col sm md lg xl (...)
Не любите мира, ни яже в мире...
(1 Ин. 2:15)
Ветрово

Иерей Георгий Селин. Забытый погост

Когда христианство начиналось, верующие во Христа не искали себе врагов в других народах, но твёрдо знали, кто их настоящий враг. Похоть заченши раждает грех, грех же содеян раждает смерть (Иак. 1: 15). Один он единственный всех губитель и враг, бесславящий душу и безобразящий тело — грех. Гуляет по миру, как невидимая чума. Видна лишь смерть — его злорадный итог.

Помнящий о смерти дольше живёт. Это естественно, как естественно, что не забывающий о возможной болезни реже болеет. Очень показательна в этой связи и поучительна история русского погоста. Как одновременно с вытеснением его из центра села далеко за околицу вытеснялась из людского сознания память смертная, с тем, чтобы сегодня быть почти забытой, как забыто самое это слово — погост.

Первоначально погостом назывался центр сельской общины. Что-то вроде нынешнего райцентра, где проходили мирские съезды, базары, и где были постоялые дворы. Потому и назывался он погостом, что посещался гостями, которые платили в пользу князя гостебное. Ярмарки и гостебное отошли в прошлое, но слово погост закрепилось за такими сёлами и стало обозначать крупное селение с храмом и кладбищем. А с XVIII века название погоста перенесли на отдельно стоящие храм и кладбище. Кладбище выгнали из села, но о грехе и смерти ещё не забывали. Погост строили, как правило, на возвышенном месте, и, видный издалека, он служил напоминанием о неизбежном исходе, чем-то вроде заставы на границе времени и того состояния, где времени уже нет, с колокольней, как дозорной вышкой.

Люди ещё держали оборону от невидимого врага, и колокольный звон с погоста извещал не только о потере в «боевых рядах», но каждый год созывал народ на великий праздник победы над смертью — Христово Воскресение. И каждый воскресный день приходящие на погост вместе со своими умершими торжествовали такую победу. Но когда через взорванные храмы и порушенные монастыри (эти «заградительные рубежи») грех вошёл в мир, как жестокий победитель входит в захваченный город, грабя, сжигая и уничтожая всё вокруг, тогда всюду воцарилась смерть, а жизнь перестала иметь какое-либо значение и цену.

Что же сейчас? Сейчас забыто всё. И что были когда-то такие погосты, и что грех, даже и невидимый, не перестаёт от этого быть настоящим, и что каждого человека рано или поздно ждёт самая настоящая смерть. Кладбища стоят без храмов, и путь на них стал в буквальном смысле последним: без повода — похорон или тризн, редкий человек заходит туда помолиться, подумать, помолчать. Так, вынеся с кладбища церковь, люди вынесли из своих сердец память о смерти, а с нею и понимание жизни, зачем и для чего она дана. Кладбища превратились в могильники, а самый обряд погребения без отпевания и разрешительной молитвы — в бессмысленное закапывание тела.

Душа человека бессмертна — это звучит предупреждающе: за всё содеянное в земной жизни придётся держать ответ в жизни неземной. Вместе с тем, это звучит и утешающе: значит, не исчезновение и небытие ждут человека, но переход в иное состояние и встреча со всеми прежде жившими людьми. Утверждая обратное, что со смертью всё кончается, человек лишает себя и предупреждения, и утешения, окружая себя вместо надежды животным страхом смерти и вместо веры пустотой.

Возвращение храма на кладбище, а вместе с ним погребального звона, кадильного благовония, заупокойной ектении и всего православного обряда погребения полагает начало возвращению смысла смерти и с ним единственно нелживого понимания жизни как подготовки к вечности. Может, тогда вернётся исконное значение слова погост — погостить. Смерть — гостины у святого храма на погосте до дня всеобщего воскресения, до гласа архангеловой трубы, когда изыдут сотворшии благая в воскрешение живота, а сотворшии злая в воскрешение суда (Ин. 5: 29).

Иерей Георгий Селин
Сайт «Ветрово»
22 августа 2022

Заметки на полях

  • Москва

    Христос воскресе из мертвых смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав!

    Сподоби нас, грешных и лукавых, Господи, восреснуть в вечную твою славу и блаженную жизнь в небесном царствии вместе с Тобой, Твоей благословенной Матерью пречистой Девой Марией, всеми ангелами и святыми!

  • Однажды, во время молитвы у Гроба Господня к Богородице явился Архангел Гавриил. Он сказал: «Сын Твой и Бог наш с архангелами и ангелами, херувимами и серафимами, со всеми небесными духами и душами праведных приимет Тебя, Матерь Свою, в Небесное Царство, чтобы Ты жила и царствовала с Ним безконечное время». Так небесный посланник сообщил Деве Марии, что Ее земные дни окончены (сочтены).

Уважаемые читатели, прежде чем оставить отзыв под любым материалом на сайте «Ветрово», обратите внимание на эпиграф на главной странице. Не нужно вопреки словам евангелиста Иоанна склонять других читателей к дружбе с мiром, которая есть вражда на Бога. Мы боремся с грехом и без­нрав­ствен­ностью, с тем, что ведёт к погибели души. Если для кого-то безобразие и безнравственность стали нормой, то он ошибся дверью.

Календарь на 2024 год

«Стихотворения иеромонаха Романа»

Сретенские строки

Новый поэтический сборник иеромонаха Романа

Не сообразуйтеся веку сему

Книга прозы иеромонаха Романа

Где найти новые книги отца Романа

Список магазинов и церковных лавок