col sm md lg xl (...)
Не любите мира, ни яже в мире...
(1 Ин. 2:15)
Ветрово

Идея очищения общества через православную веру видится маргинальной большинству россиян

Как говорится в опубликованных исследованиях социологического центра Российской академии наук, в массовом сознании россиян оценки роли религии и религиозных институтов за последние 25 лет отражают неоднозначность тенденций. В российском обществе, в качестве положительных проявлений повышения роли религии и религиозных организаций в публичном пространстве, 70% россиян отмечают рост уважения к РПЦ, 56% россиян – прекращение гонений за веру.

Одновременно рост клерикализма вызывает опасения 69% части россиян, а сугубо религиозный проект развития общества, включающий в себя симбиоз политических и моральных коннотаций – идея «очищения» общества через православную веру, – представляется глубоко маргинальным, его хотели бы видеть в качестве проекта будущего всего 4%. Несмотря на активное возвращение религии в публичную сферу, присутствие религиозных смыслов, контекстов и лидеров в общественно значимых сферах, данные мониторинга фиксируют, что российское массовое сознание остается в большей мере секулярным, а религиозный проект не представляется доминирующим при оценке будущего. Более того, если различные аспекты политизации религии вызывают сугубо отрицательную реакцию россиян вплоть до полного нежелания видеть религию и религиозные институты в политической сфере, то историко-культурные, морально-нравственные смыслы так же, как и контексты милосердия и благотворительности, поддержки семей и обездоленных детей, воспринимаются массовым сознанием как глубоко позитивные.

Среди россиян в целом во всех религиозно-мировоззренческих группах, включая православных, сложился консенсус относительно того, что РПЦ скорее должна заниматься церковными делами и не вмешиваться в политику и сферу государственного управления. По мере распространения деятельности религиозных организаций и расширения сферы их активности от собственно сферы отправления религиозного культа и социального служения (позитивно оцениваемая деятельность подавляющим большинством) до участия в формировании политических смыслов в публичной сфере, в первую очередь в образовании, вызывает напряжение в общественном дискурсе и в оценках «лидеров мнений». Соответственно, встает вопрос о границах проникновения религиозных смыслов и религиозных организаций в светский сегмент общества и политическую структуру, а также о размывании казавшихся непреодолимыми институциональных и мировоззренческих границ и о непоколебимости политико-правового принципа светскости. Это актуализирует проблему поиска оснований диалога между государством и религиозными организациями. Данные тенденции становятся еще четче обозначенными в 2021 г., подтверждением чему является отношение россиян к использованию религиозных идей, терминов, символах в различных сферах и областях социальной и политической жизни, в том числе в деятельности политиков, партий, политических движений. Согласно опросу ВЦИОМ, в августе 2021 г., только 10% россиян скорее одобряют использование религиозных символов и идей в деятельности политических субъектов, тогда как 60% скорее не одобряют, четверть опрошенных не смогли определиться со своим отношением. При более пристальном взгляде на религиозно-мировоззренческие группы оказывается, что поддерживают использование религиозных смыслов в политических дискурсах и политической деятельности 4% атеистов, 6% верующих вне конфессии, 11% православных. На этом фоне выделяются приверженцы ислама, среди которых 20% одобряют подобную практику.

Из «Учёных записок Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук»
Выпуск 11, 2022 г.

Заметки на полях

  • Идея очищения общества через православную веру видится маргинальной большинству россиян. Отчего так? А оттого, что не достигаем истинности вещей во временной жизни земного пребывания.

  • Уфа

    Не буду комментировать цифры статистики приведённые в статье. Давно понятно — статистика не столько изучает, сколько формирует общественное мнение .

    Итересно другое — к сожалению, разочарование церковной иерархией, клерикализмом, раздутым уже до маразма ( а не Верой во Христа !!!) действительно имеет место. Просто как всегда, когда вещи не называются своими именами, происходит путаница.

    «ОЧИЩЕНИЯ ОБЩЕСТВА ЧЕРЕЗ ПРАВОСЛАВНУЮ ВЕРУ »

    » рост клерикализма вызывает опасения 69% части россиян»

    Эти две вещи, между которыми большая разница. Кризис доверия поразил всё наше общество, в тм чисде и Церковь.

  • И не достигаем истинности вещей во временной жизни земного пребывания. «… людие сии усты своими и устнами чтут Мя, сердце же их далече отстоит от Мене; всуе же чтут Мя» (Мф.15:8–9). … И разумеем в себе: сколько приближаемся к Богу содействующей любовью к Нему, столько соединяемся любовью и с ближним, находящимся недалеко от нас.

Уважаемые читатели, прежде чем оставить отзыв под любым материалом на сайте «Ветрово», обратите внимание на эпиграф на главной странице. Не нужно вопреки словам евангелиста Иоанна склонять других читателей к дружбе с мiром, которая есть вражда на Бога. Мы боремся с грехом и без­нрав­ствен­ностью, с тем, что ведёт к погибели души. Если для кого-то безобразие и безнравственность стали нормой, то он ошибся дверью.

Благословенный час

Новый поэтический сборник иеромонаха Романа

Не сообразуйтеся веку сему

Новая книга прозы иеромонаха Романа

Где найти новые книги отца Романа

Список магазинов и церковных лавок