col sm md lg xl (...)
Не любите мира, ни яже в мире...
(1 Ин. 2:15)
Ветрово

Ольга Надпорожская. Самоваро-паровозо-ветролёт, или Миссионерство навыворот

Эти мысли появились после того, как на сайте Издательства Московской Патриархии, в разделе «Наши издания» увидела книгу Юнны Мориц «Сердце нараспашку. Стихи для детей», вышедшую в этом году. Книга начинается с обращения издательства к читателю:

«Дорогой друг!

Ты, наверное, слышал такое слово — добродетель? Это — то доброе дело, которое ты можешь сделать для своих родных и друзей и для своей души!

Быть чистым, как белая ромашка, быть щедрым — делиться радостью со всеми — не только с родителями, не только с такими же детьми, как ты сам, но даже с Роботом! Никого не обижать и никогда не лениться, а, напротив, быть добрым и трудолюбивым! И тогда у тебя обязательно получится распахнуть своё сердце и послужить другим, как послужил поэтам, художникам и звездочётам папирус! „Какой папирус? Какой Робот? Какие звездочёты? “ — спросишь ты. Так скорее перелистывай страницу, скорее начинай читать стихи Юнны Мориц, и ты обо всём узнаешь!

Издательство Московской Патриархии».

Стихотворения Юнны Мориц знаю с детства. Да и, наверное, все их знают, отчасти благодаря тому, что многие из них положили на музыку и исполняли Сергей и Татьяна Никитины. В 1979 году был сделан мультфильм «Большой секрет для маленькой компании» — мне кажется, с художественной точки зрения он гораздо слабее, чем песенки Никитиных, но тоже помог стихам Мориц обрести известность. Лично я сначала слушала их сама, потом давала слушать своим детям, покупала им книжки с этими стихами, учила их с ними наизусть. Мои друзья поставили по стихам Мориц кукольный спектакль — и это очень естественное решение, потому что её произведения очень театральны. «Сумасшедшие» стихи Юнны Мориц трудно отнести к какому-то литературному направлению, но часто они близки к футуризму, и в них всегда есть место языковой игре. А ещё они оставляют много места для фантазии читателя, и в некоторых сказочных героях стихов и песен вполне взрослый человек может неожиданно узнать себя. Что касается «взрослых» стихов Юнны Мориц, то в последние годы они отмечены ярко выраженной темой патриотизма — на своей странице «ВКонтакте» она публикует настолько яростные, злободневные тексты, иногда с нецензурными словами, что читать их порой невозможно.

А теперь хочется выразить удивление по поводу того, что Издательство Московской Патриархии выпустило книгу стихотворений Юнны Мориц. Потому что к Церкви эти стихи не имеют никакого отношения. И к христианству тоже. Да, в них с избытком есть изумление перед этим мiром:

… Это очень интересно, —
Где ночует стрекоза?..
Это очень интересно, —
В барабан ли бьёт гроза?

Это, это же чудесно,
Что у всех, у всех детей
И у всех, у всех людей
На лице живут глаза!

(«Это очень интересно»)

И добро в них побеждает зло:

— Ешь, пожалуйста, цветок,
Пей свою росинку.
Если б ты увидеть мог
Собственную спинку!
Ты — блестящий, голубой,
Ты — такой красивый!
Зря качает головой
Селезень ленивый.
Я не дам тебя склевать
Утке-кривоножке.
Будем вместе ночевать
На кусте картошки…

(«Счастливый жук»)

Всё это действительно можно условно обобщить словом «добродетель», как и делает издательство во вступлении. Ведь слово «добродетель» является достаточно расхожим и далеко не всегда соотносится с христианством, хотя сначала, видимо, было по-другому (это слово — калька с греческого языка, а из Греции к нам пришло Православие). Но в том-то и дело, что от Издательства Московской Патриархии, как и от самой Церкви, мы ждём именно христианского слова, и вправе воспринимать всё, что им сказано, как слово о Христе или, по крайней мере, как слово, просвещённое светом Евангелия.

В последние десятилетия миссионерская деятельность Церкви разлилась так широко, что не всегда понятно, какие течения и в какую сторону движутся внутри этого океана. Цель миссионерства — рассказать мiру о Христе. Но желание заключить весь мiр в свои объятия, похоже, порой оборачивается тем, что мiр настолько крепко начинает сжимать их сам, что дышать уже попросту нечем.

