col sm md lg xl (...)
Не любите мира, ни яже в мире...
(1 Ин. 2:15)
Ветрово

Александр Буздалов. «Богоизбранный русский народ»

Священник Константин Корепанов

В 2012 г. старший преподаватель Миссионерского института (курс библеистики и апологетики) Екатеринбургской епархии Константин Корепанов (рукоположен в пресвитеры в 2017 г.) выступил с лекцией, в которой развенчал ряд идеологем, или мифов русского национал-мессианства, как- то: «русский значит православный», «русский народ богоизбранный», «русский народ – богоносец». За что будущего отца Константина, безусловно, следовало похвалить, так как нечасто идеологии этого рода встречают отпор в РПЦ на серьезном научном уровне. Между тем
в 2023 г. на данную лекцию наткнулся иерей Георгий Селин и счел необходимым выступить с критической публикацией под названием «Как меня лишил Богоизбранности священник Корепанов», что означает, что, по крайней мере, некоторые из перечисленных мифологем русского религиозного национализма ему дороги.

В самом начале своей лекции Константин Корепанов говорит о том, что «один из болезненных моментов современной жизни Церкви в России, это поиск ответа на вопрос, что же есть Россия?» (Корепанов К. Что есть Россия? Богоизбран ли русский народ?). Ложными, по его мнению, являются ответы на этот вопрос тех, кто «пытается между Церковью и народом поставить знак равенства», представить, что «русский народ и Церковь это одно и то же. Если русский, значит православный, значит крещёный». В этом Константин Корепанов видит произвольное перенесение на русский народ того атрибута «богоизбранности», которым обладал еврейский народ во времена Ветхого Завета, что является совершенно неправомерным, поскольку в новозаветной Церкви «Израилем» является многонациональный церковный народ, а не какой-то один «суперэтнос», находящийся в привилегированных отношениях с Богом. Истинность данного учения засвидетельствована св. ап. Павлом, в Посланиях которого это неоднократно оговаривается и подчеркивается. …совлекшись ветхого человека с делами его и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его, где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но всё и во всём Христос. Итак, облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение (Кол. 3: 9-12).

Новозаветный «богоизбранный народ», или «новый Израиль», это народ Церкви, или «род христианский», определяемый духовным, а не кровным родством, как это было в ветхозаветном «богоизбранном народе». Поэтому и рождаются в этом «народе Божием» духовно, а не телесно, а именно, благодатно от Духа Божьего в Таинстве Крещения, а не от своих земных родителей. Для того, чтобы понять принципиальную разницу ветхозаветной и новозаветной «богоизбранности», необходимо различать сами цели этих избраний. «Новый Израиль» богоизбран для Царствия Небесного. Чего никак нельзя было сказать о ветхозаветном Израиле, потому что спасение в Ветхом Завете было еще невозможно. Поэтому «богоизбранность» еврейского народа имела иное целеполагание. Народ ветхозаветной Церкви был избран Богом именно для того, чтобы быть приведенным ко Христу как Главе новозаветной Церкви как народа Божиего, избранного для Царствия Небесного. Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою; по пришествии же веры, мы уже не под [руководством] детоводителя. Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса; все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись. Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе. Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники (Гал. 3: 24-29).

То, что не все иудеи достигли этой цели (не все уверовали в Христа и перешли из ветхозаветной Церкви патриархов и пророков – в новозаветную Христову и Апостольскую), означает, что ветхая «богоизбранность» относится к новой по евангельскому принципу много званых, но мало избранны» (Мф. 20: 16), где «многие званые» это и есть ветхий «богоизбранный народ», из которого лишь немногие (в процентном соотношении ко всему еврейскому народу) вошли в число «богоизбранного народа» Церкви Христовой. Поэтому, как вслед за Апостолом повторяет Константин Корепанов, Ветхий «Завет был отменен», когда «пришел Христос», потому что этот Завет, повторим, не имел никакой другой функции, кроме приведения этого малого числа воистину (или ведомых Одному только Богу) «избранных» иудеев ко Христу.

Соответственно, то же самое происходит и уже с крещенными народами, из которых богоизбранными для Царствия Небесного являются немногие в отношении всех, имеющих одинаковую с ними этническую принадлежность. Что означает, что славянофильско-почвеннические идеологемы «русский значит православный» и «русский народ богоизбранный» являются такой же религиозной профанацией гностического типа, как аналогичные идеологемы еврейского религиозного шовинизма. Принцип этой подмены понятий заключается в перенесении источника избранности как духовной исключительности из божественной трансцендентности – в человеческую имманентность. Как в кабале (иудейском гностицизме) еврейский народ является богоизбранным по причине превосходства самой природы еврейского народа, в которой воплощается Божество, от природы всех остальных народов, так в религиозных национализмах, возникших на почве неогностической философии всеединства (гегельянства и шеллингианства), немецкий, русский и т.д. народы выступают либо прямыми воплощениями Мирового Духа, либо носителями какой-то мифической «врожденной благодати». Божественная благодать – это и есть содержание богоизбранности в Христианстве. Что же говорит ему Божеский ответ? Я соблюл Себе семь тысяч человек, которые не преклонили колени перед Ваалом. Так и в нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток. Но если по благодати, то не по делам; иначе благодать не была бы уже благодатью. А если по делам, то это уже не благодать; иначе дело не есть уже дело (Рим. 11: 4-6). Богоизбранность – это именно «избрание благодати» и ничего больше, т.е. это чистый дар Божьей милости человеку, дарование того, чего ветхий человек априори лишен, будучи падшим существом. Гностицизм же как бы по-прометеевски похищает (в своих религиозных мифах) эту благодать у Бога, объявляя ее внутренне присущей «избранному» человеку или народу, что делает его «избранным» самим собой в качестве «бога». Если в Христианстве вера во Христа как основной признак богоизбранности – это святой дар божественной благодати, то в гностицизме это собственная заслуга «духовно-развитой» человеческой личности как раскрытие, опять-таки, какой-то внутренне-присущей человеческой (в данном случае – национальной) природе энтелехии (внутренней силы), или потенции.

«…учитель мужика “в деле веры его” — это сама почва, это вся земля русская, верования эти как бы рождаются вместе с ним и укрепляются в сердце его вместе с жизнию» (Достоевский Ф. Дневник писателя. 1877, май-июнь, гл. 4,I / Д.,XXV,28).

Таким образом, основное отличие христианской богоизбранности от «лжеименной» (1 Тим. 6: 20) гностической «богоизбранности» во всех ее формах – это отличие трансцендентного и имманентного источника сверхъестественной силы, обеспечивающей преимущество над другими. Божия благодать в Христианстве принадлежит божественной природе и даруется отдельному человеку («воипостазируется» в терминах паламизма) по неведомой нам воле Божьей, избирающей одного и не избирающей другого для Царствия Небесного не то что из одного народа, но даже из одной Церкви (будут двое на одной постели: один возьмется, а другой оставится; две будут молоть вместе: одна возьмется, а другая оставится; двое будут на поле: один возьмется, а другой оставится (Лук. 17: 34-36)). В гностическом же шовинизме «благодать» этой «богоизбранности» мифически принадлежит человеку по его даже не церковной, но этнической принадлежности, т.е. именно по естеству.

«И если нет еще этого [всесветного] единения, если не созижделась еще церковь вполне, уже не в молитве одной, а на деле, то все-таки инстинкт этой церкви и неустанная жажда ее, иной раз даже почти бессознательная, в сердце многомиллионного народа нашего несомненно присутствуют» (Достоевский Ф. Дневник писателя. 1881, январь, гл.1, IV / Д., XXVII, 19).

Почему же тогда, спрашивается, о. Георгий Селин, признающий ложность подобных воззрений в случае Достоевского и ему подобных лжехристианских национал-мессиан, полностью не соглашается с Константином Корепановым в этом вопросе, толкование которого, несомненно, соответствуют учению апостола Павла и Евангелию? – Потому что, как было сказано, отдельные мифологемы этого национал-христианства, увы, продолжают оказывать свое влияние на о. Георгия. По этой причине он выдвигает ряд ложных контраргументов в отношении лекции Корепанова, потому что ложное учение можно обосновать только ложными доводами.

«После Рождества Христова плотское родство не имеет решающего значения в Богоизбрании и, следовательно, в спасении человека, потому что нет во Христе ни еллина, ни иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, скифа… (Кол. 3: 11). А как же праздник, установленный в Русской Православной Церкви, который называется Днём русских святых? Апостол Павел говорит, что нет во Христе ни еллина, ни иудея, ни русского, ни нерусского, а Православный календарь говорит, что есть во Христе Иисусе русские, потому что в их честь установлен особый праздник, который празднуется через воскресенье после Дня Святой Троицы. Апостол пишет: кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь все новое (2 Кор. 5: 17), а православные, выходит, продолжают жить древним разумом, различая святых по национальности?» (свящ. Георгий Селин. Как меня лишил Богоизбранности священник Корепанов).

