col sm md lg xl (...)
Не любите мира, ни яже в мире...
(1 Ин. 2:15)
Ветрово

Ольга Надпорожская. Снова пляшет Иродиада

Не написано ли: «дом Мой домом молитвы наречется»? (Мк. 11: 17)

Уже много лет в нашей семье нет телевизора, и каждый раз, оказавшись перед экраном у кого-то в гостях, каменею: неужели все это правда? Неужели эти передачи, сериалы, концерты показывают на самом деле, неужели они без остановки сменяют друг друга, и люди действительно это смотрят?

В последнее время мне показали несколько видеозаписей в Интернете, в реальность которых тоже верю с трудом. И даже сейчас, уже начав писать, не до конца избавилась от сомнения: а вдруг это какой-то злой розыгрыш, цикл абсурдных короткометражных фильмов, антиутопия? Но нет, реальность легко отличить от искусства, и придется принять, что все это — правда. Любителям и профессионалам не раз и не два удалось заснять немыслимое: танцы и эстрадное пение в православных храмах.

Думаете, речь о советских временах, когда в храмах устраивали клубы, театры и кинотеатры? Многие тогда не только танцевали, но и работали, и жили в церковных зданиях, и, может быть, даже не задумывались о том, что происходило в этих стенах раньше. Нет, речь идет о нашем времени, и пляшущие и поющие понимают, что находятся в храме… или все-таки путают его с «храмом искусства»? Неужто чувствуют себя в Доме Божьем, когда встают перед иконостасом и, повернувшись спиной к Царским вратам, исполняют духовное песнопение: «Let my people go»? Или когда кружат по храму в восточном танце, показывая то обнаженную спину, то живот… Или когда надевают на подросшую дочку гимнастическое трико, дают ей в руку разноцветную ленту — и она бежит, бежит по храму, мимо иконы Спасителя, Божией Матери, святого Иоанна Предтечи…

«…. Настал удобный день, когда Ирод, по случаю дня рождения своего, делал пир вельможам своим, тысяченачальникам и старейшинам Галилейским, — дочь Иродиады вошла, плясала и угодила Ироду и возлежавшим с ним; царь сказал девице: проси у меня, чего хочешь, и дам тебе; и клялся ей: чего ни попросишь у меня, дам тебе, даже до половины моего царства.

Она вышла и спросила у матери своей: чего просить? Та отвечала: головы Иоанна Крестителя. И она тотчас пошла с поспешностью к царю и просила, говоря: хочу, чтобы ты дал мне теперь же на блюде голову Иоанна Крестителя.

Царь опечалился, но ради клятвы и возлежавших с ним не захотел отказать ей. И тотчас, послав оруженосца, царь повелел принести голову его. Он пошел, отсек ему голову в темнице, и принес голову его на блюде, и отдал ее девице, а девица отдала ее матери своей» (Мк. 6: 21-28).

Не хотелось бы драматизировать, но об этом евангельском эпизоде вспомнил и святитель Иоанн Златоуст, когда во время богослужения услышал на площади возле храма музыку и шум народного гуляния. Святитель, будучи епископом в Константинополе, блестящим проповедником и, говоря по-нашему, «медийной фигурой», в первую очередь все-таки был монахом и понимал разницу между Божьим и мiрским, между Храмом и «храмом искусства», и ревность по Доме Господнем снедала его.

«Снова Иродиада беснуется, снова смущается, снова пляшет, снова требует у Ирода беззаконного усечения главы Иоанна Крестителя, — сказал в тот день епископ с амвона. — И не только я один прихожу от сего в ужас, но думаю, что и вы все, слышавшие голос Евангелия, изумитесь вместе со мною дерзновению Иоаннову, неразумию Иродову и звероподобному неистовствованию безбожных женщин…». После этой проповеди, которую императрица (неслучайно) приняла на свой счет, святитель Иоанн Златоуст был отправлен в ссылку и по дороге скончался.

Конечно, после нынешних танцев никто не станет отсекать ничьей головы, и те, кто сегодня пел и плясал, назавтра пойдут причащаться в этом же храме. Они не ведают, что творят — может быть, потому, что с искусством сроднились больше, чем со Христом, и, выступая в храме, думают, что делают добро, дарят радость. А зрители-прихожане доверчиво принимают дар: знают, что в храме дурного не раздают. Возможно, даже восхищаются безграничностью Церкви: она не только вмещает в себя прошлое, настоящее, будущее и пакибытие, не только соединяет Творца и все творение, но и может быть просто театром. Амвон превращается в сцену, пространство храма — в зрительный зал, и таинственный духовный мир становится знакомым мiром.

Но, если во время такого выступления кто-то, исполненный боли и покаяния, впервые переступит порог храма, то куда побежит потом? Где искать ему пристанище, где преклонить главу, если и в Доме Божьем он увидел то же, что видит по телевизору? Где обрящет покой душа человека — и обрящет ли?

Март 2017

Заметки на полях

  • На то, что происходит в телевизоре ответ можно найти у Виктора Острецова в «Великая ложь романтизма.» И понятно, что такую мощную площадку не использовать не могут. А вот за Церковь больно.

  • Это очень актуальная заметка. Все это очень тяжело видеть верующему человеку, потому что это отношение еще хуже большевистского. Те хоть не скрывали своей ненависти и разоряли церкви как разбойники. А то что делается сейчас делается теми, кто должен хранить оберегать и сохранять в церкви в чистоте, теми, кто призван в них служить.

  • На видео из Киреевска в кадр взяли девочек подростков, зрителей. У них на лице нет радости. У одной девочки даже дергается щека. Дети лучше взрослых чувствуют неправду. Девочек учат соответственно одеваться в церковь, правильно себя вести и вот оказывается, что они стоят в длинных юбках и платках, а можно и в цирковом трико, в раздетом виде. Девочка выступавшая тут не виновата, ее обязали взрослые. Тут еще одна очень неприятная ситуация. Взрослы человек, даже не верующий, не каждый согласится на такое выступление. А ребенка — можно.

Уважаемые читатели, прежде чем оставить отзыв под любым материалом на сайте «Ветрово», обратите внимание на эпиграф на главной странице. Не нужно вопреки словам евангелиста Иоанна склонять других читателей к дружбе с мiром, которая есть вражда на Бога. Мы боремся с грехом и без­нрав­ствен­ностью, с тем, что ведёт к погибели души. Если для кого-то безобразие и безнравственность стали нормой, то он ошибся дверью.

Благословенный час

Новый поэтический сборник иеромонаха Романа

Не сообразуйтеся веку сему

Новая книга прозы иеромонаха Романа

Где найти новые книги отца Романа

Список магазинов и церковных лавок