col sm md lg xl (...)
Не любите мира, ни яже в мире...
(1 Ин. 2:15)
Ветрово

Николай Каверин. Креативный миссионерский кураж

1. «Миссионерский» экспорт Православия — это церковный троцкизм

Очень часто поступки, слова, проповеди и суждения многих наших архипастырей и священников являются совершенно оторванными от духовного и реального понимания современной жизни. Это прискорбно, ибо в последнее время в современной церковной жизни мы наблюдаем недопустимый перекос в проповеди внешним: попытка говорить на их языке, на языке мiра сего, угождая его интересам, пользуясь не духовным оружием, к владению которым призвано православное духовенство, и от которого у оппонента не будет защиты и ответа, а мiрским, интеллектуальным. Духовный путь практически мало кому знаком, в том числе и некоторым высокопоставленным представителям нашей Церкви. Однако играть на поле противника его же методами – это заранее обречь свою проповедь на поражение.

Беда, когда забвение евангельского предупреждения о недопустимости метания бисера служит оправданием участия в сомнительных шоу-мероприятиях, рассматриваемых самими православными участниками их как некий важный массовый миссионерский проект.

Желание встроиться в мiр и современность, заменить Церковь духовную, неотмiрную, Божественную – на земное сообщество – комьюнити, где обыкновенному плотскому мудрованию будет всё понятно, всё доступно и комфортно, и даже весело и радостно (о радостях православия и «влюбленности» в него зазывалы постмиссионерства, не устают кричать на всех перекрестках) – пагубная тенденция современного миссионерства. Сейчас же неутомимые труженики миссии, ради успеха их сомнительных «миссионерских» проектов, готовы приспособить себя и всю Церковь к стихиям мiра сего, к любым человеческим слабостям, страстям и порокам. Миссия для этих людей становится самоцелью, и Православие воспринимается этими «миссионерами» ровно настолько, насколько оно способно встроиться в мiр и современность, в либеральную систему ценностей. Церковь по их концепции «агрессивного миссионерства» должна агрессивно вторгаться во все сферы светского общества и субкультуры, включая даже откровенно антихристианские структуры и сферы шоу-бизнеса.

Когда сакральное в угоду мiра сего и ради призрачных «миссионерских целей» смешивается со светским, мы получаем совершенно антимиссионерский результат: от Церкви сегодня отворачиваются верующие, идет отток когда-то симпатизировавших ей наших сограждан, которые обманулись в своих ожиданиях. Для многих уже становится совершенно очевидным, что практикуемые в последнее время способы массовой миссии, когда некоторые представители Церкви настырно лезут во все сферы светской жизни и тем самым сама Церковь все более сливается с мiром, в результате чего размываются традиционные формы православной духовности, абсолютно не оправдали себя и вызывают лишь отторжение наших сограждан от Церкви, раздражение на всех священнослужителей без разбора, а нередко и даже агрессию.

В результате мы видим, как в обществе наблюдается рост антиклерикальных настроений, иногда полным ходом идет высмеивание Церкви в антихристианских СМИ, доходит до поругания святынь и дискредитации духовенства. Поэтому нужно крайне жестко выступать против секуляризации и обмiрщения Церкви, против выхолащивания из нее Святого Духа. Не исключено, что такая разрушительная «миссионерская идеология» последних лет была сознательно заточена на разрушение Русской Православной Церкви.

Сегодня еще существует остаточная инерция благожелательного отношения к Церкви (по недавним данным ВЦИОМ 25% россиян разочаровались в положительном влиянии Церкви на общество), но она истощается с каждым годом, так что не будем удивляться, если скоро наступит новая «безбожная пятилетка».

Миссия Православия – это не вербовка новых адептов. Задача миссии – просвещать людей благой вестью о Христе Спасителе, Распятом и Воскресшем, «Свете Тихом», а не подстраиваться под вкусы и нормы секулярного мiра. Ведь Церковь в силу этого начинает восприниматься этим мiром только в качестве светской организации, осуществляющей «эффективный менеджмент», не более того.

«Миссионеры» сейчас очень уж печалятся, что в наших храмах мало молодёжи. Однако печаль эта напрасна: теперешние молодые люди рано или поздно всё равно окажутся в церкви, но только не посредством сомнительных «миссионерских» приспособленчеств в богослужении и послаблений в традиционной церковной аскетике, не посредством «миссионерских литургий» и «миссионерских листовок», раздаваемых в храмах верующим и прохожим на улице, а окажутся в церкви, когда Сам Господь посетит их скорбями, болезнями, невзгодами, смертью близких…Только при таких обстоятельствах и рождается нерасторжимая молитвенная связь человека с Богом: Возопих всем сердцем моим к щедрому Богу, и услыша мя…, и только при таких обстоятельствах человек понимает на собственном опыте, что без Бога в жизни сей пути ему нет.