Так и есть. Существуют такие православные, «которые продолжают жить ветхим разумом», а не «умом Христовым» (1 Кор. 2: 16), и, к сожалению, сам о. Георгий в данном отношении является одним из их числа. «День русских святых», празднуемый в Русской Церкви, это, разумеется, день памяти святых, прославленных в Русской Церкви, а не день почитания русских святых по их национальной принадлежности. Об этом говорит официальное церковное название этого Праздника, а именно: «Собор всех святых, в земле Российской просиявших», а не «день русских-народных святых», как пытается это истолковать о. Георгий. Проще говоря, это церковный праздник местночтимых святых, которые по национальности могут быть кем угодно: хоть могиканами, хоть австралопитеками, потому что «нет во Христе ни еллина, ни иудея». Поэтому аналогичные праздники есть в каждой православной Поместной Церкви, где наряду со святыми, прославленными Вселенской Церковью, есть свои собственные святые, которые обозначаются по названию этих Поместных Церквей (сербские, польские, грузинские, греческие святые и т.д.), а вовсе не по их этнической принадлежности.

Второй ложный аргумент, который выдвигает о. Георгий против о. Константина, это обвинение его в проповедании чуть ли не кабалистической «богоизбранности» еврейского народа непреходящего характера. Что лучше всего характеризует неадекватность позиции первого и аффектацию его мышления. Ведь лектор прямо сказал о том, что «конечно, этот Завет был отменен» самим приходом Христа. И если далее он говорит о «богоизбранности» иудеев в настоящем времени, то только потому, что сравнивает сам принцип ветхозаветной «богоизбранности» с актуальной религиозной мифологией русского национал-мессианства («нас, собственно, не еврейский народ интересует, [а] русский»). Но поскольку о. Георгию не в чем больше упрекнуть о. Константина, позиция которого, повторим, является безукоризненно христианской, т.е. евангельской и апостольской, он приписывает ему «ересь» тайного сионизма, чтобы лишний раз поупражняться в этой излюбленной своей теме.

Третий аргумент, которым о. Георгий пытается опровергнуть апостольское учение о том, что в Церкви Христовой нет национальностей, это как раз его собственная мифологема этнофилетического толка. Собственно, национал-мессианства, конечно, в его позиции нет (почему он и соглашается с Корепановым во всем, что относится к радикально-гностическим отечественным учениям этого рода). Но определенный этнофилетизм, все-таки, присутствует. И именно желание о. Георгия защитить мифы этой религиозной идеологии (к которой он неравнодушен) становится основным мотивом его критического выступления.

«Вот эта как бы подмена, когда между народом, некоторым этническим обществом и Церковью было поставлено знак равенства, что весь народ – он является Церковью. А Церковь, мы знаем, это то общество верующих, которые живут Духом Святым. Стало быть, русский народ живет Духом Святым. Стало быть, русский народ ― Богоносец. Это неправильно. Но такой вывод был сделан» (Корепанов К. Что есть Россия? Богоизбран ли русский народ?). Братством Достоевских, в частности.

«Но, простите, ведь так и было. Русский народ жил Духом Святым. Не скажу, что он был Богоносцем, потому что это слово скомпрометировано умствованиями “русского” “пророка” Достоевского, но народ жил Духом Святым. Не пойму, какие претензии у отца Константина к русскому народу? Русский народ не жил Духом Святым?» (свящ. Георгий Селин. Как меня лишил Богоизбранности священник Корепанов).

И вот это «так было» – это самая суть веры о. Георгия в «прошлое русского народа», в которой, на самом деле, гораздо больше общего со «скомпрометированными умствованиями Достоевского», чем о. Георгию кажется. Благодатью Святого Духа, по ап. Павлу, живет церковный народ, или «род христианский», а не племенной, или какая-либо исторически-сложившаяся общность. Однако очарование «русского-народного прошлого» имеет такое воздействие для о. Георгия, что с этой целью он придумал собственную этимологию и лексику слова «русский», включив туда религиозную принадлежность. Т.е. сделал нечто подобное тому, что делали почвенники и славянофилы, зловерие которых он сам признает.

«На мой взгляд, устоявшееся выражение “крещение Руси” не точно. Правильнее назвать это событие рождением Руси. Русскими становились при крещении, тогда как из выражения “крещение Руси” следует, что Русь была до крещения. Нет, Русь родилась в купели крещения. Принимавшие крещение уроженцы славянских и неславянских племён становились русскими. В словаре В. И. Даля приведена поговорка: “Что ты, тварь, в рускiе не окрестился”. “Руской” в значении сущ(ествительного), м.(р.), крещоный, христианин”. И для того, чтобы стать русским, нужно было отказаться от своей племенной и родовой принадлежности. А отец Константин говорит, что неправильно понимать слово русский тождественно слову православный. Но именно таким был первоначальный смысл этого слова. Слово русский, в виде корня -росс-, присутствует в именовании трёх основных народностей, возникших в ходе крещения многочисленных племён, населявших восточно-европейскую равнину: малоросс, белоросс, великоросс. И лишь многие века спустя слово русский стало обозначать национальность» (свящ. Георгий Селин. Как меня лишил Богоизбранности священник Корепанов. Часть вторая).

Если слово «русский» когда-то и имело значение «христианин», то это, безусловно, было значение переносное, а не прямое, потому что об этом говорит сам корень слова. Потому что если бы значение «крещоный» было коренным значением слова «руской», Далю не нужно было бы делать саму эту оговорку «в значении крещоный, христианин», что делается только в случае приобретения словом дополнительно значения. В свою очередь в превращении переносного смысла в основной заключается принцип всех религиозно-философских спекуляций этого рода, или той подмены понятий, о которой говорит Корепанов (когда «русскость стали сравнивать [и отождествлять. – А.Б.] с церковностью и духовностью»). Поэтому единственное, что в данном пассаже о. Георгия соответствует действительности, это его оговорка о том, что дело обстоит так, как он излагает, «на мой (его) взгляд», потому что для остальных должно быть очевидным, что именно о. Константин Корепанов, а не о. Георгий Селин, употребляет слов «русский» в его собственном значении национально-этнической и никакой другой принадлежности. А то, чем занимается о. Георгий, называется мифотворчеством, или идеологизированием, в данном случае – религиозно-националистического характера. Даже в исторические периоды максимальной воцерковленности русского народа этот показатель не мог составлять ста процентов, не говоря уже о неведомом никому числе, собственно, богоизбранных среди этих крещенных русских, информацию о чем не найдешь ни в каком Толковом словаре (кроме Книги Жизни (Откр. 13: 8; 21-27)).

У Апостола Павла в Крещении перестают быть эллинами, евреями и скифами, становясь Христовыми. А в церковно-националистической мифологии о. Георгия Селина, наоборот, в Крещении становятся Русскими, словно ведя свою духовную родословную не от Христа, а от какого-то былинного богатыря «духовности» Росса. Подобная идеализация национального прошлого (вкупе с сакрализацией будущего) была отличительной чертой религиозного романтизма XIX в. Разновидностью этой романтической подмены Христианства следует признать и мифические построения о. Георгия Селина. Дополнительным доказательством этого служит его идеализация русского раскола, что также было весьма характерно для религиозного вольнодумства той эпохи.

«Народ развратен, но у него религия, там идеалы и начертание. Не зная догматов, он знает (в большинстве) святых своих жития (я не розню от народа 12 мильонов раскольников)» (Достоевский Ф. Записная тетрадь 1876-1877 гг. / Д.,XXIV,191).

«Вышедший из раскола, – стало быть, несмотря на выход, – сохранивший то, что в расколе нашем дорого, что заставляет нас подчас ценить его может быть дороже, чем он на самом деле стоит, – его так сказать растительную, коренную связь с бытовыми старыми началами» (Григорьев А.А. Парадоксы органической критики (Письма к Ф.М. Достоевскому) / Григорьев А.А. Эстетика и критика. М., «Искусство», 1980. С.151).

Если не «развести» понятия Русской Церкви и русского народа с его синкретическими духовными традициями, делает вывод о. Константин, «если мы эти знаки равенства будет ставить, страдать от этого будет только Церковь», которая постепенно «выродится в фольклорное учреждение», потому что языческое прошлое народа вытеснит и подменит собой дух Христианства. Что, собственно, и произошло в религиозном романтизме почвенничества и славянофильства. Подобный урон Русской Церкви (пусть и неосознанно) наносит и священник Георгий Селин своей романтизацией старообрядческого раскола на том единственном основании, что это неотъемлемая часть священной для него истории «богоизбранного русского народа».

Александр Буздалов
Сайт «История идей»
3 декабря 2023

Заметки на полях

  • Санкт-Петербург

    Помяни ж свое предназначенье —
    Ты же Богоносец, наш народ!

    __________

    Итак, облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение (Кол. 3: 9-12).

    Приводите Вы пример Александр из послание Апостола Павла к колоссянам и что в этом послании говорится про «ИЗРАИЛЬ» — (многонациональный церковный народ с Ваших слов). Нет об этом тут ни слова про «Израиль»! Для чего же Вы приводите это как утверждение Ваших слов?!

    И ещё вопрос к Вам Александр. Скажите пожалуйста далеки или близки к Вам эти слова Апостола Павла?! Приводимые Вами! Обрели Вы милосердие, благость, смиренномудрие, кротость и долготерпение?! Если нет, то пытаетесь ли идти в этом направлении? Или не считаете нужным, и у Вас другой какой то путь к Богу, свой более короткий или длинный, поделитесь будьте любезны!

    А я поделюсь с Вами и читателями сайта Ветрово статьей о познании Бога! Это к тому, что не учёностью или званиями обретается благодать Духа Святого!

    О познании Бога

    Десять изречений старца Силуана Афонского

    Познание Бога – это основная и первоочередная задача каждого христианина, стоящая перед нами на пути внутреннего совершенствования и спасения. По сути, это и есть цель нашей жизни. Но познание это не должно ограничиваться лишь теоретическим умножением знаний о Боге. Подлинное познание открывается христианину через стяжание благодати Святого Духа.

