col sm md lg xl (...)
Не любите мира, ни яже в мире...
(1 Ин. 2:15)
Ветрово

Архимандрит Рафаил (Карелин). О демонизме в поэзии

Когда мы пишем, что искусство XX столетия пропитано духом демонизма, который для людей, живущих душевно-страстной жизнью, подобен пьянящему запаху сандала, а для людей, вступивших на духовный путь, это зловоние тления и смерти, то мы предвидим негодование тех, для кого это искусство стало стихией их жизни и эталоном красоты. Признать, что это дух смерти, значит признать себя душевными некрофагами. Как не возмутиться и не сказать в ответ, что это клевета на саму красоту, которая спасает мир! Нас будут упрекать в обскурантизме, душевном одичании; нам припишут желание уничтожить все книги, как халиф Омар сжег Александрийскую библиотеку[1]. Нам скажут: вот пример, как человек, неправильно понявший христианство и не стяжавший любви, впал в дикость. Впрочем, не будем угадывать, как обзовут нас оппоненты. Признаем, что в этом «искусстве» они сильнее и остроумнее нас…

Мы говорим об искусстве нарастающего декаданса, которым живет наша интеллигенция, хотя считаем, что литература предшествующих веков, оторвавшись от Бога, в какой-то степени подготовила этот декаданс. Нам скажут, что у нас притупилось и как бы атрофировалось эстетическое чувство, что мы говорим с ультраконфессиональной позиции и поэтому наше свидетельство одностороннее и необъективное, что это может быть голос неудачника, который скрывает озлобленность на мир в монашестве. Поэтому просим вас принять свидетельство вашего некоронованного «царя поэтов», обладающего наиболее тонкими поэтическими интуициями, Александра Блока – одного из самых любимых и почитаемых поэтов современной интеллигенции. Друзья Блока вспоминают, что он говорил о своих стихотворениях не как их автор, а как проводник каких-то сил. О его медиумичности к трансцендентальному миру свидетельствуют близкие ему люди, например, не отличавшийся религиозностью Корней Чуковский, – первый переводчик Уитмена[2], – которому удалось спрятаться за забором детского сада от репрессий, обрушившихся на интеллигенцию в 30-х годах. Заядлый декадент превратился в литературного «обершефа» малышей, из утонченного эстета – в веселого «дедушку Корнея». Его краткая характеристика, а вернее восприятие «короля поэтов» в непосредственных встречах с ним в последние годы жизни Блока – это голос отнюдь не религиозного фанатика, а младшего собрата. Он вспоминал, что лицо Блока, похожая на восковую маску, с потухшими, неживыми глазами, казалось ему лицом Мефистофеля. А Блок представлял собой как бы живую ипостась поэзии XX века.

Теперь обратимся к стихотворению Блока «К музе» (29 декабря 1912 г., из цикла «Страшный мир»), похожему на исповедь, только без покаяния.

«Есть в напевах твоих сокровенных», – именно не в словах, а напевах – в том, что лежит под словами, что спрятано от внешнего взора, но заставляет звучать сокровенные струны души.

«Роковая погибели весть», – «роковая» – неизбежная, «погибели» – плененная демоном душа чувствует свою погибель, но не может спастись, уйти, убежать, как птица, прикованная глазами змеи. «Весть» – сердце слышит при жизни весть о своей смерти.

«Поруганье заветов священных», – не просто отрицание или отречение, а поругание, желание осквернить и втоптать в грязь то, чему как святыни, поклонялась душа. Эта необходимая жертва демонам.

«Поругание счастия есть», – в любви к демонам, в выборе его, нет ни радости, ни счастья, но только падение вниз, которое воспринимается на мгновенье, как полет.

«И такая влекущая сила», – он чувствует охваченным чьей-то посторонней силой, как бы увлекаемой потоком реки, которому не в силах противиться пловец.

«Что готов я твердить за молвой», – повторять то, что испытано мной вслед за сатанинским преданием.

