col sm md lg xl (...)
Не любите мира, ни яже в мире...
(1 Ин. 2:15)
Ветрово

Протоиерей Иоанн Гончаров. Самое трудное делание в христианстве

Что такое трезвение ума?

Ко­гда ум на­хо­дит­ся в долж­ном со­сто­я­нии, то­гда все страст­ные вле­че­ния за­ми­ра­ют. Ко­гда че­ло­век ослаб­лен, то­гда вся­кие по­хот­ли­вые, гор­дост­ные, мно­го­раз­лич­ные за­вист­ли­вые же­ла­ния, все стра­хи бе­рут власть в ду­ше че­ло­ве­ка. Что­бы под­дер­жи­вать долж­ное со­сто­я­ние ума, есть та­кая до­бро­де­тель — трез­ве­ние. Трез­ве­ние по­сто­ян­но кон­тро­ли­ру­ет ум че­ло­ве­ка.

Ум человека ослабляет свои силы, теряет свою мощь, когда пропускает через себя ложные мысли, ложные желания, ложные стремления. Когда суетное, временное, пустое занимает в человеке главенствующую роль, тогда он становится безсильным в отношении противодействия страстям и пагубным желаниям, то есть ум теряет свою твердость, перестает быть умным, перестает быть целомудренным. О целомудрии часто говорят, подразумевая вопросы отношения мужчины и женщины, но вообще это гораздо более глубокое и значимое свойство ума человека. Речь идет о целостности. Вот в разбитое зеркало — что там можно увидеть? Так и в уме, который утратил целомудрие.

Ложь — она тем страшна в уме человека, что ослабляет его настоящую силу, то есть проникновенность. Когда человек привыкнет говорить ложь, тогда он и сам начинает верить ложным словам и не верить действительным словам. Поэтому надо опасаться говорить ложное, а мы как-то привыкли больше рассуждать о ложном, о временном, суетном, и тем самым ослабляем свой ум, делаем его никчемным, и он вроде у нас есть, а страстям противодействовать не можем. Страхи, всякие другие страсти постоянно овладевают нашей душой и мучают нас, потому что сила ума в нас истощилась от нашего нежелания проходить добродетель трезвения, то есть постоянный контроль за своим сознанием, мыслями, желаниями, стремлениями, и все ложное отметать. Это постоянный труд над душой человека, но он дает, по мысли святых отцов, самую большую благодать, самую сильную опору в душе человека, такую, что человек постепенно одухотворяет свой ум, делая его крепким и сильным в противодействии всяким страстям. И тогда все страхи замирают в человеке, и он становится настоящим человеком, духовным человеком. Вообще духовная жизнь невозможна без такой добродетели как трезвение, потому что ложь растлевает, и человек верит пустым словам, и не верит евангельским словам. Ложь все в человеке переворачивает. Ведь когда человек привыкнет лгать, а человек самолюбивый не может не лгать, то он сам себе говорит ложное о себе, ложное говорит о других, у него ложные суждения. И вообще, когда человек самолюбивый, то он как бы весь обрастает ложью, представлениями своими, которые совершенно неправильные в сути своей. Потому ослабляется и разум, и духовная жизнь в человеке замирает, но зато плотская, ложная, пустая, расцветает, потому что, когда человек привыкнет лгать, то к этой страсти лжи прилепляются демонические силы, которые сами в себе суть ложь. Человек начинается как-то больше отдаваться этой лжи, и все временное и пустое занимает в нем главное место, он делается безсильным перед приходящими искушениями и теряет жизненность веры.

Добродетель трезвения, постоянный контроль за собой — это трудное дело, это, может быть, самое трудное делание, но она, эта добродетель, и больше всего дает благодати человеку, и он живет настоящей духовной жизнью. И когда он живет такой настоящей духовной жизнью, ему в этом мире ничего не страшно, все страхи отступают в сторону, остается один страх — господствующий — это Божий страх, который хранит красоту его ума, целомудрие его души, делает его сильным в противодействии всяким искушениям, он наполняется радостью благодатных переживаний, о чем говорят святые отцы, и жизнь его становится настоящей жизнью.