    Православный портал «Русский Афон» подготовил подборку размышлений прп. Силуана Афонского о подлинном познании Господа.

    1. В Духе Святом познается Господь, и Дух Святой бывает «во всем человеке: и в душе, и в уме, и в теле».

    2. Чтобы познать Господа не надо иметь ни богатства, ни учености, но надо быть послушливым и воздержным, иметь смиренный дух и любить ближнего, и Господь возлюбит такую душу, и Сам явит Себя душе, и будет учить ее любви и смирению, и все полезное даст ей, чтобы обрела она покой в Боге.

    3. Богатые и цари не знают Господа, а мы, нищие монахи и пастухи, знаем Господа Духом Святым.

    4. Сколько бы мы не учились, все равно невозможно познать Господа, если не будем жить по Его заповедям, ибо Господь познается не наукою, а Духом Святым. Многие философы и ученые дошли до веры, что Бог есть, но Бога не познали. И мы, монахи, учимся в законе Господнем день и ночь, но далеко не все познали Бога, хотя и веруют.

    5. Иное дело веровать, что есть Бог, и иное – знать Бога.

    6. Душа, которая не познала Духа Святого, не разумеет, как можно любить врагов, и не принимает этого; но Господу всех жалко, и кто хочет быть с Господом, тот должен любить врагов.

    7. Кто ругает плохих людей, но не молится за них, тот никогда не познает благодати Божией.

    8. Если хочешь познать, как нас любит Господь, то возненавидь грехи и плохие помыслы, и молись усердно день и ночь, и тогда даст тебе Господь благодать Свою, и ты познаешь Господа Духом Святым, и после смерти, когда придешь в рай, то и там ты узнаешь Господа Духом Святым, как познал Его на земле.

    9. Каждый из нас может рассуждать о Боге настолько, насколько познал благодати Святого Духа.

    10. Душа, познавшая Господа, невидимо ощущает присутствие Создателя своего и бывает в Нем зело покойна и радостна. И чему можно уподобить эту радость? Она подобна тому, как если бы возлюбленный сын из далекой страны, после долгой разлуки вернулся в свой отчий дом и в сытость беседует с дорогим отцом и с любимой матерью, и с милыми братьями и сестрами.

    Преподобный Силуан Афонский

    19 июня 2017 г.

    https://pravoslavie.ru/104498.html

    И лично я считаю, что русский народ Богоносец! И знаю и чувствую это не умом, а душою, сердцем!!!

    Из остатков храмовых мозаик
    Хочет всяк сложить своё лицо.
    Много нас, всезнающих незнаек,
    Много нас, всевидящих слепцов!

    До чего же правильные речи!
    Все радеем за Отчизну-Мать,
    Сами ж от спасения далече:
    Нам ли нашу Родину спасать?

    Храмы не вмещают миллионов?
    Все постятся, а не льнут к вину?
    Тысячи положены поклонов
    За свою родную сторону?

    Было б так — не знали б разложенья
    И отравы вавилонских вод.
    Помяни ж свое предназначенье —
    Ты же Богоносец, наш народ!

    Иеромонах Роман
    7 апреля 2007
    Скит Ветрово

    https://vetrovo.ru/iz-ostatkov-hramovyh-mozaik/

  • Самара

    Каждый русский должен быть Православным, Православным же может быть каждый, но не каждый даже самыйрусский может им стать.Не каждый крещенный- Православный и не каждый «учавствующий» в Богослужении и Таинствах является таковым.
    Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного. Мф. 7:21
    Ибо не тот Иудей, кто таков по наружности, и не то обрезание, которое наружно, на плоти; но тот Иудей, кто внутренне таков, и то обрезание, которое в сердце, по духу, а не по букве: ему и похвала не от людей, но от Бога. Рим. 2:28-29

  • МО

    С Праздником, Александр Вячеславович! Как Вы живы-здоровы?

    //Третий аргумент, которым о. Георгий пытается опровергнуть апостольское учение о том, что в Церкви Христовой нет национальностей…//

    Неужели я пытался опровергнуть апостольское учение? Да Вы что? Ваше предложение напомнило мне фильм про Шурика.
    https://www.youtube.com/watch?v=qiVA1iVqAjI&t=11s

    //Об этом говорит официальное церковное название этого Праздника, а именно: «Собор всех святых, в земле Российской просиявших»//

    У Вас устаревшие сведения. С 2013 года Праздник называется ― Неделя всех святых, в земле русской просиявших.

    ЖУРНАЛ № 57. ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ об именовании Собора новомучеников и исповедников Российских и Недели всех святых, в земли российстей просиявших.
    Справка: Члены Архиерейского Собора 2-5 февраля 2013 года, обсуждая вопрос о времени празднования Собора новомучеников и исповедников Российских, пришли к выводу о целесообразности употребления именования «Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской», в связи с тем, что каноническая ответственность Русской Православной Церкви простирается на многие государства. Это суждение нашло свое отражение в пункте 30 Постановлений Освященного Собора, в котором употребляется новое именование. ПОСТАНОВИЛИ:
    1. Утвердить для использования в официальных церковных документах и изданиях, в том числе богослужебных, следующие именования:
    «Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской» вместо «Собор новомучеников и исповедников российских»; «Неделя всех святых, в земле русской просиявших» вместо «Неделя всех святых, в земле российстей просиявших». http://www.patriarchia.ru/db/text/3005123.html

    //Поэтому аналогичные праздники есть в каждой православной Поместной Церкви, где наряду со святыми, прославленными Вселенской Церковью, есть свои собственные святые, которые обозначаются по названию этих Поместных Церквей (сербские, польские, грузинские, греческие святые и т.д.), а вовсе не по их этнической принадлежности.//

    Пожалуйста, приведите примеры, как Поместные Церкви празднуют такие праздники. Например, День святых в земле грузинской просиявших. Есть такой праздник в Грузинской Церкви? В какой день он празднуется? Или: День святых в земле сербской просиявших в Сербской Церкви. Или: День святых в земле польской просиявших. И т.д. Я пытался искать такие праздники и не нашёл.

    //Если не «развести» понятия Русской Церкви и русского народа с его синкретическими духовными традициями, делает вывод о. Константин, «если мы эти знаки равенства будет ставить, страдать от этого будет только Церковь»//

    Развести (разделить) Русскую Церковь и русский народ пытались большевики, энкаведешники и прочие интернационалисты, и изрядно в этом преуспели. Вы хотите довести их дело до конца?

  • Пенза

    ДЕНЬ 12 СЕНТЯБРЯ — СОБОР СЕРБСКИХ СВЯТИТЕЛЕЙ.
    Собор святых Cербских просветителей и учителей (в русской практике кратко именуется также как Собор Сербских святителей) — соборная память святых пастыреначальников Церкви Сербской. Собору святых Cербских просветителей и учителей было соборно установлено в Сремских Карловцах в 1769 году

  • Пенза

    Собор всех святых, в земле Литовской просиявших (также Собор святых земли Литовской, Собор Литовских святых) — праздник (собор) Русской православной церкви. Установлен в честь православных святых, чьи жизнь и служение были связаны с Литвой. Совершается 13 (26) июля, в день памяти Виленских мучеников Антония, Иоанна и Евстафия.[1]

  • Пенза

    Соборное празднование всех святых Британской и Ирландской земли в третье воскресенье после Пятидесятницы вначале установилось как местное в Сурожской епархии Русской Церкви, в чьё ведение входят приходы в Великобритании.

  • Пенза

    ++пришли к выводу о целесообразности употребления именования «Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской», в связи с тем, что каноническая ответственность Русской Православной Церкви простирается на многие государства++ а значит и многие народы. Т.е. название праздника и поменяли затем, что «земли» Русской Церкви больше, чем «земля российская», а значит, и многонациональней. «В русской земле» означает в юрисдикции Русской Церкви, которая имеет приходы по всему миру. В Синоде, слава Богу, шовинистов нет

  • МО

    Ещё есть Собор Молдавских святых, в день именин о. Романа :> Но приведённые Вами примеры не подходят. Это праздники внутри Русской Церкви, что лишний подчёркивает, что слово русский в понимании Церкви лишено национальной окраски. Но именно такое ― национально-этническое осмысление этого слова предлагает в своей лекции о. Корепанов.

    Вы написали: «Поэтому аналогичные праздники есть в каждой православной Поместной Церкви, где наряду со святыми, прославленными Вселенской Церковью, есть свои собственные святые, которые обозначаются по названию этих Поместных Церквей (сербские, польские, грузинские, греческие святые и т.д.), а вовсе не по их этнической принадлежности». Поэтому я и спрашиваю, не могли бы Вы привести примеры праздников святых в земле сербской, земле польской, земле грузинской, земле греческой и т.д. просиявших. Не Собор сербских святителей, а именно день святых в земле сербской просиявших.

