Кафедральный Свято-Духов собор в Минске
Пока православные верующие всего мира следят за разыгрывающейся на Украине интригой с созданием на Украине новой конфессии по инициативе занимающего пост президента Украины Петра Порошенко и Константинопольского патриарха Варфоломея, по соседству с незалежной, в Беларуси те же силы начинают второй тур геополитической игры по расколу православия. Определенные силы начали попытки реализовать все тот же сценарий, что и на Украине, через предоставление Белорусской Православной Церкви автокефалии.
ПО ПРИМЕРУ СОСЕДЕЙ
В отличие от своих юго-восточных соседей, в Беларуси ситуация принципиально иная. Там нет влиятельных раскольничьих православных церквей. Лоно Белорусской Православной Церкви объединяет около 80% всех верующих в стране, а это около 50% населения. И хотя в последние годы католическая церковь значительно усилила свою работу, в частности, среди молодежи, позиции канонической Православной Церкви, являющейся экзархатом Русской Православной Церкви, остаются прочными и незыблемыми. Тем более, что основные белорусские раскольники среди православных базируется за пределами страны и являются абсолютно маргинальными.
Тем не менее, тезис о необходимости «избавления православия в Беларуси от власти Москвы» был впервые поднят вскоре после победы так называемого Евромайдана в соседней Украине, в декабре 2014-го на собрании духовенства Минской митрополии, хотя позднее информация об этом была опровергнута. Против идеи автокефалии тогда решительно выступил и продолжает придерживаться своей позиции глава Белорусской Православной Церкви митрополит Павел.
Однако, было бы глупо отрицать, что идея автокефалии имеет поддержку среди прозападной оппозиции страны и небольшой части белорусского духовенства. И не стоит удивляться тому, что с началом религиозного «брожения» на Украине, именно Запад начал попытки внести раскол в Белорусскую Православную Церковь, стремясь обострить ситуацию и муссируя тему о независимости Белорусского экзархата Русской Православной Церкви. В частности, известное решение Константинопольского патриархата об отзыве решения 1686 года о передаче Москве прав на управление Киевской митрополией преподносится как автоматический вывод и Белорусской Православной Церкви из-под юрисдикции Московского патриархата.
Польские и украинские СМИ, а также соответствующие ресурсы интернета заполнены жалобами проповедников потенциальной новой автокефалии на зависимость Белорусской Православной Церкви от Москвы, «деструктивную роль московских попов» в поддержании «имперских устремлений России», лживых утверждениях о готовности многих иерархов Белорусской Церкви к получению и принятию конфессиональной независимости.
ЧЬИ ЭТО УШИ ТОРЧАТ «ИЗ-ЗА БУГРА»?
Немалую роль в реализации этих планов и проведении подобных провокаций играют, как всегда «друзья демократии» из заокеанского госдепартамента. В частности, помощник госсекретаря США по делам Европы Аарон Уэсс Митчелл, названный родителями в честь первого еврейского первосвященника. Еще при его назначении в 2017-м многие аналитики прогнозировали, что одним из направлений его деятельности станет дестабилизация в Беларуси и поддержка нынешних режимов в Грузии и на Украине. И действительно, свой первый визит он совершил в Киев, нынешней весной посетил Грузию, а в сентябре 2018-го принимал в Вашингтоне украинского патриарха-самозванца Филарета (Денисенко), после чего процесс предоставления непризнанной каноническими конфессиями раскольничьей украинской церкви значительно ускорился. Кстати говоря, неоконсерватор Митчелл и не скрывает, что в идеале рассматривает Беларусь, наряду с Украиной, «бастионами, защищающими от российского неоимпериализма». В переводе с выспренного дипломатического на обычный язык — то ли нечто средним между щитом и прокладкой между Россией и Европой, то ли и тем, и другим одновременно.
Характерно, что, как и на Украине, одной из главной проблем, с которой американцы столкнулись в Беларуси, стал дефицит местных кадров. То есть кадры вроде есть, но при ближайшем рассмотрении все они оказываются какой-то «второй свежести» и «благоухают» отнюдь не ладаном. Первоначально заокеанские стратеги хотели использовать главу так называемой «Белорусской автокефальной православной церкви» — «митрополита» Святослава (в миру – Вячеслава Логина), уроженца украинского Чернигова. Однако эта персона, служащая в кафедральном соборе святого Кирилла Туровского, мало того, что не пользуется в Беларуси никаким авторитетом, так еще и человеком, во всем подражающим самозванцу Филарету, естественным сторонником которого он и является, поскольку открыто выступает за получение Белорусской Церковью томоса об автокефалии от Варфоломея. Что и немудрено, если учесть, что именно к УПЦ КП первоначально присоединился Логин. Понятно, что ни один из иерархов Белорусской Православной Церкви, уважающий себя и своих прихожан, никогда не пойдет на союз с Логиным, обучавшимся на теологическом факультете Манитобского университета Канады, но, похоже, так и не сумевшим закончить его.
