col sm md lg xl (...)
Не любите мира, ни яже в мире...
(1 Ин. 2:15)
Ветрово

Ольга Надпорожская. Мир в произведениях иеромонаха Романа

Вступительная статья к книге отца Романа «Мир вам! Избранная проза и публицистика»

Мир вам! — это пер­вые по­сле Вос­кре­се­ния сло­ва Хрис­та, об­ра­щён­ные к апос­то­лам (Ин. 20: 19). Их от­го­ло­сок не раз зву­чит во вре­мя каж­дой Бо­жест­вен­ной ли­тур­гии, ко­гда свя­щен­ник бла­го­слов­ля­ет мо­ля­щих­ся из ал­та­ря: Мир всем! При­мем ли мы Бо­жий мир, ос­та­нет­ся ли он с на­ми — за­ви­сит уже от нас, по­то­му что в Еван­ге­лии есть и та­кие сло­ва: Ес­ли дом бу­дет дос­то­ин, то мир ваш при­дет на не­го; ес­ли же не бу­дет дос­то­ин, то мир ваш к вам воз­вра­тит­ся (Мф. 10: 13). Об­ре­те­ние этого ми­ра, стя­жа­ние Ду­ха Свя­то­го и есть, по сло­вам пре­по­доб­но­го Се­ра­фи­ма Са­ровс­ко­го, цель хрис­ти­анс­кой жиз­ни.

Иеромонах Роман, как и любой священник, старается исполнять эту заповедь — нести мир людям. Получив от Бога особый дар слова, он обращается к нам не только из алтаря или с амвона (немногие могут услышать его голос в далёком скиту Ветро́во), но и в своих песнопениях, стихотворениях, прозаических размышлениях. Если говорить о литературных трудах отца Романа, то, конечно же, в первую очередь он поэт — замеченный выдающимися деятелями культуры и отмеченный премиями, о которых сам может упомянуть разве что с улыбкой. Но не всё происходящее вокруг нас может быть предметом высокой поэзии, и, говоря о событиях века сего, отец Роман порой переходит на прозу. Когда нужно поддержать, предостеречь, окрикнуть, остановить на краю пропасти, уже нет времени на то, чтобы рифмовать строки. Молчать же не позволяет совесть и долг священника: по словам самого отца Романа, он говорит, чтобы на нём не было греха, а уж услышим ли — зависит от нашего желания и способности слышать.

Предмет прозы и публицистики иеромонаха Романа — не мир, но мiр. Внимательные читатели знают, что в произведениях отца Романа это слово, в соответствии с дореволюционными правилами, пишется двумя разными способами. Казалось бы, меняется всего одна буква, но между двумя понятиями — пропасть. Мiром в Священном Писании и творениях святых отцов чаще всего называется человечество, живущее во грехе, а ещё мiр — это общее имя для всех страстей. Именно в этом значении употреблено слово мiр в словах послания апостола Иоанна Богослова, которые часто вспоминает отец Роман: Не любите мiра, ни яже в мiре (1 Ин. 2: 15). К сожалению, эти слова непонятны многим, их понимают превратно: как можно не любить небо и звёзды, красоту лесов и полей, своих детей и родителей? Но речь здесь не о Божием творении, в котором, по словам отца Романа, есть «всё для утешения души», а о том, чем засорило мiр человечество: о нашем неверии и высокоумии, о нашей способности извращать, выворачивать наизнанку всё лучшее, что есть в человеческом сердце, о нашем уповании на «прогресс» и комфорт, обо всём том, что, по словам апостола Павла, не должно даже именоваться (Еф. 5: 3). Отречение от этого мiра — первый шаг на пути духовного восхождения, который нужно совершить не только монахам.

