col sm md lg xl (...)
Не любите мира, ни яже в мире...
(1 Ин. 2:15)
Ветрово

Ольга Надпорожская. Семинаристы и Лев Толстой

Когда я еще училась в Университете, вела электронную рассылку, которая называлась «Что читать?», рассказывая подписчикам о произведениях художественной литературы, классической и современной. В то время я уже ходила в Церковь и решила писать только о тех книгах, которые, на мой взгляд, могут привести читателя ко Христу. Выпустив два-три номера рассылки, вдруг поняла, что мой список исчерпан – больше я таких книг не знала. И тогда я решила пойти другим путем: искать искры христианской мысли и в других произведениях высокого литературного уровня, смотреть на них именно под этим углом. В этом я быстро преуспела и в течение еще многих лет на всю мировую культуру смотрела именно так.

Видимо, примерно так же рассуждают и студенты Казанской православной духовной семинарии, которые 20 апреля совместно со студентами-филологами и Хоровой капеллой провели литературно-музыкальный вечер, посвященный «190-летию со дня рождения великого русского писателя Льва Толстого». Во время вечера звучали стихи А. С. Пушкина, Г. Р. Державина, М. В. Ломоносова, Н. С. Гумилева, Ф. И. Тютчева, А. А. Ахматовой, В. К. Кюхельбекера, А. А. Блока – поэтов, в лирике которых действительно есть христианские мотивы. Но то, что семинаристы посвятили вечер Толстому, проповедовавшему «христианство без Христа», отпавшему от Церкви и боровшемуся с ней, ставит их в странное положение. Зачем же заискивать перед почитателями Льва Толстого, который уводил людей от Церкви, если у них есть Тот, Кто больше не только Толстого, но и всей мировой литературы? Зачем рыться в огромном наследии писателя, вылавливая в нем то, что может быть полезно для спасения души, если у нас есть Евангелие и святые отцы, которых, между прочим, мало кто читает даже среди церковных людей? Вот настоящий предмет для проповеди! Святые Кирилл и Мефодий, придя в славянские земли, говорили о Христе, а не о Гомере и Вергилии (хотя и считается, что последний предрек Рождение Спасителя), перевели Евангелие, а не «Метаморфозы». И святитель Николай Японский во время своей миссии, рискуя жизнью, наверное, уж не Толстого читал японцам.

Толстой – мастер слова. Тем же семинаристам можно учиться у него стилистике, умению излагать свои мысли – как учились у античных авторов святители Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст. Но не нужно делать проповедником Слова Божия того, о ком святой Иоанн Кронштадтский сказал: «Дерзкий, отъявленный безбожник, подобный Иуде предателю». Думаю, в святые Пасхальные дни уместно будет напомнить последние строки толстовского «Учения Христа, изложенного для детей»: «Иисус пососал губку и сказал громким голосом: — Кончено! Отец, в руки твои отдаю дух мой! — И, склонив голову, испустил дух». Конец.

Ольга Надпорожская
Сайт «Ветрово»

Заметки на полях

  • У Льва Толстого и сам «ап.Павел не понял хорошенько учения Христова». Куда уж ап. Павлу до Льва Толстого. Пример того, до чего может дойти христианство без Церкви.

  • Студенты-филологи отмечали 190-летие Л.Толстого, так как их институт назван его именем.
    Мнение праведного Иоанна Кронштадского о писателе известно. И преподобный Амвросий Оптинский после встречи сказал о нем: «…Горд очень». (О. Амвросий предлагал Толстому принести публичное покаяние в своих заблуждениях) .
    Так что же праздновали православные?

Уважаемые читатели, прежде чем оставить отзыв под любым материалом на сайте «Ветрово», обратите внимание на эпиграф на главной странице. Не нужно вопреки словам евангелиста Иоанна склонять других читателей к дружбе с мiром, которая есть вражда на Бога. Мы боремся с грехом и без­нрав­ствен­ностью, с тем, что ведёт к погибели души. Если для кого-то безобразие и безнравственность стали нормой, то он ошибся дверью.

Календарь на 2024 год

«Стихотворения иеромонаха Романа»

Сретенские строки

Новый поэтический сборник иеромонаха Романа

Не сообразуйтеся веку сему

Книга прозы иеромонаха Романа

Где найти новые книги отца Романа

Список магазинов и церковных лавок