col sm md lg xl (...)
Не любите мира, ни яже в мире...
(1 Ин. 2:15)
Ветрово

Елена Наследышева. Почему стоит чаще читать стихи

Размышления о поэзии и созерцании накануне чтения Великого канона

На Пятой неделе Великого поста в храмах звучит величайший шедевр богословия Православной Церкви — Канон Андрея Критского, его 250 тропарей, пронизанные исключительной искренностью и глубиной покаянного чувства. Форма этого молитвенного текста впечатляет не меньше содержания — ведь это истинно поэтическое произведение. И неудивительно: Канон был создан в период расцвета византийской церковной поэзии.

Написан он на греческом языке, и в нем среди прочих имен Бога есть одно непривычное для нашего слуха — «ὁ Ποιητής». А ведь в переводе это практически то же самое, что русское слово «поэт». Образовано оно от глагола ποιέω — «делать», «совершать», «творить». И отсюда более привычное для нас наименование Бога — Творец, Создатель.

Сразу вспоминается место из стихотворения иеромонаха Романа (Матюшина):

Во всем — отображенье Красоты,
Свечение Немеркнущего Света.
И сердце тает, тает в эту стынь
Благодареньем Первому Поэту.

Вообще, если прислушаться к любому церковному, богослужебному тексту, — все это возвышенная поэзия, песнь Богу: Восхвалю Господа в животе моем, пою Богу моему, дондеже есмь (Пс. 145: 2), Исповемся Господеви по правде Его и пою имени Господа Вышняго (Пс. 7: 18).

Но это так лишь для человека, привычного к церковнославянскому языку. Для того же, кто слышал разве что «Отче наш» или «Христос воскресе из мертвых», вся красота, высота и поэтика церковного богословия, к сожалению, непонятна.

Никогда не забуду своего глубокого огорчения, когда с одним близким мне человеком, тонко чувствующим поэзию, но не бывающим на службах, я попыталась поделиться восторгом по поводу поэтичности эпитетов в честь Богоматери, что звучат в гимне «О тебе радуется, Благодатная, всякая тварь». Тончайшие богословские смыслы и возвышенные метафоры в честь того, что Пречистая Дева послужила тайне воплощения бесплотного Бога, так не хотелось переводить на современный русский язык и упрощать изысканный поэтический слог богодухновенного Иоанна Дамаскина… Но по-церковнославянски человек не понимал и красоту молитвы так и не смог оценить, как я ни старалась…

Однако часто мои светские друзья, считающие себя скорее атеистами, чем христианами, изумляют меня, присылая в виде смс образцы поэзии нецерковной, но иногда весьма вдохновенной и глубокой по смыслу. Выходит, что-то их зацепило, отозвалось, раз поделились? Вот, недавно из Иосифа Бродского прислали:

Есть мистика. Есть вера. Есть Господь.
Есть разница меж них. И есть единство.
Одним вредит, других спасает плоть.
Неверье — слепота, а чаще — свинство.

Бог смотрит вниз. А люди смотрят вверх.
Однако интерес у всех различен.
Бог органичен. Да. А человек?
А человек, должно быть, ограничен.

Шедевры творческого духа светских поэтов, которые не были ни монахами, ни аскетами, порой несут в себе духовные прозрения, дающие душе не менее, чем сочинения Царя Давида, Иоанна Дамаскина, Иосифа Песнописца, память, которого, кстати, в этом году выпала в день чтения Великого канона Андрея Критского. Вот об этом захотелось поговорить сегодня, ведь светская поэзия более понятна и приемлема для большинства.

Быть может, потому, что люблю искусство стихосложения и сама порою сочиняю, часто задаюсь вопросом: что есть поэзия? И кто есть поэт? Истинный, подлинный, настоящий? Ну, конечно же, имеется в виду смертный человек и его творчество, а не Всемогущий Бог, сотворивший целую вселенную.

Речь не о тех, кто лишь эффектно рифмует сомнительные опусы, не о графоманстве, которое есть во все времена. А о тех людях, у которых проявляется талант так слагать в единое целое слова, что это уже не обыденная речь, а мелодичная, пронизанная сокровенными, мудрыми смыслами поэзия. И снова уместно процитировать иеромонаха Романа (Матюшина):

Поэзия — подобие моленья,
Удел ее — к Святому возводить.
А без Творца, прими остереженье,
Ты станешь вытворять, а не творить.

«Поэту, как и всякому другому че­ловеку, мы скажем прежде всего: со­зерцай! Если ты не способен к этому, то совершенно бесполезно упорство­вать в подыскивании рифм, звонких и чувствительных окончаний… и на­зывать себя поэтом»,

— это слова Томаса Карлейля, английского публициста и философа XIX века. Что за созерцание имеется в виду? Можно сказать так: это — духовное видение мира, жизни, самого себя, видение таинственного смысла всего, окружающего нас, это личный духовный опыт, выношенный и выстраданный среди скорбей и радостей земного существования. К примеру, как у Аполлона Майкова:

Из бездны Вечности, из глубины творенья
На жгучие твои запросы и сомненья
Ты, смертный, требуешь ответа в тот же миг,
И плачешь, и клянешь ты Небо в озлобленье,
Что не ответствует на твой душевный крик…

А Небо на тебя с улыбкою взирает,
Как на капризного ребенка смотрит мать.
С улыбкой — потому, что всё, все тайны знает,
И знает, что тебе еще их рано знать!

