col sm md lg xl (...)
Не любите мира, ни яже в мире...
(1 Ин. 2:15)
Ветрово

Преподобный Никон Оптинский. «Что будет, если умрешь в театре?»

Преподобный Никон Оптинский

Вчера была память св. Варсонофия, и Батюшка[1] был именинник. На днях, вчера или третьего дня, Батюшка говорил мне, что он, будучи мирским, очень любил становиться в соборе в Казани около мощей св. Варсонофия. Когда у Батюшки начали появляться желания богоугодного жития, он часто обращался в молитве к св. Варсонофию, как бы представляя на его решение, какой путь жизни избрать ему. И угодник Божий не оставил втуне молитв к нему с верою прибегающего и указал Батюшке иноческий путь, и даже сподобил его принятия при пострижении своего имени. И первым шагом к сему, быть может, было то, что мне рассказал Батюшка 14 марта перед бдением:

— В Казани, — говорил Батюшка, — когда была поставлена в первый раз на сцену опера «Гугеноты», я был в театре, в ложе с некоторыми моими хорошими знакомыми. Я очень люблю оперу. Но в театре напала на меня тоска, а в душе как будто кто-то говорит: «Ты пришел в театр и сидишь здесь, а если ты сейчас умрешь? Что тогда? А Господь сказал: «В чем застану, в том и сужу». Уйди скорее из театра! С чем и как предстанет душа твоя Богу, если ты сейчас умрешь?!» — Мне стало страшно. Я согласился с этим внутренним голосом и думаю: «Надо уйти». Тогда начинает говорить другой голос: «А что скажут твои знакомые? Да стоит ли обращать внимание на всякий пустяк?!» — Опять первый голос: «Иди, иди скорее, твои знакомые сейчас и забыли о тебе, а потом можешь что угодно сказать им на их вопросы».

Началась борьба. Первый голос взял верх, и я решил уйти. Потихоньку поднялся я со стула, едва слышными шагами добрался до двери, скорее закрыл ее за собой и быстро пошел к выходу. С лестницы почти бежал. Быстро надел пальто, выбежал на улицу, крикнул извозчика и полетел домой. Только тогда, когда я уже вошел в свой уютный номерок, я свободно мог перевести дыхание. Здесь я решил уже никогда не ходить в театр, и действительно, не ходил.

После этого рассказа Батюшки и я вспомнил несколько похожее на это происшествие в моей жизни. Но я был побежден, а князь мира сего одержал победу. Я шел в театр, а голос говорит мне: «Не ходи, что будет, если умрешь в театре?» — «Как же ты не пойдешь? — говорит другой. — Что скажут дома?» — «Ну, хорошо, ты боишься, что скажут, если ты воротишься, а вот видишь, сколько часовен, зайди в одну, другую, помолись, а там время и прошло». — «Ну, вот еще! А что ты ответишь, если спросят, кто пел и тому подобное?» Я был побежден, хотя ощутил некоторую тоску и также решил больше не ходить в театр. И это действительно было в последний раз, как я был в театре.

Вспомнилось мне и то, как я жил перед первым отъездом в Оптину, то есть перед тем, как коснулась меня благодать Господня. Когда я учился в гимназии, я не мог пропускать классы и аккуратно посещал все, хотя под конец и мало занимался дома. Также и в университет я ходил аккуратно, хотя дома совсем не учился. В университете я успел проучиться немного более полугода. Я был на одном курсе и факультете с братом. И он, и я посещали университет аккуратно. Так продолжалось до Рождества. После Рождества мои мысли и стремления к богоугождению начали несколько формулироваться, и я стал посещать университет хотя ежедневно, но с некоторой целью. Именно: под предлогом занятий в университете я уходил утром из дома, приходил в университет и был там до девяти часов, а с девяти часов отправлялся в Казанский собор к обедне, предварительно заходя по дороге к Иверской, если там народу бывало не очень много. Отслушав литургию, стоя иногда даже всю литургию на коленях, я не спеша отправлялся домой и заходил по дороге в часовню Спасителя и, помолившись там, уже без задержек направлялся домой. Дома я, напившись чаю, садился читать Евангелие, которое я читал более месяца или месяц. Когда Евангелие было прочитано, я начал читать Апостола и «Путь ко спасению» еп. Феофана. Читал иногда листочки и брошюрочки духовного содержания. Вечером я начинал писать дневник, потом немного молился и ложился спать. Так проходил день, за ним другой. Я все более и более чувствовал необходимость переменить жизнь, начать жизнь иную. И я молился об этом, конечно, своими словами. И Господь услышал мою грешную молитву и непостижимыми судьбами направил меня в Оптину, на иноческий путь.