  • Пенза

    ++слово русский в понимании Церкви лишено национальной окраски++ не в понимании, а в названии этой Поместной Церкви это слово лишено национального значения, потому что в Церкви все христианского рода. ++Но именно такое ― национально-этническое осмысление этого слова предлагает в своей лекции о. Корепанов++ потому что речь уже идет о русском народе, а не о Русской Церкви, поэтому и слово русский употребляется уже в своем основном значение, или общеупотребительно

  • Пенза

    ++ не могли бы Вы привести примеры праздников святых в земле сербской, земле польской, земле грузинской, земле греческой и т.д. просиявших. Не Собор сербских святителей, а именно день святых в земле сербской просиявших++ да нет, конечно. Только на русском черноземе подлинно просиять можно. Как чревовещал еще Федор Достоевский, «сама земля русская» этих святых и производит. А на других почвах они или вовсе не родятся, или так какие-нибудь худосочные

  • Пенза

    Собор всех Грузинских святых 11 декабря. Празднуется РПЦ, РПЦЗ, УПЦ и, разумеется, самой Грузинской Церковью (так же как собор сербских, литовских и всех прочих языков). Одному Богу ведомы имена всех святых просиявших в Грузинской Церкви, почему в этот день в святцах упоминаются имена не только всем известных святых, но также ещё 300 традиционных в Грузии мужских и женских имён.

  • МО

    //++слово русский в понимании Церкви лишено национальной окраски++ не в понимании, а в названии этой Поместной Церкви это слово лишено национального значения, потому что в Церкви все христианского рода.//

    Слово грузинский в названии Грузинской Православной Церкви тоже лишено национального значения, «потому что в Церкви все христианского рода»?

    //++ не могли бы Вы привести примеры праздников святых в земле сербской, земле польской, земле грузинской, земле греческой и т.д. просиявших. Не Собор сербских святителей, а именно день святых в земле сербской просиявших++ да нет, конечно. Только на русском черноземе подлинно просиять можно. Как чревовещал еще Федор Достоевский, «сама земля русская» этих святых и производит. А на других почвах они или вовсе не родятся, или так какие-нибудь худосочные//

    Паслушай, дарагой! Пачему только русский чернозём? И на грузинских горах растут святые. Грузинские! Только такого праздника нет в календаре РПЦ 11/24 декабря.

    Празднуется 11 декабря (Груз. [1], РПЦЗ [2], ПЦА [3], Укр. [4])
    https://drevo-info.ru/articles/11085.html#b2

    //Собор всех Грузинских святых 11 декабря. Празднуется РПЦ, РПЦЗ, УПЦ и, разумеется, самой Грузинской Церковью//

    РПЦ Вы напрасно вписали. В календаре Русской Православной Церкви нет такого праздника.

  • Пенза

    ++Только такого праздника нет в календаре РПЦ 11/24 декабря++ а в Грузинской есть. что и требовалось доказать. Просто о Георгий уже не помнит, что писал в предыдущий раз.

  • Пенза

    ++Слово грузинский в названии Грузинской Православной Церкви тоже лишено национального значения, «потому что в Церкви все христианского рода»?++ В Церкви всё лишено национального значения. Потому что так «устал Христовы» Апостол Павел заповедал. Так учит и о. Константин Корепанов. Но о. Георгию Селину всюду мерещатся сионисты-каббалисты. Поэтому у него и слова Апостола вызывают подозрения, и их правильнее по словарю отца великорусскости Владимира Даля толковать: только русский значит православный. Потому что и Сам Христос со святыми Апостолами, если разобраться, были Русскими

  • Пенза

    напомню, что о Георгий писал во второй части своей статьи. ++Если под словом русский разуметь национальность, как это делает отец Константин, то День русских святых, о котором мы говорили в начале статьи, не должен праздноваться Церковью. Если же праздновать его, то наряду с ним нужно вводить в календарь Дни немецких, французских, итальянских, сирийских, чувашских, татарских, удмуртских и прочих святых++ и вот выяснилось что так и есть: в РПЦ есть дни сербских, молдавских, литовских и святые в других землях просиявших

  • МО

    //Подобный урон Русской Церкви (пусть и неосознанно) наносит и священник Георгий Селин своей романтизацией старообрядческого раскола на том единственном основании, что это неотъемлемая часть священной для него истории «богоизбранного русского народа».//

    Похоже, для Александра Буздалова Русская Церковь началась с реформ царя Алексея Михайловича и патриарха Никона. А до них Русской Церкви не существовало.

    В забвении русской истории Буздалов походит на своего любимого политика, Дмитрия Медведева, для которого России не существовало до 1991 года.

    Президент Медведев: У нас богатая и древняя история, и мы по праву ею гордимся. И в то же время Россия – молодая страна. Напомню, что в наступающем году ей исполнится только двадцать лет.
    http://kremlin.ru/events/president/news/9976

    Поразительно! Как будто не было у России 1150-летней государственной истории: ни чистой юношеской поры святой Руси, ни могучего роста в плечах в царские годы, ни трагического искушения коммунистической блудницею, но началась Россия 20-ть лет назад с распадом Советского Союза.

    И от критикуемого им сказочника Достоевского Буздалов недалеко ушёл. У Достоевского тоже ― правильное русское самосознание началось с Пушкина.

    Начало речи, произнесённой Ф.М. Достоевским в собрании Общества любителей российской словесности в 1880 году: «Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа, сказал Гоголь. Прибавлю от себя: и пророческое. Да, в появлении его заключается для всех нас, русских, нечто бесспорно пророческое. Пушкин как раз приходит в самом начале правильного самосознания нашего, едва лишь начавшегося и зародившегося в обществе нашем после целого столетия с петровской реформы, и появление его сильно способствует освещению темной дороги нашей новым направляющим светом. В этом-то смысле Пушкин есть пророчество и указание».

    Пушкин ― начало «правильного самосознания нашего»? Получается, что не было в нашей истории ни Киевской, ни Владимирской, ни Московской Руси? Или Русь была, а вот правильного самосознания не имела? Да, говорит Достоевский, наше самосознание, если и было, то было неправильным, и только с Пушкина началось его выправление. Гм, не справедливее ли в таком случае назвать это «правильное» самосознание российским? И прямо сказать, что началось оно с отрицания русского?

    Ну кто здесь наносит урон Русской Церкви? Иерей Селин пытающий соединить расколотое? Или А. Буздалов с о. Корепановым, желающие разделить Русскую Церковь и русский народ?

  • Тюменская область

    О. Константин Корепанов выступает часто, он уже осветил многие темы. Например, как плохо жилось православным в царской России, как там не понимали истинной святости, сколько было неграмотных и бедных, сколько неверующих, и как правильно описывали ту тягостную жизнь писатели Лесков и Достоевский (на последнего он особенно часто ссылается) : https://youtu.be/rGFp3uFt5sg?si=g-XMKqZaH73zAWCo. Послушаешь и возблагодаришь Бога за революцию. Но это ведь ложь.

  • МО

    //как там [в России] не понимали истинной святости, сколько было неграмотных и бедных, сколько неверующих//

    Именно такого рода нарезки из лекций о. Корепанова выкладывает на своём сайте о. Михаил Питницкий с характерными названиями:
    «содомские грехи царской России»
    https://www.youtube.com/watch?v=Pn8yCVtZWEE
    «Лицемерие русского народа»
    https://www.youtube.com/watch?v=xg4HoQX2dCc
    «правда о Святой Руси и о вере русских в царской России»
    https://www.youtube.com/watch?v=rGFp3uFt5sg
    Последний ролик начинается словами: «Никакого верующего народа в России к началу 20-го века не было».

    И с Достоевским странная ситуация. Если отрицать Богоизбранность русского народа, то первым делом нужно опровергнуть слова Достоевского о русском народе-Богоносце. Нужно объяснить слушателем, в чём не прав Достоевский, рассказать им, что он неправильно употреблял это выражение, и что сам неправильно понимал его. Однако никаких таких пояснений у о. Константина нет, насколько я знаю. Для него товарищ Достоевский ― один из лучших русских умов.

  • МО

    //Но поскольку о. Георгию не в чем больше упрекнуть о. Константина, позиция которого, повторим, является безукоризненно христианской, т.е. евангельской и апостольской, он приписывает ему «ересь» тайного сионизма, чтобы лишний раз поупражняться в этой излюбленной своей теме.//

    Где я приписал отцу Константину «ересь» тайного сионизма? Покажите. Мною слово «сионизм» ни разу не употреблено. Это уже Вы приписываете ему эту ересь. Я говорю о полном невежестве священника в «еврейском» вопросе.

    Отец Корепанов (с 07:12) ― Наши отношения с Богом совсем другие, чем у евреев. Почему? Связь евреев с Богом кровная. Во-1-х. Они унаследовать (? ― тут нечленораздельно произнесено: унаследовали, унаследуют? ― Г.С.) связь с Богом через определённый обряд, который совершается над каждым мальчиком. Они через этот кровный обряд как бы поддерживают (обратите внимание на настоящее время здесь и далее. ― Г.С.) свою связь с Богом. Там быть евреем и быть в союзе с Богом это одно и тоже. Родился еврей, значит ты уже потомок Авраама. И ради того, что ты потомок Авраама, будет тебе обеспечена милость Господня. /…/ Верят они или не верят, но они остаются потомками Авраама. В этом плане народ еврейский уникальное образование. Его связь с Богом просто обеспечивается его физиологически рождением. Он родился и в силу этого стал потомком Авраама. И в этом плане какое-то особое Богоизбранничество. Конечно, есть духовная составляющая, я не буду сейчас в такие дебри вторгаться…».

    Это полный швах. Это совершенная безграмотность в «еврейской» теме. Это пересказ жидовских бредней, которые батюшка транслирует в уши своих доверчивых слушателей.

