col sm md lg xl (...)
Не любите мира, ни яже в мире...
(1 Ин. 2:15)
Ветрово

Иеромонах Виталий. Почему Православная Церковь не празднует Новый год?

Новый год, в сущности, есть совершенно произвольно выбранный день, который не только прежде, но и теперь празднуется у разных народов в разное время.

Православный христианин чувствует сердцем своим христианским, что Новый год не может быть раньше Рождества Христова, потому что Новый год – это обновление времени. Оказывается, были времена, когда христианские народы праздновали Новый год на Рождество и на Пасху. На Рождество праздновали Новый год в средневековой Европе. Отмечали этот праздник 25 декабря – об этом свидетельствует грамота немецких государей второй половины ХVI века. Англичане же до 1752 года считали днем Нового года 25 марта – день Благовещения.

Во Франции вплоть до наступления эпохи рационализма, а точнее до 1594 года, праздновали Новый год в день святой Пасхи.

Восточные христиане, особенно христиане византийской империи, праздновали Новый год 1 сентября по юлианскому календарю. Этот праздник сохраняется в Русской Православной Церкви – 1 сентября по старому стилю, 14 сентября по новому стилю. С этой даты начинается богослужебный круг. День 1 сентября считался в России днем Нового года до времени Петра Великого, который установил празднование Нового года 1 января. Но в любом случае по юлианскому календарю празднование Нового года приходится после Рождества Христова, даже если он празднуется 1 января. Потому что 25 декабря по юлианскому календарю – это нынешнее 7 января по григорианскому календарю, а соответственно 1 января – это 14 января по григорианскому стилю.

В России в 1918 году был принят григорианский календарь, а Церковь продолжает жить по старому стилю, то есть по юлианскому календарю. Новый год оказался праздником, противостоящим Празднику Рождества Христова. Это очень серьезное духовное противопоставление и противостояние. Новый год празднуется во время Рождественского поста, когда всякие празднества и тем более пиршества воспрещаются.

Празднуя Новый год, ожидая изменений от нового года, от самой календарной даты, мы тем самым впадаем как бы в магическое, совсем не христианское мышление, потому что и счастье, и обновление мира, и радости можно ждать только от Спасителя, который пришел избавить нас от греха, проклятия и смерти.

Празднование Нового года как отдельной даты, которая вроде бы может принести нам счастье обновления, есть возвращение к временам календарной магии, когда одни дни года считались «счастливыми», а другие – «несчастливыми». Это, по сути, возвращение сознания человечества к примитивным религиозным формам верования, к первобытному магическому мышлению. Это отход от высоты христианства, тем более, от высоты Православия и возвращение к самым примитивным представлениям о духовном мире.

В том, что Новый год подспудно духовно противостоит Рождеству, можно убедиться хотя бы по названию новогоднего праздника в Муниципальном культурном центре города Рязани «Верхом на метле в новогоднюю сказку». Человечество движется по кругу, и всё ожидает какого-то счастья от наступающего года. Ожидания напрасны. Счастье может принести принести только Спаситель. Он для того и пришел на землю, чтобы даровать человеку высшее счастье – быть вместе с Богом. Только с Господом может наступить обновление и воскресение.

Ждать счастья от номеров, чисел, годов, кроликов, крыс, змей, собак – это значит оставаться в грехе, быть обреченным на смерть, и физическую, и духовную. Надо стараться забыть о праздновании Нового года и праздновать лишь Рождество Христово.

Иеромонах Виталий
По материалам сети Интернет

Заметки на полях

Уважаемые читатели, прежде чем оставить отзыв под любым материалом на сайте «Ветрово», обратите внимание на эпиграф на главной странице. Не нужно вопреки словам евангелиста Иоанна склонять других читателей к дружбе с мiром, которая есть вражда на Бога. Мы боремся с грехом и без­нрав­ствен­ностью, с тем, что ведёт к погибели души. Если для кого-то безобразие и безнравственность стали нормой, то он ошибся дверью.

Благословенный час

Новый поэтический сборник иеромонаха Романа

Не сообразуйтеся веку сему

Новая книга прозы иеромонаха Романа

Где найти новые книги отца Романа

Список магазинов и церковных лавок