col sm md lg xl (...)
Не любите мира, ни яже в мире...
(1 Ин. 2:15)
Ветрово

Елизавета Александрова-Зорина. Триумф безволия

Публикуется в сокращении

 

…Синдром выученной беспомощности был описан американскими психологами Мартином Селигманом и Стивеном Майером в 1967 году. Первые эксперименты были проведены на животных: собак подвергали неконтролируемому воздействию слабых ударов тока, а затем помещали в условия, в которых они могли избежать неприятных ощущений, но ровным счетом ничего не делали. Затем опыты были поставлены и на людях. Выученную беспомощность Селигман сформулировал как состояние, возникающее в ситуации, когда нам кажется, будто от нас ничего не зависит и мы не можем ничего сделать, чтобы предотвратить или изменить неприятные события. Беспомощность проявляется в трех сферах: мотивационной, эмоциональной и когнитивной. В мотивационной — потерей веры в себя и желания влиять на ситуацию. В эмоциональной — подавленностью, вплоть до глубокой депрессии. В когнитивной — неспособностью обучаться тому, как выйти из сложившейся ситуации.

Похоже, самый масштабный эксперимент по погружению людей в это состояние проводится сегодня в России. Синдромом выученной беспомощности в нашей стране страдает, по оценкам социологов и психологов, до 90 процентов жителей. Впрочем, это можно заметить и без ученых.

Мы с мужем провели полтора года в трехстах километрах от Москвы, в центральной, относительно благополучной Калужской области. Жители нашей деревни были людьми шумными, скандальными и чуть что — хватались за нож или бутылку, из которой тут же расцветала «розочка». Вечерами с улицы то и дело доносились крики: у кого-то курицу украли, у кого-то пса отравили, у кого-то жену увели, кому-то в глаз по пьяному делу врезали — и теперь он, вооружившись топором, бежит наказать обидчиков. «Водопровод» у деревенских представлял собой трубы, самовольно проложенные от колонок, но и такая роскошь была не у всех, так что многие по старинке таскали воду ведрами из колонки. И вот в унылом и холодном ноябре в деревенских колонках пропала вода. Ближайший источник — колодец в овраге, к которому в это время года добраться нелегко по скользкому и опасному склону. Бойкие, шумные жители деревни, готовые скандалить друг с другом и драться по любому поводу, покорно потащились в овраг с ведрами, заполняя все емкости, какие только были в их домах.

Когда я спросила, как долго не будет воды, мне ответили: «До весны не ждите». Уверенные, что местным виднее, мы с мужем стали собирать вещи, но за день до отъезда я все же позвонила в водоканал. На всякий случай, чтобы удостовериться, что воды не будет так долго. Мой звонок там стал сюрпризом! Оказалось, ни один житель (а телефон почти в каждом доме) не сообщил, что произошла авария. На следующий день приехала «аварийка», и в деревне снова появилась вода. Если бы я не позвонила, деревенские, вероятно, так бы и сидели без воды до весны.

Изношенные электросети, наследие советских времен, тоже часто не выдерживали нагрузки, и дома погружались в темноту. Об этом также нужно было сообщать в аварийную службу, телефон которой легко найти, но люди, похоже, предпочитали надеяться на чудо. В роли «чуда» обычно выступала я. И если свет отключался ночью, то деревенские, встающие рано, сидели впотьмах до тех пор, пока я не просыпалась ближе к полудню. Вот он, классический синдром выученной беспомощности, охвативший в данном случае целую деревню.

Я не сторонница теории заговоров, но убеждена, что власть расчетливо формирует аморфное, покорное, манипулируемое общество, используя все возможные политические, карательные и информационные ресурсы. «Народ — это чистый лист бумаги, на котором можно рисовать любой иероглиф», — говорил Мао. Русский народ — это белый экран, по которому можно показывать любое кино.

