col sm md lg xl (...)
Не любите мира, ни яже в мире...
(1 Ин. 2:15)
Ветрово

Александр Буздалов. Из «Огонька» возгорится пламя

Небольшой комментарий к вызвавшей большой резонанс в российском обществе «Почти голой вечеринке» (Almost Naked Party), организованной популярной телеведущей и блогером Анастасией Ивлеевой 21.12.2023 в московском техно-клубе «Мутабор».

Если судить по обнародованным в сети фотографиям, ничего нового в плане эпатажа там не произошло, никаких рекордов эмансипации побито не было (в сравнении, скажем, с тем, что происходило в России в девяностые). Степень «обнажёнки», которую продемонстрировали участники «тусовки», в целом уступала, например, ставшим уже обыденностью модным показам мини-бикини на подиуме. Большинство приглашенных в соответствии с дресс-кодом организаторов были в полупрозрачных платьях поверх нижнего белья (женщины) или майках-сетках (мужчины). Исключением стал только один какой-то глупый малый, пришедший в одном носке на детородном органе (за что и был привлечен по соответствующей статье административного кодекса). Поэтому пуританский ажиотаж общественной реакции на этот предновогодний маскарад представителей шоу-бизнеса выглядел даже более неадекватной реакцией, чем само мероприятие. Органичным такое возмущение выглядело бы лет двести назад, когда российский социум находился еще на заре освободительного движения, и христианские понятия о пристойном и непристойном были еще достаточно укоренены в массовом сознании. В XXI-м же веке такое негодование на вполне обычное (по современным меркам) действо можно расценить либо как ханжество (потому что, как говорится, а судьи-то кто? не поздновато ли «полицию нравов» из себя строить?), либо как политическое преследование по другому поводу (например, из-за коллаборационистской позиции некоторых участников вечеринки в отношении СВО). Что же касается непосредственно осуждения самого откровенного одеяния, повторим, такая реакция была бы оправданной только со стороны общества, которое само в этом отношении являлось бы примером «облико морале», например, в среде православных христиан, придерживающихся строго аскетического образа жизни.

Между тем, как хорошо известно, в РПЦ самой полным ходом идет процесс модернизации в духе католического аджорнаменто (итал.: обновление), предполагающего приспособление к текущему состоянию светской культуры. А поскольку последняя представляет собой царство победившего либерализма, то и политика осовременивания Церкви неизбежно будет вести к ее либерализации как ослаблению требований. Отсюда немало примеров в новейшей истории РПЦ не менее скандальных мероприятий, когда «на местах» в стремлении «перевыполнить спущенный сверху план» устраивали такие, например, концертные номера.

Самый свежий пример «церковной вечеринки» подобного рода произошел в первый день нового года в Свято-Елисаветинском женском монастыре Минской епархии соседнего Белорусского экзархата, где православное аджорнаменто протекает даже с опережением графика Московской Патриархии. Там в кафе «Ковчег» состоялся первый в истории православный «Голубой огонек».

И в плане «ломки канонов» эта светская «вечеринка» с участием монахинь в первый день самой строгой седмицы Рождественского поста выглядела даже более революционным действом (о чем, «на свой страх и риск», откровенно сказал сам духовник перед началом концертной программы). По крайней мере, несомненным является то, что идеология этих мероприятий одна и та же, т.е. либеральная, направленная на «разрыв цепей», «веками сковывавших» человеческое естество в обществе традиционного христианского типа. Поэтому ту же функцию, которую в «Мутаборе» выполняли прозрачные платья популярных артисток эстрады, в минском кафе «Ковчег» (равно как и на аналогичных церковных «шоу» на территории России) выполняли тонкие повязки вместо платков на головах православных артисток (что, по сути, не что иное, как платок «мини-бикини»).

При этом самим монахиням, принимавшим участие в белорусском «Огоньке» в качестве зрителей, как и другим прихожанам Русской Православной Церкви, вынужденным участвовать в подобных «рождественских вечерах», можно только посочувствовать: их, конечно, направляют туда в порядке «послушания», потому что такие мероприятия, как было сказано, проводятся в рамках общецерковной политики, которая, по мысли ее синодальных стратегов, должна сделать Православную Церковь более популярной и востребованной у населения. И если даже в церковной среде давно идет тот же самый процесс, то тем более у гражданского общества в России нет никаких оснований для столь пафосного возмущения «вечеринкой» Ивлеевой, которым оно не с того ни с сего разродилось.

Александр Буздалов
Сайт «История идей»
7 января 2024

Заметки на полях

  • По словам святых отцов, в последние времена в монастыре будет, как в мiру, а в мiру — как в аду. «Песней года» в мiру стала «песня» Бузовой https://www.youtube.com/watch?v=qu6vql9YbCM . А монастырь показывает «Голубой огонёк», продолжая традиции советских (!!!) времён. Понятно, что «Огонёк» лучше, человечнее Бузовой. Но почему-то хранителем этих душевных традиций стал монастырь, который должен собирать совсем другое, духовное, и просвещать мiр…

  • Волгоградская область

    Господь пришел чтобы спасти нас и чтобы разделить добро от зла. А сегодня все стараются обьединить всё в кучу. Ведь если если церковь на это так смотрит, то что говорить о мирянах, которые и так слабые духом и некому их наставить. Слава Богу что на этом сайте мы понимаем о чем идёт речь благодаря нашим батюшкам и всем авторам этого сайта. Спаси Господи Александр.