«Будто ангелов ты низводила, / Покоряя своей красотой», – это не апокриф из книги Еноха, повествующий о падении ангелов, прельщенных красотой дочерей Каина – племени, в котором возникло искусство, – но падение душ, ищущих и не нашедших Бога, которые влюбились в земную душевную красоту, отраженную, как в кристалле, в поэзии и искусстве, и через них отдали душу свою хтоническим божествам[3].

«Зла, добра ли? Ты вся – не отсюда», – он чувствует, что в творчестве действует не только человеческая душа, но в него включены некие неведомые космические духи, которых он боится назвать своим именем.

«Мудрено про тебя говорят», – по-разному говорят о тебе, но те, кто служит тебе, не могут или не хотят понять тебя до конца, они боятся взглянуть на твой лик, как на лик Горгоны.

«Для иных ты – и муза, и чудо», – одни живут тобой; твоя красота кажется им постоянным чудом.

«Для меня же – мученье и ад», – его глубокие поэтические интуиции открыли лик того, кто нашептывал ему слова его песен. Он увидел его темные тени в своем сердце – это нарастающие муки, которые должны превратиться в беспросветный мрак и ад. Блок говорит о начале своего полета – падения.

«Я не знаю, зачем на рассвете, / В час, когда уже не было сил», – после ночи бесплодных исканий потерянного неба на земле, обессиленная и впадшая в отчаянье душа обручает себя неведомому духу.

«Не погиб я, но лик твой заметил», – не кончилась моя жизнь, я увидел фосфорический свет твоего лика, который явился душе, потерявшей Бога, когда нечего было ей терять.

«И твоих утешений просил», – утешение в иллюзорной земной красоте, которая должна была заменить вечность. Вечность без Бога стала для Блока чужой и ненавистной. В одном из своих стихотворений он пишет:

Это – бездна смотрит сквозь лампы –
Ненасытно-жадный паук.

Блок просил утешений у падшего ангела, как нищий пьяница просит вина у дверей таверны. Но он мог быть всем, кроме одного – посредственностью, поэтому не в силах был до конца обмануть себя, удовлетвориться миром иллюзий; его мистическое чувство знало, кто его таинственный собеседник. Поэтому Блок в одном из своих стихотворений написал слова, похожие на конвульсии боли:

Зарыться бы в теплом бурьяне,
Забыться бы сном навсегда,
Молчите, проклятые книги,
Я вас не писал никогда!

(Из стихотворения «Друзьям». 24 июля 1908 г.)

Он как бы молил, чтобы огни испепелили его горький рай, но не в силах был поднять глаза к небу. Этот трагизм корифея поэзии, к несчастью безысходный, похожий на агонию, на самом деле не антикультура и обскурантизм; просто Блок увидел то глубокое, что было скрыто от других поэтов.

У Есенина – поэта такого же внутреннего драматизма, как Александр Блок – есть стихотворение аналогичное «Музе», это поэма «Черный человек» (1925 г.). Здесь таинственный собеседник как бы сращивается с душой и становится ее двойником. Есенин видит его перед собой как черное существо. Есенин более непосредственен, чем Блок, и поэтому в своем импрессионистическом восприятии находит только два слова: «черный, черный…»

Бодлер писал о «деве» – поэзии:

Ты вошла в мое сердце, сверкая,
Так, как входит холодный клинок,
Ты прекрасна, как демонов стая,
Ты коварна и зла – как порок.

(«Вампир». Из цикла «Цветы зла» (1855). Перевод А. Панова (1907))

Он назвал сборник своих стихов, который звучит пророчески для последующей поэзии – «Цветы зла».

Нас могут спросить, почему мы выбрали эти имена? Потому что, когда мы спрашивали у современных ценителей поэзии, кто ваш любимый поэт, без стихов которого трудно было бы жить, то они в большинстве случаев отвечали: Блок и Бодлер, а затем Есенин и Цветаева, – которая в своих стихах выражала желание то бороться с Богом как Иаков[4], то стать хлыстовской «богородицей»[5]… Около всех них стоит этот «черный, черный», которого в припадке поэтического визионерства увидел Есенин.