Попытались использовать в этих целях и минского священника Александра Шрамко, отстраненного от служения за пост в социальной сети «Фейсбук», в котором он раскритиковал визит патриарха Кирилла в Минск в октябре сего года. Для Шрамко это было далеко не первое наказание. Он и ранее «наезжал» не только на Московский патриархат, но и на президента Белоруссии Александра Лукашенко. А теперь ему спешно «клепают» имидж «жертвы РПЦ» и символа церковной борьбы за независимость Белорусской Православной Церкви от Москвы. Немалую долю внимания в нападках на Белорусскую Православную Церковь по-прежнему занимает митрополит Павел, которого прозападные активисты призывают Лукашенко поменять на епископа Борисовского и Марьиногорского Вениамина (в миру – Виталия Тупеко).
ЦЕРКОВЬ КАК ТАРАН
Понятно, что на самом деле и оппозиция, и ее американские и европейские кураторы желали бы «поменять» Александра Лукашенко на кого-то, более их устраивающего, для создания еще одного антироссийского бастиона, но на выборах у них нет никаких шансов, а для устройства «майдана» по украинскому сценарию белорусская оппозиция не подходит. В таких условиях курс на раскол белорусского православия остается единственно возможным для реализации сценария с целью дестабилизации Беларуси. В Белорусской Православной Церкви не видят причин для обращения за томосом к Варфоломею и получения от него автокефалии. Сама Церковь заслуженно пользуется авторитетом у верующих. Не зря Лукашенко в свое время (на Рождество 2008 года) назвал Белорусскую Православную Церковь «главным идеологом страны», хотя сама Церковь отрицает какую-либо причастность к идеологии. Но совершенно точно, что в наше время политика и конфессиональные вопросы, как и межконфессиональное общение, не в последнюю очередь, благодаря усилиям «партнеров» с Запада, оказались переплетены между собой, и многое в будущем Белорусской Православной Церкви (и не только ее, но и самой Республики Беларусь) будет зависеть не только от отношений Минска с Москвой, но и от деструктивных усилий Запада на белорусском направлении.
Сергей Стрельцов
Комсомольская правда
19 ноября 2018
«Великий конспиролог» Сергей Стрельцов несколько лет назад будоражил абхазское общество, а сейчас принялся за белорусское?
Видимо, «комсомолка» действительно «пожелтела»
https://www.ekhokavkaza.com/a/27434140.html
Совершенно согласна с Сергеем Стрельцовым. Действительно, тревожные звоночки всё чаще слышны. К примеру, ходят молодые люди по храмам и возмущаются по поводу того, что невозможно окрестить ребёнка в православном храме без «мзды», почему не на белорусском языке проводятся богослужения и т.п. Я уже не говорю о многих других фактах. А доверять «комсомолкам» и обсуждениям в соцсетях инакомыслия стоит ли?
Валентина, это по каким конкретно храмам ходят молодые люди? По тем, что недалёко от Зыбицкой? Уверена, что они только там и околачиваются и дальше свечного киоска не идут. Отправляйте их к батюшкам, которые могут кратко и доходчиво ответить на их претензии. А данные ОБС тоже сомнительный источник информации.
Алла, я имела в виду участившийся провокационный характер развязываемых дискуссий под самыми разными предлогами и по всевозможным поводам. Данные эти не из источника ОБС, а, что называется, изнутри. Я работаю в отдалённом от центра города храме, и по характеру вопросов, претензий, вызовов ясно, что это не просто случайно оказавшиеся в храме молодые люди. Цель и программа легко угадываемы. Примеров очень много, но это уже политика, куда я поостерегусь соваться. Простите, От дальнейших объяснений воздержусь, но в данном случае не смогла, поскольку предостережения в вышеприведённой статье имеют самый объективный характер.
Статья хорошая, и мой муж (священник) её одобрил. Только в некоторых моментах немного сгущены краски. Например, написано, что митрополит Павел выступил категорически против автокефалии. Это неверно. Мой муж был на этом собрании Минской митрополии и сказал, что против автокефалии проголосовала большая часть присутствующего там духовенства, а митрополит, наоборот, очень грамотно и корректно объяснил, что это такое и какие от этого могут быть последствия, но категорически не выступал против и не предлагал никаких готовых решений.
А вот насчёт того, что «Комсомолка» пожелтела, Вы, Алла, совершенно правы. С ней это случилось ещё в девяностые годы, когда она вынуждена была думать, как выжить, и многие её материалы опустились до уровня «жёлтой прессы». Поэтому, прежде чем опубликовать эту статью, советовались с надёжными знакомыми из Минска, которые знают церковную жизнь изнутри. И ссылку на неё нам прислали тоже из церковных источников (а это означает, что к автору статьи, по крайней мере, прислушиваются).