col sm md lg xl (...)
Не любите мира, ни яже в мире...
(1 Ин. 2:15)
Ветрово

Иеромонах Амвросий (Посохов). Красные имена

Большая правда малой родины

В мыслях у них, что домы их вечны, и что жилища их в род и род,
и земли свои они называют своими именами (Пс. 48: 12).

Ро­дил­ся 26 июля 1975 го­да. Жил и oкон­чил шко­лу в Ва­луй­ках Бел­го­род­ской об­ла­сти. В 1992-1995 го­дах учил­ся в Кур­ской ду­хов­ной се­ми­на­рии. В 1995 го­ду при­нял по­стриг и был ру­ко­по­ло­жен в иеро­мо­на­ха. Слу­жил в Бел­го­ро­де. В 2001 го­ду разо­рвал об­ще­ние с РПЦ МП по при­чи­нам дог­ма­ти­че­ско­го и ка­но­ни­че­ско­го ха­рак­те­ра. Во­шёл в ка­но­ни­че­ское об­ще­ние с РПЦЗ. По­сле то­го, как она бы­ла раз­ва­ле­на и в боль­шей сво­ей ча­сти по­г­ло­ще­на струк­ту­рой МП, во­шёл в ка­но­ни­че­ское об­ще­ние с од­ним из гре­че­ских ста­ро­стиль­ных си­но­дов, где вре­мен­но окорм­ля­юсь до се­го дня. Жи­ву в се­ле Ни­кольском Бел­го­род­ско­го райо­на Бел­го­род­ской об­ла­сти. На жизнь за­ра­ба­ты­ваю раз­но­го ро­да фи­зи­че­ским тру­дом. В на­сто­я­щее вре­мя тру­жусь в во­лон­тер­ской груп­пе «Воз­рож­де­ние», ко­то­рая по­мо­га­ет бой­цам Рос­сийской ар­мии.

Нам до сих пор твердят, что это наша история. С таким же успехом можно сказать, что Гитлер, Наполеон, Карл XII и Батый – тоже наша история. Однако их имена не увековечивают в названиях улиц, площадей или городов. Превозносить людей, на совести которых миллионы смертей, недопустимо, тем более, если они уничтожали свой же собственный народ…

Нашим православным предкам были присущи не только благочестие, но и необычайно развитые вкус и чувство меры, наглядным подтверждением чему является доставшийся нам от них в наследство огромный комплекс топонимических названий. Словно музыка, звучат старинные имена русских городов и весей: Златоуст, Спасск, Торжок, Углич, Царицын, Арзамас, Городец, Воротынец, Сейма. Они вобрали в себя благозвучие родного языка, память веков, обаяние и дух седой старины.

Названия городов образуют гармонию с именами их улиц, переулков и площадей, которые были разумны и органичны, ибо их рождала сама жизнь. Часть названий отражала социальный статус или род традиционной деятельности жителей – Дворянская, Стрелецкая, Казацкая, Мещанская, Канатная, Прядильная, Кузнечная, Ямская. Другие нарекались в честь стоящих на них православных храмов и монастырей – Покровская, Алексеевская, Варварская, Вознесенская, Ильинская, Крестовоздвиженская, Александро-Невская, Никольская, Борисоглебская, Успенская, Троицкая, Благовещенская, Монастырская, Соборная. Названия третьих указывали на какие-либо особенности местного ландшафта – Овражная, Садовая, Песчаная, Луговая. Лишь немногие улицы в дореволюционных русских городах именовались в честь императоров или выдающихся местных деятелей, и то не произвольно, а в связи с теми или иными выдающимися деяниями на благо жителей данного города.

Так было, пока не наступил XX век, а вместе с ним и революционная катастрофа, разрушившая историческую Россию. В топонимике она отобразилась массовым переименованием городов, сёл, улиц, переулков и площадей в честь узурпировавших государственную власть разрушителей нашего Отечества. В этом плане Валуйкам особенно «повезло». Наш родной город буквально испещрён такими названиями. Закрой глаза, ткни наугад пальцем в карту городских улиц и обязательно попадёшь во что-нибудь «красное». Однако сейчас речь пойдёт лишь об одной улице, названной в честь Якова Михайловича Свердлова. До революции она носила красивое певучее название Беловодская.

Так кто же он такой – Яков Михайлович Свердлов? Какие великие дела он совершил? Какими благодеяниями одарил наш город, что в его честь названа улица? Обратимся к фактам биографии этого человека.

