почему Адам отпустил Еву так близко к дереву, он должен был охранять свою помощницу? Где он был?Ни так ли сейчас современные мужчины позволяют своим женам где-то быть, без присмотра? Разве ему не нужно, чтобы помощница была рядом? Вот ее и увел змей. Адам был привязан к Еве Богом, чтобы он не чувствовал себя самодостаточным (не хорошо быть человеку одному).А дальше, их двоих,как одно целое- привязывают детки! Но мы своих деток отпускаем к чужим на воспитание, вернут ли нам их целыми? А нам… полезно быть отвязанными от них? Государство за нас все решило. Но Бог так не задумывал. А потому, нас слишком много стало на суету и разнообразие и свободной воли жизни. Все друг от друга отвязаны, а потому отвязаны от Бога. Вразуми нас Господи на покаяние.

  • «Приидите, вернии, Животворящему Древу поклонимся, потому что на нем Господь Царь славы руце распростер, чтобы нас возвести к первому блаженству».
    Отца Романа, Ольгу Сергеевну, авторов и читателей — всех с праздником Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня!

  • Знаем для спасения своей души, что «…и соберутся пред Ним (Господом Иисусом Христом) все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов — по левую» (Мф.25,32-33). … «ибо алкал Я… жаждал… был странником… был наг… болен и в темнице, и не посетили Меня». … и факт легкомыслия (неразумия), чёрствости, безразличия, нерадения и не замечания в нуждающихся Самого Бога остаётся непререкаемым фактом. И осуждающий приговор: «идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его; … и пойдут сии в муку вечную» (Мф.25,41,46).

  • Знаем и это, что в нынешней ситуации «без института семьи, без нравственно здоровых детей не будет ни экономики, ни государства».

  • Георгий, иерей (28.09.2020 в 13:09) МО. Благодарю пред Богом батюшку о. Георгия! «Что значит покаяться?… А в жизни народной покаяться, это значит назвать виновных за общественные грехи, осудить их всенародно и вернуться с греховного пути, по которому направили народ эти вожди, на путь заповедей Божиих». … И милость Божия ко мне, нашёл подтверждение только сейчас моему осмысливанию. Благодарю!

Уважаемые читатели, прежде чем оставить отзыв под любым материалом на сайте «Ветрово», обратите внимание на эпиграф на главной странице. Не нужно вопреки словам евангелиста Иоанна склонять других читателей к дружбе с мiром, которая есть вражда на Бога. Мы боремся с грехом и без­нрав­ствен­ностью, с тем, что ведёт к погибели души. Если для кого-то безобразие и безнравственность стали нормой, то он ошибся дверью.

Мир вам!

Новая книга иеромонаха Романа