col sm md lg xl (...)
Не любите мира, ни яже в мире...
(1 Ин. 2:15)
Ветрово

Андрей Сидорчик. Последний царевич. Сын Николая II заплатил за чужие грехи

Публикуется в сокращении

Казнь Ворёнка

Морозным днём 16 декабря 1614 года в Москве, у Серпуховских ворот, состоялась казнь государственного преступника. Уходящая в историю Смута завершалась расправами над её самыми активными участниками, не желавшими признать восстановления законности в России.

Но данная казнь к торжеству закона имела мало отношения. Приговорённому к смерти не было и четырёх лет. Тем не менее палач накинул на его маленькую голову петлю и повесил несчастного.

Однако петля и виселица были рассчитаны на взрослого человека, а не на тщедушное детское тельце. В результате несчастный ребёнок умирал более трёх часов, задыхаясь, плача и зовя маму. Возможно, в итоге мальчик умер даже не от удушения, а от холода.

За годы Смутного времени Россия привыкла к зверствам, однако казнь, учинённая 16 декабря, была из ряда вон выходящей.

Казнённым был Иван Ворёнок, приговорённый к смерти «за свои злые дела».

На самом деле трёхлетний мальчик, расправа над которым завершала Смутное время, был сыном Лжедмитрия II и Марины Мнишек. В глазах сторонников его родителей мальчик был царевичем Иваном Дмитриевичем, законным наследником русского престола.

Разумеется, фактически никаких прав у мальчика на власть не было. Однако сторонники нового царя Михаила Фёдоровича Романова полагали, что маленький «царевич» может стать «знаменем» для противников новой династии.

«Нельзя оставлять им знамени», — решили сторонники Романовых и отправили трёхлетнего ребёнка на виселицу.

Разве кто-то из них тогда мог подумать, что три века спустя правление Романовых закончится тем же, с чего оно началось?

Наследник

Монархи из дома Романовых, наученные горьким опытом, как огня боялись династических кризисов. Избежать их можно было только в том случае, если у правящего монарха был наследник, а лучше два или три, во избежание случайностей.

Николай Александрович Романов, он же Николай II, взошёл на престол в 1894 году, 26 лет от роду. На тот момент новый монарх был даже не женат, хотя бракосочетание с Викторией Алисой Еленой Луизой Беатрисой Гессен-Дармштадтской, в будущем известной как императрица Александра Фёдоровна, было уже назначено.

Свадебные торжества и «медовый месяц» новобрачных прошли в атмосфере панихид и скорби по отцу Николая II, императору Александру III.

Но когда скорбь немного поутихла, представители правящих кругов России стали внимательно наблюдать за императрицей. Стране требовался наследник престола, и чем скорее, тем лучше. Александра Фёдоровна вряд ли была рада подобному вниманию к своей персоне, но ничего не попишешь — таковы издержки жизни монарших семей.

Жена Николая II произвела на свет дочерей — Ольгу, Татьяну, Марию, Анастасию… И с каждой новой девочкой настроения при русском дворе становились всё более пессимистичными.

И всё-таки на десятом году правления Николая II, 30 июля (12 августа по новому стилю) 1904 года, Александра Фёдоровна подарила мужу наследника.

То, что Алексея ждёт трудная судьба, стало ясно уже во младенчестве. Ему не было и двух месяцев, когда у него внезапно открылось кровотечение из пупка, которое с трудом остановили.

Врачи поставили страшный диагноз — гемофилия. Из-за нарушения свёртываемости крови для Алексея опасными были любая царапина, любой удар. Внутренние кровотечения, образовывавшиеся из-за пустяковых ушибов, причиняли мальчику страшные страдания и грозили смертью.

Гемофилия — болезнь наследственная, болеют ей только мужчины, получающие её от своих матерей.

Для Александры Фёдоровны болезнь сына стала личной трагедией. Кроме того, отношение к ней в России, и без того достаточно холодное, стало ещё хуже. «Немка, попортившая русскую кровь», — вот народное заключение о причинах болезни царевича.