Когда Издательство Московской Патриархии издаёт Священное Писание, святоотеческие книги и жития — это, конечно, миссионерская, просветительская деятельность. По крайней мере, важная её часть: для того, чтобы эти книги были не только изданы, но прочитаны, поняты и принесли плоды, тоже нужно приложить немало усилий. Церковь через эти книги делится тем сокровищем, которым обладает. Но если оно издаёт стихотворные сборники Юнны Мориц, то кого и чем оно «просвещает»? Светский читатель в таком «просвещении» едва ли нуждается: с творчеством Мориц он может познакомиться (или давно знаком) и без помощи Московской Патриархии. Единственный вывод, который такой читатель может сделать из того обстоятельства, что книга издана именно там, — что Церковь поэзию Мориц одобряет. Но каким образом осознание этого может способствовать его спасению?

Мне кажется, здесь скорее обратный процесс: издавая такие книги, Церковь даёт понять своей пастве, что она не отвергает светскую литературу. (В качестве возражения можно в очередной раз сослаться на письмо святителя Игнатия (Брянчанинова), в котором он говорит о том, что в книге Гоголя «Выбранные места из переписки с друзьями» перемешаны свет и тьма — то есть признаёт её нецерковной, хотя «добродетели» там хватает.) Также Церковь таким образом даёт понять, что не принуждает верующих к отказу от мiра и отбирает для них то доброе, что в этом мiре есть, «просвещает» свою паству светской культурой. Для этого и концерты проводятся в Храмах. Для этого и православные фестивали для молодёжи. Для этого, наверное, и ведущие с макияжем на православных телеканалах, и многое-многое другое — а к чему это может привести, легко понять, взглянув на то, что происходит в католических и протестантских храмах.

Сейчас в обществе много переживаний по поводу мигрантов, нерусских и неправославных людей, заполонивших всё и вся, которых в некоторых ситуациях (например, среди учеников школ или среди врачей) оказывается больше, чем представителей коренного населения. Но неужели мы хотим, чтобы с нашей Церковью произошло то же самое? Неужели хотим, чтобы в Её открытые двери ломанулось столько мiрского, светского, что мы с трудом будем отыскивать — а где же здесь исконное, православное?

Можно понять священников, которые боятся отпугнуть излишними строгостями тех, кто едва переступает порог Церкви. Но и тут нужно осознать, ради чего эти люди переступают этот порог и ради чего их там встречают. Не просто же ради общения и отвлечённой «добродетели». Они приходят ко Христу, и нужно помочь им встретиться с Ним, услышать глас хлада тонка — или хотя бы этому не мешать. А если этих людей будет мало, то и это будет естественно — ведь Христос и назвал их малым стадом. Зато всё будет по правде: за чем пришли они, то и получат. За всем остальным пусть идут в театры, концертные залы и библиотеки — которые всегда открыты и ждут их!

В одном из «детских» стихотворений Юнны Мориц есть такой образ — самоваро-паровозо-ветролёт:

Самоваро-паровозо-ветролёт,
Он летит, свистит, пыхтит и чай даёт,
Он летит себе по небу и свистит,
И чаёк для Дуси с Васей кипятит…

Очень весело, пусть летит, только хочется, чтобы Церковь не была на него похожа. Пусть Она хранит в Себе Христа, а свистит, пыхтит и чай даёт кто-нибудь другой. Не нужно совмещать несовместимое!

Ольга Надпорожская
Сайт «Ветрово»
24 апреля 2024

Заметки на полях

  • Нижний Новгород

    «Цель миссионерства — рассказать мiру о Христе.»

    Мне кажется, многие люди сейчас этого не понимают. Они думают, что в любом деле, кажущемся добрым и хорошим, присутствует Христос, независимо от того, совершается оно во имя Христа, во имя «светлого будущего» или из гуманных побуждений. Даже некоторые священники считают советский период нашей истории библейской эпохой…
    https://vetrovo.ru/inoi/rosov-na-glinyanyh-nogah/

  • Псков

    Понимаем о чем переживаете. Вера наша, это тонкая грань, узкий путь,а потому, то туда, то сюда.

  • Людмила Николаевна: «Мне кажется, многие люди сейчас этого не понимают».
    В Издательстве Московской Патриархии должны понимать.

    Насчёт добрых дел — вопрос философский. Когда писала статью, задумалась над предложением «…от Издательства Московской Патриархии, как и от самой Церкви, мы ждём именно христианского слова, и вправе воспринимать всё, что им сказано, как слово о Христе или, по крайней мере, как слово, просвещённое светом Евангелия». А что, если слова

    Это, это же чудесно,
    Что у всех, у всех детей
    И у всех, у всех людей
    На лице живут глаза!

