col sm md lg xl (...)
Не любите мира, ни яже в мире...
(1 Ин. 2:15)
Ветрово

Ольга Надпорожская. Против течения

Не так давно посмотрела ролик известного белорусского миссионера отца Александра Кухты «Лайфхаки для грешников», который он записал вместе с диаконом Димитрием Павлюкевичем. Подумалось, что, поскольку видео посвящено как бы теме борьбы с грехом, его можно было бы опубликовать с заголовком «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное», без лишних комментариев. Получилось бы самое настоящее кощунство — может быть, кто-то и задумался бы о том, все ли методы допустимы в миссионерском служении. Глядя на то, как отец Александр в шортах прыгает по траве, а отец Димитрий (в Сети его называют отец Дима) намекает подписчикам на то, что неплохо было бы компенсировать им потраченные на съёмках деньги, подумала: «Скоро они наденут клоунские носы и будут, как Бим и Бом, обмениваться дурацкими шутками». И, как выяснилось, почти угадала.

На днях появился новый совместный ролик отцов Александра и Димитрия – «Дело апостола Павла». Он снят достаточно профессионально, в стилистике известного советского фильма «Шерлок Холмс и доктор Ватсон», с двумя главными героями – «мудрым» мистером Павлюкевичем и «простодушным» мистером Кухтой. По задумке авторов, ролик должен раскрыть смысл слов апостола Павла: Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю (Рим. 7:19). Однако во время просмотра ролика о словах апостола Павла думаешь меньше всего. Честно говоря, даже менее значимые реплики героев не воспринимаются — настолько захватывает видеоряд. Слово становится ненужным, как в цирке, где всё рассчитано на зрелищность — и стоящая в седле наездница, и жонглёры, и канатоходцы, и даже клоуны с их незамысловатыми репризами. Но если говорить о зрелищности более высокого уровня, то в связи с роликом отцов Александра и Димитрия вспоминается театр 90-х годов. Тогда режиссёры хорошо поняли (или смогли воплотить то, что поняли уже давно): если актриса на сцене начнёт раздеваться, это мгновенно захватит зрителей, к ней будет привлечено внимание всего зала. Причём произносимые ею или другими актёрами слова будут уже не важны. Когда приём приелся, раздеваться начали актёры. Когда приелось и это, появились спектакли вроде «Идеального мужа» Богомолова.

Никогда бы не подумала, что церковная проповедь пойдёт по такому пути. Но вот посмотрите: два священнослужителя, исполняя роли самих себя, отправляются к реке, чтобы, погрузившись в её воды, опытным путём проверить слова апостола. Мистеру Кухте, по его словам, нужно сгонять в кустики, откуда он возвращается в купальном костюме и с розовым надувным кругом в виде фламинго. Мистер Павлюкевич раздевается, не выходя из кадра. Далее разворачивается основной конфликт: мистера Кухту уносит течением (параллель с властью греха: злое, которого не хочу, делаю), а мистер Павлюкевич выручает его, кинув верёвку. Чтобы не плыть по течению желаний собственной плоти, говорит он, нужно креститься! И даже показывает, как: переворачивает надувной круг мистера Кухты, окуная приятеля с головой, что, по-видимому, Крещение и символизирует.

Вспомнились давние слова отца Андрея Кураева: «Толики здравого смысла достаточно, чтобы понять, что общество, в котором шуты (по-нынешнему — “сатирики”) воспринимаются в качестве экспертов в области богословия и духовной жизни, весьма больно. Болеет оно как минимум утратой чувства юмора: оно уже не способно смеяться, видя, как шут залезает на проповедническую кафедру». Теперь получается наоборот: не шут залезает на кафедру, а священники сами рядятся в шутов. А уж если вспомнить рассуждения отца Георгия Максимова о том, что священнику и за пределами Храма лучше ходить в подряснике, потому что это может помочь кому-то прийти к Богу… В самом деле, почему не в купальном костюме?

Мне пришлось несколько раз пересмотреть ролик отцов Александра и Димитрия, чтобы уловить его богословский смысл, и всё это время нужно было следить за тем, чтобы в комнату не вошли дети. Мне и так часто приходится краснеть за то, что происходит вокруг, и выкручиваться, объясняя им, почему по радио так странно шутят и звучат такие песни, или что такое пилон, или почему мальчик из соседнего класса думает, что он на самом деле, может быть, девочка. Единственная норма, которая однозначно остаётся в нашем мiре, на которую можно сослаться в таких разговорах, — это Церковь. Священник — носитель Истины, наша совесть, человек, который становится свидетелем нашей исповеди — а это всегда тяжело. Встреча со священником всегда заставляет как-то подтянуться, взять себя в руки, и даже, увы, постараться казаться лучше, чем ты есть на самом деле. Перед священником всегда становится стыдно. Но получается, что теперь некоторых священников нужно прятать от детей, чтобы из-под ног у них не была выбита последняя опора. Священники и сами должны бы подтянуться в нашем присутствии, чтобы подтянуть нас — но они не хотят, у них другие методы, а мы подтянуть их не можем. Как будто это представление о священнике-образе Божием остаётся только в нашем сознании, но и там уходит всё глубже, и мы уже сами начинаем сомневаться — а не закоснели ли мы в ханжестве и фарисействе?