Царевич любил «солдатские деликатесы»

Если не считать тяжёлую болезнь, царевич Алексей был обычным мальчишкой. Красивый внешне, добрый, обожавший родителей и сестёр, жизнерадостный, он вызывал симпатию у всех. Даже у охранников «дома Ипатьева», где ему предстояло провести свои последние дни…

Но не будем забегать вперёд. Учился царевич хорошо, хотя и не без лени, которая особенно проявлялась в отлынивании от чтения. Мальчику очень нравилось всё, что было связано с армией.

Он предпочитал проводить время с солдатами, нежели с придворными, и порой набирался таких выражений, что мать приходила в ужас. Впрочем, своими «словесными открытиями» мальчик предпочитал делиться по большей части со своим дневником.

Алексей обожал простую «солдатскую» еду — кашу, щи, чёрный хлеб, которую ему приносили с кухни полка дворцовой охраны.

Словом, обычный ребёнок, лишённый спеси, самовлюблённости и патологической жестокости.

Но болезнь всё серьёзнее вторгалась в жизнь Алексея. Любая травма превращала его практически в инвалида на несколько недель, когда он не мог даже самостоятельно передвигаться.

Отречение

Однажды, в возрасте 8 лет, подвижный царевич неудачно прыгнул в лодку и сильно ушиб бедро в области паха. Последствия оказались настолько тяжёлыми, что жизнь Алексея оказалась под угрозой.

Страдания сына переворачивали душу и царю, и Александре Фёдоровне. Неудивительно, что сибирский мужик Григорий Распутин, умевший облегчать страдания Алексея, вскоре стал одной из самых влиятельных персон в России. Но именно эта влиятельность Распутина окончательно подорвёт авторитет Николая II в стране.

Понятно, что дальнейшая судьба сына беспокоила отца. Хотя возраст Алексея позволял отложить принятие окончательного решения «на потом», Николай II консультировался с врачами, задавая им главный вопрос: сможет ли наследник в дальнейшем полноценно исполнять обязанности монарха?

Медики разводили руками: больные гемофилией могут прожить долгую и полноценную жизнь, однако любая случайность грозит им самыми серьёзными последствиями.

Судьба решила за императора. Во время Февральской революции Николай II отрёкся от престола и за себя, и за сына. Он посчитал, что Алексей слишком юн и болен для того, чтобы взойти на трон страны, вступившей в эпоху великих потрясений.

Чужие среди своих

Из всей семьи Николая II Алексей, пожалуй, легче других переносил всё то, что выпало на долю семьи Романовых после октября 1917 года. В силу возраста и характера он не чувствовал угрозы, нависшей над ними.

Семья последнего императора оказалась чужой для всех в своей стране. Сторонники монархии в России в 1918 году превратились в настоящий реликт эпохи — даже в рядах Белого движения они являли собой меньшинство. Но и среди этого меньшинства Николай II и его супруга не имели сторонников. Пожалуй, в чём сходились и красные, и белые, так это в ненависти к свергнутой императорской чете. Их, и небезосновательно, считали виновниками бедствий, постигших страну.

Алексей и его сёстры перед Россией ни в чём виноваты не были, но они стали заложниками своего происхождения.

Судьба семьи Романовых во многом была предрешена тогда, когда Англия отказалась приютить их у себя. В стране, охваченной гражданской войной, когда обеими сторонами конфликта овладевает всё нарастающая ненависть, принадлежность к императорской семье становится приговором. В этом смысле Россия лишь следовала в русле общемировых тенденций, заложенных английской и французской революциями.

«Нельзя оставлять им знамени»

В начале 1918 года в Тобольске болезнь царевича Алексея вновь напомнила о себе. Не обращая внимания на подавленное состояние старших, он продолжал устраивать весёлые забавы. Одной из них было катание по ступенькам лестницы дома, где разместили Романовых, в деревянной лодке с полозьями. Во время одного из заездов Алексей получил новый ушиб, что привело к очередному обострению недуга.

