Беседа с наместником Свято-Успенской Почаевской лавры митрополитом Владимиром (Морозом)
Восход над Почаевом
События вокруг Почаевской лавры разворачивались стремительно и, как говорится, «на всех фронтах». 19 ноября в Почаевском горсовете проходила депутатская сессия, на которой было принято решение отменить передачу земельных участков у братских корпусов лавры; затем 23 ноября Минюст Украины отменяет решение о государственной регистрации права пользования комплексом сооружений; и еще через 5 дней, 28 ноября, Кабинет Министров отменяет свое же решение № 438 от 17 июля 2003 года «Об исключении из состава Кременец-Почаевского государственного историко-архитектурного заповедника сооружения Почаевской Свято-Успенской лавры». По сути, Почаевская лавра передается в распоряжение музея. Об этом – наш разговор с ее наместником, митрополитом Почаевским Владимиром (Морозом).
– Ваше Высокопреосвященство, расскажите, как братия лавры реагирует на происходящее?
– Мнение братии Почаевской лавры выражено в наших воззваниях и заявлениях, они размещены на официальных сайтах Украинской Православной Церкви и нашей обители. Прежде всего, замечу, что в лавре нет никакой паники и никаких эксцессов. Службы идут своим чередом, лавра молится, трудится, принимает паломников. По поводу решений Минюста и Кабинета Министров скажу следующее: идет планомерное наступление на каноническую Православную Церковь на Украине. Чиновники отрабатывают программу, спущенную им сверху определенными политическими силами. На всех украинских телеканалах, в Интернет-сети звучат выступления лидера раскольников, который заявляет, что все наши храмы и монастыри должны быть переданы так называемой ЕПЦ. Фактически это новая форма гонений. Подобная риторика звучит и с высоких политических трибун, средства массовой информации соревнуются в перекручивании фактов и всевозможных инсинуациях в адрес канонической Украинской Православной Церкви.
Получилось так, что все люди – госслужащие, юристы, принимавшие участие в оформлении документов по земельным вопросам в Почаеве – сейчас презираемы и преследуемы. К каждому из них уже приходили представители спецслужб, производили обыски, изымали архивные и другие документы, касающиеся Почаевской лавры. Против них открыты уголовные дела! Для чего это делается? Для того, чтобы дать понять всем и каждому, что всякое содействие Украинской Православной Церкви уголовно наказуемо…
Однако, как засвидетельствовал и Синодальный юридический отдел Украинской Православной Церкви, Почаевская лавра продолжает находиться в законном и правомерном пользовании братией монастыря УПЦ, несмотря на решение Минюста и Кабмина. На сегодня договор от 2003 года о пользовании сооружениями (храмами, колокольней, кельями и др.) Свято-Успенской Почаевской лавры мужским монастырем УПЦ является действующим и не отменен. Но мы не знаем, какие решения последуют завтра и что нас ожидает.
– Ведь это не первая попытка госчиновников отобрать лавру у Церкви?
– Призывы неоднократно звучали на сессиях Тернопольского облсовета и с других политических трибун. И все же в 2003-м году решением Кабинета Министров Украины Почаевскую лавру изъяли из ведения Кременецкого исторического заповедника, и шесть объектов были переданы в пользование Украинской Православной Церкви. У нас заключен долгосрочный договор с Госстроем при Кабинете министров. Министерство культуры, несмотря на то, что у нас заключен договор, ходатайствовало о том, чтобы эти объекты были снова переданы заповеднику. Кременецкий заповедник, в свою очередь, по разнарядке Минкульта обратился к Почаевскому регистратору, чтобы зарегистрировать за ним эти сооружения, но получил отказ, поскольку объекты пребывают на балансе лавры. И тогда подключилась прокуратура…
Органы местного самоуправления также не хотят передавать землю под здания, которые всегда принадлежали лавре и теперь находятся в аварийном состоянии, и которые мы, по мере своих возможностей, стараемся, с Божией помощью, привести в надлежащее состояние. Власти не хотят защищать права святыни, а действующее законодательство, предусматривающее вернуть землю пользователю, не выполняется. Городской совет уже в 13-й раз отказывает в принятии решения, «благодаря» активистам «Свободы», которые срывают проведение сессий и угрожают местным депутатам.
Следует отметить также, что из государственного бюджета никогда не выделялись деньги на реконструкцию и содержание храмов и зданий Свято-Успенской Почаевской лавры, которые являются памятниками архитектуры. Посмотрите фотографии лавры, скажем, 30-летней давности, когда в советский период нам было запрещено что-либо ремонтировать и реставрировать, и сравните с современным видом лавры. Как расцвела и украсилась обитель за это время! И вот, монахов снова хотят лишить права быть хозяевами в их монастыре!
События сегодняшних дней напоминают 1920-е и 30-е годы, когда большевики лишали Церковь ее имущества, когда передавали храмы обновленцам. А сейчас в роли «обновленцев» – так называемая «единая поместная церковь». Но радетели ее создания забыли перелистать страницы истории и убедиться, что искусственно создаваемая карманная церковь обновленцев не получила поддержки у верующих, миллионы людей шли в лагеря, ссылки, в места мучений и казней, но оставались верными Церкви Христовой. Через несколько десятилетий обновленческая церковь исчезла с лица земли, а наша Церковь, пройдя через горнило испытаний, остается и поныне, и мы верим, что по слову Христа, врата ада не одолеют её (ср. Мф. 16:18).
– Почаев не случайно именуют форпостом Православия, поскольку лавра находится на границе с католическим миром, который во все века стремился подчинить себе святыню, и был период, когда униатам это удалось осуществить. Но с помощью Божией обитель снова и снова сбрасывала с себя оковы иноверцев и атеистов.