Господь Иисус Христос не сказал: придите ко мне все добры молодцы и красны девицы, гламурные телезвезды, рокеры и байкеры, либеральные креаклы и хипстеры…, но приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас (Мф. 11:28). А просто завлечь («влюбить» по выражению протодиакона Кураева или иеромонаха Димитрия Першина) молодого человека в храм очень легко, но так же легко этот человек через некоторое время уйдет из церкви навсегда (см.: Мк. 4:16-17), ибо ему там просто станет скучно: молодой (и не только молодой) успешный человек с бóльшей охотой вместо церкви пойдет в свою субкультурную тусовку попить пива и вкусить прочих «молодежных» развлечений: «Всё – тип-топ! Этот день наш!» Зачем мне церковь? Да ещё и эти «глупые» и непонятные церковные запреты на добрачную любовь! А «жить»-то как?

Беда всех наших постмиссионеров кураевского розлива именно в том, что они, наивно полагая, что обращают массы наших неверующих сограждан к Богу, пребывают в иллюзорной прелести и в своих миссионерских проектах борются с давно вымершими фантомами. И главное – они в своей миссионерской гордыне забывают, или же не хотят понять, что если и возможно что-то сделать по привлечению людей к Церкви, то только своим примером христианской жизни, а не «миссионерскими» листовками или слащавой «влюбленностью», исчезающей яко дым от лица огня при реальной встрече со скорбями, жизненными трудностями, болезнями, смертью ближних… И главное, что в конечном счёте обращает людей к Истине только Сам Бог и любые усилия человеческие чаще всегда остаются втуне: Аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущии (Пс. 126:1).

* * *

Особенно печально и недопустимо, когда подобная миссионерское безумие охватывает некоторых представителей монашества. Монашество сейчас проходит через многие и большие искушения, главное из которых – это его обмiрщение, секуляризация, когда вопреки своему высокому эсхатологическому призванию, монашество в Церкви перестает искать Царство Небесное и начинает заботиться о своем устроении в царстве земном, как если бы оно было окончательным. Это опасное движение называют обмiрщением, потому что оно выражается в погружении в дух времени. Обмiрщение – феномен наиболее враждебный по отношению не только к монашеству, но и ко всей Церкви; у него нет лица, он проявляется как радиация, без цвета, вкуса или запаха, но с непоправимыми последствиями для духовной жизни. Об этом предупреждал святитель Игнатий (Брянчанинов), который опытно познал истинный путь монашества и передал свой бесценный опыт инокам и монахам наших времен, всем тем, кто желает пройти этот путь без преткновения и спасительно для своей души:

«Важная примета кончины монашества: повсеместное оставление внутреннего делания и удовлетворение себя наружностию напоказ. Весьма часто актерскою наружностию маскируется страшная безнравственность. Истинным монахам нет житья в монастырях от монахов актеров. За такое жительство, чуждое внутреннего делания, сего единого средства к общению с Богом, человеки делаются непотребными для Бога, как Бог объявил допотопным прогрессистам».

Неужели кто-то всерьез полагает, что народ, насмотревшись на т.н. «миссионерское монашеское делание» (например, гламурного эстрадного иеромонаха о. Фотия), повалит в храм, как на концерт, а потом втянется, воцерковится? Никогда так не бывало, а бывало ровно наоборот, пример католиков перед глазами. Святые отцы напоминают нам, что свет для мiрян – это монахи, а свет для монахов – ангелы. Монахи – это свет мiру. Гламурные же монахи – это соблазн для мiрян, и беда для всей Церкви. Ныне идет обмiрщение, принесение мiра в Церковь.

Задача монаха – внутренне духовное делание. Следует всегда помнить, что молитвами праведников, которые оставили все, чтобы служить Богу в тишине и одиночестве, мiр держится. Монахи, которые дали обет отречения от мiра, нестяжания и послушания, и умерли для мiрских греховных страстей, чтобы душой общаться с Духом Святым и через благодать приводить людей к Богу, не должны участвовать в мiрских шоу-мероприятиях. Тем более для иеромонаха, который предстоит в храме пред престолом Божиим, выступать на светском зрелище, не имеющем никакого отношения ни к Церкви, ни к Богу, ни к проповеди о Христе, недопустимо. Да и кого выступление монаха на светском шоу сможет привлечь ко Христу?!