Заходя к Иверской, я там почти не молился вследствие великой толкотни, а только приложившись к иконе, я быстро уходил в Казанский собор. Тут я становился, если была обедня, в сторонке на левой стороне храма, становился на колени и молился, главным образом Спасителю, приложившись к Его святой иконе. Я молился, — прикладывался к мощам св. апостола Варнавы. Затем молился перед иконой Казанской Божией Матери, перед иконой Божией Матери «Млекопитательница». В часовне Спасителя я молился Господу Иисусу во-первых, затем Божией Матери и св. Николаю Чудотворцу. Дома думают, что я в университете, а я в Казанском соборе, ибо я никому из домашних ничего не говорил, только был откровенен с Иванушкой, когда Господь меня свел с ним.

Преподобный Никон Оптинский. Дневник
12 апреля 1909

[1] Преподобный Варсонофий Оптинский. - Прим. ред.

Заметки на полях

  • Нижний Новгород

    Спаси, Господи! Словно глоток свежего воздуха.

  • Санкт-Петербург

    Ну ведь в театре бывают разные пьесы… Почему умереть в театре грех?

  • «Ступайте в театр и умрите в нём» — В. Г. Белинский.
    Во время чтения отрывка из дневника преподобного Никона вспомнилась история, произошедшая несколько лет назад. Я тоже пришла в театр, и во время спектакля независимо друг от друга мне стали очень энергично звонить и писать два монаха. Звонки приходилось сбрасывать, а на сообщения отвечала прямо в зале, ведя себя по театральным меркам неприлично и мучаясь от двойного чувства неловкости. Как говорит (примерно) святитель Феофан Затворник, «от одного берега отстали, а к другому не пристали». Было совершенно ясно, что, пытаясь соответствовать тому, что мне уже не нужно, приходится невольно пренебрегать тем, что по-настоящему важно.

  • Санкт-Петербург

    Редактор, но ведь это частные случаи, вы могли бы быть в это время на службе и делать тоже самое, или на работе во время совещания.

  • Анна, а что, по-Вашему, не нравилось преп. Варсонофию и Никону?

  • Брянск

    Уважаемая Анна! Весь смысл здесь в словах Господа: «в чем Я найду вас, в том и буду судить».
    Речь не только о театре.

  • Санкт-Петербург

    Редактор, я не знаю, поэтому и спрашиваю

  • Нижний Новгород

    «Я все более и более чувствовал необходимость переменить жизнь, начать жизнь иную. И я молился об этом, конечно, своими словами. И Господь услышал мою грешную молитву и непостижимыми судьбами направил меня в Оптину, на иноческий путь.»
    «Непостижимими судьбами»
    Преподобный Никон вспоминает совсем молодые годы, когда ещё нет опыта молитвы и всё мешает общению с Богом. Поэтому , может быть, ему хотелось бежать. И это перекликается с названием одной из глав в книге» Мучение любви» арх Лазаря Абашидзе . «Ощутивши порыв- беги!» Здесь батюшка делится своими мыслями о том, как важно для нас — наше собственное спасение
    «Современное человечество находится в самом жалком духовном состоянии, души наши изъязвлены и изъедены червями страстей до предела. Дается еще удивительный шанс – удаляться от беснующегося мира в монастыри, жить в относительно изолированных от всеобщего беснования местах, находить некоторый малый покой и охранение от внешних поводов ко греху. Для многих из нас это – единственная возможность выжить, не сгореть в седмижды разжженной пещи современного Вавилона. Господь дарует нам еще эту чудесную прохладу и укрепляющего нас Ангела, чтобы мы, подобно отрокам вавилонским, воспели песнь смиренную и покаянную. »
    Отрадно, что некогда молодой человек- будущий оптинский старец с Божией Помощью преодолел искушения и достиг и монастыря и Святости.

  • Липецк

    Не помню уже в каком году это было. Старшей дочке было лет шесть-семь(сейчас уже взрослая)
    Мы с мужем тоже отправились в театр.
    Причём, постановка, помню, мне очень не понравилась. А уйти сразу было неудобно.
    В этот момент пришло сообщение от свекрови — она была с ребенком дома — что у дочки сильно подскочила температура, ей плохо и она вызвала скорую.
    Мы сразу ушли. А приехали домой — ребенок уже хорошо себя чувствовал и температуры не было. И потом всё было нормально.
    Что-то есть в театре нехорошее, это правда.
    Как поклонение истуканам (вернее, рукоплескание)

Уважаемые читатели, прежде чем оставить отзыв под любым материалом на сайте «Ветрово», обратите внимание на эпиграф на главной странице. Не нужно вопреки словам евангелиста Иоанна склонять других читателей к дружбе с мiром, которая есть вражда на Бога. Мы боремся с грехом и без­нрав­ствен­ностью, с тем, что ведёт к погибели души. Если для кого-то безобразие и безнравственность стали нормой, то он ошибся дверью.

Календарь на 2024 год

«Стихотворения иеромонаха Романа»

Сретенские строки

Новый поэтический сборник иеромонаха Романа

Не сообразуйтеся веку сему

Книга прозы иеромонаха Романа

Где найти новые книги отца Романа

Список магазинов и церковных лавок