  • Пенза

    ++В забвении русской истории Буздалов походит на своего любимого политика, Дмитрия Медведева, для которого России не существовало до 1991 года.

    Президент Медведев: У нас богатая и древняя история, и мы по праву ею гордимся.++ Также Вы и Корепанова опровергаете, как Медведева. Ему говорят «у нас древняя страна», а он «у которого России не существовало до 1991 года». Ему говорят «ветхий Завет был отменен» с приходом Христа, а он в четырех частях пишет о том, что у Корепанова он до сих пор не отменен.

  • Пенза

    так как быть с грузинским (сербским и т.д.) богоизбранным народом, о. Георгий? Выяснилось, что аналогичные праздники (соборы) святых, просиявших в этих землях, есть не только в других Поместных Церквях, но даже в РПЦ. Значит ли это, что слово грузинский «первоначально» имело религиозное значение, если «русский» — имело? А если нет, то не оттого ли, что тот, кто это придумал, религиозный шовинист, вроде евреев- каббалистов, только на своей почве?

  • Пенза

    ++И от критикуемого им сказочника Достоевского Буздалов недалеко ушёл.++ сказочником, причем патентованным, одного типа с Достоевским, был как раз славянофил В. Даль, который придумал слову русский религиозное значение. А о. Георгий Селин повелся на эту бредовую фантазию романтического национализма, типичного для первой половины 19 в. Отсюда же растут ноги и его антисемитизма: и Достоевский, и Даль тоже были антисемитами (если супернарод, должны быть и народы-изгои). В общем, с ним все ясно: идеологически идентифицирован.

  • МО

    //++В забвении русской истории Буздалов походит на своего любимого политика, Дмитрия Медведева, для которого России не существовало до 1991 года. Президент Медведев: У нас богатая и древняя история, и мы по праву ею гордимся.++ Также Вы и Корепанова опровергаете, как Медведева. Ему говорят «у нас древняя страна», а он «у которого России не существовало до 1991 года». Ему говорят «ветхий Завет был отменен» с приходом Христа, а он в четырех частях пишет о том, что у Корепанова он до сих пор не отменен.//

    Ваше прочтение речи президента, Александр Вячеславович, меня удивляет. Оно походит на жонглёрство ― одну фразу бросаю вверх, другую ловлю. Президент говорит: «И в то же время Россия – молодая страна. Напомню, что в наступающем году ей исполнится только двадцать лет».
    Вам говорят, что России «только 20-ть лет», а Вы утверждаете, что «у нас древняя страна». Или это не Вы, а президент Медведев жонглёр? Молодым он лучше смотрелся. Сейчас обрюзг, постарел. Хотя всего-то 12 лет прошло. Это сколько же по его подсчётам России исполнится в 2024 году? 33 года?

    Вы и мои тексты по-жонглёрски читаете. Я пишу: «Значит, в слове русский помимо религиозного (православного) смысла есть нерелигиозный (националистический) смысл? Да, есть такой смысл, но он не только не имеет национальной окраски, напротив, слово русский в понимании Церкви ― антинационально».

    А Вы что сочиняете? Буздалов: «Третий аргумент, которым о. Георгий пытается опровергнуть апостольское учение о том, что в Церкви Христовой нет национальностей…».

    Редактор сайта, прочитав эти мои слова, совершено адекватно поняла их, а именно то, что я пытаюсь согласовать учение Апостола о безнациональности Церкви и наличие дня русских святых в календаре Русской Церкви, о чём свидетельствует её реплика, что помимо этого согласования «нужно ещё как-то примирить слова Апостола о том, что во Христе нет мужеского пола, ни женского (Гал. 3: 28), с существованием в Церкви Таинства Брака».

    А Вы что пишете? Будто я опровергаю учение апостола… Вы глаза чаще протирайте, что ли, или редактора спрашивайте, все ли слова были увидены Вами в тексте или не все. Был такой фильм «Игры разума». Ничего, любопытный. Там в одном эпизоде профессор спрашивает студентку, видит ли она человека, с которым он разговаривает. Вам тоже не мешало бы кого-нибудь спрашивать, видит ли он в тексте слова, которые Вы видите?

    //Ему говорят «ветхий Завет был отменен» с приходом Христа, а он в четырех частях пишет о том, что у Корепанова он до сих пор не отменен.//

    Во-1-х, какие четыре части? Вы о чём? А во-2-х, духовная безграмотность, которую являет в процитированных выше словах отец Корепанов (с 07:12 ролика) вне зависимости от того, был или не был отменён Ветхий Завет, остаётся безграмотностью. Чушь, она и в Африке, и при любом Завете, Ветхом или Новом, ― чушь.

  • МО

    //так как быть с грузинским (сербским и т.д.) богоизбранным народом, о. Георгий?//

    А Вы смотрели список грузинских святых?
    https://drevo-info.ru/articles/11085.html#4

    • Свв. Сидония Мцхетская и мать её Сарра (I в., память 1 октября)
    • Мчч. Месукевийские: Сухий и дружина его: Андрей (Андриа), Анастасий, Виктор, Доментиан, Зосима, Иаков, Ивхирион, Иордан, Кондрат, Лукиан, Мимненос, Нерангий, Полиевкт, Фалалей (Талале), Феодорит, Фока (+ 100/130, память 15 апреля)
    • Мчч. Лазские: Максим, Феодот, Исихий и мц. Асклепиодота (+ 305-311, память 19 февраля)
    • Мчч. Евтропий, Клеоник и Василиск, пострадавшие в Команах в Абхазии (+ 308, память 3 марта)
    • Прпп. Завулон и Сосанна, Каппадокийские, родители св. равноап. Нины, просветительницы Грузии (нач. IV в., память 20 мая)
    Прп. Иоанн Зедазенский, основатель монашества в Грузии (+ ок. 557-560, память 7 мая)

    Ваше опасение, цитирую, «слово грузинский «первоначально» имело религиозное значение», подтверждается, потому что этническими грузинами эти святые не были.

  • МО

    //и Достоевский, и Даль тоже были антисемитами (если супернарод, должны быть и народы-изгои). В общем, с ним все ясно: идеологически идентифицирован.//

    С кем всё ясно? С Далем? А вот интересно, Александр Вячеславович, как Вы думаете, почему антисемиту Далю не нашлось места в Православной энциклопедии, т.е. вообще ни слова о нём нет, а «антисемиту» Достоевскому где только памятников не ставят, и в монастырях, и возле бывшей ленинской библиотеки. Почему Даль им токсичен, а сказки Достоевского прям бальзам на душу?

  • Пенза

    ++ я пытаюсь согласовать учение Апостола о безнациональности Церкви и наличие дня русских святых в календаре Русской Церкви++ учение Апостола не нуждается ни в Вашем согласовании, ни в чьем-либо еще. Тем более что наличие данного Дня (и других Дней этого рода) в церковном календаре словам Апостола нисколько не противоречит, обозначая не национальности, а название Церквей или церковных областей (земель). Необходимость согласования означает лишь то, что Вы неправильно это все понимаете, что немудрено, когда таким фантазерам, как В. Даль, излишне доверяешься и целую теорию на одном слове из его Бестолкового словаря сочиняешь

  • Пенза

    ++этническими грузинами эти святые не были++ знаю, знаю: святыми могут быть только этнические русские

  • Минск

    Георгий Селин, иерей: «Ну кто здесь наносит урон Русской Церкви? Иерей Селин пытающий соединить расколотое? Или А. Буздалов с о. Корепановым, желающие Русскую Церковь и русский народ?»

    Прослушала лекцию о. Константина Корепанова, возмутившую о. Георгия Селина, и никаких противоречий не заметила. Понятно, что о. Константин Корепанов имеет ввиду ветхозаветную Богоизбранность еврейского народа и разделяет не Русскую Церковь и русский народ, а Церковь и народ как этническую общность. Поэтому, мне ближе позиция А. Буздалова.
    А отца Георгия, на мой взгляд, о. Константин ничего не лишал. Достаточно почитать родословие Иисуса Христа. Может быть как раз там, отец Георгий, есть и Ваши корни.