Но перед нами предстает постмодернистская картина – иеромонах идет в мiр «миссионерить» языком не евангельской проповеди, а языком этого самого мiра! Он выступает по телевидению, развлекая праздную толпу. Апостол Иоанн строго предупреждает: Не любите мiра, ни того, что в мiре: кто любит мiр, в том нет любви Отчей. Ибо все, что в мiре: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мiра сего (1 Ин. 2:15–16). Как же можно монаху, посвятившему себя Богу, возвращаться обратно в мiр, исполнять чувственные романсы, будоражащие страсти, срывать аплодисменты и говорить о некоем миссионерстве? Какой огромный вред для своей бессмертной души понесет монах, вырванный из монастыря и помещенный в развратную горловину кипящих человеческих страстей! О его душе не подумали, а сказали: «Иди, помиссионерь!»

Подобные выступления миссионерствующих представителей православного монашества свидетельствует о страшной секуляризации Церкви. Идет жуткая подмена – духовное заменяется душевным, чуждым Христа. Нередко именно из-за подобного «миссионерского» подстраивания Церкви к мiру сему, когда Церковь утрачивает евангельскую соль, простые люди, желавшие видеть в Церкви неотмiрную божественную структуру, разочаровываются в Церкви, видя в ней всего лишь один из множества светских социальных институтов.

И самое опасное заключается в том, что такие «гламурные» монахи, которым по духу чужда монашеская и монастырская жизнь, со временем возводятся в архиерейское достоинство и наполняют собой епископат Русской Церкви. Результаты такой архипастырской деятельности бывают весьма плачевными, вызывающими немалый соблазн у простых верующих: это и тяга владыки к непомерной роскоши, это и скандальные случаи содомии, это и светский образ жизни, несоответствующий монашеским обетам, это и склонность таких епископов, не стяжавших подлинного монашеского духа в стенах монастырей, к модернизму, обновленческим нововведениям и экуменизму… Покойный Патриарх Алексий II старался подбирать ставленников в епископский сан из числа братий Троице-Сергиевой лавры, славящейся глубокими и древними монашескими традициями.

А если наши архипастыри благословляют участие иеромонахов в светских музыкальных шоу-проектах и видят сходство в манере чтения рэпа и церковных молитв (см.: Митрополит Иларион (Алфеев). «В рэпе есть нечто общее с церковной традицией»), то не стоит особенно удивляться, если мы получаем в качестве «симметричного ответа» то, что получили в 2012 году на амвоне в Храме Христа Спасителя.

Епископ Выборгский Игнатий (Пунин)

Иеромонах Фотий (Мочалов)

Господь предупреждает нас от неуместной миссионерской ретивости и желания насаждать свою веру тем, кто этого совершенно не желает: Ты имеешь веру? имей ее сам в себе, пред Богом (Рим. 14:22). Подобная миссионерская настырность сравни насаждению либеральной демократии по лекалам USA с помощью цветных революций и военно-политической интервенции тем странам и регионам, где еще не ступала нога американского либерализатора и где народы не желают жить в условиях несвойственной им демократии. «Миссионерский» экспорт Православия – это самый настоящий церковный троцкизм, ибо по своей сути и методике ничем не отличается от экспорта всему человечеству как всемiрной революции и коммунистического учения, так и новой глобальной религии – евроатлантического Всемiрного Либерального Проекта демократии и прав человека. А устроение всевозможных «миссионерских перформансов» на территории обитания светского общества (миссионерские теле-шоу, рок-концерты, листовки, и т.п.) с целью завлечь население в церковь аналогично политическому «миссионерству от демократии» – расширению NATO на Восток и насаждению либеральных европейских ценностей местным аборигенам. Печальные плоды такого насаждения силовым путем чуждых ценностей мы видим на примере (отмиссионеренной) разбомбленной силами NATO Югославии, разоренных американскими цивилизаторами Ливии, Афганистана, Ирака, а теперь и Сирии. А как следствие – теракты в Западной Европе, или печальные события в Кёльне: множество изнасилованных немок мигрантами и беженцами из северной Африки и Азии, которые таким брутальным способом решили «отомстить» европейцам за их разрушенные NATO и США страны с «миссионерской» целью насаждения общеевропейских ценностей и демократии по американским лекалам.

Миссионер должен рассматриваться как сознательный погромщик Церкви, а миссионерство – как церковный троцкизм: «Вы ещё не православные? Тогда мы летим к вам!»

