Александр Шадурин. Дед Макар
Известно, что «сама Истина побуждает человека искать истины», но не каждый ищет Бога и не всякий хочет откликнуться на Его тихий, зовущий голос.
Вот и меня когда-то разговоры о вере и о Боге совсем не интересовали, казались несущественными, и ни в малейшей степени не допускал, что ответ на мои мучительные вопросы надо искать там, куда упорно не хотел заглянуть. Для меня повседневность, в которой мы жили, была единственно правильной, а всё, что не соответствовало этой действительности — мною не воспринималось.
Ни в детстве, ни в юности я не видел, чтобы в нашей семье кто-то молился, но иконы в избе моего деда по материнской линии, в которой рос со своими дядями и тётями, — были. Уже взрослым, приезжая к овдовевшему деду, всегда почему-то в красном углу первой замечал икону святителя Николая Чудотворца.
Как-то в один из моих приездов дед Макар вдруг сказал: «Внук, не верю я во всё ЭТО». «Почему?» «Так, не верю. Всё это байки, и ничего ТАМ нет». Разговор о вере был закончен. Ветеран двух войн, награждённый боевыми медалями и орденом, мой дед по своему неверию даже предположить не мог, что вернулся из ада войны живым и невредимым ещё и потому, что кто-то о нём горячо молился.
Безверие порождает духовную слепоту, которая не позволяет увидеть истинные причины и связи событий человеческой жизни, и мой давний знакомый, например, с непреклонной убеждённостью сказал однажды, что верующие — это люди малодушные, нерешительные, которые боятся отвечать за свои поступки и потому спрятались за придуманного Бога и переложили на Него всю ответственность.
Состояние безверия долгое время не покидало меня и не позволяло переступить порог Храма. Уже выросли мои дети и стали задавать неудобные для меня вопросы о вере, а я всё ещё оставался духовным дикарём. Было стыдно перед детьми, и, не зная, что им ответить, решил, что надо как-то ситуацию менять: пора выйти из состояния «стой там — иди сюда». В том, что Бог есть, могло убедить только замеченное мною действие незримой силы в моей жизни. И, чтобы оно состоялось, мысленно обратился за помощью к святителю Николаю — слышал, что он особо почитаемый святой в народе и никому в помощи не отказывает. Для начала решил постоянно носить нательный крестик, который с детских лет хранился у родителей, но мать сказала, что давно его не видела и не знает, где он. Вместо крестика она предложила маленькую круглую иконку святителя Николая.
Пропажа нательного крестика меня огорчила, тем более что не очень давно я его видел, но образок Николы Угодника был принят мною из рук матери с особым чувством. Так вместо нательного креста стал носить иконку святителя Николая. Но однажды, проснувшись утром, заметил, что на мне иконки нет: тесёмка с исправным и закрытым замочком была пустой. Если так — значит, сломалось крепление на самой иконке. Потерянный образок, к моей немалой радости, вскоре нашёлся: он лежал на самом видном месте на полу… в соседней комнате. Поднимая иконку, ожидал увидеть повреждение, но ничего подобного не оказалось. Было понятно, что случай особенный, но объяснить ни того, как была снята иконка, ни почему и для чего это было сделано — я не смог. Пытаясь найти ответ, обращался к тем, кто был рядом и с кем можно было поговорить на эту тему, но никто из них ответа не знал. Молодой священник советовал съездить к «прозорливому старцу», знакомая монахиня, выслушав мою историю, искренне сожалела, что не знает, как объяснить случившееся, но в конце общих и уже слышанных советов и предположений вдруг сказала, что вообще-то одну иконку без креста не носят. Почему так — объяснить не смогла. Вопрос «почему так?» не давал покоя. Было понятно, что если найду ответ на «почему», то станет ясной причина, по которой была снята с меня таким необъяснимым способом иконка.
Я был удивлён, к какому выводу пришёл после долгих раздумий над словами монахини «иконку без креста не носят». А вывод был таким: Бог есть, и заменить Распятого никто не может.
С того дня стал носить нательный крестик, и тогда же началось моё воцерковление.
Много позже прочитал стихотворение иеромонаха Романа «Единственный», в котором гораздо выразительнее и без многословия сказано:
Полно исусов и христов,
Один — Распятый.
А за помощью к Угоднику Божию святителю Николаю много раз обращался в трудных житейских ситуациях и всякий раз её получал. Так было и с покупкой домика, в котором сейчас живу, только вот при оформлении необходимых бумаг вдруг подумалось: может быть, всё решается без участия Николы Угодничка и по молитвам совсем другого святого? Через некоторое время мы получили документы на владение домом — это было 19 декабря, в День памяти святителя Николая Мирликийского!
Верующий человек вряд ли найдёт что-то новое в моих воспоминаниях: здесь всё обыденно и просто. Знаю, что ходатайство святителя Николая совершается за каждого, кто обращается к нему от чистого сердца, из глубины своей души. И потому пусть сказанное мною будет не только свидетельством об участии святого в моей жизни, но и моей искренней благодарностью и святителю Николаю, и человеку, который предложил мне рассказать о том, как через святого на мне совершилось Милосердие Божие.
Александр Шадурин
Сайт «Ветрово»
17 августа 2023
Спаси Господи.
Спаси, Господи. Я думала, что правильно говорить «святитель Николай, архиепископ Мир Ликийских чудотворец». За статью спасибо.
Ольга, действительно, правильно так, как Вы написали — так назовут этого святого в церковном календаре или в богословской статье. Но в народе едва ли кто-то станет называть его так, а вот Николой Угодничком называют. Автор написал именно о народном почитании, поделился опытом, и такое величание святого здесь вполне уместно.
Александр, спасибо большое за рассказ! В обыденном и простом, как и в немощном, сила Божия совершается!
Спаси Господи, Ольга Сергеевна.