До своего 14-летия Алёша Романов не дожил меньше месяца. Когда члены Уралсовета решали судьбу семьи Николая II, все прекрасно понимали, что измученный болезнью мальчик, как и его сёстры, не имеет никакого отношения к исторической драме, накрывшей Россию.

Но… «Нельзя оставлять им знамени…»

В ночь с 16 на 17 июля 1918 года в подвале Ипатьевского дома царевич Алексей был расстрелян вместе со своими родителями и сёстрами.

Круг замкнулся.

Андрей Сидорчик
«Аргументы и Факты»

Заметки на полях

  • Петр, Божьим усмотрением старчик-священник в уединении страждущий в болезни:

    Знаем, что революции сами по себе — это всегда срамное дело, отступление от правосудия и исторической законности, катастрофа, гибель людей, гражданская междоусобица, ухудшение жизни… революции производятся реакционными силами в которых нет никакого понятия о евангельско-библейских ценностях.

  • Тюменская область

    «Не стреляйте в Царевича! Кровь не вернётся — у наследника гемофилия. И до сих пор кровоточит Россия, всё никак в себя не вернётся», как сильно врезается в память этот чей-то стих… И вновь распинают царевича и царя, и всю их несчастную династии, в которой был не только святой Алексий-Царевич, но и Иоанн Антонович, и всё же почему-то именно Алеше навешивают долг быть искупителем чьих-то древних грехов, будто не один у нас и наших предков Искупитель… Больно видеть, что вновь и вновь здесь, на сайте патриотов, какое-то холодное осуждение святых из рода Романовых, чем же это всё завершится, страшно и думать. Суд Божий вершится, куда же нас бить ещё, несмысленных и дерзких?

  • Нижний Новгород

    Екатерина, Вы, наверное, что-то не так поняли. Кто же здесь осуждает святых из династии Романовых? Осуждается убийство ребёнка, совершенное в начале правления династии, из которой к лику святых (кроме последнего царя и его семьи) никто больше не причислен. Автор считает, что трагический конец династии Романовых был предрешен, так как в основании её царствования была кровь невинного младенца.

  • Нижний Новгород

    Возможно, Ваши слова об осуждении святых не связаны конкретно с этой статей, Екатерина. Тогда, значит, я Вас неправильно поняла. Простите. Лично я не осуждаю святых, но некоторых канонизаций не понимаю.

  • Тюменская область

    Людмила Николаевна, спасибо, что отреагировали. Вы правильно написали: моя реплика связана не только с этой статьёй, хотя и с ней тоже — в ней написано, что «небезосновательно считают царскую чету виновниками бедствий страны». Это не удивительно, сейчас вновь модно попинывать последних царей в угоду культу сильных вождей,чему и служит доказательством эта статья из общероссийских АиФ. Мне удивительно, что мы, православные, так же, как и светские публицисты, либо с укором, либо с насмешкой относимся к прославленным святым. Они прославлены полнотой церковной. Об их чудесах много свидетельств представил в своё время (может, и сейчас собирает) священник, чьи статьи здесь тоже публикуют. Но когда о царской чете (детям, так уж и быть, спускают) тут предъявляют то одно, то другое (пока что царь, не отреченец и тп), то почти никто из православных ничесоже вопреки глаголет. Вот такой диссонанс. Я его не понимаю вообще! Ну либо пишите обращения по церковной линии с требованием деканонизации тех, чьей канонизации вы не понимаете, приводите свои доводы, трубите в трубы, либо, пожалуйста, не смущайте других, обычных православных, которые приняли всей душой эту непонятную канонизацию, любят и почитают святую царскую семью, Иосифа Волоцкого, Филарета Московского, Луку Крымского и прочих обсуждаемых святых. Я верю всё — таки, что Дух Святый пребывает в Церкви, и если кого Господь допустил прославить, значит, так тому и быть. А посему не надо потом снисходительно и пренкбредительно говорить об этих святых.