Однажды, отвечая на вопросы об отношении к мiру, отец Роман написал: «„Неминуемый уход от мiра“ вовсе не означает уход в монастыри, леса, пустыни и болота: всюду можно жить духом мiра сего и всюду — бороться с ним. Уйти от мiра мы даже обязаны, живя в городах и сёлах, не питая свои души тем, что предлагает нам князь мiра сего, начиная с детсадов, школ и университетов. Потому и пришёл Тот, Кто победил этот мiр, и если мы Христовы, то по Его Милости и с Его помощью обязаны стать победителями мiра сего. Победителями, а не друзьями! Сам Господь нас учит, что только в Нём мы можем иметь мир. Выбор у нас небольшой — понять, что мiр „живёт не так“, и пытаться ему противостоять с Божьей помощью, или согласиться со всеми его устоями и требованиями, отдаться мутным, душепагубным потокам, несущих друзей мiра в места, от коих да сохранит нас Господь!.. Мы рождаемся, чтобы с Божьей помощью и благодаря примеру верующих родителей, если таковые обретутся, сохранить свои души для Вечности… Смысл в том, чтобы дорожить Божьим и очищаться от наносного мiрского. Такой взгляд на мiр — нормальный для тех, кто уже во святых, для всех верных, желающих спасения, и неприемлемый для теплохладных, жутковерующих».

Казалось бы — человек, умерший для мiра, не может о нём рассуждать (любой литератор понимает, что нет смысла писать о том, чего не знаешь). Но не за этими ли рассуждениями приходили в монастыри, ища совета у старцев и преподобных, не об этом ли сказал наш современник, святой Паисий Святогорец: «В старину, если кто-то из благоговейных монахов тратил время, заботясь о положении дел в мiре, то его надо было запереть в башню. Сейчас наоборот: благоговейного монаха надо запереть в башню, если он не интересуется и не болеет за то состояние, которое возобладало в мiре… В наши дни интересоваться и беспокоиться за состояние, в котором находится наш народ, — это исповедание». Тот, кто умер для мiра и не пытается выслужиться перед ним, по мере этого умирания и обретает иной, свободный взгляд, умение соотнести временное с вечным.

Во второй выпуск литературного сборника «Ветрово» вошли рассказы и публицистические произведения отца Романа. Конечно же, в них говорится о мiре не только как о средоточии греха: там есть и улыбка, и строки о чистоте и сострадании, которые, как бы слабо ни просверкивали во мраке, дают душе надежду и утешение. И главное — там есть голос священника и монаха, предлагающего нам взглянуть на происходящее с иной, Евангельской точки зрения. «Мы, христиане, должны мыслить, должны рассуждать, должны говорить, как мыслил, понимал, говорил вочеловечившийся Бог наш, — писал святитель Игнатий (Брянчанинов). — Такое единение с Господом должны по преимуществу тщательно насаждать, тщательно возращать, тщательно сохранять в себе пастыри Церкви, как носящие на себе священнейшую обязанность руководить к добродетели и спасению всё христианское братство».

Неудивительно, если кто-то, прочитав написанное отцом Романом, скажет примерно то же, что говорили о слове Божием: Жестоко есть слово сие: и кто может его послушати? (Ин. 6: 60). Но, по словам святых отцов, не изгнав из себя дух мiра сего, мы не вместим мир Христов — как нельзя ничего влить в уже наполненный сосуд. Поэтому прислушаемся к голосу отца Романа, который, как и несколько десятилетий тому назад, звучит над суетой, призывая к покаянию и предлагая нам Божий дар:

— Мир вам!..

Ольга Надпорожская,
редактор сайта «Ветрово» и стихотворных сборников иеромонаха Романа последних лет

Сайт «Ветрово»
21 мая 2021

Уважаемые читатели, прежде чем оставить отзыв под любым материалом на сайте «Ветрово», обратите внимание на эпиграф на главной странице. Не нужно вопреки словам евангелиста Иоанна склонять других читателей к дружбе с мiром, которая есть вражда на Бога. Мы боремся с грехом и без­нрав­ствен­ностью, с тем, что ведёт к погибели души. Если для кого-то безобразие и безнравственность стали нормой, то он ошибся дверью.