В последнее время умерло столько хороших священников — кого-то из них я знала только по проповедям, с кем-то кратко соприкасалась и с благодарностью вспоминаю даже самые малые встречи. И мне очень страшно, что прежние священники исчезнут совсем, что через двадцать, тридцать лет (если будем живы) появится новое поколение священнослужителей, у которых будет совсем иной статус — они будут участвовать в концертах, футбольных матчах, съемках зажигательных роликов, в чём-то ещё, чего мы сейчас и представить себе не можем. Они будут звёздами и суперменами, но не будут говорить о покаянии, или будут говорить о нём так креативно, что мне, старухе, будет стыдно на них смотреть. И мой рассказ о первой исповеди, когда передо мной, как мне казалось, стоял Сам Христос, покажется внукам замшелой древностью, каким-то старообрядческим преданием, странной фантазией.

Священники-миссионеры, думая, что идут навстречу нам, на самом деле нас же и обворовывают. Мiр всё больше становится театром, и они изо всех сил стараются стать его частью, лишая нас возможности быть вне его, плыть против течения. Если страшно увидеть любимого человека в неприглядном, позорном виде, страшно узнать, что он стал ничтожеством, то тем более страшно увидеть таким того, кто должен быть образом Божиим. Конечно, у нас остаётся Христос, но ведь нужен и тот, кем можно попытаться Его измерить.

Ольга Надпорожская
Сайт «Ветрово»
31 октября 2020

Заметки на полях

  • Лагань

    Как же я согласна тут с Вами. И тоже мысли, может я чего то не понимаю? действительно фарисей? Но ведь страшно, что начинаешь привыкать. Вы просто мои мысли выразили правильно. Как больно все это, стыдно.

  • Санкт-Петербург

    Ольга Сергеевна, спасибо за статью. Теже мысли и чувства. Радостно, что у Вас были такие встречи. Вам всегда будет с чем сравнить. Мне очень тяжело, придя в Церковь, не успев укрепиться в Вере, столкнуться с таким шквалом пропаганды, мнений, терминов…если бы не память о первых годах и людях, с которым меня свёл Господь, не знаю, где была бы я сейчас… наверное, с теми, кого называют сейчас «обновленцами»..может быть я и сама наполовину там. Где правда?

  • Эти встречи были мимолётны: новопреставленный отец Василий Стойков, давая мне много лет тому назад интервью, был очень ко мне внимателен, а новопреставленный отец Илиодор (Гайриянц) ни с того ни с сего заплатил за наш с друзьями обед во время паломничества в Оптину пустынь. Те же, кто является для меня мерилом, слава Богу, остаются здесь, на земле. Но думаю, что и Вам жаловаться не на что: в Петербурге достаточно священников с традиционными взглядами. Пастырей в шортах и купальных костюмах видим только на экранах…

  • Рыбинск

    Я, наверное, тоже что-то не понимаю. Это священники? Как же они служат? Как их допускают к служению?
    А ведь люди к ним на исповедь идут!
    Как же так? Наверное, и проповеди читают.
    Не хотелось бы исповедоваться у такого священника.
    Это действительно страшно, что в Церковь приходят такие люди!
    Как же за них стыдно!

  • Нижний Новгород

    Да, такие батюшки, бегающие без портков, научат, как бороться со грехом.

  • Нижний Новгород

    Отец Георгий Максимов в одном из своих видеороликов высказал мнение, что молодым людям не стоит идти в духовную семинарию сразу после школы. Нужно сначала немного поумнеть. Как он был прав!

  • Санкт-Петербург

    Редактор, зачем мы тогда смотрим на экраны?)

  • Чтобы иметь представление о мiре, в котором живём… К тому же привыкли, что скрывать. Хотя смотреть на реку или на небо гораздо приятнее.

  • Рыбинск

    Да уж, на реку и на небо приятнее смотреть, чем на батюшек, бегающих без портков! Клоуны, да и только!

  • Коломна

    «Окно Овертона» нараспашку…
    Если бы не помнить, что вратам адовым не одолеть Церкви, что последнее слово за Господом Богом, в этом беснующемся мiре даже просто дышать стало бы невозможно…

  • Москва

    Ни один ролик не смогла посмотреть полностью…неужели батюшки не понимают, что это кощунство?
    В этом году родились для вечности очень много настоящих священников. Они подарили нам свой свет, согрели, и окрылили наши души. А чему могут научить и чем могут утешить страждущих и заблудших эти двое? Или их аудитория не нуждается в духовной пище и поддержке? Сомневаюсь. Надеюсь, что Господь не оставит нас без наставников. Я тоже знала новопреставленного отца Илиодора. Его внимания и любви хватало на всех. Как о нем говорили: «он был всем для всех». А кем эти батюшки явятся для людей? И какие плоды принесут? Да уж, дышать становится все труднее….

  • Череповец

    Ольга Сергеевна, согласна с Вами! Священникам следует строго подходить к своему поведению. Мне бывает очень трудно говорить со своим мужем, когда он видит подобное. Такое поведение подрывает доверие к церкви.

Уважаемые читатели, прежде чем оставить отзыв под любым материалом на сайте «Ветрово», обратите внимание на эпиграф на главной странице. Не нужно вопреки словам евангелиста Иоанна склонять других читателей к дружбе с мiром, которая есть вражда на Бога. Мы боремся с грехом и без­нрав­ствен­ностью, с тем, что ведёт к погибели души. Если для кого-то безобразие и безнравственность стали нормой, то он ошибся дверью.

Календарь на 2023 год

«Стихотворения иеромонаха Романа. Живопись Александра Шадурина»

Благословенный час

Новый поэтический сборник иеромонаха Романа

Не сообразуйтеся веку сему

Новая книга прозы иеромонаха Романа

Где найти новые книги отца Романа

Список магазинов и церковных лавок