  • Тюменская область

    Почитав обсуждение и критику публикации о. Георгия, послушала снова упомянутый ролик. В первых его минутах о. Корепанов выступает как бы от лица заносчивого русского человека, гордящегося величием своего народа и государства — «Третьего Рима», своих «особых отношений с Богом». Он же пастырь, принимающий исповеди. Кому как не ему известно, что никто из реальных людей (не пропагандистов из СМИ) в здравом уме подобных вещей не провозглашает и даже не думает. Но это, конечно, для красного словца и чтобы сбить несуществующую спесь с и так вечно пришибленных и смиренных оставшихся русских людей. Итак, одна ложь.
    У кого-то сложилось мнение, что отец Константин говорил о ветхозаветной избранности еврейского народа. Хотелось бы так думать, но увы. На пятой минуте своего выступления он проповедует следующее: «Нельзя ни при каких обстоятельствах связывать русский народ с народом еврейским. Ни в коем случае. Если еврейский народ — народ богоизбранный, то мы не богоизбраны. Мы просто народ. Потому что наши отношения с Богом совсем другие, чем у евреев. Почему? Связь евреев с Богом — кровная. Во-первых. Они унаследуют связь с Богом через определённый обряд, который совершается над каждым мальчиком. Они через этот кровный обряд как бы поддерживают свою связь с Богом. Это первое. То есть быть евреем и быть в союзе с Богом — это одно и то же. Родился евреем — значит, ты уже потомок Авраама. И ради того, что ты потомок Авраама, будет тебе обеспечена милость Господня. Ты можешь, конечно, быть плохим, но отцы у тебя хорошие. «А я вот имел такое дерзновение обещать твоим отцам, что милостью своей не оставлю». Поэтому заботится о тех людях, которые родились иудеями. По плоти. Верят они, не верят… Но они остаются потомками Авраама. В этом плане народ еврейский — уникальное образование. Его связь с Богом обеспечивается просто физиологическим рождением. Вот в этом плане какое-то особое богоизбранничество. Конечно, есть духовная составляющая, я не буду сейчас в такие дебри вторгаться…»
    Зря, конечно, православный священник не стал вторгаться в дебри, тогда бы ему пришлось открыть больше карт насчёт еврейского кровного избранничества. Последователи иудаизма потому такое значение придают вопросам кровного наследования, что учат идее реинкарнации душ евреев. По их учению, у обычного человека есть душа, а у еврея — две души. Одна из них — дополнительная. «Душа человека начинает формироваться на 40-й день после зачатия. И если мать — нееврейка, ребенок рождается без дополнительной (в придачу к общечеловеческой) души» https://evrey.com/sitep/askrabbi1/q.php?q=otvet/q218.htm. Религиозных евреев учат, что у подножия Синая, когда рождался еврейский народ, стояли те же самые люди (с теми же душами), что и сегодня живут в еврейских телах. Переселились спустя множество перерождений. И, согласно этой идее, носительницей еврейской души явлется мать: «Душа человека, родившегося у матери-нееврейки, не заключала союза с НИМ на Синае. И я знаю это потому, что Он так сказал — и в Письменной Торе и в Устной..» http://www.evrey.com/sitep/askrabbi1/q.php?q=otvet/q66.htm Поэтому с определённого периода истории иудейского народа они ведут свой толдот по материнской линии. Еврейство передаётся с кровью матери, а не по крови Авраама. Отцом еврея может быть кто угодно, главное — наличие правильной матери и обрезания. Надо было уточнить это многознающему пастырю, а не только обосновывать своё утверждение о еврейской богоизбранности тем, что они совершают «определённый обряд». Налицо какое-то умолчание, что тоже воспринимается как лукавство.
    А я воспринимаю как лукавство и то, что некоторые православные богословы и публицисты будто не знакомы с известным письмом митрополита Антония (Мельникова) популярному в СССР еврейскому священнику. Вот что он писал в открытом обращении: «Современный иудаизм — это не просто одна из религий одного из народов земли. Духовная сущность иудаизма достаточно определенно раскрыта в Евангелии. Иудеям, которые упорно не пожелали уверовать во Христа распятого и воскресшего как в обетованного Мессию, Сына Божия, пришедшего во плоти, Сам Господь Иисус Христос сказал: «Если бы Вы были дети Авраама, то дела Авраамовы делали бы; А теперь ищете убить Меня, Человека, сказавшего вам истину, которую слышал от Бога: Авраам этого не делал; Вы делаете дела отца вашего». «Если бы Бог был ваш отец, то вы любили бы Меня, потому что Я от Бога исшел и пришел». «Ваш отец диавол, и вы хотите исполнять похоти отца вашего; он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины; когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи; А как Я истину говорю, то не верите Мне» (Иоан. 8, 39-44).
    Итак, слово об иудаизме, не признающем Христа Сыном Божиим и истинным Мессией, сказано: «Ваш отец диавол», и прибавлено: «Се, оставляется дом ваш пуст» (Матф. 23, 38).
    Дух скрытого поклонения дьяволу не мог не сказаться на сознании, духовной жизни, поведении, общественных стремлениях как воспитанного в иудаизме еврейского народа, так и тех народов земли, среди которых оказался рассеян еврейский народ после распятия Иисуса Христа. Обманутым евреям внушалось, что Божия обетования, сказанные в Ветхом завете, до сих пор сохраняют свою силу по отношению к этому народу, что ничего не изменилось в древней вере Израиля и что Он по-прежнему богоизбранный народ. При этом иудаизм скрывал и продолжает скрывать от еврейского народа, что в глубине этой религии совершается поклонение не Богу Авраама, Исаака и Иакова, а дьяволу. Для Православия эта тайна иудаизма давно уже не тайна.
    Почему иудаизм обманывает еврейский народ? Потому что для диавола особенно важно именно еврейский, в древности действительно богоизбранный народ — и через него по возможности все прочие народы — отвратить от Бога истинного и сделать народом богопротивным. Это называется: на святом месте утвердить мерзость запустения».
    Людям усиленно внушается, что современный еврейский народ, из-за иудаистского обмана по-прежнему отвергающий истинного Христа, все-таки остается богоизбранным, а значит призванным свыше к мировому господству. Однако, после распятия Христа богоизбранность более не принадлежит еврейскому народу как нации — богоизбранность осталась во Христе, для тех, кто подлинно в Нем и с Ним без различия наций, то есть в Церкви Христовой. Богоизбранный народ — это теперь Церковь Христова. Отсюда Палестина как место жительства современного Израиля давно уже не обетованная земля, а только древний прообраз ее. Обетованная земля в действительности — это Царство Небесное, Божие. И город Иерусалим с горой Сионом, не как места, связанные с событиями Священной истории, а как столица современного иудаизма и сионизма — это давно уже не возлюбленный Богом город. Град Божий — это теперь Иерусалим Небесный, на новой земле под новым небом, как вечное царство праведников, возвещенное Богом в Откровении (Отк. 21). А современный Иерусалим как центр христоненавистнического иудаизма Бог называет духовно «Содомом и Египтом, где и Господь наш распят» (Отк. 11, 8).
    Все это и многое другое хорошо известно Православию, так что требуется особая изощренность во лжи, чтобы и здесь вести разлагающую деятельность. И тем не менее Вы взялись за такую деятельность. Прикрываясь превратным толкованием слов апостола Павла, Вы признаетесь, что не перестаете считать, что Израиль как народ сохраняет свое избранничество, оставаясь сыном-первенцем. Вот это самое желание остаться все-таки первенцем и выдает Вас, отец…» https://communitarian.ru/publikacii/tserkovnaya_analitika/postovye_sionizma_ili_ocherednaya_eres_zhidovstvuyuschih_04082015/
    «Постовыми сионизма», готовящими путь антихристу, назвал митрополит деятелей православия, разлагающих его изнутри и проводящих подобные идеи еврейского первенства и богоизбранничества. Видимо, они до сих пор на посту.

  • Жуковский

    Екатерина ! Полностью с вами согласна . Просто не могу так все грамотно изложить . Отец Георгий ! Спасибо ! Когда слушала о. Константина Корепанова очень многое вызывало протест . Я хожу в один Храм очень долгое время и вижу , как люди меняются , преображаются . Господь помогает ! И Евангелие читают и молятся ! Моя бабушка ходила в этот же Храм до его закрытия -1937 году . Она была неграмотная крестьянка . Но я помню как она молилась дома перед иконами на коленях . Какая вера в ней была ! И в церковь она ездила в город на службу , и в Загорск . Безропотно несла свой крест и светилась любовью . Царствие Небесное р. Б. Федосии !

  • Севастополь

    Очень интересная дискуссия! Спасибо всем читателям сайта за комментарии. О.Константин,на мой взгляд, стал напоминать обычного либерала, который очень боится, что вдруг у русского человека возродится чувство национального самосознания. Теперь вижу, что такие же ощущения и у других православных людей. Несколько аргументов из древней истории Крыма. Раннехристианской и раннесредневековой. Все древние, языческие народы эпохи Великого переселения народов и не только, которых уже давно не существует на земле: готы, гунны, сарматы и т.д., будучи просвещёнными Светом христианства и крещёнными, стали называться греками. И составили население древнего православного княжества Феодоро(Мангуп) в Крыму, как и население Византии в целом. Очень понятна мысль Даля, что крёщенные и живущие по христианским заповедям другие народы России, не русские по крови, называли и называют себя русскими. Это наблюдаешь и сейчас в современной жизни, несмотря на активные попытки народы всё таки разделить. А вот какой нибудь Петров или Иванов не христианин ни есть тот с которым Бог! Интересно, как Александр объяснит то, что произошло с украинским народом, который поверил, что он не русский, а древний укр, арийского происхождения и как это повлияло на то, что происходит с церковью на Украине.

  • МО

    //У кого-то сложилось мнение, что отец Константин говорил о ветхозаветной избранности еврейского народа. Хотелось бы так думать, но увы. //

    Всё так. То, что проповедует о. Корепанов о кровной связи евреев с Богом, никакой не Ветхий Завет. Это чистокровный талмудизм.

    //никто из реальных людей (не пропагандистов из СМИ) в здравом уме подобных вещей не провозглашает и даже не думает.//

    Вот именно. А там эта идеология ― всенародная. Ещё раз. Если в русском народе идеи Богоносности, транслируемые через раввина Достоевского, не воспринимаются, то там это, ну как учение марксизма-ленинизма для советских людей, т.е. повсеместное, всеобщее и обязательное к исполнению. С этим учением «евреями» сейчас захватывается чужая земля ― Палестина и объявляется свой собственностью.

    И обратите внимание на ловкость рук. Сам отец Корепанов не ищет и не обвиняет виновников, того же Достоевского. А кто же тогда виноват? Выходит, что виноват сам русский народ. Виноват в том, что связал свою судьбу с Церковью. А этого не надо было делать, уверяет батюшка, это неправильно.

