col sm md lg xl (...)
Не любите мира, ни яже в мире...
(1 Ин. 2:15)
Ветрово

Патриарх Кирилл об абортах и мигрантах

Из доклада на Епархиальном собрании духовенства Москвы 20 декабря 2023 года

…Отдельной важной темой остается борьба за сохранение жизни зачатых детей. За истекший год обществом и представителями государственной власти были выдвинуты важные предложения, в том числе законодательного характера, направленные на снижение количества абортов. Эти инициативы, которые уже частично реализуются, касаются запрета производить аборты в частных клиниках, ограничения распространения препаратов для совершения так называемых медикаментозных абортов, недопущения склонения к аборту и пропаганды этого греховного деяния.

Данная тема в течение уходящего года неоднократно поднималась в общественной дискуссии — в частности, я коснулся ее в ходе выступления на уже упомянутом сегодня пленарном заседании XXV Всемирного русского народного собора. И если тогда мое слово в большей степени затрагивало общественную и государственную значимость этой проблемы, то сегодня в собрании пастырей Церкви и служителей алтаря Господня по долгу Патриаршего служения должен прямо и без прикрас сказать следующее. Да, Церковь приветствует любую инициативу, направленную на сохранение людей от совершения вопиющего к небесам и разрушающего жизнь целого народа греха аборта и на то, чтобы было спасено больше жизней детей, еще находящихся в утробе. В то же время Церковь не может признать какое-либо из перечисленных предложений достаточным. Ведь каждая из упомянутых мер означает, что сама возможность детоубийства — а аборт является именно детоубийством — все еще допускается законодательством и общественным сознанием, хотя бы даже и с какими-то ограничениями. Тогда как неизменная позиция Церкви состоит в том, что сознательное убийство ребенка во утробе в любом случае неприемлемо, недопустимо, является смертным грехом и восстанием против Творца. Некоторое время назад Межсоборное Присутствие разработало проект документа «О неприкосновенности жизни человека с момента зачатия». Этот текст содержит призыв к государству к законодательной поддержке охраны жизни и здоровья еще нерожденных младенцев. Хотя упомянутый документ пока еще не утвержден Архиерейским Собором или Священным Синодом, полагаю, что этот тезис в полной мере соответствует церковной позиции по данной теме.

Следует с горечью отметить, что нередко аборты происходят не от отчаяния перед катастрофической или просто тяжелой жизненной ситуацией, а от нежелания изменить свою комфортную жизнь, взять на себя ответственность за ребенка. Такое отношение к детям должно подвергаться ясному обличению со стороны пастырей. Еще одна причина абортов — давление, оказываемое порой на носящую во чреве ребенка женщину медицинским персоналом либо ее окружением, в том числе самыми близкими людьми. Здесь женщине необходимо слово крепкой поддержки, в том числе пастырской, и очень часто это слово принимается с большой благодарностью. Наконец подчеркну, что Церковь ратует за то, чтобы реализовывались всесторонние программы помощи тем беременным женщинам, которые находятся в трудной материальной ситуации. Церковь и сама активно участвует в таких программах.

Еще одна важная тема, к которой считаю нужным вернуться, — это комплекс проблем, связанных с последствиями прибытия в нашу страну многочисленных инокультурных мигрантов, не предпринимающих усилия — и не желающих таковые предпринимать — для интеграции в наше общество или хотя бы для того, чтобы научиться уважительному отношению к религиозным и культурным обычаям нашей страны. Я уже об этом публично не один раз говорил. И ситуация ухудшилась в сравнении с прошлым годом. Все больше свидетельств об объединении мигрантов в преступные сообщества и экстремистские организации и о связанных с этим конфликтах, угрожающих межрелигиозному и межнациональному миру и согласию. В отдельных районах, в том числе в Первопрестольном граде, жизнь коренного населения становится почти невыносимой. Два месяца тому назад мне довелось выступать в одном из вузов нашей столицы перед будущими педагогами, в разговоре с которыми, я, в частности, затронул эту тему, к которой затем мы вернулись на Всемирном русском народном соборе. Считаю необходимым вновь сказать сейчас то, о чем тогда говорил. И если, дорогие владыки и отцы, среди ваших собеседников есть чиновники или предприниматели, вы можете смело повторять им эти слова со ссылкой на Патриарха: стремление заполучить дешевую рабочую силу ради краткосрочных, по большому счету, экономических выгод не должно привлекать в наше Отечество огромное количество людей, принадлежащих к иной культуре, часто не владеющих русским языком и не имеющих уважения к России, к населяющим ее народам.

Я очень надеюсь, что буду услышан, — призываю представителей государственной власти и руководителей предпринимательского сообщества помнить, что, если описанная тенденция сохранится, мы потеряем себя, потеряем Россию — государство многонациональное, ядром которого является русский православный народ.