  • Тюменская область

    Если бы мне разрешено было выбрать, с кем встретиться и иметь общении в мире том, с великим вождём Джугашвили и его соратниками, «много сделавшими для величия державы», или со слабым «царём — отреченцем» и его семьёй, я бы выбрала понятно кого. Один суд человечь, иной же — Господень, но и мы немного можем рассудить, что есть добро, что нет.

  • Нижний Новгород

    Екатерина, а, может быть, настоящая любовь как раз и заключается в том, чтобы любить человека таким, каков он есть — без прикрас? И любить ведь можно не только канонизированных святых. Если представить себе такую фантастическую ситуацию, как деканонизация царской четы, то те, кто любил ее не по чьему-то велению, а от души вряд ли откажутся от своей любви. Но верующим людям хочется ещё и Церкви доверять. Поэтому, чтобы не смущать их, давая повод думать, что Церковь может ошибаться, деканонизация существует лишь как понятие. А В.М. Острецов, например, решил проблему канонизации критикуемой им царской четы просто — не моего ума, мол, это дело, раз Церковь так решила, значит, так надо. К сожалению, не все так могут.

  • Тюменская область

    Людмила Николаевна, конечно, любовь и есть то, что всё покрывает, безо всяких прикрас. Конечно, мы не отречемся ни от царской семьи, ни от других любимых святых, даже если их расканонизируют. Уж если после писаний Острецова не отреклись… Дело не в этом, а в том, что, во-первых, ни о ком из святых, даже новейшего времени, в православных кругах не пишут так уничижительно, как о царской семье, не обличают их человеческие немощи или невыполнение профессиональных обязанностей. Как бы Вы отнеслись, Людмила Николаевна, если бы о святой Ксении написали, что она «находится в мозговом бреду», это разве любовь без прикрас? А о святой православной Александре прихожанин православного храма пишет (да не на заборе) именно так, и это почти никого не удивляет. Я не понимаю этого. И второе. У меня, как обычной крещеной женщины, уже мысли наперекосяк от того, насколько много вопиющих разногласий внутри церковной ограды. Одни за посты, исповедь перед причастием, церковнославянский язык — вторые против. Одни за экуменизм — другие против. Одни за царя, другие за староверов. И те, и другие учат из каждого утюга, и все — авторитеты. Кого слушать, кому верить? Кругом шатания, недоумение и разброд.

  • Санкт-Петербург

    «Кругом шатания, недоумение и разброд» Согласен с Вами Екатерина, но ведь так всегда и было, с момента падения человека…

    Людская память – вешняя вода,
    Она умрет, как город осаждённый.
    Блажен, кто никого не осуждал,
    Но преблажен за Правду осуждённый.

    Безумию под солнцем нет конца,
    И мiр на Бога возвеличил слово.
    Восстала тварь на своего Творца,
    И это тоже на земле не ново.

    Нечестию живущих нет границ,
    И люди жить и умирать устали.
    О семя любодеев и блудниц,
    Когда б вы знали, на Кого восстали!
    https://vetrovo.ru/songs/zemlya/

    Прошло пятнадцать лет со дня явления ему Господа. И вот однажды, в одно из таких мучительных борений с бесами, когда, несмотря на все старания, чисто молиться не удавалось, Силуан встает с табурета, чтобы сделать поклоны, но видит перед собой огромную фигуру беса, стоящего впереди икон и ожидающего поклона себе; келья полна бесов. Отец Силуан снова садится на табурет и, наклонив голову, с болезнью сердца говорит молитву: «Господи, ты видишь, что я хочу молиться тебе чистым умом, но бесы не дают мне. Научи меня, что должен делать я, чтобы они не мешали мне?» И был ответ ему в душе: «Гордые всегда так страдают от бесов.» «Господи, – говорит Силуан, – научи меня, что должен я делать, чтобы смирилась моя душа.» И снова в сердце ответ от Бога: «Держи ум твой во аде и не отчаивайся.»

