col sm md lg xl (...)
Не любите мира, ни яже в мире...
(1 Ин. 2:15)
Ветрово

Александр Шадурин. Ответ

Александр Шадурин. Дед Макар

Известно, что «сама Истина побуждает человека искать истины», но не каждый ищет Бога и не всякий хочет откликнуться на Его тихий, зовущий голос.

Вот и меня когда-то разговоры о вере и о Боге совсем не интересовали, казались несущественными, и ни в малейшей степени не допускал, что ответ на мои мучительные вопросы надо искать там, куда упорно не хотел заглянуть. Для меня повседневность, в которой мы жили, была единственно правильной, а всё, что не соответствовало этой действительности — мною не воспринималось.

Ни в детстве, ни в юности я не видел, чтобы в нашей семье кто-то молился, но иконы в избе моего деда по материнской линии, в которой рос со своими дядями и тётями, — были. Уже взрослым, приезжая к овдовевшему деду, всегда почему-то в красном углу первой замечал икону святителя Николая Чудотворца.

Как-то в один из моих приездов дед Макар вдруг сказал: «Внук, не верю я во всё ЭТО». «Почему?» «Так, не верю. Всё это байки, и ничего ТАМ нет». Разговор о вере был закончен. Ветеран двух войн, награждённый боевыми медалями и орденом, мой дед по своему неверию даже предположить не мог, что вернулся из ада войны живым и невредимым ещё и потому, что кто-то о нём горячо молился.

Безверие порождает духовную слепоту, которая не позволяет увидеть истинные причины и связи событий человеческой жизни, и мой давний знакомый, например, с непреклонной убеждённостью сказал однажды, что верующие — это люди малодушные, нерешительные, которые боятся отвечать за свои поступки и потому спрятались за придуманного Бога и переложили на Него всю ответственность.

Состояние безверия долгое время не покидало меня и не позволяло переступить порог Храма. Уже выросли мои дети и стали задавать неудобные для меня вопросы о вере, а я всё ещё оставался духовным дикарём. Было стыдно перед детьми, и, не зная, что им ответить, решил, что надо как-то ситуацию менять: пора выйти из состояния «стой там — иди сюда». В том, что Бог есть, могло убедить только замеченное мною действие незримой силы в моей жизни. И, чтобы оно состоялось, мысленно обратился за помощью к святителю Николаю — слышал, что он особо почитаемый святой в народе и никому в помощи не отказывает. Для начала решил постоянно носить нательный крестик, который с детских лет хранился у родителей, но мать сказала, что давно его не видела и не знает, где он. Вместо крестика она предложила маленькую круглую иконку святителя Николая.

Пропажа нательного крестика меня огорчила, тем более что не очень давно я его видел, но образок Николы Угодника был принят мною из рук матери с особым чувством. Так вместо нательного креста стал носить иконку святителя Николая. Но однажды, проснувшись утром, заметил, что на мне иконки нет: тесёмка с исправным и закрытым замочком была пустой. Если так — значит, сломалось крепление на самой иконке. Потерянный образок, к моей немалой радости, вскоре нашёлся: он лежал на самом видном месте на полу… в соседней комнате. Поднимая иконку, ожидал увидеть повреждение, но ничего подобного не оказалось. Было понятно, что случай особенный, но объяснить ни того, как была снята иконка, ни почему и для чего это было сделано — я не смог. Пытаясь найти ответ, обращался к тем, кто был рядом и с кем можно было поговорить на эту тему, но никто из них ответа не знал. Молодой священник советовал съездить к «прозорливому старцу», знакомая монахиня, выслушав мою историю, искренне сожалела, что не знает, как объяснить случившееся, но в конце общих и уже слышанных советов и предположений вдруг сказала, что вообще-то одну иконку без креста не носят. Почему так — объяснить не смогла. Вопрос «почему так?» не давал покоя. Было понятно, что если найду ответ на «почему», то станет ясной причина, по которой была снята с меня таким необъяснимым способом иконка.

Я был удивлён, к какому выводу пришёл после долгих раздумий над словами монахини «иконку без креста не носят». А вывод был таким: Бог есть, и заменить Распятого никто не может.

С того дня стал носить нательный крестик, и тогда же началось моё воцерковление.

Много позже прочитал стихотворение иеромонаха Романа «Единственный», в котором гораздо выразительнее и без многословия сказано:

Полно исусов и христов,
Один — Распятый.

А за помощью к Угоднику Божию святителю Николаю много раз обращался в трудных житейских ситуациях и всякий раз её получал. Так было и с покупкой домика, в котором сейчас живу, только вот при оформлении необходимых бумаг вдруг подумалось: может быть, всё решается без участия Николы Угодничка и по молитвам совсем другого святого? Через некоторое время мы получили документы на владение домом — это было 19 декабря, в День памяти святителя Николая Мирликийского!

Верующий человек вряд ли найдёт что-то новое в моих воспоминаниях: здесь всё обыденно и просто. Знаю, что ходатайство святителя Николая совершается за каждого, кто обращается к нему от чистого сердца, из глубины своей души. И потому пусть сказанное мною будет не только свидетельством об участии святого в моей жизни, но и моей искренней благодарностью и святителю Николаю, и человеку, который предложил мне рассказать о том, как через святого на мне совершилось Милосердие Божие.

Александр Шадурин
Сайт «Ветрово»
17 августа 2023

Заметки на полях

  • Волгоградская обл.

    Спаси Господи.

  • Тотьма

    Спаси, Господи. Я думала, что правильно говорить «святитель Николай, архиепископ Мир Ликийских чудотворец». За статью спасибо.

  • Ольга, действительно, правильно так, как Вы написали — так назовут этого святого в церковном календаре или в богословской статье. Но в народе едва ли кто-то станет называть его так, а вот Николой Угодничком называют. Автор написал именно о народном почитании, поделился опытом, и такое величание святого здесь вполне уместно.

  • Севастополь

    Александр, спасибо большое за рассказ! В обыденном и простом, как и в немощном, сила Божия совершается!

  • Тотьма

    Спаси Господи, Ольга Сергеевна.

Уважаемые читатели, прежде чем оставить отзыв под любым материалом на сайте «Ветрово», обратите внимание на эпиграф на главной странице. Не нужно вопреки словам евангелиста Иоанна склонять других читателей к дружбе с мiром, которая есть вражда на Бога. Мы боремся с грехом и без­нрав­ствен­ностью, с тем, что ведёт к погибели души. Если для кого-то безобразие и безнравственность стали нормой, то он ошибся дверью.

Календарь на 2024 год

«Стихотворения иеромонаха Романа»

Сретенские строки

Новый поэтический сборник иеромонаха Романа

Не сообразуйтеся веку сему

Книга прозы иеромонаха Романа

Где найти новые книги отца Романа

Список магазинов и церковных лавок