Смерть, в какой-то мере, итог жизни. Блок умер в припадке буйного помешательства. Бодлер отравил себя наркотиками. Для Есенина и Цветаевой их «черный спутник» приготовил петлю и любезно предложил надеть на шею свое роковое «ожерелье».

Нам хотелось бы остановиться на одной колоритной и в то же время одинокой фигуре в современной поэзии. Это Борис Пастернак – «поэт для поэтов». Он также пишет о своих литературных встречах не в доме писателей – шумном, как птичий базар, а в тишине кабинета своей поэтической лаборатории.

Приходил по ночам,
В синеве ледников от Тамары,
Пары крыл намечал,
Где гудеть, где кончаться кошмарам.

(«Памяти демона». Лето 1917 г.)

Эти кошмары, переложенные на язык ассоциативных образов, он воплощал в безукоризненные стихотворные формы. Однажды он написал, что музыка на четвертом поколении станет полетом валькирий[6]. Рок-музыка и вообще сюрреалистическое искусство на третьем поколении от Пастернака – это кара детям за грехи отцов.

Мы хотели закончить наше скитание вокруг горы Броккен[7], но тут вспомнили еще одного декадента с партийным билетом в кармане – сначала господина, а потом товарища – Брюсова. Врубель, незадолго перед своей смертью, в психиатрической больнице нарисовал его портрет, и что поразило самого Брюсова: лицо было написано темной краской, казалось, что мрак струится из него. Что он считает нужным для поэта?

Первый завет – никому не сочувствуй,
Сам же себя возлюби беспредельно.

(«Юному поэту». 15 июля 1896 г.)

Чей это завет, похожий на могильный камень? В другом стихотворении он говорит:

Как Данте, подземное пламя
Должно тебе щеки обжечь.

(«Поэту». 1908 г.)

То есть завет оккультистов-розенкрейцеров: «Познай все, изведай глубины греха, пройди через ад, чтобы стяжать мудрость и стать совершенным».

Мы не упоминаем о многих поэтах, влияние которых на современную интеллигенцию гораздо меньше, так как вовсе не хотим превратить нашу статью в литературный экскурс.

Нас могут спросить, неужели вся поэзия – это шествие под знаменами сатаны? Конечно, нет. Есть стихи светлые, как небесная лазурь, и чистые, как горный поток. Есть мудрые стихи, навеянные размышлением о жизни. Есть стихи, посвященные человеческим чувствам, но не запятнанные грехом, как первые слезы любви. Есть народные песни, умиротворяющие душу, есть стихи, подобные гимну Богу. Мы говорим не о них, а об опасности не увидеть лик демона под покровом земной красоты. Мы говорим о тех, кто наливает яд в хрустальные бокалы. Мы говорим не о поэзии вообще, а о демонизме в поэзии.

Архимандрит Рафаил (Карелин)
Из книги «О вечном и преходящем»

[1] Халиф Омар (592–644) продолжал завоевательные войны Мухаммеда; овладел Сирией, Персией и Египтом; приказал сжечь огромную Александрийскую библиотеку. В ответ на просьбу сохранить это уникальное книгохранилище, сказал, что если в книгах написано то же, что и в Коране – то они излишни, а если иное – они вредны. По преданию, драгоценными рукописями топили печи в Александрийских городских банях в течение 6 месяцев.