Напомним слова духоносного подвижника и миссионера ХХ века иеромонаха Серафима (Роуза): «Православие именно поэтому-то и живо, что светит другим и не имеет нужды в учреждении “миссионерского отдела”».

* * *

2. Спортивная рыбалка — блестящий пример креативного миссионерства

Евангелие от Матфея: Проходя же близ моря Галилейского, Иисус увидел двух братьев: Симона, называемого Петром, и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы, и говорит им: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков. И они тотчас, оставив сети, последовали за Ним (Мф. 4:18–20).

3. Новые креативные аспекты миссионерского служения Белгородской епархии: старооскольский священник Максим Пастухов принял участие в чемпионате по бодибилдингу и фитнес-бикини

8 октября 2017 года староосколький иерей Белгородской епархии о.Максим Пастухов принял участие в Открытом чемпионате Белгородской области по бодибилдингу и фитнес-бикини. Священник Максим Пастухов выступил в категории «возрастных» атлетов. Отец Максим – настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы в селе Ивановка и «по совместительству» тренер по фитнесу и бодибилдингу православного спортклуба имени свт. Иоасафа Белгородского.

После обучения в семинарии отец Максим служил дьяконом в Старом Осколе, а затем стал настоятелем храма в Ивановке. Примерно через год после того, как перебрался в село, батюшка Максим по благословению Председателя Миссионерского отдела Московского патриархата митрополита Белгородского и Старооскольского Иоанна организовал в Ивановке спортивный клуб. Отец Максим Пастухов считает, что ни к чему разделять спорт и богослужение «Это тренировка тела и духа», – говорит он.

Соревнования, в которых участвовало 60 атлетов из десяти регионов России, прошли 8 октября в Центре молодёжных инициатив. Креативный батюшка Максим Пастухов занял почетное третье место.

На снимках: священник Максим Пастухов — второй справа

Николай Каверин
Журнал «Благодатный огонь»

Заметки на полях

  • Из комментариев под этим материалом на сайте «Благодатный огонь»:

    Роман 19/02/2019 в 19:26:44
    На снимке патриарх бесов палкой отгоняет, на другом снимке епископ Игнатий призывает иметь скромную машину, монах Фотий призывает, мол кому в миру стало скорбно жить — пожалуйте к нам, другой священник дает пример, как нужно держать свое тело в уздах, а не разносить до безобразия. В общем, здесь не видно, в чем их можно осудить, все замечательно.

    Роман 19/02/2019 в 19:17:22
    Девушки к накаченному священнику на исповедь, после увиденного, будут стесняться подходить.

    Виктор 18/11/2017 в 20:42:41
    Мы не желаем нашим невоцерковленным братьям и сестрам смерти в аду и поэтому мы категорически против того, чтобы перед ними позировали голые священники, а так же читали им рэп и пели попсовые романсы! Мне вот интересно, вы со своей рефлексией и заумными размышлениями реально не видите, как эти скоморохи в рясах выставляют себя и всю нашу Церковь на посмешище или вы осознанно заодно с ними? Скажите прямо, без «метафизики» и отсылок к советским фильмам и понравившимся вам цитатам из Святых Отцов, вам реально не кажется уже просто краем и дном апостасии попытка духовенства низвести РПЦ до уровня деструктивных субкультур, из которых эта же самая «спасаемая» молодежь завтра вырастет и будет вспоминать с усмешкой?

    Виктор 15/11/2017 в 09:52:17
    … Метафизика метафизикой, а я вам простой пример из жизни приведу. Один мальчик учится на пятерки, читает книжки, ходит на тренировки, играет в шахматы. А второй курит, пьет, гуляет с ночи до утра, прогуливает школу и обижает тех кто слабей. Мама первого мальчика строго запретила ему дружить со вторым, но тот решил всё же подружиться с ним и хорошо на него влиять, чтобы он тоже учился, развивался и родителей слушался. Итог от этой дружбы: и тот не исправился, и второй испортился. Тоже самое и с нашими миссионерами. Они не хотят обличать мир, бояться испугать его и стараются подружиться с ним, принимая его правила. И вдруг делают для себя открытие: оказывается выступать перед многотысячной аудиторией с песнями, гораздо приятнее чем читать «Добротолюбие» у себя в келии и поклоны класть. Рок, рэп, эстрада, байк-шоу, железный спорт — остались прежними, изменились пастыри и их паства. Так и в экуменизме — это не еретики стали ближе к православным экуменистам, а православные экуменисты вплотную приблизились к еретикам, и скорее всего если не окстятся скоро и сами станут ими.