Когда читаешь поэтические шедевры, снова и снова убеждаешься, что со­держание искусства, художественность рифмованных произведений держится на том волшебном «чуть-чуть», едва уловимом намеке, недосказанности, предоставляющей читающему свободу почувствовать, уловить сокровенную мысль стиха, самому дойти до созерцания, которое посетило поэта. Можно сказать: «Мир несовершенен». А можно вместе с Зинаидой Гиппиус описать это так:

Всегда чего-нибудь нет,
Чего-нибудь слишком много,
На все как бы есть ответ,
Но без последнего слога.

Свершится ли что — не так,
Некстати, непрочно, зыбко…
И каждый неверен знак,
В решеньи каждом — ошибка.

Замечательный философ, духовный писатель и публицист Иван Ильин, размышляя о литературном творчестве, писал:

«Каждый человек, творящий в искусстве, призван растить и беречь силу своего созерцания. В этом он нуждается прежде всего и больше всего: ибо ни пустой талант, ни пустая техника — художественности не создадут. Напротив, даже малоталантливый и технически неумелый художник, если он имеет силу созерцания хотя бы с ‟горчичное зерно”, может создать художественное произведение, и даже не одно. И вот, каждый художник должен отыскать в себе тлеющий уголь (или же целое пламя) этого дара и предаться ему: из этого огня и должен звучать его голос, подобно тому голосу, который слышал некогда Моисей из неопали­мой купины».

Возьму на себя смелость утверждать, что, несмотря на всю свою склонность к патетике, идеализации, преувеличению и неудобность для общения, поэзия так нужна нам! Нужна, как бесконечное разнообразие украшающих поверхность земли цветов и неуловимость солнечных бликов на ладони, как величавость облаков, плывущих в вышине, и волшебство вечно волнующегося океана. В этих явлениях, без которых, казалось бы, можно было вполне обойтись, — напоминание и образы мира иного — потустороннего, духовного.

Вот и у Тургенева о том же:

«Не в одних стихах поэзия: она разлита везде, она вокруг нас. Взгляните на эти деревья, на это небо — отовсюду веет красотой и жизнью, а где красота и жизнь, там и поэзия».

Или еще — у поэта Саши Черного:

Есть незримое творчество в каждом мгновенье —
В умном слове, в улыбке, в сиянии глаз.
Будь творцом! Созидай золотые мгновенья —
В каждом дне есть раздумье и пряный экстаз…

И совсем не просто так, не случайно, не забавы ради во все времена рождались люди странные, в чем-то безумные, чудаки не от мира сего — поэты. Виктор Гюго про их творчество написал так:

В творении поэта,
Как в эхе горестном, нашли себе исход
Все чаянья земли, все то, о чем планета
Кричит, поет, твердит, пока во мраке ждет.

Мудрее и внутренне богаче становится тот, кто любит читать и слушать стихи, созданные признанными мастерами и талантливыми малоизвестными поэтами (нынче таких немало), кто насыщается опытом их озарений и красотой образов, сопереживает им.

Тысячу раз прав писатель Анатоль Франс, который сказал:

«Прекрасный стих подобен смычку, проводимому по звучным фибрам нашего существа. Не свои — наши мысли заставляет поэт петь внутри нас… Он кудесник. Понимая его, мы становимся поэтами, как он…».

Лично я обязательно стараюсь сохранить или даже заучиваю на память те строки, которые стали откровением, потрясли, тронули до глубины души, подняли волну мыслей и эмоций, довели до слез либо заставили ликовать вместе с автором, или от которых просто перехватило дыхание — от необъятности смысла, от красоты или боли, в них заключенных.

Хочется иметь возможность в нужный момент перечитать эти драгоценные строки, а еще поделиться этими сокровищами с другими людьми — чтобы порадовались и удивились, стали богаче, мудрее, и в конце концов, как выразилась поэтесса Вероника Тушнова, увидели в стихах «не ряды зарифмованных строк, а живое сердце человека, в котором эти строки родились».

Живое сердце человека… Поэзия не только несет в себе биение сердца автора строк, но и раскрывает сердце того, кто их читает. Поэзия помогает нам глубже, тоньше понимать друг друга и более проникновенно, искренне общаться. Она способна передать и мысль, и чувство, и состояние души.

Речь не о том, чтобы всегда и везде говорить стихами — это будет смешно, искусственно и неуместно! Нет-нет, только в особые, в те самые моменты стих может выразить то, что, казалось бы, невыразимо. Может создать нужный настрой, помочь достучаться до сердца другого человека.

Еще одно личное воспоминание. Когда я была студенткой, преподаватель немецкого языка дал нам неожиданное задание — перевести на русский стихотворение современного немецкого поэта. Имея опыт сочинения стихов, я решила, что мне по силам сделать поэтический перевод — в виде стихотворения. Это желание стало еще сильней и решительней, когда я вчиталась в текст и более ясно представила себе, о чем написал поэт. Он писал о любви к женщине, но писал так неожиданно одухотворенно!