Знаменитый ученый Грегори Бейтсон сформулировал концепцию «double bind» («двойная прошивка» или «двойное послание»). «Двойные прошивки» возникают, когда обществу посылаются противоположные сигналы разного логического типа. Например, президент говорит, что борется с олигархами, а потом награждает их орденами «За заслуги перед Отечеством»; или правительство обещает, что цены не будут расти, а они за месяц взлетают вдвое; или церковь учит, что стяжательство — это грех, и легче верблюду пройти сквозь игольное ушко, чем богатым попасть в царствие небесное, — а патриарх разъезжает в кортеже с охраной и лобызается с сильными мира сего. Люди, которых постоянно подвергают такому воздействию, перестают различать буквальное и метафорическое, подозревая заговор там, где его нет, и, наоборот, теряя умение понимать иронию и подтекст. (Прекрасная иллюстрация к сказанному — мое сатирическое открытое письмо «Искоренить «пятую колонну» в школьной программе», напечатанное в «МК». Которое, несмотря на откровенный сарказм и отсылки к Салтыкову-Щедрину и Козьме Пруткову, многие приняли всерьез, обвинив меня в покушении на русскую литературу и даже «правительственный заказ».) Ключевой момент «двойной прошивки» — запрет критически анализировать несоответствие. Поэтому православным «нельзя» критиковать иерархов («Господу виднее»), налогоплательщикам — правительство («министры умнее»), а критика президента — и вовсе почти что измена Родине.

Расщепление сознания стало главным инструментом подавления гражданской воли даже в зачаточном состоянии и выжигании свободомыслия на корню. Наше общество находится на грани нервного срыва. Просмотр новостей можно сравнить с черепно-мозговой травмой, а постоянное сидение перед телевизором равносильно добровольной лоботомии. Сфабрикованные репортажи, противоречащие друг другу высказывания политиков, информационные вбросы, спланированные фейки и тут же — заранее спланированные опровержения, слова, полностью опровергающие совершённые поступки, нелепые поправки и безумные инициативы законодателей… Все это погружает людей в непроходящий стресс, который становится образом жизни. А «25-м кадром» мелькает: «Не надейся, не верь в себя, не действуй!»

Существует ряд депутатов, церковников, членов правительства и деятелей культуры, озвучивающих нарочито нелепые предложения или выдвигающие одиозные инициативы, зачастую милостиво отклоняемые вышестоящими инстанциями. Нет, их высказывания — не просто скандальные пиар-акции. Постоянно прислушиваясь к бессмысленным, противоречивым новостям, находясь в неведении насчет истинных намерений власти, пребывая в постоянном ожидании, что новый безумный закон будет взят на вооружение, и не умея уже отличить черное от белого, а правду от лжи, люди становятся подавленными и безразличными к собственному будущему.

Десятки миллионов человек погружены в сомнамбулическое состояние, граничащее с потерей инстинкта самосохранения. Они ненавидят власть, но патологически боятся ее смены. Они ощущают несправедливость и незащищенность, но терпеть не могут борцов за гражданские права. Они ненавидят чиновников и правительство, но выступают за тотальное государственное вмешательство во все сферы жизни. Они проклинают коррупционную структуру, но благословляют властную вертикаль, на которую насажены, как шашлык на шомпол. Они боятся полиции, но хотят усиления полицейского контроля в стране. Они все более нищие, но презирают таких же нищих, как они, и восхищаются богатыми. Они чувствуют себя обманутыми, но верят телевизору; повторяют, как мантру: «Лишь бы не было войны», но радуются войне. Они жертвы с чувством вселенского превосходства. Они не только не могут, но и не хотят на что-то влиять.

Елизавета Александрова-Зорина
«Московский комсомолец»

Заметки на полях

  • Краснодар

    Мне кажется, редактору стоит повнимательнее относиться к содержанию некоторых статей, представленных на сайте и оценивать их прежде всего с точки зрения душеспасительного чтения. Побольше Святых Отцов, а ещё лучше только их. Ведь время показало, что они не ошибались. А стихи отца Романа, как достойное им обрамление. Поясню свою точку зрения, после прочтения статей, посвященных Святому Писанию или опыту Святых Отцов, возникает желание стать лучше, что то делать для своего спасения. После прочтения подобных статей- куча негатива и ничего больше. Отцу Роману, милости Божией.