    Отныне душе его открылось не отвлеченно-интеллектуально, а бытийно, что корень всех грехов, семя смерти есть гордость; что Бог – есть Смирение, и потому желающий стяжать Бога должен стяжать смирение. Он познал, что то несказанно сладкое великое смирение Христово, которое ему было дано пережить во время Явления, есть неотъемлемое свойство Божественной любви, Божественного бытия. Отныне он воистину познал, что весь подвиг должен быть направлен на стяжание смирения. Ему дано было познать великую тайну Бытия, бытийно познать.

    Он духом проник в тайну борьбы преподобного Серафима Саровского, который после явления ему Господа в храме, во время Литургии, переживая потерю благодати и богооставленность, тысячу дней и тысячу ночей стоял в пустыне на камне, взывая: «Боже, милостив буди мне, грешному.»

    Ему открылся подлинный смысл и сила ответа преподобного Пимена Великого своим ученикам: «Поверьте, чада! Где сатана, там и я буду.» Он понял, что преподобный Антоний Великий был послан Богом к Александрийскому сапожнику учиться тому же деланию: от сапожника он научился помышлять: «Все спасутся, один я погибну.»
    https://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mileant/zhitie-startsa-siluana/

  • Нижний Новгород

    Екатерина, мне кажется, что ни у каких других святых не было таких ответственных «профессиональных обязанностей» (за всё государство), как у царственных особ. Поэтому о них и не пишут в таком тоне. А политика самодержца влияет на жизнь каждого человека и избежать разговоров на эту тему невозможно. Если Вас смущают только словесные обороты Острецова, которые он употребляет в отношении царя и царицы, то это одно дело. Здесь можно с Вами согласиться. Но другое дело — факты истории и документы, на которых он основывает свои «писания», их не сбросишь со счетов. Если то, о чем пишет Острецов, правда, то есть действительно имело место, почему об этом нужно молчать? Только потому, что Церковь сделала их святыми?
    Насчёт разброда и шатания я согласна с Андреем: они были всегда, о чем свидетельствуют расколы. А слушать, наверное, лучше того, кому доверяешь, не всех подряд и читать святых отцов. Кстати, мне показалось, что у Вас как раз-таки твердая позиция по многим вопросам и Вас не так то просто смутить.

  • Тюменская область

    Спасибо, Людмила Николаевна, но увы, позиция формируется годами и десятилетиями, за это время мы успеваем кого-то и ввести в заблуждение, и мб даже соблазнить. Это я о себе. Теперь многое, что касается веры, держу при себе, видя, что нет согласия по этим вопросам и у единоверцев. Боюсь соблазнить детей и ближних. Поэтому и обращаюсь к тем, у кого больший жизненный опыт, например, сюда)) По поводу противоречий: вот, есть у нас дома книга «Царь» о. Александра Шаргунова и есть «Масонство, культура и тд» В. Острецова. Я в нашей библиотечке не держу тех книг, которые могут повредить душе моих детей. И так им и сказала: «Если умру, постарайтесь не избавляться от этих книг и прочесть их когда-то, я оставляю вам только не лукавые, хорошие книги». Среди них, кстати, около десятка — монографии, исследования о царской семье, которые явно свидетельствуют о них как о святых людях. И, как уже выше сказано, Острецов со своими острыми выпадами, кои немало ранят любящих царскую семью души. При этом остальное содержимое книги не вызывает никаких противоречий, да там и нет таких эмоционально-окрашенных выражений, как в главе о царе Николае. В целом книга классная, читай не перечитай. Что с этим делать, как объяснить детям наличие двух правд, я не знаю. Доверять автору с оглядкой могу посоветовать, но знаю по себе, что это не проходит. Каждый начинает выбирать свою правду. По своему характеру, по склонности души. И не будет единомыслия, и вновь рождается разброд. Правильно, в мире ему быть суждено, но в Церкви-то должна быть какая-то одна позиция? Пока я вижу её в том, что царь и царица признаны святыми, поэтому осуждать и вольно говорить о них — нехорошо. Но — говорится же! При этом авторитетными и известными в церкви людьми. Вот это и есть соблазн.