  • Пенза

    По мотивам третьей части статьи о. Георгия Селина, сделал дополнение к статье на своем сайте.
    «Как справедливо отмечает привлекаемый о. Георгием в качестве эксперта Виктор Острецов «как только свет религии стал гаснуть, так из мрака религиозного неведения полезли всевозможные чудища, и выступил на сцену суррогат религии в виде культуры и национализма» (Острецов В.М. Масонство, культура и русская история. Историко-критические очерки. М., изд. ООО «Штрихтон», 1998 / (иерей Георгий Селин. Как меня лишил Богоизбранности священник Корепанов. Часть третья). Совершенно верно. Только именно об этом и говорится в лекции Корепанова: национализм (или «культура народа») это то, что заменяет истинную религию в массовом сознании. И происходит это неизменно путем идеализации национального прошлого. Почему лютеранин Даль принял Православие только перед самой смертью? – Потому что он уже и так считал себя «русским по духу» и находил это достаточным, чтобы принадлежать к его мифическому «православию». Что означает, что он был носителем той же романтической идеологии, что и почвенник Достоевский, считавший
    «глубокой ошибкой то, что не признают в русском народе церкви» (Достоевский Ф. Дневник писателя. 1881, январь, гл.1, IV / Д.,XXVII,18).
    По содержанию, это же самое, что «римская народная» поговорка, «глас народа – глас божий». Неоязыческая химера почвеннического «народа-церкви» и есть то сказочное чудище «рýси» из Толкового словаря Даля, выползшее, как ископаемое земноводное, на берег Днепра и поднявшееся на задние лапы, «откуда пошла земля русская». Поэтому тому же Владимиру Далю была свойственна общеромантическая благостная оценка старообрядческого раскола, пусть это и выражалось у него в меньшей степени, чем у других представителей этого направления отечественной мысли той эпохи. А именно, если другие романтики просто принимают сторону «старца» Аввакума как «гласа народного» (тире «божиего») и осуждают церковные и государственные власти как проводившие антихристианские реформы, то Далю хватает здравомыслия, в целом, негативно характеризовать идеологов и участников любых расколов. В частности, перу Даля принадлежит даже исследование о расколе скопцов. Только суть в том, что мотив и логика Даля при этом не столько церковно-канонические, сколько все те же романтическо-националистические: раскол плох не тем, что он наносит урон Церкви Христовой, но тем, что он нарушает единство народа как объекта квазирелигиозной идеализации романтика. Поэтому расколы вообще оцениваются Далем как исторически преходящие пережитки становления народного организма, или наравне с суевериями как рудиментами язычества, которые можно легко исправить «просвещением народа», поскольку вера романтика в народное естество (как вера всякого язычника – в природу) первостепенна и непоколебима. «Эти раскольники (Чистое Поле и его окрестные селения населены раскольниками) несравненно ближе ко Христу, чем лютеране. Расколы – вздор, пустяки; с распространением образования они, как пыль, свеются с русского народа. Раскол недолговечен, устоять ему нельзя; что бы о нем ни говорили, а он все-таки не что иное, как порождение невежества… Пред светом образования не устоять ни темному невежеству, ни любящему потемки расколу. Суеверия тоже пройдут со временем» (Мельников-Печерский П.И. Воспоминания о Владимире Ивановиче Дале. Русский Вестник. 1883. Т.104. С.275-340). Что означает, что мысль о том, что миллионы русских старообрядцев, скончавшихся в расколе, оказались в таком положении именно потому, что они не принадлежали к числу избранных Богом, в голову Далю не приходила. Потому что вера в саму возможность преодолеть раскол просветительской деятельностью таких энтузиастов, как как Даль и Достоевский, это и есть вера в то, что можно человеческими усилиями сделать «богоизбранных» из не-богоизбранных. Поэтому сам это национал-романтизм Даля оказывается одной из страниц истории суеверий отечественной мысли. В значительной мере этими же романтическими суевериями о русском народе продолжает жить и о. Георгий Селин».

  • МО

    Спасибо, Александр Вячеславович. Все Ваши замечания учитываются и помогают в работе. Вы, наверное, это замечаете. Буду рад прочесть что-либо по мотивам 4-ой части, которую, Бог даст, Ольга Сергеевна опубликует. )

    А Даль всё же принял православие. А то некоторые говорят, что он лютеранин.

    //Поэтому сам это национал-романтизм…//
    Наверное: сам этот ?

    //и есть то сказочное чудище «рýси» из Толкового словаря Даля, выползшее, как ископаемое земноводное, на берег Днепра и поднявшееся на задние лапы//

    К сожалению, Ваш образ «руси» не соответствует образному строю, которое даёт Даль в своём словаре. У Вас «русь» выползает из темноты, а у Даля (по сути ― у русского народа) «русь» это то, что на свету.
    В.И. Даль: Русь ж. в знач. мир, белсвет. Совсем на руси, твер. навиду, на открытом месте, на юру. Все вывела на русь, распахнула душу, все высказала.
    Источник: https://gufo.me/dict/dal/%D1%80%D1%83%D1%81%D0%B0%D0%BA

    Так что по Далю «русь» не прячется и не выползает, «как ископаемое земноводное, на берег Днепра», как Вы пишете под воздействием своего воображения.
    «Русью светлое место зовём. Где солнышко. Да всё светлое, почитай, так зовём. Русый парень. Русая девушка. Русая рожь — спелая. Убирать пора. Не слыхал, что ли, никогда?» (Станислав Тимофеевич Романовский. Русь)
    https://vetrovo.ru/svyatorus/romanovskij-rus/

  • МО

    Пока мы тут выясняем, кто национал-романтичнее Даль или Достоевский, послушайте, какую они историю на радио «Маяк» детям и взрослым в умы влагают.
    https://smotrim.ru/audio/2741213?utm_source=internal&utm_medium=radio-last-releases-link&utm_campaign=radio-last-releases-link

    Хочу всё знать «Жила-была земля русская». Выпуск 4
    9 декабря 2023, 12:00
    Постановка Театра сторителлинга Константина Кожевникова

    Школьник Егор мечтает найти драгоценные древние книги. Дядя ученый помогает ему в литературных раскопках. И сегодня они читали о том, как крестилась Русь. Как князь Владимир выбирал веру? Какой он герой: хороший или плохой?

    В ролях: Егор Волнов, Константин Кожевников
    Авторы сценария: Ольга Головина, Белла Кирик

  • Пенза

    ++В.И. Даль: Русь ж. в знач. мир, белсвет. Совсем на руси, твер. навиду, на открытом месте, на юру. Все вывела на русь, распахнула душу, все высказала.» Так что по Далю «русь» не прячется и не выползает, «как ископаемое земноводное, на берег Днепра», как Вы пишете под воздействием своего воображения.++ Да, нет, о. Георгий это тоже воображение Даля. Он на то и сказочник был, чтобы всякое разное воображать, вплоть до противоположных значений одного корня.
    «РУС? м. сказочное чудовище днепровских порогов» (Даль В. (бес)Толковый словарь Живаго и т.д.). Поэтому я использовал компиляцию этого значения слова «рус» у Даля с образом другого Вашего эксперта Острецова («как только свет религии стал гаснуть, так из мрака религиозного неведения полезли всевозможные чудища, и выступил на сцену суррогат религии в виде культуры и национализма»). И это так и должно быть, т.е. и свет, и тьма в одном флаконе, потому что природа-то падшая и… «широкая»‘ в терминах Достоевского

  • Санкт-Петербург

    Конечно у каждого человека свое мнение, свой взгляд на те или иные вещи, и это нормально! Каждый имеют право на ошибку! И ошибаются люди даже праведной и святой жизни. Всех нас, посетителей сайта Ветрово и его авторов объединяет на мой взгляд наша православная вера!

    Или не всех?!

    Зачастую высказывания и статьи Александра Буздалова мной воспринимаются, как нечто враждебное русскому и православному сердцу! Возможно я не справедлив и мое мнение предвзятое, ошибочное, на что очень и надеюсь.

    Сайт Ветрово для меня и думаю многих читателей является неким маяком и ориентиром в нашей не простой духовной жизни.

    Входите тесными вратами, потому что широки́ врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны́ врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их. (Мф.7:13-14)

    И раз Александр Буздалов является одним из авторов сайта, то значит, его статьи и комментарии могут быть как-то полезны читателям на пути спасения. К примеру, как некий контраст, маркер. Спаси Господи!

  • МО

    //Он на то и сказочник был, чтобы всякое разное воображать, вплоть до противоположных значений одного корня. «РУС? м. сказочное чудовище днепровских порогов».//

    Всё правильно. Для язычников Рус и был чудищем, разорившим их капища. А Даль как добросовестный собиратель записывает и это значение слова «рус», которое внесли в него язычники.
    При положительном отношении Даля к понятиям «русь», «руский» факт включения в словарь отрицательной статьи с этим корнем говорит о многом. Так что ещё один респект Владимиру Ивановичу. На этот раз за беспристрастность.

    //Почему лютеранин Даль принял Православие только перед самой смертью? – Потому что он уже и так считал себя «русским по духу» и находил это достаточным, чтобы принадлежать к его мифическому «православию».//

    Откуда Вам известны причины затянувшегося перехода в Православие Даля? Откуда Вы знаете его мысли? Владимир Иванович сам Вам об этом сказал?