В 1901 году шестнадцатилетний уроженец Нижнего Новгорода Яков Свердлов стал членом РСДРП. После того, как партия на II съезде в 1903 году раскололась на фракции большевиков и меньшевиков, он стал большевиком и профессиональным революционером. «Профессиональный революционер» – это клише советского новояза, означающее человека, который профессионально занят исключительно революционной деятельностью. Иными словами, такой человек нигде не работает, но при этом откуда-то имеет средства для того, чтобы питаться, одеваться, оплачивать жильё, приобретать и распространять революционную литературу, изготавливать поддельные документы для нелегального существования, оплачивать дорожные расходы при частых переездах из города в город и так далее.

Но вернёмся к нашему герою. Его «талант» в избранной им «профессии» ярко раскрылся в 1905 году, когда в России грянула первая в истории «цветная» революция. Началась она, как и положено, с «майдана», который в советской историографии именовался «кровавым воскресеньем». Тогда, возможно, впервые был опробован механизм провокации конфликта, который ныне стал уже классическим: чтобы вызвать столкновение солдат с рабочими демонстрантами, революционные боевики, занявшие позиции в окнах и на крышах близлежащих домов, стреляли и в тех, и в других. Кстати сказать, есть в нашем городе и улица, названная в честь этого «майдана», – улица 9 Января.

В сентябре 1905 года Свердлов был направлен на Урал в качестве агента-представителя ЦК РСДРП(б). Обосновавшись в Екатеринбурге, он довольно быстро организовал здесь боевую группу, которая стала одной из самых кровавых боевых революционных организаций. В неё входили профессиональные революционеры и уголовники. На счету этих террористов были десятки убитых людей – полицейских, чиновников, активистов-черносотенцев. Казна организации пополнялась за счёт вымогательств и «экспроприаций», то есть ограблений отделений почты и казначейств. В 1905-1906 годах группа совершала теракты в Екатеринбурге, Перми, Уфе и других городах.

Летом 1906 года Свердлов был арестован. С тех пор и вплоть до самой февральской революции 1917 года его жизнь представляла собой непрерывную чреду арестов, отсидок, побегов и ссылок, так как Яков Михайлович продолжал упорно трудиться и совершенствоваться в избранной им «профессии».

После февральской революции вернувшийся из ссылки Свердлов снова оказывается в Екатеринбурге, где укрепляет местную партийную организацию. Вскоре он по протекции Ленина был избран членом ЦК и возглавил созданный тогда же Секретариат ЦК – главный исполнительный орган партии. В этом качестве Яков Михайлович стал одним из ключевых организаторов октябрьского переворота. После прихода большевиков к власти Свердлов по предложению Ленина получил должность председателя ВЦИК Советов рабочих и солдатских депутатов, то есть стал формальным главой советского государства. Именно на этом посту он и совершил свои главные «подвиги». Волевой, энергичный, амбициозный и, судя по всему, абсолютно лишённый таких «буржуазных предрассудков» как совесть и нравственное чувство, председатель ВЦИК получил за свою жестокость и привычку одеваться с ног до головы в чёрную кожу прозвище «чёрный дьявол большевиков».

В мае 1918 года Свердлов инициировал развязывание братоубийственной войны в русской деревне. В своём докладе «О задачах Советов в деревне» он заявил: «Мы должны самым серьёзным образом поставить перед собой вопрос о расслоении в деревне, вопрос о создании в деревне двух противоположных враждебных сил, поставить перед собой задачу противопоставления в деревне беднейших слоёв населения кулацким элементам. Только в том случае, если мы сможем расколоть деревню на два непримиримо враждебных лагеря, если мы сможем разжечь там ту же гражданскую войну, которая шла не так давно в городах, если нам удастся восстановить деревенскую бедноту против деревенской буржуазии, только в том случае мы сможем сказать, что мы и по отношению к деревне делаем то, что смогли сделать для городов. Я нисколько не сомневаюсь в том, что мы сможем поставить работу в деревне на должную высоту». Работа «на должную высоту» была действительно поставлена. В деревнях началась вакханалия невиданного произвола и насилия, которые чинили продотряды чекистов и деревенские комбеды, организованные из местных маргиналов.

Свердлов стал одним из главных организаторов кровавого геноцида нашего народа. На проходившем в Москве 5 июля 1918 года V Всероссийском съезде Советов, выступая с отчётом о деятельности ВЦИК, он провозгласил, что в условиях углубляющегося кризиса власти большевиков необходим массовый террор. Геноцид был открыт зверским убиением законного Главы народа и государства – Государя Императора Николая II и его семьи в ночь на 17 июля в Екатеринбурге. За этим преступлением стояли Ленин и Свердлов. Последний курировал все этапы екатеринбургского злодеяния.