  • Тверь

    Происходящие вокруг нас события, не могут не влиять на спасение души. Находясь в социуме, не получится отгородиться настолько, чтобы ничего не видеть, и не почувствовать этого расщепления сознания с целью подавления гражданской воли, о котором пишет автор статьи. Вспомнить хотя бы коммунистическую пропаганду времён СССР. Разве не повлияла она на становление умов, личностей, общего народного менталитета? Сколько впоследствии было людей, проживших жизнь и считающих себя обделёнными, что от них скрывали самое главное! А сколько людей покинули этот мiр, так и не узнав о Боге, из-за мнимых идеологов, политиков и их гнилой пропаганды!
    Сейчас многое разрешено, кругом Храмы, книги, живое общение с верующими. Но и методы у безбожников становятся всё более изощрёнными. Если мы сами не будем об этом знать, то как объясним это своим детям? Посмотрите, что творится в соцсетях! И современная молодёжь уже вполне серьёзно считает это нормой.
    Параллельно с чтением святых отцов (а кому-то и до этого чтения), необходимо читать и многое-многое другое. Один из священников часто говорит о том, что прежде, чем стать духовно образованным человеком, сначала нужно стать просто человеком.
    Многие стихотворения отца Романа также отражают тревогу и боль за свою Родину.
    Однажды глубоко затронули душу такие строки из его песнопения:
    «А звонарь знаменитый навевает звоном грусть.
    Разве ты была убита,
    О моя Святая Русь?»

  • Нижний Новгород

    Самый масштабный эксперимент по погружению людей в состояние беспомощности был проведён в советские времена, о чем автор газеты «Московский комсомолец» умалчивает.
    А вот это вообще непонятно: «Ключевой момент «двойной прошивки» — запрет критически анализировать несоответствие. Поэтому православным «нельзя» критиковать иерархов («Господу виднее»), налогоплательщикам — правительство («министры умнее»), а критика президента — и вовсе почти что измена Родине.»
    Президента и правительство сейчас не критикует разве что ленивый, а вот критика генсеков, тем более — генералиссимуса, критика политики ЦК КПСС, действительно, приравнивалась к измене Родине.
    Православным же «нельзя» критиковать иерархов не из-за запрета «критически анализировать несоответствие», а по другой причине, никак не связанной с целью воспитать в верующих «выученную беспомощность».

  • МО

    Согласен с Вами, Людмила Николаевна. Очередную порцию лапши вешают нам на уши московские комсомольцы, среди которых автор сей статьи Елизаве́та Бори́совна Алекса́ндрова-Зо́рина, комсомолка, спортсменка, «атеистка, придерживается ультра-левых взглядов – коммунистка».
    https://clck.ru/atBYR

    Я даже вчитываться в эту статью не стал, догадываясь, что там очередное поверхностное плетение словес, но Вы с присущей Вам обстоятельностью вчитались и совершенно верно заметили: «Самый масштабный эксперимент по погружению людей в состояние беспомощности был проведён в советские времена, о чем автор газеты «Московский комсомолец» умалчивает».

    Да, умалчивает, и только бурю в стакане воды поднимает своей «непримиримостью», потому что не понимает подлинных причин происходящего. Замечаю, что на Ветрово время от времени появляются статьи обобщающего характера, в которых различные авторши пытаются широкоформатно осмыслить происходящее в стране. Вот, например, работа Е. С. Молостовой «Модели «нового человека» в советский период: подступы к трансгуманизму». В этой статье не умалчивается, как Вы говорите, «самый масштабный эксперимент по погружению людей в состояние беспомощности», проведённый в советское время. Однако и об этой статье можно сказать то же самое – нет непонимания сути происходящего в мире.
    https://vetrovo.ru/inoi/molostova-modeli-novogo-cheloveka/

    Елизаве́та Бори́совна Алекса́ндрова-Зо́рина «упоминала (в 2017), что после того, как «ляпнула что-то против Путина на Парижском книжном салоне», её перестали включать в официальные писательские делегации, хотя и до того приглашали «крайне редко».

    Г.С.: Если бы она ляпнула против Путина не «что-то», а хотя бы примерно так, как это делает Виктор Митрофанович Острецов (хотя бы примерно), её бы не только в официальные делегации не приглашали, её бы печатать в РФ перестали.