  • МО

    //Зачастую высказывания и статьи Александра Буздалова мной воспринимаются, как нечто враждебное русскому и православному сердцу! Возможно я не справедлив и мое мнение предвзятое, ошибочное, на что очень и надеюсь.//

    Позвольте мне, уважаемый Андрей, пояснить, что тут на Ветрово происходит. А что происходит? Поиск истины, который может сопровождаться отклонениями вправо и влево. Не Вы ли приводили стих из Псалтыри: всяк человек ложь. Всех заносит. И меня, грешного иерея, тоже. Поэтому не будем искать врагов, но попробуем «Понять и простить», как может видели такой стикер на фурах.
    https://bumper-stickers.ru/umor-memy/11009-aleksandr-borodach-proshu-ponjat-i-prostit.html
    Враги у христиан, известно кто.

  • Санкт-Петербург

    Согласен о. Георгий с Вами! Благодарю! Спасибо за рекомендации и отличный пример!

  • МО

    //Ветхий «Завет был отменен», когда «пришел Христос», потому что этот Завет, повторим, не имел никакой другой функции, кроме приведения этого малого числа воистину (или ведомых Одному только Богу) «избранных» иудеев ко Христу//.

    //Соответственно, то же самое происходит и уже с крещенными народами, из которых богоизбранными для Царствия Небесного являются немногие в отношении всех, имеющих одинаковую с ними этническую принадлежность.// ― пишет Буздалов.

    И это называется не понимать, или делать вид, что не понимаешь, о чём говорит о. Корепанов. А о чём он говорит?

    «Нельзя ни при каких обстоятельствах связывать русский народ с народом еврейским. Ни в коем случае. Если еврейский народ — народ богоизбранный, то мы не богоизбраны. Мы просто народ. Потому что наши отношения с Богом совсем другие, чем у евреев. Почему? Связь евреев с Богом — кровная. Во-первых. Они унаследуют связь с Богом через определённый обряд, который совершается над каждым мальчиком. Они через этот кровный обряд как бы поддерживают свою связь с Богом. Это первое. То есть быть евреем и быть в союзе с Богом — это одно и то же. Родился евреем — значит, ты уже потомок Авраама. И ради того, что ты потомок Авраама, будет тебе обеспечена милость Господня. Ты можешь, конечно, быть плохим, но отцы у тебя хорошие.

    Г.С.: Вы слышите? Никакого соответствия, ни при каких обстоятельствах, никаких параллелей с другими народами. Еврейский народ исключительное образование. Это что? Эти слова о. Корепанова КАПСЛОКОМ нужно печатать, чтобы Буздалов увидел, что он говорит одно, а о.Корепанов совсем другое?

  • Пенза

    ++Г.С.: Вы слышите?++ нет, не слышим. Это Ваши галлюцинации на почве хронического антисемитизма. Корепанов говорит то же самое, что ап. Павел: во Христе нет ни эллина, ни иудея, ни скифа (русского). И в этом принципиальная разница (говорит Корепанов и Апостол) Ветхого и Нового заветов. Всё. Ничего больше он не говорит.

  • МО

    Ему говорят, что еврейское Богоизбрание это особое избрание и ничего подобного на свете не было и нет, а Буздалов в ответ: «Ничего не слышу, ничего не вижу…». Не знаю, чем и помочь в этом непростом случае. Может, капслоком?

    О. Корепанов: ЕСЛИ ЕВРЕЙСКИЙ НАРОД — НАРОД БОГОИЗБРАННЫЙ, ТО МЫ НЕ БОГОИЗБРАНЫ. МЫ ПРОСТО НАРОД. ПОТОМУ ЧТО НАШИ ОТНОШЕНИЯ С БОГОМ СОВСЕМ ДРУГИЕ, ЧЕМ У ЕВРЕЕВ. ПОЧЕМУ? СВЯЗЬ ЕВРЕЕВ С БОГОМ — КРОВНАЯ.

  • Пенза

    Растриге и ересиарху раскола Аввакуму была свойственна обсцентая речь, т.е бранная, грязная, скверная, злословие. Например, «Адам же и Ева… проспались, бедные, с похмелья, ано и самим себя сором: борода и ус в блевотине, а от гузна весь и до ног в говнех». Неконтролируемым сквернословием отличалась Блаватская. И это тоже перемежалось у нее с «богословием». Столь спонтанно с церковнославянского переходил на просторечную брань Аввакум. Это особенность его стиля. И это верный признак писания под диктовку бесов. Вот почему апология всей этой «древлерускости» весьма не безоопасна для духовного здоровья читателей Ветрово. Будьте бдительны. Аввакум это сущий антихрист, увлекший в раскол миллионы христианских душ. И всякий, называющий этого сатану «истинно русским (читай: православным) писателем», ведет крайне вредную деятельность.

  • МО

    //Растриге и ересиарху раскола Аввакуму была свойственна обсцентая речь, т.е бранная, грязная, скверная, злословие. Например, «Адам же и Ева… проспались, бедные, с похмелья, ано и самим себя сором: борода и ус в блевотине, а от гузна весь и до ног в говнех».//

    Так я и назвал его руским писателем. Новороссийским писателям до Аввакума далеко. По сравнению с речью, не буду называть кого, приведённый Вами пример ― птичье пение. Слышали, как поёт иволга? Что-то похожее у Аввакума: визг драной кошки вперемешку с нежнейшими трелями. В Апостоле на ЦСЯ также есть неудобопроизносимые слова. Надо понимать, что тогда были другие речевые нормы. Но чего-то Вас, батенька, не туда понесло. Мы говорим о лекции о. Корепанова. Вы обвинили меня в клевете на него. И если Вы не докажете своих слов ― будете клеветником.

  • МО

    //Растриге и ересиарху раскола Аввакуму была свойственна обсцентая речь, т.е бранная, грязная, скверная, злословие. Например, «Адам же и Ева… проспались, бедные, с похмелья, ано и самим себя сором: борода и ус в блевотине, а от гузна весь и до ног в говнех».//

    Может для Вас великого русского поэта Сергея Есенина с его выплюнутым изо рта Телом Христовым процитировать и другие его стихи? Аввакум по сравнению с Есениным аки младенец, неразумно лепечущий, а богоборец Есенин как при жизни, так и по смерти ― национальный герой, которому православные акафисты готовы читать.

    Действительно, любопытно, почему к Аввакуму у некоторых ненависть, аж скулы сводит, а Есенина миллионными тиражами печатают, и ничего, нормально. По делу о предъявленной мне клевете на о. Корепанова будете отвечать?

  • МО

    //Это Ваши галлюцинации на почве хронического антисемитизма.//

    Можете пришить к делу «О клевете о. Селина на о. Корепанова». ― Следствием установлено, что вы галлюцинировали на почве хронического антисемитизма. Дайте показания по этому пункту.

    //Это Ваши галлюцинации на почве хронического антисемитизма.//

    Нет, это Вы галлюцинируете, обвиняя меня в том, чего на свете не существует. Кто такие, по-Вашему, семиты? Евреи что ли? Никаких евреев нет. Они кончились с разрушением Иерусалимского храма.

    Как для «евреев» галлюцинацией является Божество Иисуса Христа, так для христиан существование «еврейского народа» должно быть галлюцинацией. Нет такого народа. Еврейская нация ― выдумка жидов. Для христиан существует только то, что сказал Богочеловек Иисус Христос, воплощённое Слово Божие. И что Он сказал о «евреях»? Ваш отец диавол…

    Хочу, простите, повторить сказанное в другой ветке, потому что, по-моему, неплохо сказано. Услугу «евреям» оказывают христиане, когда говорят, что это народ. А евреи не народ. Народы создаёт Бог, поселяет их на земле, даёт им языки, руководствует ими… Сатана же создать народ не может. Он вообще ничего создать не может. Он пародирует. Так в лице евреев он спародировал народ, собрав из всех земных племён интернационал поклонников Талмуда.

    Также неоценимую услугу евреям оказывают христиане, когда говорят, что иудаизм это религия. А это не религия. Слово «религия» происходит от латинского слова re-ligare — воссоединять. Лига это — связь (например, «лига чемпионов», «лига наций» и т.д.), а приставка re- означает «вновь, назад, пере-». Но разве может иудаизм воссоединять с Богом? Он воссоединяет известно с кем.

    Так что это Вы, Александр Вячеславич, галлюцинируете, зловредно и душепагубно галлюцинируете, и очень далеко отстоите от Истины, называя жидов народом и иудаизм религией.

  • Пенза

    Галлюцинации и есть. Есть мания преследования. Это когда в каждом прохожем видишь преследователя. А тут мания хасидизма и сионизма. Это когда в каждом написавшем о иудаизме видишь тайного хасида.

Уважаемые читатели, прежде чем оставить отзыв под любым материалом на сайте «Ветрово», обратите внимание на эпиграф на главной странице. Не нужно вопреки словам евангелиста Иоанна склонять других читателей к дружбе с мiром, которая есть вражда на Бога. Мы боремся с грехом и без­нрав­ствен­ностью, с тем, что ведёт к погибели души. Если для кого-то безобразие и безнравственность стали нормой, то он ошибся дверью.

Календарь на 2024 год

«Стихотворения иеромонаха Романа»

Сретенские строки

Новый поэтический сборник иеромонаха Романа

Не сообразуйтеся веку сему

Книга прозы иеромонаха Романа

Где найти новые книги отца Романа

Список магазинов и церковных лавок