Что такое трезвение ума?
Когда ум находится в должном состоянии, тогда все страстные влечения замирают. Когда человек ослаблен, тогда всякие похотливые, гордостные, многоразличные завистливые желания, все страхи берут власть в душе человека. Чтобы поддерживать должное состояние ума, есть такая добродетель — трезвение. Трезвение постоянно контролирует ум человека.
Ум человека ослабляет свои силы, теряет свою мощь, когда пропускает через себя ложные мысли, ложные желания, ложные стремления. Когда суетное, временное, пустое занимает в человеке главенствующую роль, тогда он становится безсильным в отношении противодействия страстям и пагубным желаниям, то есть ум теряет свою твердость, перестает быть умным, перестает быть целомудренным. О целомудрии часто говорят, подразумевая вопросы отношения мужчины и женщины, но вообще это гораздо более глубокое и значимое свойство ума человека. Речь идет о целостности. Вот в разбитое зеркало — что там можно увидеть? Так и в уме, который утратил целомудрие.
Ложь — она тем страшна в уме человека, что ослабляет его настоящую силу, то есть проникновенность. Когда человек привыкнет говорить ложь, тогда он и сам начинает верить ложным словам и не верить действительным словам. Поэтому надо опасаться говорить ложное, а мы как-то привыкли больше рассуждать о ложном, о временном, суетном, и тем самым ослабляем свой ум, делаем его никчемным, и он вроде у нас есть, а страстям противодействовать не можем. Страхи, всякие другие страсти постоянно овладевают нашей душой и мучают нас, потому что сила ума в нас истощилась от нашего нежелания проходить добродетель трезвения, то есть постоянный контроль за своим сознанием, мыслями, желаниями, стремлениями, и все ложное отметать. Это постоянный труд над душой человека, но он дает, по мысли святых отцов, самую большую благодать, самую сильную опору в душе человека, такую, что человек постепенно одухотворяет свой ум, делая его крепким и сильным в противодействии всяким страстям. И тогда все страхи замирают в человеке, и он становится настоящим человеком, духовным человеком. Вообще духовная жизнь невозможна без такой добродетели как трезвение, потому что ложь растлевает, и человек верит пустым словам, и не верит евангельским словам. Ложь все в человеке переворачивает. Ведь когда человек привыкнет лгать, а человек самолюбивый не может не лгать, то он сам себе говорит ложное о себе, ложное говорит о других, у него ложные суждения. И вообще, когда человек самолюбивый, то он как бы весь обрастает ложью, представлениями своими, которые совершенно неправильные в сути своей. Потому ослабляется и разум, и духовная жизнь в человеке замирает, но зато плотская, ложная, пустая, расцветает, потому что, когда человек привыкнет лгать, то к этой страсти лжи прилепляются демонические силы, которые сами в себе суть ложь. Человек начинается как-то больше отдаваться этой лжи, и все временное и пустое занимает в нем главное место, он делается безсильным перед приходящими искушениями и теряет жизненность веры.
Добродетель трезвения, постоянный контроль за собой — это трудное дело, это, может быть, самое трудное делание, но она, эта добродетель, и больше всего дает благодати человеку, и он живет настоящей духовной жизнью. И когда он живет такой настоящей духовной жизнью, ему в этом мире ничего не страшно, все страхи отступают в сторону, остается один страх — господствующий — это Божий страх, который хранит красоту его ума, целомудрие его души, делает его сильным в противодействии всяким искушениям, он наполняется радостью благодатных переживаний, о чем говорят святые отцы, и жизнь его становится настоящей жизнью.
Святое Православие и призывает нас к постоянному контролю над собой. Даже вот возьмем в светском плане. Человек, который следит за собой, приятен окружающим, он чувствует, что претендует на какое-то положение в обществе. А в духовном смысле это несравненно важнее, когда человек следит за своим умом и за своей совестью.
В этом, собственно говоря, весь подвиг православного христианина.
Если такого внутреннего контроля в человеке нет, то можно сказать, что в нем нет настоящей духовной жизни, а есть просто её обозначение. Вот сделал человек первый шаг к вере в Бога, а работать Богу отказался. Потому что отдается своим ложным мыслям, фантазиям, постоянно что-то придумывает, и все это что-то ненастоящее, неистинное. А настоящее — это о евангельских истинах думать, думать о своих поступках, ответственно относиться к тому, что он делает, особенно к своим словам, потому что через слова как раз и проявляется ложь, которая обезоруживает дух человека.
Святое Православие — это трудная религия, потому что сказать себе правду и держать себя в истинных положениях — это вещь трудная, тяжелая, потому что правда всегда человека зовет на Крест.
Поэтому-то мы и избегаем быть настоящими христианами и носить настоящую веру, а все только хотим казаться, временное, пустое занимает нас, и мы думаем так же пройти и искушения, а искушения пройти так не получится — можно лгать себе до какого-то предела, а придут эти искушения, испытания ума — умный ли ты человек, целомудренный ли ты, твердое ли основание в твоем уме, здравый ли ум? И начинаются панические страхи, которые захватывают всю жизнь человека, он начинает делать глупости и теряет живую веру в Живого Бога.
Естественно, это состояние человека — бедственное, и святые отцы постоянно стоят на страже нашего ума, понуждая нас трезвиться, постоянно контролировать свои слова, мысли и желания. И вот через этот труд, получая действительную благодать Божию, человек животворит свою душу и делает основательным, углубленным и сильным свой ум, которым противодействует всяким ложным страхам, страстям, всяким поползновениям, которые унижают его человеческое достоинство. Это предмет для нашего постоянного размышления, потому что мы всегда отходим от настоящего, а все к ложному и пустому стремимся, даже вот на службе стоим и
мечтаем.
А на службе надо сосредоточится, взять себя в руки и помышлять о вечном и настоящем, вникая в слова Евангелия и богослужебные тексты, и, таким образом трудясь, созидая свою душу. И вот в таком труде человек ощущает себя по-настоящему верующим. Как это ощущение происходит? Он перестает бояться всего и радуется всему, что Бог ниспошлет ему в его жизнь, потому что понимает, что даже скорби, беды, болезни, любовь, смерть — это дар Божией Любви, потому что Бог просто так в этом мiре не попускает ничего без должной пользы для нашего спасения. А если мы не видим в этом Его любви и пользы, значит мы — слепые умом и сердцем. Да не будет этого с каждым из нас!
Протоиерей Иоанн Гончаров
12 сентября 2020
Замечательная , глубокая проповедь! СПАСИБО!!!
Низкий Вам поклон! Как хорошо и понятно! Только бы вбить себе это все в мозг. Благодарю. Храни Вас Господь.