    Виктор 12/11/2017 в 10:50:31
    … Люди пришли слушать рок-музыку и вдруг на сцене появляется Кураев или Рыбко и несут какое-то бесоболие, комплементируя публику и приобщаясь к ней. Люди идут посмотреть соревнования по бодибилдингу и фитнесс бикини — и тут на сцену выходит качок-священник и начинает перед ними позировать… Я просто для примера привел зеков, которые от священника будут ждать строгости, любви и сострадания к их душам, а не совместное распитие чефира и пения блатных песен. Миллионы людей, увы, сидят на лавочках и пьют самогон с аптечными настойками — так может миссионерам стоит и к ним присоединиться?
    Вы почитайте жития настоящих миссионеров — они к язычникам шли, но не вели себя как язычники и не одобряли их образ жизни. А вот это «разговаривать с молодёжью на их языке» — демагогия. То что субкультуры иногда используют сленговые словечки, вовсе не значит, что они не поймут обычного русского языка без слов паразитов. Священник разговаривающий на каком-то им самим выдуманном «молодёжном языке» просто смешон и никакого уважения у своей потенциальной паствы не вызывает.

    Илья 05/11/2017 в 03:50:33
    Первоочередной задачей церковного официоза внутри страны является конечно воодушевление паствы на подвиги веры, укрепление и сплочение их рядов, зоркая охрана вверенных им душ от ереси и прочих мирских соблазнов… А ещё попытка занятия и удержания определенных выгодных им позиций в нашем светском обществе. Поддержания лояльных и даже в чём-то компаньонских отношений с действующей властью, СМИ и другими структурами, от которых напрямую зависит их комфортное существование. Так, если с момента Крещения Руси Церковь проповедала государствообразующую веру и была остро необходима Российской Империи, потребности прогибаться и плясать под чью-то дудку не было. А вот в светском государстве РФ, образовавшимся из атеистического СССР такая потребность, увы, есть. Как, впрочем, и альтернатива — быть Церковью независимой от мирских князей и потому полностью лишённой их поддержки. Системе не нужны, и даже опасны миллионы верующих людей, в чём-то лояльных действующей власти, но руководствующихся по жизни Евангелием и Приданием Святых Отцов. Потребители из таких никакие — модная и сексуальная одежда им не нужна, фитнесс тренера, пластические хирурги и косметологи тоже, шоу-бизнес не интересен, фастфуды и всевозможные гастрономические изыски им чужды, кредиты на Айфоны и «красивую жизнь» брать не хотят, даже обогащения и роскоши не ищут. А за свою веру и право жить так, как они хотят готовы даже умирать в страшных муках и считают такую возможность просто даром Божьим. Они вообще никак не вписываются в современные реалии без конфликта со всем окружающим миром, где взяточничество и подлость, начинается в роддоме идёт бок о бок с человеком через всю его жизнь, а заканчивается распределением мест на кладбище. Поэтому-то и идёт система тесно на сотрудничество с нашим официозом: лезьте во власть и бизнес — мы вам рады, пользуйтесь всеми благами мира, приходите на СМИ и выступайте любых ток-шоу, имейте собственные каналы на ТВ — да хоть собственные яхты и самолёты — мы вам даже больше прав дадим чем обычным гражданам — закон о защите чувств верующих, например. Только, пожалуйста, объясните своим людям, что в этом всём нет ничего плохого — ни в массовой культуре, ни в роскоши, ни в бодибилдинге и фитнесс-бикини. Иначе мы ведь и пересмотреть своё отношение к вам можем.

    Виктор 03/11/2017 в 23:59:52
    Смотрел видео давно. В какой-то прям очень строгой тюрьме для матерых преступников появился храм. Показали их богослужение… они на литургии не плакали, а просто ревели как на похоронах… лысые такие, с татуировками… Ну и священника показали. Говорит сначала трудно было, особенно исповедь у них принимать, потом, мол, Бог дал сил — справляется… Так прям легко после этой передачи на душе стало. Я это к чему. Вот эти духовные чада Кураева, Шмемана и Меня, получи с верхов распоряжение вести миссию среди зеков, стали бы с ними на воровском жаргоне разговаривать, ходить с ними на стрелки и их криминальных авторитетов знать, уважать и цитировать?