Святое Православие и призывает нас к постоянному контролю над собой. Даже вот возьмем в светском плане. Человек, который следит за собой, приятен окружающим, он чувствует, что претендует на какое-то положение в обществе. А в духовном смысле это несравненно важнее, когда человек следит за своим умом и за своей совестью.

В этом, собственно говоря, весь подвиг православного христианина.

Если такого внутреннего контроля в человеке нет, то можно сказать, что в нем нет настоящей духовной жизни, а есть просто её обозначение. Вот сделал человек первый шаг к вере в Бога, а работать Богу отказался. Потому что отдается своим ложным мыслям, фантазиям, постоянно что-то придумывает, и все это что-то ненастоящее, неистинное. А настоящее — это о евангельских истинах думать, думать о своих поступках, ответственно относиться к тому, что он делает, особенно к своим словам, потому что через слова как раз и проявляется ложь, которая обезоруживает дух человека.

Святое Православие — это трудная религия, потому что сказать себе правду и держать себя в истинных положениях — это вещь трудная, тяжелая, потому что правда всегда человека зовет на Крест.

Поэтому-то мы и избегаем быть настоящими христианами и носить настоящую веру, а все только хотим казаться, временное, пустое занимает нас, и мы думаем так же пройти и искушения, а искушения пройти так не получится — можно лгать себе до какого-то предела, а придут эти искушения, испытания ума — умный ли ты человек, целомудренный ли ты, твердое ли основание в твоем уме, здравый ли ум? И начинаются панические страхи, которые захватывают всю жизнь человека, он начинает делать глупости и теряет живую веру в Живого Бога.

Естественно, это состояние человека — бедственное, и святые отцы постоянно стоят на страже нашего ума, понуждая нас трезвиться, постоянно контролировать свои слова, мысли и желания. И вот через этот труд, получая действительную благодать Божию, человек животворит свою душу и делает основательным, углубленным и сильным свой ум, которым противодействует всяким ложным страхам, страстям, всяким поползновениям, которые унижают его человеческое достоинство. Это предмет для нашего постоянного размышления, потому что мы всегда отходим от настоящего, а все к ложному и пустому стремимся, даже вот на службе стоим и
мечтаем.

А на службе надо сосредоточится, взять себя в руки и помышлять о вечном и настоящем, вникая в слова Евангелия и богослужебные тексты, и, таким образом трудясь, созидая свою душу. И вот в таком труде человек ощущает себя по-настоящему верующим. Как это ощущение происходит? Он перестает бояться всего и радуется всему, что Бог ниспошлет ему в его жизнь, потому что понимает, что даже скорби, беды, болезни, любовь, смерть — это дар Божией Любви, потому что Бог просто так в этом мiре не попускает ничего без должной пользы для нашего спасения. А если мы не видим в этом Его любви и пользы, значит мы — слепые умом и сердцем. Да не будет этого с каждым из нас!


Протоиерей Иоанн Гончаров
12 сентября 2020

Заметки на полях

  • г.Санкт- Петербург

    Замечательная , глубокая проповедь! СПАСИБО!!!

  • Минск, деревня Касынь

    Низкий Вам поклон! Как хорошо и понятно! Только бы вбить себе это все в мозг. Благодарю. Храни Вас Господь.

Уважаемые читатели, прежде чем оставить отзыв под любым материалом на сайте «Ветрово», обратите внимание на эпиграф на главной странице. Не нужно вопреки словам евангелиста Иоанна склонять других читателей к дружбе с мiром, которая есть вражда на Бога. Мы боремся с грехом и без­нрав­ствен­ностью, с тем, что ведёт к погибели души. Если для кого-то безобразие и безнравственность стали нормой, то он ошибся дверью.

Календарь на 2024 год

«Стихотворения иеромонаха Романа»

Сретенские строки

Новый поэтический сборник иеромонаха Романа

Не сообразуйтеся веку сему

Книга прозы иеромонаха Романа

Где найти новые книги отца Романа

Список магазинов и церковных лавок