Отрывок из беседы с историком, профессором Московского педагогического государственного университета
…Как исследователь я, конечно, атеист. В том смысле, что я ищу материалистические объяснения, пытаюсь до последнего идти от естественных научных факторов и объяснений исторического процесса. Менее всего обращаюсь к гипотезе Бога. Но, безусловно, как человек крещёный… я не могу сказать, что я воцерковлённый человек, но как историк с уважением отношусь к этому важнейшему институту российской истории и культуры. Безусловно, там тоже всё не так просто и очень много противоречий, но в целом я понимаю, когда отец иеромонах Роман… у него много замечательных вещей. Вот «Радость моя» — в своё время песня, стихи меня потрясли. Там есть такие строчки:
Радость моя, что кручинишься попусту?
Белым Церквам нынче тысяча лет.
И
Белые Церкви — твердыни Вселенныя,
Не устоите — обрушится мiр.
(Верно: Не устоите — развалится мiр. – Примеч. ред.)
Это очень глубокие строчки!
И рухнет мiр, если вы рухнете — я понимаю, это в каком-то смысле квинтэссенция нашей истории. Человечество погибнет, если восторжествует другая идея — идея социального неравенства людей, когда право имеют над «тварями дрожащими». Этому Православие в том числе противостоит. И, кстати, обратите внимание, что он ведь обращается к белым Церквам. Белые Церкви — это, конечно, отсылка к раннему русскому Православию, домонгольскому. К белым Храмам домонгольской Руси.
Полная версия беседы: https://www.youtube.com/watch?v=8CDOeou_mZE
Радио АВРОРА
11 июля 2022
Да, согласна. Белые Церкви, старообрядческий уклад более спасательный, оно и видно, что гонимый. Благо теперь наша Церковь осознала это и все клятвы были с них сняты, мы пошли на примирение, правда оставив власть за собой…так в нашей Церкви есть теперь единоверческие приходы, официальные, со старообрядческим укладом.
Анна. Псков. Если можно, подробнее напишите — в каких городах есть единоверческие церкви со старообрядческим укладом?
Анна, зачем Вы вводите людей в заблуждение? Как может быть более спасительным уклад? Креститься двумя перстами спасительнее, чем тремя, что ли?
Церковь спасительной делают только Таинства и Благодать Божия, подаваемая в Таинствах.
«Благо теперь наша Церковь осознала это и все клятвы были с них сняты, мы пошли на примирение, правда оставив власть за собой»…
Церковь осознала что? Что раскольниики были правы, учинив раскол?
Снятие «клятв», не привело к восстановлению евхаристического общения старообрядцев с Поместными Православными Церквами, стало быть старообрядцы находятся вне Вселенского Православия.
А единоверческие общины, к слову, вернулись из раскола в лоно канононичной Православной Церкви еще в 1800 году.
https://pravoslavie-ru.turbopages.org/pravoslavie.ru/s/104548.html Например можно почитать здесь. Единоверчество это компромисс, некий пластырь на нашей ране под названием раскол, насколько он скрепляет, дело времени. Не могу сказать. У нас в Пскове митрополит Тихон освятил один приход. https://pravoslavie-ru.turbopages.org/pravoslavie.ru/s/104548.html Есть по России и другие, только возрождаются. Татьяна Брянск, простите, но вы отвечаете чувствами, видно, что эту тему глубоко не изучили.
https://pravoslavie.ru/134507.html
Анна, Вы пишете «старообрядческий уклад более спасительный».
Поясните, в чем Вы видите большую спасительность старообрядческого уклада?
Татьяна (13.07.2022 в 22:52). Брянск. … «Церковь спасительной делают только Таинства и Благодать Божия, подаваемая в Таинствах». … Неправы! Церковь Христова жива и живёт разумной благоговейной верностью сердец человеческих во временной жизни земного пребывания!
«Не рассуждайте (от себя), кто плохой-хороший,
Смотрите, кто плутает (в неразумие), а кто нет» (творч. зарисовка о. Романа (Матюшина) (Проводники: 25 июня 2022). Нет слов!
Татьяна, думаю, как монашество по слову Господа, есть более совершенный путь, а значит более благодатный, так и старообрядчество, видится мне более благодатным, чем православие, к которому я принадлежу по своей немощи.
Уважаемый отец Петр! Благоговейная верность сердец может же быть, к примеру, и у католиков. Но разве католичество спасительно? И разве может спасать верность сердец человеческих, если из Писания мы знаем «Всяк человек ложь»?
«Но зеркало разбилось на осколки и наша цель, все заново собрать», так собирать или спасаться на осколках? К Единому мне кажется нужно приходить, а насколько в Духе будем приходить, настолько и внешнее будет меняться. Оно тоже необходимо.
Не соглашусь с Вами, Анна!
Неужели по немощи принадлежащими к Православию, следует считать всех святых русской земли после 1667 года. Да и саму нашу Русскую Православную Церковь, давшую миру стольких святых и новомучеников — считать существующей лишь по немощи?
Приверженность неисправленным книгам и старым обычаям увела в раскол и сделала ушедших противниками Церкви. О какой большей благодати тут можно говорить? Отпадение от Церкви даже от избытка благочестия привело не к тихому житию, а посеяло в сердцах тревогу, душевную муку и отчаяние, которое толкало в бега, в леса, в скиты иногда со страшным исходом «деревян гроб сосновый, гарь и сруб».
А Церковь Христова как была так осталась до наших дней Спасительной и Благодатной,
приняв в свое лоно и приверженцев старых обрядов снизойдя к их немощи.
«Благодатию вы спасены чрез веру, и cиe не от вас, Божий дар: не от дел,чтобы никто не хвалился“ (Ефес. 2: 8–9).