– Прежде всего, следует понимать, что место для создания обители здесь указала Сама Богородица, явившись в огненном столпе в 1240-м году на горе Почаевской, оставив на камне, как в воске, след Свой Стопы, откуда проистек источник, текущий по сей день. И Лаврой правит не Минкульт и не краеведческий заповедник, а Матерь Божия. Достаточно вспомнить несколько эпизодов.
В 1620-м году внук Анны Гойской, протестант-лютеранин Андрей Фирлей, задумал прогнать иноков с Почаевской горы, для чего отобрал у них земельные угодья и, ворвавшись со слугами в монастырь, унес чудотворную икону. После этого дом Фирлея постигли бедствия и болезни, не прекращавшиеся до тех пор, пока икона не была возвращена.
В летопись лавры навеки вошло событие 1675 года, когда во время Збаражской войны пятидесятитысячный отряд турок и татар под предводительством Нуреддина напал на обитель. Она была буквально беззащитна перед огромным войском. Но вот над Свято-Троицкой церковью явилась Сама Царица Небесная с распростертым омофором в руках, с небесными ангелами и преподобным Иовом. И стрелы, пущенные в сторону обители, развернулись и стали поражать захватчиков. И те в страхе бежали. Лавра терпела бедствия и от Речи Посполитой, и во время Первой мировой войны.
Но наиболее тяжелым испытаниям лавра была подвергнута в XX веке, в хрущевский период. Еще живы последние монахи, которые были свидетелями тех страшных гонений. Большинство из них уже перешло в мир иной. Но и там они вместе с нашим преподобным игуменом Иовом Почаевским молятся о своей обители. В те времена их отправляли в тюрьмы и психиатрические лечебницы, вывозили за много километров, лишали прописки, но ничто не могло заставить их покинуть стены родной обители, они готовы были умереть, защищая ее. И ныне братия лавры настроена точно так же. Ни один монах не пойдет на компромисс с совестью, никогда не покинет обитель и не одобрит новых лукавых веяний с созданием так называемой ЕПЦ.
– Монашество называют индикатором реакции на происходящее в мире и в церковной среде, почему?
– Потому что на монаха не найдешь компромат. Монах имеет маленькую келлию, он не имеет недвижимости, каких-то сбережений в банках, он служит Богу верой и правдой. Молитвенный дух царит в его душе, и он дает знать, как реагировать на происходящее в мире. Дух Божий выводит его на ту тропу, которая ведет в Царство Небесное, и поэтому монаха трудно обмануть или прельстить чем-то. Он много молится, правильно верует, и, смотрите, после раскола Филарета в 1992-м году ни один монастырь не поддержал его!
Христианство и в былые времена, и в ХХІ веке – это исповедничество, потому что мир нас не понимает и не воспринимает. Как сказал Господь: Если меня гнали, будут гнать и вас (Ин. 15:17). Неслучайно светлой памяти Святейший Патриарх Алексий ІІ напоминал, что этот современный секулярный мир никогда не примет учение Церкви Христовой, и мы видим, как в развитых европейских странах и во всем мире христианство отвергается, нивелируется, преследуется и уничтожается. Или подменяется каким-то суррогатом.
Суд Божий совершается здесь, на земле. Там будет приговор. Нужно иметь определенное сознание, нужно иметь веру. И все пропускать через призму Священного Писания. Мы должны понимать, к чему нас призывает Господь. К совершенству, к святости, к Царству Небесному, к правильному, богоугодному провождению христианской жизни. И какие бы обстоятельства ни складывались, мы должны оставаться верными чадами Церкви Христовой.
– Блаженнейший Митрополит Онуфрий является священноархимандритом Почаевской лавры, он в свое время несколько лет был её наместником. Как он реагирует на происходящее?
– Господь привел Блаженнейшего Онуфрия на Киевскую кафедру в самое тяжелое для Украины время, когда страну постигли огромные испытания военного противостояния на востоке. Политический и экономический кризис повлек за собой и испытания для Церкви, возникла угроза нового раскола, теперь уже в лице Константинопольского Патриархата. И все это время Блаженнейший остается для всех нас, архиереев, духовенства, монашествующих и мирян примером настоящего подвижничества, молитвенности, несгибаемой воли и оптимизма. Мы все радуемся, что у нас есть такой Предстоятель, что в таких трудных и тяжелых ситуациях он не падает духом и подает всем нам пример правильного стояния в вере, пример исповедничества. В его лице мы видим истинного пастыря, стойкого и мужественного служителя Церкви Христовой.
– Ваше Высокопреосвященство, что бы вы пожелали нашим читателям, нашей боголюбивой православной пастве в эти дни начала Рождественского поста?
– В первую очередь поздравить всех с началом этого прекрасного времени – подготовки ко встрече с Богомладенцем Христом. Это благоприятное время для очищения наших душ, для духовного совершенствования. И хочу пожелать, чтобы все мы удостоились этой спасительной встречи с нашим Рождающимся Господом. А также – стойкости в вере, и всегда помнить, что Всесильный Бог всегда с нами. Православные христиане были и будут ревностными и стойкими, и они себя в обиду не дадут. Просим у святых отцов, братьев и сестер святых молитв за Святую Православную Церковь, за нашу древнюю обитель, за украинскую державу и её многострадальный народ. Чтобы, наконец, в нашей стране царствовали любовь, мир и взаимопонимание.
С митрополитом Почаевским Владимиром (Морозом)
беседовал Сергей Герук
29 ноября 2018
Православие.ru