    Илья 03/11/2017 в 13:40:17
    Нужно взвешено посмотреть на проблему и понять что собственно происходит, как мы в такой ситуации оказались и что теперь делать. Значит, мы имеем дело с иеромонахами занятыми в развлекательной индустрии и священниками, в одних трусах и без нательных крестиков позирующих на подиуме. С экзальтированными политиками, которые от лица православной общественности провоцируют беспорядки. Различными молодёжными организациями типа «Христианского государства» и «Божьей воли», возглавляемого отморозками. Ну и как вишенка на торте «рэп-батюшками», которым наверное скоро придется выступать на Версусе в рэп-баттлах, где их визави пройдутся и по их матерям, и по женам, и по церкви, которую они представляют. Что это такое вообще? Что за «шутовство гороховое»? А это шоу. И цель его не несение православия в массы, нет… Чтобы люди не шли в Церковь — давайте покажем её дебильной и коррумпированной организацией…
    Просто идёт шоу. Глупое, бездушное, глобальное шоу. Цель которого ещё сильнее загнать человека в чувство безысходности и экран мобильного устройства.

    Елена 31/10/2017 в 16:08:12
    Жалко людей, которые соблазняются поведением этих миссионеров и хулят Церковь. А миссионеры видно давно Евангелие не перечитывали, им ведь некогда, более важными делами заняты, а то бы прочитали: А кто соблазнит одного из малых сих… тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили гл.5 Ев. от Иоанна

    http://www.blagogon.ru/digest/799/

  • Шел 1968 год. Широким фронтом насупал экуменизм.В «ЖМП»публиковали статьи митрополита Никодима. Семинаристы просили батюшку разъяснить церковную политику, задавали вопросы, а он отвечал: «Вот вы, студенты не знаете всех тонкостей, а что же говорить о мирских людях? «Икономия», «акривия»…Могут ли они знать, что под этим понимать? Знаете, какое предательство Церкви здесь, в этих словах?! Изменение полностью устава, изменение всего!..» Вскоре отца Тихона из академии удалили.
    Рассказывали, что ему было приказано выехать из обители в 24 часа.
    Прощаясь с Лаврой, батюшка очень скорбел о студентах, говорил одной монахине: «Очень мне жалко ребятишек, очень жалко. Их будут совсем по-другому учить, когда я уйду. Не то им будут читать». И не мог сдержать слез. Впереди было тридцать три года скитания на чужбине, когда порой негде было главу приклонить…(Из жизнеописания схиархимандрита Пантелеимона (Агрикова))

  • Когда батюшка организует группу для занятий спортом, плохого в этом ничего нет. Плохо другое, когда такие группы без Божьего благословения, как без руля и ветрил.
    А патриарх Кирилл с лаптой в руках порадовал: наш человек, мужик!

  • Владимир Иванович, не мужик он наш, а пастырь. Как и священник в трусах.

  • Ольга Сергеевна, он же не в храме, а на показе, соревновании. Там в рясе нельзя.
    У нас в России выражение «наш человек, мужик!» означает одно свой человек. Для патриарха это тоже очень важно. Он ведь не за границей, не в Греции какой-то. Но патриарх Русской Православной Церкви.
    Вспомнилось из прошлого. С 1988 по 1994 гг. руководил подростковым клубом. А летом собирали травы в тайге. И вот недавно нашёл фото того времени. После работы (высокогорье, температура +35 и выше, мошка, комары, слепни) по приезду на базу купались в горной речке. А после две девчонки попросили с ними сфотографироваться. Как были в плавках и купальниках. Сегодня (после 25 лет европеизации и частичного принятия европейских бес-ценностей) это можно интерпретировать как угодно. Но тогда мы не видели в этом похабщины. Даже спустя 10-12 лет, девчонки (а их у меня занималось и ездило в тайгу около 60-ти) рассказывали, что даже при всех проблемах с бушующими гормонами у них не было дурных мыслей в головах. Да и пацаны ко мне ходили вовсе не маменькины сынки. Один из них два года назад незадолго до своей смерти сказал: «если бы не было этих занятий, то из нас выросли бандиты». Ребята трудные были.