При этом всем нам — гражданам России — следует обратить внимание на следующее важное обстоятельство. Конечно, идентичность нашего народа нуждается в защите от размывания извне — будь то вследствие миграции или, как было не так давно, вследствие навязывания глобалистской культуры. Но лучшая форма защиты — это созидание. Важно, чтобы наш народ дорожил своей верой, историей и культурой. Сегодня воины России сражаются и полагают жизнь за правду, за созидание своего будущего, будущего своих семей и нашего общего Отечества. Будущего, которое может быть построено только на основе нашей многообразной идентичности. Тем более удивительно сталкиваться в нынешние дни с сознательным пренебрежением к нашей вере, истории и культуре, к духовно-нравственным идеалам нашей страны, к связанным с ними символам.

Осенью этого года многочисленные неравнодушные люди возмутились и указали на целый ряд случаев, когда на публичных изображениях — на плакатах, гербах, логотипах регионов и даже на предполагавшейся к выпуску в обращение банкноте — нарочито затирался на православных храмах Крест Господень.

Радует, что во многих случаях общественная озабоченность привела к исправлению упомянутых ситуаций. Ситуаций, которые не должны иметь место тем более в то время, когда наша страна вовлечена в глобальное цивилизационное противостояние, в котором отстаивается наша самобытность, отстаивается сама возможность людей жить в соответствии со своей верой и на основании того, что завещали предки.

Кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего (Мк. 8: 38), — эти слова нашего Господа и Спасителя Церковь предлагает нам в евангельском чтении за богослужением в Неделю по Воздвижении, и речь в них идет именно о Кресте и о Крестной Жертве Сына Божия. Там, где сознательно упраздняется Крест Христов, неизбежно рано или поздно жизнь людей скатывается в преисподнюю. Вспомним о том, как предвестником и зловещим символом последовавших затем событий на Украине стало демонстративное поругание поклонного Креста в Киеве в 2013 году, накануне разразившейся братоубийственной смуты.

Чем мы можем ответить на все это? Во-первых, свидетельством о своей гражданской позиции. Не следует стесняться говорить о том, что мы как граждане России считаем неприемлемым чье бы то ни было пренебрежительное отношение к нашей духовной и исторической самобытности, в том числе к ее символам. Это свидетельство — наше право и наш долг.

Во-вторых, и это главное: мы — священнослужители — сегодня, как и всегда, призваны с горением, неустанно, не щадя своих сил и своего времени нести свое пастырское служение: проповедовать Христа Распятого — Божию Силу и Божию Премудрость (срав. 1 Кор. 1: 23-24); возвещать людям евангельскую правду и своей жизнью являть пример следования этой правде; призывать людей к разумной и деятельной вере, к сознательному и внимательному участию в совершаемых богослужениях. И наконец, главный подвиг христианина, наипаче же пастыря — это подвиг молитвы Господу, который не должен оставляться ни в каких обстоятельствах, радостных или скорбных.

По материалам Официального сайта Московского Патриархата
20 декабря 2023

Заметки на полях

  • Самара

    В Самаре ответили отменой Крестного хода, а в Кирилло-Мефодиевском соборе г.Самры ответили музыкальным концертом в обход всех каноничкских правил, наплевав на совесть, на то что война вообщето идет,в Тольятти (Ставрополе на Волге), поддержали почин.

  • Псков

    Женщины будут продолжать это злодейство, по причине того образа жизни, который навязан и действует разрушительно на семью с 20-х годов. Как донести до глав государственных, а порой и церковных, что тот ядерный потенциал, данный Богом женщине, на вынашевание, рождение и воспитание детей, не должен расходоваться на развитие способностей и талантов, это не её задача, хотя понятное дело, что она может многое, стоит только перевести русло, но вернётся ли оно в свою реку? Что мы и видим.

  • Волгоградская обл.

    Когда выступают на канале «Спас» священники, поднимая эту тему — — детоубийства, так лояльно, обходя острые углы. И говорят так долго одно и тоже. Я подумала: а вот если бы Господь был среди вас, что бы Он сказал?

Уважаемые читатели, прежде чем оставить отзыв под любым материалом на сайте «Ветрово», обратите внимание на эпиграф на главной странице. Не нужно вопреки словам евангелиста Иоанна склонять других читателей к дружбе с мiром, которая есть вражда на Бога. Мы боремся с грехом и без­нрав­ствен­ностью, с тем, что ведёт к погибели души. Если для кого-то безобразие и безнравственность стали нормой, то он ошибся дверью.

Календарь на 2024 год

«Стихотворения иеромонаха Романа»

Сретенские строки

Новый поэтический сборник иеромонаха Романа

Не сообразуйтеся веку сему

Книга прозы иеромонаха Романа

Где найти новые книги отца Романа

Список магазинов и церковных лавок