После того, как Ленин был ранен эсеркой Каплан 30 августа 1918 года, Свердлов, сосредоточивший в своих руках главные рычаги партийной и государственной власти, инициировал начало массового террора. Он подписал обращение ВЦИК «о превращении советской республики в единый военный лагерь» от 2 сентября, которое затем было дополнено постановлением Совнаркома «о красном терроре» от 5 сентября, объявившем массовый красный террор против всех врагов революции. «Чёрный дьявол» сыграл свою зловещую роль и в так называемом «расказачивании». Именно его подпись стояла под сопроводительным письмом к директиве Оргбюро ЦК РКП(б) от 24 января 1919 года, положившей начало массовому террору и репрессиям по отношению к казачеству.

Кто знает, сколько бы ещё крови пролил этот человек, если бы 16 марта 1919 года его жизнь неожиданно не оборвалась, по официальной версии – от гриппа, а по неофициальным версиям – не то от побоев рабочими в Орле, не то от яда своих же соратников по партии, которые стали его опасаться.

И ещё одна маленькая, но характерная деталь. В 1917-1919 годах власть большевиков была всё ещё весьма шаткой, а её перспективы – довольно туманными. Поэтому многие партийные вожди потихоньку готовили для себя «запасные аэродромы» за границей на случай краха революции. Не был в этом плане исключением и «чёрный дьявол». В 1935 году на складе коменданта Кремля был обнаружен личный сейф Свердлова, который не вскрывался со дня его смерти. В этом сейфе были обнаружены золотые монеты царской чеканки, царские кредитные билеты и золотые изделия на общую сумму более миллиона полновесных дореволюционных царских рублей. Фантастические по тем временам деньги. Там же находились семь чистых паспортов царского образца и семь таких же паспортов, заполненных на имена Свердлова и ещё двоих мужчин и четырёх женщин.

Как видим, революция оказалась для Якова Михайловича довольно-таки прибыльной «профессией». Сделав очень хороший «гешефт» на русской крови, он был готов в случае провала революционного проекта «выйти на пенсию» вполне обеспеченным человеком и окончить свои дни где-нибудь в Швейцарии в полном довольстве и достатке. Как говорится, ещё и внукам бы осталось. Только вот Бог судил иначе.

И в конце хочется задать всего лишь один вопрос: так ли уж необходимо, чтобы одна из улиц нашего славного старинного города носила имя террориста, убийцы, грабителя, государственного изменника и одного из организаторов геноцида нашего народа?

Иеромонах Амвросий (Посохов)
Сайт «Ветрово»
15 ноября 2023

Заметки на полях

  • г. Гусев Калининградская область

    Да, очень грустно когда Духовный центр находится на ул.ленина, а Собор Всех Святых на проспекте того же названия, другой храм на ул.Советской , а еще один на ул.коммунистической. Вот такая вот коллизия.

  • Самара

    Окаянная нераскаянность, предательство и апостасия и конца ни края не видно, точка невозврата, вероятно уже пройдена, остается лишь уповать и ждать Суда над всеми нами.Неудержали, не возродились, не устояли, зато «меры прндосторожности все соблюли», «воздержались», согласилились «любви» ради, со всеми примирились, всех (безбожников и антихристов ) помянули и послушали.
    Решили, что «хорошо нам здесь быть» и без Правды до ста лет прожить, мним себя православными, а дела поганские творим, собрание верных ли мы вообще?

  • Волгоград.

    О чём мы говорим? Когда ,,кровавый царь, великий гений» до сих пор не предан земле. И целые области продолжают называться — ,,Ленинградская, Свердловская» Стыдно за наше правительство и печально.

  • Петр, Божьим усмотрением старчик-священник в болезни страждущий:

    Тяжко-страшная память истории. Превозносить негодных людей для памяти, на душах которых миллионы смертей, политическо загубленных, недопустимо, тем более, если они уничтожали коренные народные общности народа страны.

Уважаемые читатели, прежде чем оставить отзыв под любым материалом на сайте «Ветрово», обратите внимание на эпиграф на главной странице. Не нужно вопреки словам евангелиста Иоанна склонять других читателей к дружбе с мiром, которая есть вражда на Бога. Мы боремся с грехом и без­нрав­ствен­ностью, с тем, что ведёт к погибели души. Если для кого-то безобразие и безнравственность стали нормой, то он ошибся дверью.

Календарь на 2024 год

«Стихотворения иеромонаха Романа»

Сретенские строки

Новый поэтический сборник иеромонаха Романа

Не сообразуйтеся веку сему

Книга прозы иеромонаха Романа

Где найти новые книги отца Романа

Список магазинов и церковных лавок