col sm md lg xl (...)
Не любите мира, ни яже в мире...
(1 Ин. 2:15)
Ветрово

Митрополит Филарет (Вознесенский). «Да исправится молитва моя…»

Вот и о­кон­че­но, воз­люб­лен­ные бра­тие, чте­ние по­ка­ян­ного ка­но­на на этой сед­ми­це. Зав­тра уже пят­ни­ца; пер­вая сед­ми­ца Ве­ли­ко­го по­ста при­бли­жа­ет­ся к кон­цу.

Вче­ра мы бе­се­до­ва­ли о той мо­лит­ве, ко­то­рая так ча­сто по­вто­ря­ет­ся в церк­ви в ве­ли­ко­пост­ные дни, – о мо­ли­тве пре­по­доб­но­го Еф­рема Си­ри­на: «Господи, и Владыко живота моего…». Но, вот, есть еще одна молитва, которая в эти великопостные дни поется так, как не поется в другое время года. Обычным порядком она поется на каждой вечерне как на будничной, так и на праздничной, в течение всего года; эта молитва нам знакома с детства и начинается она словами: «Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою…».

За Литургией Преждеосвященных Даров эта молитва, после того, как она пропета обычным порядком, несколько позднее снова, многократно, поется перемежаясь с пением стихов, взятых также из Псалтири. Да исправится молитва моя яко кадило пред Тобою… (Пс. 140: 2). Слова «да исправится» здесь не значит пусть будет исправлена, поправлена – нет. Они употребляются в том смысле, как, например, говорится про человека, что «он исправляет свои обязанности, свою должность»; это не значит, что он что-то поправляет, а говорится в том значении, что он выполняет свои обязанности исправно – регулярно, твердо, обычным заведенным порядком.

Так и тут. Мы молимся «да исправится молитва моя, яко кадило пред тобою» – т.е. пусть выполняется, пусть совершается молитва моя, яко кадило пред Тобою. Какое понятное и красивое сравнение: всякий знает, как поднимается из кадила кверху благоухающий ароматом кадильный дым. Вот так должна возноситься молитва христианина: «горе», к Престолу Божию. Но, к сожалению, молитвы наши часто не возносятся «горе» к Богу, – а стелятся по земле, в нашем равнодушии, нашей холодности. А потому и молимся мы о том, чтобы молитва наша возносилась к Богу как благоуханный дым из кадила.

«Яко кадило пред Тобою, воздеяние руку моею…». В древности часто молились, воздевая – поднимая руки кверху, указывая на стремление души человеческой «горе», к Престолу Всемогущего Господа; так и теперь в некоторые моменты во время молитв, как вы знаете, священнослужители молятся, воздевая руки вверх. Слова «жертва вечерняя» – указывают на то, что молитва поется за вечерним богослужением.

Дальше поются слова, которые понятны. «Господи, воззвах к Тебе, услыши мя: вонми (т.е. внимай) гласу моления моего, внегда воззвати ми к Тебе – внимай, когда я буду взывать к Тебе, услыши мя, – услыши мя, Господи».

И затем идут слова из псалмов, которые поются на Литургии Преждеосвященных Даров: «Положи, Господи, хранение устам моим и дверь ограждения о устнах моих». О чем мы тут молимся? Помните, как вчера мы с вами говорили о том, как преп. Ефрем Сирин молился, чтобы Господь устранил от него духа празднословия, чтобы были связаны грехи языка, и вот опять, напоминая нам об этом, Церковь молится за каждого из нас, чтобы Господь Сам положил хранение устам нашим и дверь ограждения о устнах наших – ибо так важно беречься от грехов языка. И отсюда мы одновременно видим, что только Господь может положить это «хранение» на наши уста.

Как нелегко человеку воздержаться от грехов языка, как трудно бороться ему с этим грехом без помощи Божией, – нам разъясняют св. отцы Церкви. Пока человек не начал борьбы с каким-либо грехом, он не понимает насколько крепко этот грех держит его в своих когтях, а как только начнет борьбу с этим грехом – так сейчас же чувствует, что он – во власти этого греха, и что без помощи Божией ему нечего и думать о том, чтобы этот грех победить.

Вот что говорят о грехах языка святые Божии угодники – люди, отдавшие всю свою жизнь подвигу, постоянно себя строго контролирующие, постоянно себя очищавшие. Великий подвижник, наставник монахов, известный в древности своею мудростью – преп. Пимен Великий, беседуя однажды со своими учениками, и читая Евангелие, прочитал им слова Спасителя: Глаголю… вам, что за всякое слово праздное, какое скажут люди, они дадут ответ в день судный . Потому что, – пояснил Господь, – от слов своих оправдаешься, и от слов своих осужден будешь (Мф. 12: 36). Прочитав эти слова, Авва Пимен сказал ученикам: «Чада мои, где уж нам оправдаться от наших слов; чтобы не быть осужденными, – будем лучше молчать».

А другой подвижник – Агафон Великий, 3 года носил во рту камень, чтобы приучить себя молчать: когда язык хотел что-нибудь сказать, – камень напоминал, что, быть может, лучше помолчать или, во всяком случае, сначала, как следует, подумать.