    родились именно потому, что автор живёт в христианской стране, в культуре, которая сформировалась не без влияния Евангельского слова? Ведь можно и такого уровня обобщения делать. Но и до воплощения Христа, и даже до потопа на земле было доброе — была природа, была любовь людей друг ко другу, были дети. Но это доброе не исцелило и не спасло людей. Нужно было, чтобы на землю пришёл Христос, чтобы Он проповедовал, основал Церковь, был убит и воскрес. Церковь — хранительница этого знания, Таинств, Самого Христа. И её миссия — об этом говорить. Не каждое слово о красоте мiра или чьей-то доброте — проповедь христианства. Пусть светские поэты говорят о чём хотят, но Церковь не должна издавать их произведения как церковное наследие.

    О доброте вспомнился ещё отрывок из книги отца Романа «Не сообразуйтеся веку сему»:

    «Через некоторое время архиерей повёл беседу, утверждая, что всякий делающий добро будет спасён без веры во Христа, что и инославные, и неверующие также спасутся. Хотелось бы, чтоб так и случилось, но заявлять подобное в безбожное время — гасить последние искры веры. Отцы и братия покорно молчали. Смолчал бы и я, но глянул на паломников и не удержался:

    — А какова цена добродетели без веры? Что стоит добро без Христа?

    Хотелось также спросить — зачем Господь воплощался? Зачем крестим? Может, нам не Крест нужен, а плакат с воззванием делать добро? Всем бы угодили, все бы за нами пошли. Но, конечно же, смолчал: этичное в отношении веры посчиталось бы неэтичным в отношении сана.

    — Это словоблудие! — отрубил раздаятель пламени.

    Вот так-то! Дал определение вопросам, а на вопросы не ответил. А ведь в Деяниях святых апостолов описано, как молитвы и милостыни сотника-язычника Корнилия не могли спасти его: для спасения требовалось нечто большее — познание Господа Иисуса и Крещение, для чего и был приглашен апостол Пётр».
    https://vetrovo.ru/prose/ne-soobrazujtesya-veku-semu/

  • Санкт-Петербург

    Да, думаю многие из нас ежедневно сталкиваются с подобным. Проходя безучастно мимо мы забываем, во что веруем: Во Едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь! А соборность это и есть мы с вами в том числе, как важная её часть, а не только священнослужители.

    И мы не давно столкнулись с тем что показалось нам не приемлемым для церкви! В этих примерах мы высказали своё мнение и позицию, но так бывает к сожалению не всегда.

    На престольный праздник куда мы ходим в церковь на службу нас любезно пригласили с младшим сыном на детский концерт в воскресной школе после литургии. Попросив, что то подготовить. Мы выбрали стихотворение о. Романа

    * * *
    Посмотри, как притихла природа,
    Всё и вся устремилось горе́.
    Расстаются со льдинами воды:
    Благовещение на дворе.

    Камыши, Откровенью внимая,
    Оживляются святостью вод.
    Небо Землю дитём прижимает,
    К Чаше Радости кроху несет.

    3 апреля 2001
    Скит Ветрово

    И вот после литургии и принятия Святых Даров, мы все направились на праздник. Было много маленькой детворы и отличное праздничное настроение. Мальчуган лет шести играл на пианино, что-то не понятное, но очень похожее на музыку, кто-то на других инструментах, все готовились к началу концерта. И вдруг включают, как на дискотеке попсовую современную иностранную музыку, кто-то из женщин даже начинает пританцовывать, мы были не готовы к такому повороту событий. Позвали сына и направились к выходу, где как раз столкнулись с женщиной в возрасте, она и занималась организацией праздника и пригласила нас. Мы извинились, сказав, что это совсем не уместно, для воскресной школы на территории православного храма. (К чем таким образом мы приучаем детей?) Она
    сказала, что они просто хотели заполнить затянувшуюся паузу… И было видно, что сильно расстроилась, так как ей очень понравилось стихотворение о. Романа выбранное нами, а что будем готовить, какое выступление на праздник всех просили прислать заранее.

    На следующей службе чувствуя себя не удобно, что расстроили человека, и она может переживать за нас, я подошёл к организатору и сказал вы на нас пожалуйста не обижайтесь, мы не хотели вас обидеть и расстраивать. А получив ответ лишний раз убедились, что мы правильно всё сделали. Ответ: да, да это вы зря, под эту латинскую музыку должен был быть только один танец и больше ни чего такого.