  • Владимир Иванович, дело в том, что от спортсмена мы ждём физических достижений, от художника (в широком смысле слова) – художественных, от учёного – научных, от священника – духовных. И обращаться с соответствующими вопросами будем к каждому из них. Если священник становится спортсменом, он таким образом как бы «освящает» спорт, обращая наше внимание на эту сторону жизни. Но мы о ней и так знали. У нас нужда в духовном (и мы хотим получить духовное именно от священника, потому что ни спортсмен, ни художник не могут этого нам дать – по крайней мере, в рамках своей профессиональной деятельности.) Один молодой минский священник записал проповедь «Про секс». Неужели и это хорошо? Неужели кому-то это заменит проповедь Евангелия?
    По-видимому, занимаясь с подростками, Вы находились на своём месте – вот так и должно быть. Вы не священник, но дали «трудным ребятам» много хорошего. А если бы на Вашем месте был священник – неизвестно, насколько бы это было уместно.
    Один известный священник занимался с детьми в православном лагере. Общался с ними очень свободно, одевался – тоже, даже более чем, и до поры до времени ни у кого «не было дурных мыслей в головах». Но потом у кого-то они всё же появились. Печальный конец известен…
    Не случайно у священников особые одежды, причём не только в Храме, но и в повседневной жизни (по крайней мере, это предполагается). Эти одежды как бы вычёркивают их из системы «мужчины и женщины» и включают в систему «отцы, братья и сестры». Если священники забудут об этом, где же еще мы возьмем эти бережные, благоговейные, высокие отношения между людьми? Неужели только в Евангелии и житиях? Но ведь наша жизнь в каком-то смысле должна быть их продолжением. А рассматривать священника в трусах – это, по-моему, еще и грех хамства, даже если он сам напрашивается.

  • В этой же статье написано!
    «Идет жуткая подмена – духовное заменяется душевным, чуждым Христа. Нередко именно из-за подобного «миссионерского» подстраивания Церкви к мiру сему, когда Церковь утрачивает евангельскую соль, простые люди, желавшие видеть в Церкви неотмiрную божественную структуру, разочаровываются в Церкви, видя в ней всего лишь один из множества светских социальных институтов.»

  • Уточним: мнение всей Поместной Церкви по каким-то современным вопросам может высказать только Собор или Синод или Патриарх, по должности, поэтому прочитанную статью рассматриваю, как выражение частного мнения Николая Каверина. Автор христианин — консервативный миссионер, не священник и не монах. Что даёт статья? Чем поможет в годину нестроений и сомнений?

    «Подобные выступления миссионерствующих представителей православного монашества свидетельствует о страшной секуляризации Церкви. Идет жуткая подмена – духовное заменяется душевным, чуждым Христа.» Безспорный факт.

    Почему нет анализа? Например «идёт подмена» — у подмены есть ноги? Откуда пришла, и кто ей переставляет эти ноги? А личности самих этих «миссионеров» вообще не принимаются во внимание, вот монах — и всё! У автора всё просто, и списано откуда надо: «Задача монаха – внутренне духовное делание. Следует всегда помнить, что молитвами праведников, которые оставили все, чтобы служить Богу в тишине и одиночестве, мiр держится. Монахи, которые дали обет отречения от мiра, нестяжания и послушания, и умерли для мiрских греховных страстей, чтобы душой общаться с Духом Святым и через благодать приводить людей к Богу, не должны участвовать в мирских шоу-мероприятиях. Тем более для иеромонаха, который предстоит в храме пред престолом Божиим, выступать на светском зрелище, не имеющем никакого отношения ни к Церкви, ни к Богу, ни к проповеди о Христе, недопустимо».

    И точка. Автор судья ещё тот. Точно знает, кто кому и что должен. Если бы ещё за каждого решил, что кому дальше делать и цены бы ему не было.

    Принятие монашества или священства в столь юном возрасте у любого могло быть ошибкой, а теперь куда деваться, тем более, что митрополит Иларион Алфеев поддержит и оправдает. Может ведь быть, что «оставили все, чтобы служить Богу в тишине и одиночестве» — это не его, сломается. Уйти было бы честнее, а сознательно ломать себя через колено?…. Можно прикрыться словом «миссионер» и заниматься любимым делом, что они и делают, а вовсе не «миссионерствуют», и даже не собираются. Посмотрите на них – люди счастливы!

    Понятна его консервативная позиция, но по сути она ничего не объясняет. Прекрасная и своевременная подборка фактов с применением множества цитат, которыми можно объяснить абсолютно всё! Кто бы из публицистов приподнял завесу, чтобы глянуть на причину и следствия нынешних событий. Ждём-с. А любовь христианская просматривается только в заключительной цитате иером. Серафима Роуза.

    К слову о миссионерстве: «Не нужно ближних убеждать. Это безполезно. Можете и на голове стоять перед ними и ничего не достигнете. Ближних нужно только любить. Абсолютная Любовь не меняется и продолжается Вечно» (арх. Фаддей Витовницкий).