[2] Уитмен Уолт (1819–1892) – известный американский поэт. Родился в фермерской семье. Странствовал по всей Америке. Переменил несколько профессий. По временам вел бродяжни-ческий образ жизни. В 1862–1864 гг. был санитаром в армии северян, боровшейся против рабовладельческого Юга. По окончанию войны служил в Министерстве внутренних дел, откуда был изгнан за безнравственность своей поэзии. В1873 г. Уитмена разбил паралич, приковав его в последние годы жизни к постели. Первая и наиболее известная его книга – сборник стихов и поэм «Листья травы» (1855) . Основные идеи «Листьев травы»: гармония Вселенной, культ дружбы, соединяющие индивидуумы со «сверхдушой», неприятие христианства и бунт против пуританской морали. В своем творчестве от воспевания природы перешел к урбанистической поэзии; писал революционные гимны, и в то же время с похвалой отзывался об американском образе жизни. В стихах Уитмена переплелись атеизм и поиски новой религии, индивидуализм и коллективизм, демократия и анархизм, натурализм и мистика. В России вышла книга «Листья травы» в переводе К. Чуковского (1907). Поэзия Уитмена оказала заметное влияние на творчество русских футуристов.

[3] Хтонические (от. греч. – земля) божества – во многих религиях и мифологиях божества, олицетворявшие собой подземное царство; в переносном смысле под хтоническими духами подразумеваются падшие ангелы-демоны.

[4] См.: Марина Цветаева. «Я тебя отвоюю у всех земель, у всех небес...». 1916 г. Ветхозаветный патриарх Иаков, ставший прародителем целого народа, борется с Богом, получает рану на бедре: Быт. 32: 24–30. В символическом и мистическом значении борьба Иакова с Богом означает усердную покаянную молитву, которой патриарх как бы руками охватывает Бога и не выпускает из своих объятий. Эта победоносная молитва дарует ему прощение его греха, отводит наказание и примиряет с братом Исавом, который хотел убить его. Молитва продолжается всю ночь до утра и меняет последующую жизнь Иакова. Рана на бедре означает укрощение своих страстей, особенно похоти.

[5] См.: Марина Цветаева. «На базаре кричал народ..». Из цикла «Ахматовой». 27 июня 1916 г.

[6] В стихотворении Бориса Пастернака «Музыка»: «...опередивши мир / На поколения четыре, / По крышам городских квартир / Грозой гремел полет Валькирий». Имеется в виду опера «Валькирия» Р. Вагнера. Валькирии – в скандинавской мифологии бессмертные воинственные девы чудной красоты, которые носятся в золотом вооружении по воздуху. Обладают даром превращаться в лебедей. Они отчасти происходят от эльфов и других сверхчеловеческих существ; отчасти это княжеские дочери, попадающие в валькирии еще при жизни. По повелению бога Одина распоряжаются битвами и распределяют победу или смерть между воинами. После сражения храбрейших из павших воинов отводят во дворец Одина – Вальхаллу, где прислуживали им во время пиршеств. Часто выбирают себе в возлюбленные благородных героев, но от брака со смертными они лишаются бессмертия и своей сверхчеловеческой силы.

[7] Гора Броккен, где в ночь с 30 апреля на 1 мая, по германскому народному поверью, проходит шабаш ведьм – Вальпургиева ночь – праздник ведьм, собирающихся в эту ночь вокруг своего повелителя-сатаны, находится в горном массиве Гарц в Германии. Вершина Броккен (1142м) называется Хексентанцплац – «место пляски ведьм».

Уважаемые читатели, прежде чем оставить отзыв под любым материалом на сайте «Ветрово», обратите внимание на эпиграф на главной странице. Не нужно вопреки словам евангелиста Иоанна склонять других читателей к дружбе с мiром, которая есть вражда на Бога. Мы боремся с грехом и без­нрав­ствен­ностью, с тем, что ведёт к погибели души. Если для кого-то безобразие и безнравственность стали нормой, то он ошибся дверью.

Календарь на 2024 год

«Стихотворения иеромонаха Романа»

Сретенские строки

Новый поэтический сборник иеромонаха Романа

Не сообразуйтеся веку сему

Книга прозы иеромонаха Романа

Где найти новые книги отца Романа

Список магазинов и церковных лавок