    Второй случай был в храме СПб на Васильевском острове куда я давно хотел приехать. И вот наконец то удалось побывать там на вечернем Богослужении приехал к сожалению уже ближе к концу службы, это большой Собор, я тут был впервые, оглядываюсь, иконы показались чересчур живописными, как картины, укоряю себя думаю, вот всегда, найду что то, что не так, да ни эдак. Обращаю внимание на певчих они расположены на достаточно видном месте у одной девушки спадает платок смотрю она не торопиться его поправлять, поправила у меня отлегло. Потом у второй, но она даже и не собирается его одевать вновь, по поведению заметно, что это не случайность. Думаю дождаться окончания службы и по возможности деликатно, чтоб для пользы, сказать ей, что певчие есть пример для всех прихожан и нельзя так себя вести и быть в храме женщине с не покрытой головой, тем более им.
    Но, получилось так, что я не заметил, как она покинула клирос и храм, и увидев, что ее уже нет, подошёл к мужчине регенту и озвучил свой взгляд и мысли на эту тему.
    Регент сказал, да это у нас проблема, я борюсь с этим и делаю певчим замечания. Не буду приводить весь разговор, в общем ко мне отнеслись с пониманием. И сказали, то что ещё раз поговорят об этом с певчими. А в конце он заключил на все мои высказывания, что вы хотите это же столичный храм, в нем бывали и цари, поэтому, как я понял большое внимание ко всему внешнему, например чтоб хор пел красиво и т.д.

    Но разве это главное?! Бывает пение и не столь быть может красивое, правильное с музыкальной точки зрения, но более благоговейно внутренне, и от того на мой взгляд более благодатное.

    О чём всех и предупреждает Евангелие от Матфея:

    Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты; (Мф.23:27)

    Господи помилуй! Господи прости!

  • Нижний Новгород

    А у нас сегодня снесли деревянный храм в честь св. мученицы Татианы, построенный к Празднику Пасхи в 1998 году. Проходила мимо и увидела, как его крушили экскаваторами. Вспомнились документальные кадры 20-х — 30-х годов прошлого века. А в соседнем храме в это время шла вечерняя служба и слышно было пение: «Господу Богу помолимся».

  • Санкт-Петербург

    Печально! Нашел в интернете информацию о том, что сносят храм св.мученицы Татьяны, причины не известны.
    https://vk.com/wall-31980961_2435371

    В комментариях к записи:
    «Неужто коммунисты в городе’

    Кто-то злорадствует:
    «А можно ещё?»

    Другие юродствуют:
    «Мечеть поставят не переживайте»

    Люди в недоумении:
    ‘Ну так можно разобрать и перенести»

    Кто-то коротко констатирует:
    «Потеря веры»

  • И до революции бывало, когда Храм (временный) разбирали, если рядом строили другой (постоянный). На видео, присланном Андреем, видно, что один Храм каменный, другой деревянный. Вполне может быть, что ситуация именно такая.

  • Нижний Новгород

    Мне тоже печально, Андрей. Храм был очень красивый. Пишут, что это был уникальный образец русского деревянного зодчества. Возможно, причина его сноса — пожар, который произошёл 2 года назад, но снаружи никаких следов пожара не было заметно. Если бы его хотя бы разобрали, как написала Ольга Сергеевна, было бы, может, не так обидно. Но всегда больно смотреть, когда так зверски уничтожают красоту, а тут всё-таки храм…

  • “Авторы советских хитов Никитины опровергли обвинения в финансировании ВСУ

    Татьяна и Сергей Никитины, авторы и исполнители советских песен, которые стали хитами, после обвинений в финансировании ВСУ заявили, что отказались от участия в фестивале «Возраст счастья», который пройдет в мае в Черногории. Также они опровергли обвинения в финансировании украинских военных. Об этом стало известно вечером во вторник, 23 апреля, из сообщения на сайте музыкантов.

    «Прежде всего хотим сказать, что мы никогда не финансировали ВСУ и не собирались этого делать. То, что пишут в Сети — злонамеренная ложь и клевета. Чтобы снять все сомнения, мы отказались от участия в фестивале “Возраст счастья”, который должен состояться в конце мая в Черногории», — говорится в заявлении супругов.

    Никитины утверждают, что еще 21 апреля написали организаторам официальное письмо с просьбой убрать их из афиши. Супруги подчеркнули, что за свою жизнь «заработали уважение многих соотечественников и репутацию не худших граждан России» и дорожат этим”.

    https://www.fontanka.ru/2024/04/24/73497455/
    24 апреля 2024

Уважаемые читатели, прежде чем оставить отзыв под любым материалом на сайте «Ветрово», обратите внимание на эпиграф на главной странице. Не нужно вопреки словам евангелиста Иоанна склонять других читателей к дружбе с мiром, которая есть вражда на Бога. Мы боремся с грехом и без­нрав­ствен­ностью, с тем, что ведёт к погибели души. Если для кого-то безобразие и безнравственность стали нормой, то он ошибся дверью.

Календарь на 2024 год

«Стихотворения иеромонаха Романа»

Сретенские строки

Новый поэтический сборник иеромонаха Романа

Не сообразуйтеся веку сему

Книга прозы иеромонаха Романа

Где найти новые книги отца Романа

Список магазинов и церковных лавок