Авва Арсений Великий перед смертью так говорил своему ученику: «Сын мой, скажу тебе, – сколько раз я каялся в том, что говорил, и ни разу не раскаялся в том, что промолчал».

И преп. Сисой Великий – подвижник, который силой своей молитвы воскрешал мертвых, так говорит своему ученику: «Сын мой, вот уже 20 лет, как я ежедневно утром и вечером молюсь: «Господи Иисусе, защити меня от языка моего, я ничего с ним сделать не могу!».

Вот как держится этот грех за сердце человека. Вот потому и молится церковь: «Положи, Господи, хранение устам моим и дверь ограждения о устнах моих», чтобы не вылетала из них празднословная, лишняя, грешно осуждающая речь. И дальше к этим словам добавляются слова, которые далеко не все понимают: «Не уклони сердце мое в словеса лукавствия, непщевати вины о гресех».

Имейте ввиду – прежде всего, что слово «вина» по-славянски имеет иное значение, нежели по-русски: по-славянски оно означает извинение, оправдание; «непщевать» значит: придумывать, изобретать. Поэтому, слова «не уклони сердце мое в словеса лукавствия, непщевати вины о гресех» – означают: не уклони меня в такое лукавство (когда я буду каяться), – не допусти, чтобы я стал придумывать, изобретать оправдания своим грехам…

А как часто бывает, что человек говеющий и пришедший уже на исповедь пред Крестом и Евангелием, себя духовно обкрадывает, лишая себя истинного покаяния. Вместо того, чтобы истинным, искренним покаянием заслужить у Господа бесконечную милость, – он сам себя начинает оправдывать. Говоря о каком-либо грехе, он непременно придумывает смягчающие мотивы, стараясь как бы оправдать себя. И это, к сожалению, бывает очень часто. А святые угодники учили: не оправдывай себя сам, а то от Господа оправдания не получишь.

Так, вот, нужно бояться того, чтобы не придумывать оправдания своим грехам. А то бывает такое впечатление, что человек на исповедь пришел, но боится, чтобы батюшка не счел его уж очень большим грешником, и поэтому исповедуется с опаской, как бы о себе слишком много не наговорить, не сознавая того, что этим он отнимает всякую цену у своей исповеди и у своего покаяния. Мало этого. Бывает, к сожалению и так, что человек на исповеди сознательно утаивает грехи.

Такой человек лучше бы на исповедь не ходил; пусть он запомнит, что, в случае, если человек идет на исповедь с намерением хоть один грех на исповеди скрыть, утаить, – то он ни в одном грехе прощения не получит, и прибавит ко всему этому еще один, но более худший грех. Великий знаток жизни и человеческого сердца блаженный митрополит Антоний грозно предупреждал: «Лгущие на исповеди обыкновенно кончают свою жизнь самоубийством».

Поэтому берегитесь утаивать грехи, ибо, по указанию Владыки Антония, многие и многие случаи из так называемых «неразгаданных» самоубийств тем духовно и объясняются, что человек солгал на исповеди, надругался над благодатью Святаго Духа, Всеведущего Бога пытался обмануть, и этим самым вверг себя в бездну погибели и окончил жизнь самоубийством – страшным Иудиным грехом.

Будем помнить это, возлюбленные. Говение ваше подходит к концу, скоро уже придет тот час, когда придется вам стать на кроткое судилище Господне. Какова милость Господня! Как она велика! Как страшен будет тот суд, от которого никто из нас не уйдет, когда воссядет Царь Славы на престоле Своем! Он Сам говорил, когда пришел в мир первый раз, что Он пришел не судить мир, а пришел спасти его (Ин. 12: 47); но во второе Свое пришествие Он придет уже не спасать, а судить, и грозным и страшным будет Его суд для нераскаявшихся грешников. Но здесь, в этом милостивом судилище покаяния, Он с любовью ждет тебя, обремененного грехами, чтобы ты свое бремя тяжкое, греховное сложил у Его ног: здесь Он не осуждает, а прощает. Только нераскаявшийся, лгущий на исповеди уйдет отсюда осужденным, не получившим милости. Подумай же о том, – чтобы тебе придя во Врачебницу, не уйти отсюда неисцеленным! Аминь.

Митрополит Филарет (Вознесенский, 1903–1985)
Сайт «Ветрово»
10 марта 2022

Уважаемые читатели, прежде чем оставить отзыв под любым материалом на сайте «Ветрово», обратите внимание на эпиграф на главной странице. Не нужно вопреки словам евангелиста Иоанна склонять других читателей к дружбе с мiром, которая есть вражда на Бога. Мы боремся с грехом и без­нрав­ствен­ностью, с тем, что ведёт к погибели души. Если для кого-то безобразие и безнравственность стали нормой, то он ошибся дверью.

Благословенный час

Новый поэтический сборник иеромонаха Романа

Не сообразуйтеся веку сему

Новая книга прозы иеромонаха Романа

Где найти новые книги отца Романа

Список магазинов и церковных лавок