    Содержание 4-ой части книги В.М. Острецова «Масонство, культура и русская история». ОГЛАВЛЕНИЕ ПЕНТАКЛЬ И АДАМ КАДМОН «ДЕМОКРАТИИ» 1 СЕКРЕТЫ ОСОБЫХ ХРАНИЛИЩ 4 ГЛАВА ПЕРВАЯ. ИСТОРИЯ БНАЙ-БРИТ 15 МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОРДЕН БНАЙ-БРИТ И ЕГО РОЛЬ В СОБЫТИЯХ СОВРЕМЕННОСТИ 15 ГЛАВА ВТОРАЯ. ПОЯВЛЕНИЕ ФРАНК-МАСОНСТВА В СОЕДИНЕННЫХ ШТАТАХ 20 ГЛАВА ТРЕТЬЯ. БНАЙ-БРИТ. ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ. ПЕРВЫЕ ШАГИ ОРДЕНА. 23 ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ. НА МЕЖДУНАРОДНОЙ АРЕНЕ 27 ГЛАВА ПЯТАЯ. БНАЙ БРИТ И КОММУНИЗМ 31 ГЛАВА ШЕСТАЯ. БНАЙ БРИТ В РОССИИ В НАШИ ДНИ 40 ПРИЛОЖЕНИЯ 49 ФРЕЙД И БНАЙ-БРИТ 49 ОРДЕН ОРЛА И СОВРЕМЕННАЯ ВЛАСТЬ В РОССИИ 52 ЛИК «ГУМАНИЗМА» В РОССИИ (ИТОГИ ВЕКОВЫХ НАДЕЖД РОССИЙСКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ).

    Елизаве́та Бори́совна Алекса́ндрова-Зо́рина: Они проклинают коррупционную структуру, но благословляют властную вертикаль, на которую насажены, как шашлык на шомпол.
    Г.С.: Вот пример «двойной прошивки» [«double bind» («двойная прошивка» или «двойное послание»)]. Коррупционная структура это одно, а властная вертикаль – другое, но они становятся одним и тем же под пером писательницы.

    Елизаве́та Бори́совна Алекса́ндрова-Зо́рина: Я не сторонница теории заговоров, но убеждена, что власть расчетливо формирует аморфное, покорное, манипулируемое общество, используя все возможные политические, карательные и информационные ресурсы.
    Г.С.: Это и без теории заговора, а лучше сказать, это и ежу понятно, что «власть расчетливо формирует аморфное, покорное, манипулируемое общество, используя все возможные политические, карательные и информационные ресурсы». А Елизаве́та Бори́совна Алекса́ндрова-Зо́рина делает своё маленькое, ей отведённое этой властью дельце в этих информационных ресурсах.

    Почитал её сочинение. Лучше бы не читал. Остался бы лучшего мнения.
    http://сибирскиеогни.рф/avtor/aleksandrova-zorina-elizaveta

  • СПБ

    Прочитал комментарии, сразу вспомнилась Евангельская притча о ближнем.
    Лежит весь избитый израненный человек. Около него крутится какой-то докторишко (еще и атеист) и пытается что-то диагностировать.
    Идет мимо один человек и говорит: «Фу, какая гадость и мерзость. Идти надо царским путем. Сказано же «Спасись сам и вокруг спасутся тысячи»». И пошел дальше к сияющим вершинам и ожидающим его тысячам.
    Идет второй: «Да, я этот результат предвидел еще 50 лет назад. А докторишка только попиарится и все».
    Идет третий, но тот вооще…
    Светится весь, смотреть невозможно. Боюсь и пациент и доктор ослепнут и будет еще хуже.
    О. Георгий, Вы почитатель Острецова (я тоже), много на Вашем приходе прочитало хотя бы одну его книгу?
    Да, не знаете почему вдруг прекратились его записи на ютубе? Мне его манера изложения напомнила стиль «пьяного» кун-фу. Когда на вид пьяницей наносятся сильные и точные удары из невероятных положений.

  • Санкт-Петербург

    Благодарю за статью! Интересная и поучительная! Так как всё очень узнаваемо и действительно, мы часто опускаем руки, там где не надо! А могли бы чуть-чуть, что то сделать, приложить не большое усилие и вопрос был бы решен положительно! А иногда наоборот, там где не нужно, слишком активны, или того гляди мы и агрессивны , как ваши соседи…

    Что касаемо примеров в том числе и высокопоставленных мирских и духовных лиц, разве это не так, как описано в статье?!

    А для Господа нет разницы то ли мы нищие, то ли мы цари, или патриархи. Всех нас Он призывает к святости.

