col sm md lg xl (...)
Не любите мира, ни яже в мире...
(1 Ин. 2:15)
Ветрово

Владимир Щербинин. Смиренное величие

5 декабря — день памяти Патриарха Алексия II

Я давно заметил: чем ближе человек к Богу, тем он проще по отношению к другим людям, нет в нем превозношения, гордыни или властолюбия. Это в полной мере относится к почившему Патриарху Алексию II.

Так получилось, что мне довелось довольно много общаться с ним. Началось это еще с Питера, во время съемок фильма о Валааме, когда он был еще митрополитом, а последнее интервью с ним мы записали за несколько лет до его кончины к фильму о Сирии.

Внешние обстоятельства, конечно, сильно менялись. В начале его патриаршества к нему легко было попасть, если не в резиденции, то в алтаре на службе.

Но в конце его жизни все было по-другому. Всем командовал человек из охраны президента. Он назначал время съемок (20 минут, не больше), он же грубо выключал осветительные приборы по истечении этого срока, обрывая речь Патриарха на полуслове.

И Святейший ничего не мог поделать, только руками разводил…

* * *

Он был живой и простой в общении человек, но при этом всегда чувствовалось его благородство и воспитанность.

Его мама, в девичестве Писарева, была из обедневших питерских дворян, а отец из славного рода Ридигеров.

Многие утверждали, что он немец, но это было не так. Первый Ридигер появился в Петербурге в 1749 году. Случилось так, что во время большого пожара сгорел шпиц столичного Петропавловского собора, а вместе с ним и куранты, которые отбивали в каждый полдень дивную мелодию. Послушать звон колоколов на Заячий остров обычно собиралось много народу, и вот любимая забава петербуржцев замолкла.

По такому случаю императрица Елизавета Петровна выписала из Швеции лучшего часовщика, фамилия которого была Ридигер. Он в короткий срок починил куранты, «установил на них разные музыкальные штуки, которые каждые две недели менял». За это он был удостоен потомственного дворянства, вскоре женился на русской девушке и остался здесь навсегда. Его сын был уже генерал-майором, героем Отечественной войны 1812 года, его портрет есть в галерее героев в Эрмитаже. Один из потомков шведского часовщика был даже министром императорского двора в начале ХХ века.

Вот из такого рода происходит наш Патриарх. Он был не просто дворянин, а аристократ высшей пробы, и это всегда чувствовалось при общении с ним.

* * *

С Патриархом было очень приятно работать. Он никогда не давил, внимательно выслушивал собеседника и чаще всего соглашался с ним. Для разговора он просил записать не только вопросы, но и предполагаемые ответы.

«Я же не знаю всего вашего замысла. Важно, чтобы все было связано по смыслу».

И потом действительно говорил по написанному, только своими словами. Так записали мы с ним в Переделкино закадровый текст для нашего фильма.

Его келейница мать Филарета все время напоминала, что скоро нужно ехать к греческому послу.

«Знаю, знаю», – говорил Патриарх, но при этом гостеприимно поил нас чаем, а потом вдруг предложил:

«Пойдемте на пруд карпов кормить!»

Мы, конечно, взяли камеру и поспешили за ним.

Едва он подошел к берегу пруда, как вода буквально вскипела от движения крупных рыбин. Карпы знали своего хозяина, потому что он кормил их каждый день.

Потом он повел нас в хлев, чтобы показать теленка по имени Звёздочка. Пока он рассказывал нам о своем хозяйстве, Звёздочка зажевала край рукава его широкой рясы. Тут же появилась вездесущая мать Филарета, устроила суровый выговор:

«Сколько раз я вам говорила, Ваше Святейшество, не надевайте зря парадную рясу, она же у вас единственная. В чем вы пойдете к греческому послу?»

И Патриарх, как провинившийся школьник, оправдывался перед ней.

В другую встречу, когда мы уже делали кино о владыке Василии (Родзянко), я спросил его: ваше любимое занятие вне церковной жизни?

Он ответил:

«Больше всего люблю грибы собирать. В каждый отпуск еду на Валаам, беру корзинку и иду за грибами».

Это же отличная идея для фильма! Идет Патриарх по валаамскому лесу, в плаще, с ножичком и корзиночкой; иногда присаживается на пенек и размышляет о смысле человеческой жизни, о сложности духовного пути. Только о самом главном, никакой внешней церковной деятельности.

Вы бы видели, как загорелись глаза Патриарха:

«Очень хорошая идея, я согласен, пишите заявку».

Я написал, передал ее в канцелярию.

Но в назначенное время Патриарх попал в больницу и на Валаам не поехал, а потом наша заявка навсегда утонула где-то в недрах канцелярии.

А жаль…

Владимир Щербинин
Из книги «Сердце сокрушенно» (М.: Издательство Сретенского монастыря, 2016)

Заметки на полях

  • г. Гусев Калининградская область

    «Я отслужил Литургию, – говорит он.( о.Иоанн Крестьянкин) – Пришел в келью. Немного, думаю, отдохну. И не снимая мантии, сел на диван. Облокотившись на спинку, вдруг, как в каком-то легком сне, вижу, что на месте кровати стоит Святейший Патриарх Тихон. Рядом с ним стоит митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий (Ридигер)». У патриарха Тихона от пола и до потолка большой тяжелый жезл. Он его держит и, обращаясь к отцу Иоанну, говорит: «Вот видишь, какой тяжелый патриарший жезл, – и при этом сделал попытку поднять его. – Никто из архиереев не сможет поднять его, кроме митрополита Алексия», – и передает ему жезл. Как только митрополит Алексий взял жезл, он у него сразу же стал раскручиваться, раскручиваться. От него начали отвинчиваться какие-то мелкие детали, и он становился все меньше и меньше. На этом видение прошло.

    Почему жезл начал раскручиваться и уменьшаться, я не спросил отца Иоанна, да он и сам тогда не понял. Через два года, когда я приехал в отпуск из командировки и вновь спросил об этом батюшку, он, уже исходя из положения в Церкви, определенно сказал следующее: «Маленькие детали, которые откручивались от посоха, вероятно, автономные церкви, которые при патриархе Алексии II получили статус самостоятельности: Украина, Беларусь, Молдова и Прибалтика».
    из воспоминаний митрополита Павла ( Пономарева)

Уважаемые читатели, прежде чем оставить отзыв под любым материалом на сайте «Ветрово», обратите внимание на эпиграф на главной странице. Не нужно вопреки словам евангелиста Иоанна склонять других читателей к дружбе с мiром, которая есть вражда на Бога. Мы боремся с грехом и без­нрав­ствен­ностью, с тем, что ведёт к погибели души. Если для кого-то безобразие и безнравственность стали нормой, то он ошибся дверью.

Календарь на 2024 год

«Стихотворения иеромонаха Романа»

Сретенские строки

Новый поэтический сборник иеромонаха Романа

Не сообразуйтеся веку сему

Книга прозы иеромонаха Романа

Где найти новые книги отца Романа

Список магазинов и церковных лавок