col sm md lg xl (...)
Не любите мира, ни яже в мире...
(1 Ин. 2:15)
Ветрово

Александр Шадурин. Господь мой и Бог мой

«Хорошее место — кладбище», — сказал я, но мой собеседник с вопросительной настороженностью посмотрел на меня и тихо произнёс: «Да ну его, это место!» И напрасно: очень хорошее, особенное место, тем более во дни поминовения усопших. Ведь чаще всего именно на деревенском кладбище встречаются земляки после многих лет, а порой — десятилетий жизни в разных краях, сохраняя своими мимолётными встречами хоть какую-то связь с родной стороной. Здесь возникает тот редкий настрой души, когда появляется желание осмыслить прошлое, подумать о бренности всего земного, об ушедших в мир иной, многих из которых знал лично. Глядя на фотографии усопших, всегда вспоминаются прожитые с ними годы, и не такой уж короткой представляется человеческая жизнь, если она может вместить столько всего. Сколько же их, ушедших: родных, близких и неблизких со своими нестроениями и скорбями — невозможно сосчитать. Лишь Господь знает каждого из них, и никто у Него не забыт.

Это попечение Божие и Его присутствие в жизни человеческой однажды открылось мне с такой убедительностью, что захотелось воскликнуть словами апостола Фомы: Господь мой и Бог мой! Открылось самым неожиданным образом и там, где меньше всего ожидал.

Расчищая как-то могилки родных от прошлогодней листвы, постоянно ощущал на себе чей-то внимательный, как бы приглашающий к разговору, взгляд, но, мысленно отмахнувшись от этого наваждения, продолжал работать. Кто мог смотреть на меня, если крохотное деревенское кладбище в тот день было безлюдным? Однако, закончив работу, решил всё же подойти к тому месту, откуда, как мне казалось, на меня кто-то смотрел и к которому влекло. Это был едва заметный могильный холмик с деревянным крестом. На вбитом в крест гвозде висела икона «Спас Нерукотворный» в простенькой деревянной рамочке, от долгого времени, как и крест, покрывшейся серебристым узором лишайника. Икону обрамлял проволочный каркас, некогда служивший основой для венка из искусственных цветов, а теперь больше напоминавший терновый венец и наконечник копия. Белоснежный домотканый рушник, покрывавший икону, превратился на ветру и под дождями в грязно-серые лохмотья. На табличке, прибитой в нижней части креста, не сохранилось ни единого знака: время стёрло всё, и не осталось на земле, видимо, даже тех, кто посещал это место щемяще-печального надрыва, кротости и боли; место, в котором странным образом отразилась судьба многострадальной росiйской деревни с её вековыми традициями, обрядами, вечной нуждой и верою. Но ведь было время, когда эта икона висела в красном углу деревенской избы и перед нею совершались молитвенные воздыхания с последнею надеждою на помощь Божию и верою, что Господь не оставляет никого ни в земной жизни, ни в смертный час, ни после смертного часа.

И разве не является свидетельством попечения Божия чудом сохранившаяся икона Премилосердного на могильном кресте в давно забытом и оставленном людьми месте! Люди забыли, Бог — нет.

Гораздо лучше обо всём этом сказал Фёдор Иванович Тютчев:

Удручённый ношей крестной,
Всю тебя, земля родная,
В рабском виде Царь Небесный
Исходил, благословляя.

Пожалуй, здесь можно было бы и закончить размышления, но вспомнилось, что за всю свою жизнь ни разу не видел на этом кладбище священника с его поминальными молитвами и кадильным дымом! И, может быть, потому, что священник был не нужен, моя многолюдная деревня вымерла и превратилась в безлюдное урочище. Но у Бога все живы, и участь усопших исправляется по молитвам о них, поэтому как духовное наставление звучат для меня слова иеромонаха Романа: «Их долги – твоя забота». И добавить тут больше нечего. Остаётся исполнить.

Александр Шадурин
Сайт «Ветрово»
24 апреля 2023

Заметки на полях

  • Волгоград.

    Согласен с автором. Я часто бываю на кладбище районного масштаба, а это гораздо больше деревенского, но никогда там не видел священников.

  • Петр, Божьим усмотрением старчик-священник в уединении страждущий в болезни:

    «Здесь (на кладбище) возникает тот редкий настрой души, когда появляется желание осмыслить прошлое, подумать о бренности всего земного, об ушедших в мир иной…». И это так.

Уважаемые читатели, прежде чем оставить отзыв под любым материалом на сайте «Ветрово», обратите внимание на эпиграф на главной странице. Не нужно вопреки словам евангелиста Иоанна склонять других читателей к дружбе с мiром, которая есть вражда на Бога. Мы боремся с грехом и без­нрав­ствен­ностью, с тем, что ведёт к погибели души. Если для кого-то безобразие и безнравственность стали нормой, то он ошибся дверью.

Календарь на 2024 год

«Стихотворения иеромонаха Романа»

Сретенские строки

Новый поэтический сборник иеромонаха Романа

Не сообразуйтеся веку сему

Книга прозы иеромонаха Романа

Где найти новые книги отца Романа

Список магазинов и церковных лавок