    Не змечая правду, как в сказке про голого короля, мы умножаем ложь! А ради чего, может ради спасения? или любви? Но что это за любовь?, когда человек душу губит, а мы молчим, делая вид, что так и надо. Становясь соучастниками всеобщего лицемерия и лжи, мы множим скорбь людей и свои грехи…

  • МО

    «Спасись сам и вокруг спасутся тысячи». На самом деле: Стяжи дух мирен… А сами себя спасают советские штангисты, буддисты, талмудисты и писательница Александрова-Зорина.

    «Лежит весь избитый израненный человек». Это, как понимаю, переживший по меньшей мере три холокоста (братоубийственную войну, раскрестьянивание, вторую мировую войну за скорейший приход антихриста) русский народ.

    «Около него крутится какой-то докторишко (еще и атеист) и пытается что-то диагностировать». Это, как я понимаю… Нет, здесь не буду конкретизировать. Продолжу приточный (притчевый) тон. Доктор этот вовсе не доктор, а оборотень, убийца в белом халате, изображающий из себя доктора. Помните, как доктора-фарисеи заботились о народе? Главный из них так и сказал: «лучше нам, чтобы один человек умер за людей, нежели чтобы весь народ погиб» (Ин.11:50). Какая забота о людях! Пусть погибнет вера во Христа, зато народ спасётся. Примерно так диагностируют и лечат эти доктора. Кстати, упоминаемая в этой статье статья «Искоренить «пятую колонну» в школьной программе» ― из курса этой же убийственной терапии.
    https://www.mk.ru/politics/2015/01/22/iskorenit-pyatuyu-kolonnu-v-shkolnoy-programme.html
    Можно при случае и эту статью обсудить. А именно сопоставить, что говорит о ВРЛ Острецов и писательница Александрова-Зорина.

    О. Георгий, Вы почитатель Острецова (я тоже), много на Вашем приходе прочитало хотя бы одну его книгу?
    Книг у Острецова немного. Неопубликовано гораздо больше. А к чему этот вопрос?

    Ох, как корёжит этого монархиста Савельева от имени Острецова. С 07:15 минуты.
    Кто и зачем дискредитирует Ивана Ильина и Владимира Махнача — YouTube

  • СПБ

    Вопрос о приходе к тому, что бы понимать, сколько человек интересуется темой, у священника занимающегося ей.
    Ссылки нет, пожтому не понял о каком Савельеве речь. Есть еще профессор по мозгам, тот вообще отстой.

  • Тула

    Алексей из Краснодара от 05.02.2022. Спасибо Бог за Ваш комментарий. Сайт «Ветрово» это не «Черный квадрат» Малевича, который мы видим воплотившимся на прямоугольном экране телевизора. Стихи отца Романа, как Вы верно заметили — достойное обрамление Святых Отцов, где вера в свет, любовь, надежду.

  • МО

    О. Георгий, Вы почитатель Острецова (я тоже), много на Вашем приходе прочитало хотя бы одну его книгу?
    Вопрос о приходе к тому, что бы понимать, сколько человек интересуется темой, у священника занимающегося ей.

    Чтобы интересоваться темой Острецова, нужно до темы Острецова дорасти. Таких не то чтобы на приходе, во всём рунете несколько десятков. Насколько я понял, Вы, Александр, в их числе. )

  • СПБ

    Запоздало, но посмотрел ссылку. Елена спасибо.
    Прошедшие через думу, как то у них с психикой не так. Савельев не исключение.
    Я был у него в друзьях, пока не высказал несколько иной угол зрения, хотя и в русле темы. В ответ взрыв негатива. Обьяснил. То же самое в другой раз. Пришлось отписаться.
    Уважаемый о. Георгий не буду вдаваться в тонкости, скажу лишь, что так и произошло как сказал иудейский первосвященник. Народ не погиб.

Уважаемые читатели, прежде чем оставить отзыв под любым материалом на сайте «Ветрово», обратите внимание на эпиграф на главной странице. Не нужно вопреки словам евангелиста Иоанна склонять других читателей к дружбе с мiром, которая есть вражда на Бога. Мы боремся с грехом и без­нрав­ствен­ностью, с тем, что ведёт к погибели души. Если для кого-то безобразие и безнравственность стали нормой, то он ошибся дверью.

Благословенный час

Новый поэтический сборник иеромонаха Романа

Не сообразуйтеся веку сему

Новая книга прозы иеромонаха Романа

Где найти новые книги отца Романа

Список магазинов и церковных лавок