  • Тюменская область

    А вот пример другого рода разброда. К нам намедни приезжал патриарх, и на освящении храма выступал: «еще раз хочу сказать: то, что сегодня происходит в России, — это уникальное явление. На Западе храмы закрываются, в лучшем случае отдаются мусульманам, а в худшем в них устраиваются рестораны, кафе, танцплощадки и так далее. И это в тех странах, которые свысока смотрят на нас, пытаются нас учить!» Слышите? Православный патриарх говорит, что» в лучшем случае храмы отдаются мусульманам». Он последователен в отношении мусульман, около десяти лет назад также приезжал и выступал на тему, что у нас с мусульманами один Бог (в нашей области много татар и казахов, вероятно, поэтому такие проповеди для этой местности и готовит). А вот что пишет святой преподобный Максим Грек про агарянское заблуждение: https://k-istine.ru/library/maksim_greek-01.htm. Да по самому названию понятно, как должно к этому относиться. И как относятся сейчас (судя по цитате выше). Противоречие? Нет, правда одна. Кто твёрдо стоит в вере, а кто льстит, ясно вполне.

  • Нижний Новгород

    Екатерина, благодаря статье по Вашей ссылке, в самом начале которой говорится, что будущий преподобный терпел гонения со стороны Русской Церкви, решила почитать его житие. Из него, в частности, узнала, что будущий святой, находясь в Волоколамской темнице, «терпел от братьев по вере оскорбления, побои, морение смрадом и дымом. Мучения узника были настолько жестокими, что, как сообщается в летописи, доводили его до состояния омертвения.» На эти мучения преподобного обрекли не враги Православия, но светские и церковные власти. За что? За правду и обличения. А Вы говорите, что нынче всё не так, как надо.

  • Нижний Новгород

    Екатерина, года два назад в одном из обсуждений, касающихся, кстати, тоже канонизации, редактор назвала меня идеалисткой. Кажется, теперь наш сайт пополнился ещё одной идеалисткой )).

  • Тюменская область

    Людмила Николаевна, я так рада, что Вы прошли по ссылке и прочитали про святого преподобного Максима Грека. Я его очень люблю и хочу, чтобы все полюбили. А ещё можно почитать его писания, пока они ещё есть в интернете и их не включили в список экстрем-ких. Там живая и горячая чистота древней нашей веры.

  • Петр, Божьим усмотрением старчик-священник в уединении страждущий в болезни:

    «Только горсточка этот ворог,
    Как пыльцу бы его смело:
    Верноподданными — сто сорок
    Миллионов себя звало» (творч,: Арсений Несмелов). «Долгие десятилетия память великого патриота, поэта и офицера всячески замалчивалась (да и теперь о нем крайне мало публикаций). Царствие небесное и вечная память царскому офицеру, русскому поэту и верному сыну России Арсению Ивановичу Несмелову-Митропольскому. Его память жива в нас и наших сердцах, а это значит, что жив и он».

Уважаемые читатели, прежде чем оставить отзыв под любым материалом на сайте «Ветрово», обратите внимание на эпиграф на главной странице. Не нужно вопреки словам евангелиста Иоанна склонять других читателей к дружбе с мiром, которая есть вражда на Бога. Мы боремся с грехом и без­нрав­ствен­ностью, с тем, что ведёт к погибели души. Если для кого-то безобразие и безнравственность стали нормой, то он ошибся дверью.

Календарь на 2024 год

«Стихотворения иеромонаха Романа»

Сретенские строки

Новый поэтический сборник иеромонаха Романа

Не сообразуйтеся веку сему

Книга прозы иеромонаха Романа

Где найти новые книги отца Романа

Список магазинов и церковных лавок