  • Нижний Новгород

    Комментарии зрителей к песне SHAMANа «Самый русский хит», исполненной в передаче Песня года»:
    «Как здорово, что у нас в стране есть люди, пишущие и поющие такие песни. Душа и сердце наполнено гордостью.»
    «Ярослав, храни тебя Господь!!! Вовремя, очень вовремя!»
    «Спасибо тебе, Ярослав, что объединяешь наш народ. Своими удивительными, сильными, талантливыми песнями ты выражаешь мысли россиян, делаешь нас сильнее. Мы — русские и гордимся этим.»
    «Он просто помог наконец нам понять что мы великая и сильная Россия и нас не сломить.»
    «Спасибо авторам песни за это Самый лучший хит! Браво, Родной наш Шаман!»
    «В песне года слушать не кого было , кроме Ярослава Дронова , вот действительно талант ,безконечно слушать можно , самородок наш Российский»
    «Гордость России»
    «Как светлеют лица зрителей, сияют добротой и восторгом глаза! Такая песня — ложится на душу и вызывает самые светлые, чистые чувства — с далёкой детской памяти и до сегодняшнего дня! Ярослав-Шаман — маг и волшебник, возрождает в нас веру в лучшее в себе, в лучшее Будущее, которое такие МЫ станем созидать ВМЕСТЕ, душевно породнившись друг с другом!»
    «Пыталась что-то посмотреть… Не смогла никого, кроме SHAMAN Восхитительный голос, манера исполнения, текст, музыка… — всё соответствует тому, что требует моя душа..»
    «Ярослав, родной! Ты украшение любого мероприятия, все простые люди любят и гордятся тобой! Успехов тебе»
    Ну и так далее в том же духе.

  • Москва

    Друзья, когда на душе появляется Божие веяние, ты чувствуешь, как оно хрупко — нужно буквально остановиться и замереть, чтобы сохранить его хотя на минуту. Любое из твоих привычных дел в этот момент, как бы, кладёт границу — разделение между тобой и Богом — и это полностью в твоей власти, что нестерпимо. Привычное тянет к себе, но ты знаешь, что в тот момент, когда обратишься к нему, этот тонкий луч прервётся, и ещё очень нескоро появится. Что же, стать мне Ангелом, чтобы жить вне земных попечений? Нет, но будучи человеком (и человеком слабым), вновь обречённо возвращаюсь к ним — кажущаяся власть была только иллюзией, и мой выбор — лишь в том, чтобы добавить немного мгновений к этому состоянию или отнять от него. Тогда понимаешь, насколько твой привычный жизненный уклад далёк от Бога, что только иногда, только через малый лучик, пробивающийся, как бы, из тумана, можешь соприкоснуться с Ним, и то лишь на мгновение. А вроде ничего предосудительного не делаешь, даже стараешься не грешить. В чём же дело? Не можешь отдать своего сердца Богу и служить только Ему, и не сможешь, живя в миру, хотя и через эту малую борьбу, верю, что идёшь вперёд.

    А что же монастыри? Что хотят сделать (и делают) с их укладом, если вся их жизнь и была, и должна быть построена так, чтобы постоянно взирать на свет? Помню, когда-то передо мной был выбор — остаться в миру или уйти в монастырь, и я, действительно, с большим переживанием размышлял об этом. И именно по этой причине остался — понял, что не смогу достойно пройти монашескую жизнь, отказаться от всего ради служения Богу. Выбрал малый путь с желанием пройти высоко хотя бы его, а не кое-как ковылять высоким путём. А теперь вижу, что и компьютер, и телефон, и телевизор, и пианино, и планшет для рисования мог бы взять с собой — и наверно, был бы не самым плохим монахом. Но поистине, перед Богом, монахом я бы не был. Тогда монахи ли эти внешние «монахи» и пастыри ли эти внешние «пастыри»? Не лучше ли взять на себя малое бремя и дойти с ним, чем взять большое и упасть в начале пути? Итак, возьмём малое, а большое оставим сильным, но они, по крайней мере, не будут создавать видимость, вводя других в заблуждение.

    Друзья! Как тяжела расплата за грехи, кажущиеся малыми. Постараемся избежать большого греха — не стать проводниками соблазна в мир.

    Впрочем, если кто из нынешних священников является профессиональным геймером, могу предложить турнир по Warcraft’у между епархиями (там всё привычно — тоже есть и алтари, и жертвенники). Топ-донатером быть не обещаю, но обязательно посмотрю и покринжую. А если вы не поняли, что значит «покринжую» — не страшно, «духовные люди» поймут.

Уважаемые читатели, прежде чем оставить отзыв под любым материалом на сайте «Ветрово», обратите внимание на эпиграф на главной странице. Не нужно вопреки словам евангелиста Иоанна склонять других читателей к дружбе с мiром, которая есть вражда на Бога. Мы боремся с грехом и без­нрав­ствен­ностью, с тем, что ведёт к погибели души. Если для кого-то безобразие и безнравственность стали нормой, то он ошибся дверью.

Календарь на 2024 год

«Стихотворения иеромонаха Романа»

Сретенские строки

Новый поэтический сборник иеромонаха Романа

Не сообразуйтеся веку сему

Книга прозы иеромонаха Романа

Где найти новые книги отца Романа

Список магазинов и церковных лавок