    Что вовсе не исключает публицистику.

  • В добавление к комментарию Ирины.
    «Духовный путь практически мало кому знаком»- автору по видимому он известен досконально.
    «Когда сакральное в угоду мiра сего и ради призрачных «миссионерских целей» смешивается со светским, мы получаем совершенно антимиссионерский результат: от Церкви сегодня отворачиваются верующие, идет отток когда-то симпатизировавших ей наших сограждан, которые обманулись в своих ожиданиях.» — причина оттока граждан??
    «Церкви настырно лезут во все сферы светской жизни и тем самым сама Церковь все более сливается с миром»- вообще то очень сомнительное утверждение.
    «а окажутся в церкви, когда Сам Господь посетит их скорбями, болезнями, невзгодами, смертью близких…Только при таких обстоятельствах и рождается нерасторжимая молитвенная связь человека с Богом:»- а по другой причине никак? Может опрос провести?
    «Миссионер должен рассматриваться как сознательный погромщик Церкви, а миссионерство – как церковный троцкизм: «Вы ещё не православные? Тогда мы летим к вам!»»-естественный вывод,долой миссионерство.

  • Да, описанные Н. Кавериным люди и события, не выдумка, а, к сожалению, данность, от которой не отмахнешься. Вот уж, воистину, жить в мiре и быть свободным от мiра очень трудно, а многим и невозможно. Не знаю,вина ли в этом священников или беда их? Думается, скорее беда, ведь заигрывание с мiром добром для них, их душ не кончится, и их искренне жаль.
    При теперешней церковной политике, когда во главу угла ставится количество (любой ценой больше храмов, монастырей, епархий, архиреев, прихожан), страдает качество — приходят случайные люди, не готовые отказывать себе в маленьких и не очень радостях, относящихся к своему занятию просто как к профессии и ходящих в Церковь не на службу, а на работу. Глядя на таких, конечно задаешься вопросом: а верят ли они в Бога?
    Для паствы это не меньшая беда, ибо многие, особенно на первых порах, приходят в Храм не к Богу, а к понравившемуся батюшке, аввочке, владыченьке. А батюшка-то из разряда «жутковерующих», а то и безбожник, ведь «свои для мIра — чуждые Христу!» (из стихотворения иеромонаха Романа). Хорошо, если разочаруешься только в таком «пастыре», а если в Боге?
    Как прав псалмопевец Давид, призывающий «не надеяться на князи, на сыны человеческия», но как самому, без опытного духовного руководства, разобраться во всем, придти всем существом своим ко Христу, чтобы уже ни один возлюбивший мiр священник, монах не был страшен?

  • Людмила, думаю, священники, описанные в статье Н. Каверина, опасны только для тех, кто стоит на пороге Церкви (и к кому, кстати говоря, обращена их «миссия»). Тому, кто уже в Церкви, кто прикоснулся ко Христу, встретил других пастырей, всё это не страшно. Но, конечно же, больно — и за иеромонаха Фотия, и за этого священника-атлета: ведь это образ Божий, это наша Церковь. Вы правы: изо всех нужно стараться узнать Христа, тогда вера никогда не поколеблется.

  • «Если бы мы умели всей глубиной своего существа вглядываться в лик Христов, тот незримый лик, который можно увидеть, если только обернуться к собственным глубинам, и который тогда всплывёт из этих глубин на поверхность, тогда окружающие нас люди встретили бы и ощутили воздействие покоя, глубинности, мира, силы — одновременно мощной и нежной — и поняли бы, что есть святость в Церкви. И этой святости не надо было бы делать отчаянных усилий проявлять себя ради того, чтобы другие поверили, что Церковь свята. Все бы уверовали — но это так трудно сделать, глядя на нас!» Митрополит Антоний Сурожский

Уважаемые читатели, прежде чем оставить отзыв под любым материалом на сайте «Ветрово», обратите внимание на эпиграф на главной странице. Не нужно вопреки словам евангелиста Иоанна склонять других читателей к дружбе с мiром, которая есть вражда на Бога. Мы боремся с грехом и без­нрав­ствен­ностью, с тем, что ведёт к погибели души. Если для кого-то безобразие и безнравственность стали нормой, то он ошибся дверью.

Календарь на 2024 год

«Стихотворения иеромонаха Романа»

Сретенские строки

Новый поэтический сборник иеромонаха Романа

Не сообразуйтеся веку сему

Книга прозы иеромонаха Романа

Где найти новые книги отца Романа

Список магазинов и церковных лавок