Скажи, какое чудо я творю?
Через твои глаза смотрю.
Твоей походкою хожу.
Тобой как воздухом дышу.
О чем молчишь, понять могу.
Твои слова в ветрах ловлю.
Ведь этим чудо я творю!
Тобой из мертвых восстаю.
И без тебя как не живу.

К тебе я в душу весь вошел
И бесконечность в ней обрел…

Опыт сердца другого человека открыл тогда передо мной, еще далекой от христианства, новое видение земной, человеческой любви. И только спустя годы я узнала, что автором стихотворения является… министр культуры ГДР Иоганнес Р. Бехер.

Архиепископ Феодосий (Бильченко) в своих интервью, которые мы снимали для православной телепрограммы «Иснасць», тоже нередко цитировал стихи. Например, Тютчева: «Не плоть, а дух растлился в наши дни, и человек отчаянно тоскует». И это описывало духовное состояние современного человека так образно, ярко, что и не нужно было особо длинных пояснений. Поэзия ведь — как насыщенный экстракт, как луч света в линзе — в нескольких строках может вместить и выразить так много…

По слову Ромена Роллана:

«Поэзия (как ошибочно считают люди наивные или пресыщенные) заключается не в ритмическом сочетании слов-погремушек, но в духе, который охватывает широкие горизонты и видит дальше и глубже, чем глаза человека».

Тютчев писал свои строки в середине XIX века, а как верно предвидел развитие атеистических настроений в обществе и в ХХ, и в ХХI столетии!

Еще пример. Вероника Тушнова с особым чувством вспоминала о письмах с фронтов Великой Отечественной, когда бойцы писали по поводу ее стихов, написанных о своей единственной дочери: «Хорошо, что Вы написали о наших детях!» Оказывается, поэтессе удалось ярко и трогательно выразить в словах те чувства, которые знакомы не только ей, а всем родителям. И не только выразить, но и усилить их, наполнить новым, свежим содержанием, согреть ими сердца тех, кто ежедневно стоял перед лицом смерти.

Эта поэтесса была предельно искренна и открыта во всем своем творчестве, как в исповеди, и сама так написала об этом:

Чем смогу заплатить я
за эту прекрасную власть,
За высокое право
в дома заходить не стучась?
Что могу?
Что должна я?
Сама до конца не пойму…
Только мне не солгать бы
ни в чем,
никогда,
никому!

И все же, почему так прекрасны бывают ритмичные строки стихов, чем так завораживают и восхищают нас? Ведь поэты используют те же слова, которыми пользуются те, кто всегда говорит только прозой. Замечательный ответ на это есть у Паустовского, который утверждает (и с этим трудно не согласиться), что поэзия обладает уникальным свойством:

«Она возвращает слову его первоначальную, девственную свежесть. Самые стертые, до конца ‟выговоренные” нами слова, начисто потерявшие для нас свои образные качества, живущие только как словесная скорлупа, в поэзии начинают сверкать, звенеть, благоухать!»

Справедливости ради, надо сказать, что проза бывает не менее поэтична, чем поэзия. Что творчество разных народов родило и белый стих, и экзотическое японское хайку, и еще множество уникальных и неповторимых произведений. Что сегодня я привела больше цитат из творчества классиков и мало стихов наших современников, хотя и они достойны всяческих похвал и дифирамбов. Но нельзя объять необъятное…

Из всего сказанного сделаю один вывод: главное — чтобы творчество, то же поэтическое слово, возвышало душу, а не оскверняло ее, умножало в мире свет и красоту.

Ведь, по слову поэта, прозаика и священнослужителя архиепископа Иоанна (Шаховского):

«Инженер, врач, земледелец, ученый, политик, общественный деятель, рабочий, кладущий кирпичи, садовник, прививающий плодовое дерево, поэт, утешающий человека, музыкант, выискивающий новую гармонию, — все это пчелы, работающие в одном огромном улье-мире; они летают по разным цветам, но сладость достижений их идет в общий дом. Мы, люди, призваны наполнить мир благоуханным садом добрых творческих мыслей и чувств, сладких для всех, а не разъедающим дымом эгоизма, ненависти и зла. В этом высшее осуществление цели жизни нас всех — Царство Божие…».

Елена Наследышева
Православие.ru
17 апреля 2024

Уважаемые читатели, прежде чем оставить отзыв под любым материалом на сайте «Ветрово», обратите внимание на эпиграф на главной странице. Не нужно вопреки словам евангелиста Иоанна склонять других читателей к дружбе с мiром, которая есть вражда на Бога. Мы боремся с грехом и без­нрав­ствен­ностью, с тем, что ведёт к погибели души. Если для кого-то безобразие и безнравственность стали нормой, то он ошибся дверью.

Календарь на 2025 год

«Оглядывая прожитую жизнь...»

Месяцеслов

О временах года с цветными иллюстрациями

От сердца к сердцу

Новый поэтический сборник иеромонаха Романа

Где найти новые книги отца Романа

Список магазинов и церковных лавок