Не все старообрядцы такие, как вы говорите, ровно не все православные православные на делах веры. Чём хуже для нас занять последнее место, назвавшись немощными? Раскол-есть недостаток и там и там, но соединяются в ссорах тогда, когда осознают, что оба не правы и ищут компромисс. А так думаю, у кого остаётся земная власть, тот и немощнее, другая же сторона остаётся с властью Божьей, как Государство и Церковь,а потом все идёт к тому, ни там ни там, а в Духе Истины. Вот мы с вами говорим, где Духа истины больше? Каждый Его ищет согласно тому, как возлюбил, но думаю он остаётся с малым стадом более, хотя Дух дышит, где хочет, это нужно не забывать,но хочет нам пути прямого и благого.Мне кажется св. Игнатий Брянчанинов хорошо понимал положение нашей Церкви, потому и собирал для неё опыты древних подвижников.
Мне кажется, что Вы путаете или подменяете понятия.
«Чем хуже для нас занять последнее место, назвавшись немощными?»
Немощным тоже можно себя называть по гордыне. Но даже и признавая свою личную человеческую немощь можно ли перекладывать ее на Церковь Христову? Разве Церковь немощна оттого, что мы немощны? При чем тут земная власть, если Глава Церкви — Христос, а Церковь земная едина с Церковью Торжествующей Небесной?
Никакие личные человеческие немощи не умаляют Благодати Божией даруемой в Таинствах.
А старообрядцы (не единоверцы), даже несмотря на снятые клятвы, не признают Благодатности Таинств нашей Церкви и называют ее еретической, чем возводят хулу на Святого Духа.
Тот же Игнатий Брянчанинов в письме «О ереси и расколе» писал: » Когда христианин обратит все внимание свое на наружные обряды, то непременно он оставляет без внимания существенную часть христианства: очищение внутренних сосудов, следовательно, лишается всего духовного преуспеяния и истекающего из этого преуспеяния истинного познания Христа, то есть делается чужд истинного христианства».
Если бы старообрядцы возводили хулу, мы бы не шли к ним на примирение, прося у них прощение, другое дело, считают ли они наше покаяние полноценным и безопасным для Церкви… Возможно время ещё не пришло. Наши Таинства святые, а у них святее, это моё мнение, не в коем случае не отвечаю от лица Церкви. А у нас с вами разногласие, которое по апостолу допустимо, дабы явились искусные.
Обряд для старообрядцев, лишь средство к внутреннему, исходящее из внутреннего, а не от внешнего. Обрядцами назвали мы их, они называют себя староверами.
Анна, желание примирения со стороны Русской Православной Церкви (в данном случае прощения просят не за реформу патриарха Никона, а за то, что излишне жестко обходились с теми, кто стоял за старый канон) и снятие клятв, это попытка уврачевания раскола, не окончившаяся, увы, успехом.
Старообрядцы считают лишь себя истинно верующими, а нас еретиками. При этом они находятся вне Вселенского Православия и не имеют Евхаристического общения ни с одной Поместной Православной Церковью.
Эта тема — не разногласия, о которых говорит Апостол. Тут уже речь о Церковных догматах.
В духовных вещах нельзя руководствоваться своим мнением, основанном на собственных представлениях, потому что легко впасть в прелесть и невольно начать еретически мыслить.
Не бывает Таинств Святых и святее. Церковь обладает полнотой Благодати. Одна капля святой воды освящает море. Когда мы идем к Причастию, то мы исповедуем, что в Чаше истинное Тело и истинная Кровь Христовы. Не важно в каком Православном Храме и у какого священника мы Причащаемся. Патриарх ли выносит Чашу, митрополит ли, духоносный старец или неделю назад рукоположенный батюшка, в России ли, в Сербии, в Грузии, в Греции — в Чаше одни и те же Тело и Кровь Христовы.
И повторюсь, старообрядцы
до сих пор находятся в расколе, вне Вселенского Православия, поэтому говорить о благодатности Таинств у них следует поостеречься, тем более о какой-то сверхблагодатности.
P.S. Анна, не рассуждайте о таких вещах от себя. Спросите у священника.
Татьяна (14.07.2022 в 10:36). Брянск. … «Благоговейная верность сердец может же быть, к примеру, и у католиков». Неправа! Зачем такое неверное рассуждение? У них (отпадших католиков — нет верности с 1054 года). … католичество спасительно?» Нет, не спасительно без верности на деле.
Татьяна (14.07.2022 в 11:21). Брянск. … «Отпадение от Церкви даже от избытка благочестия привело не…». Правильно скажем: не от избытка благочестия, а от ревности не по разуму! Из-за этого старообрядцы во многом неправы.
Татьяна (14.07.2022 в 22:41). Брянск. «… не рассуждайте о таких вещах от себя. Спросите у священника». А отчего сама к себе не поставляешь это предложение? … И разве может спасать верность сердец человеческих, если из Писания мы знаем «Всяк человек ложь»? И необходимо правильно разуметь Священное Писание: «Всяк человек ложь» — это место относится к такому человеку, который не достиг верности в чистоте сердца и на деле. … «Благодатию вы спасены чрез веру (правильную — христианскую, православную), и cиe не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился“ (Ефес. 2: 8–9).
Откуда такая любовь к старообрядчеству??? Потому что «типо» оно «русское’ или более строгое в обрядах? Согласна с Татьяной из Брянска!
Нет ни «старой» ни ‘новой» веры, есть только православная вера!
Татьяна, спасибо за грамотные и подробные комментарии!!!
«Умная голова, разбирай Божьи дела. Бог долго ждет, да больно бьет» (блаженный Иоанн, Христа ради юродивый, Московский чудотворец).