col sm md lg xl (...)
Не любите мира, ни яже в мире...
(1 Ин. 2:15)
Ветрово

Митрополит Иоанн (Снычёв). О сеятеле

Во имя От­ца и Сы­на и Свя­та­го Ду­ха!

Воз­люб­лен­ные братья и сест­ры! До на­ше­го слу­ха и серд­ца до­шло сло­во Бо­жие, и каж­дый из нас вос­при­нял и воз­рас­тил эти се­ме­на веч­ной жиз­ни. Но в раз­ных лю­дях сло­во, по­се­ян­ное Бо­жест­вен­ным Се­я­те­лем, при­но­сит раз­ные пло­ды. У од­них сло­во Бо­жие на­чи­на­ет бы­ло про­из­рас­тать, но за­тем увя­да­ет. У дру­гих на свет по­яв­ля­ет­ся хруп­кий рос­ток, который то раскрывается, то закрывается, но не приносит никаких плодов. И если мы внимательно всмотримся в свой духовный внутренний мир, то найдем его в весьма печальном состоянии. Мы увидим, что не имеем благоприятной почвы, на которой бы хорошо произрастало слово Божие. Почему так происходит? Обратимся за ответом к великой притче Христовой.

Вышел сеятель сеять. И когда он сеял, то одно семя упало при дороге, и прилетели птицы и поклевали семя, и оно погибло. Иное упало на каменистую почву и быстро взошло, но так как не имело корня, то, когда взошло солнце, быстро же увяло. Иное семя упало в терние, и выросло терние и заглушило семя. Иное упало на добрую почву и принесло плод одно сторицею, другое в шестьдесят крат и третье в тридцать. «Имея уши слышати, да слышит!» — так заключил притчу Христос Спаситель.

А мы, возлюбленные братья и сестры,— услышали ли мы, слушая, чему учит нас Христос? Уразумели ли сердцем своим глаголы вечной жизни?

Итак, первой причиной противоборства слову Божию, тому, чтобы не произрастало спасительное семя, является пыльная придорожная почва, т. е. человеческое сердце, в котором господствуют страсти. В страстном сердце бушует ветер греха, ветер погибели. Сюда прилетают слуги лукавого и, как птицы, похищают все, что сеется в злое сердце. Не может такое сердце воспринять Божественное слово. И поэтому оно остается совершенно бесплодным. Человек, имеющий греховное сердце, как бы атрофирует сам, своим волеизъявлением чувство духовного восприятия. Вот, возлюбленные братья и сестры, что мешает доброму восприятию Божественного слова.

Но есть люди, которые имеют иное сердце — не совсем порочное, но как бы окаменелое. Такое сердце страшится всякого труда. Человек, имеющий окаменелое сердце, прислушивается к слову Божественному, даже воспринимает его, но не готовит себя ко всякого рода испытаниям, не укореняет в себе истинного учения. И потому, по слову Христову, когда он встречает искушения или гонения за слово Божие, то тотчас соблазняется, «увядает» и даже отпадает, потому что сердце его малодушно, не приспособление к борьбе. Он подобен человеку, который строит дом на песке. И когда придет наводнение и подуют ветры, то этот дом падет великим падением. Вот вторая причина, возлюбленные братья и сестры, которая не дает Божественному семени произрастать и приносить плоды.

Есть и третья категория людей. Это люди, которые в жизни своей хотят сочетать одно и другое, служить Богу и маммоне, т. е. воспринять учение Божие и в то же время обогатиться в веке сем. Спаситель так и сказал, что заботы века сего и стремление к богатству не дают семени плодоносить. Мы же должны прежде всего заботиться о Царстве Божием и правде его, а все остальное, по слову Господа, приложится. А люди, обольщенные заботами века сего, т. е. тернием, поступают наоборот. Вместо того, чтобы на первое место ставить заботу о спасении души, о правде Божией, они предпочитают заботу житейскую, а потом уж трудятся, как говорится, для души. И я бы сказал, что большинство из нас как раз уподобляется людям, которые имеют тернистую землю, тернистое сердце. Присмотритесь к себе, возлюбленные братья и сестры, и вы поймете, что это действительно так.

Посмотрите на себя хотя бы в продолжение дня. Вот мы встаем от ночного одра. Что мы прежде всего делаем? Все ли из нас сразу становятся на молитву, а потом уж приступают к своим обычным житейским заботам? Нет, чаще всего мы поспешно перекрестимся, скажем: «Господи, благослови!» — и сразу же хватаемся за обыденные дела. Житейские заботы захватывают нас в свой водоворот, и мы забываем о самом главном, забываем о том, чтобы все направлять к славе Божией. Все-то нам некогда.

Все-то мы говорим: ладно, успеем, вот приготовим пищу, а потом уж помолимся. Станем на молитву, а в голову лезут всевозможные греховные и обычные житейские помыслы: то забыл сделать, это не успел приобрести, туда-то надо сходить, с тем-то повстречаться… В суете житейской проходит у нас день. К вечеру мы дряхлеем телесно, и где уж нам до молитвы, до богомыслия! Тут уж надо бы побыстрей дать покой своему бренному телу. И так происходит изо дня в день. Поэтому нет у нас успеха в жизни — ни в духовной, ни (без молитвенной поддержки) в обыденной.

Итак, возлюбленные братья и сестры, третья причина, которая препятствует нашему духовному совершенству и произрастанию доброго семени,— это чрезмерная забота житейская и стремление к обогащению.

И все же есть среди нас весьма малое число людей, которые имеют в себе добрую почву. Добрая почва — это не что иное, как внутреннее желание следовать слову Божьему, следовать неизменно, ничего не изменяя и ничего не прибавляя. Если слово Божие говорит: «Твори милосердие»,— такой человек творит это милосердие с усердием, с любовью. Если слово Божие говорит: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, недостоин Меня»,— то он идет за Христом не колеблясь, несмотря на то, что иногда собственные родители препятствуют ему шествовать путем Христовым.

Итак, добрая почва — это человеческое сердце, имеющее внутреннее желание жить так, как учит слово Божие. Но даже те, кто имеет доброе сердце, не все одинаковы. Оказывается, среди них есть такие, которые приносят плод во сто крат, иные только в 60, другие же в 30. Каждому дано по мере его веры, по мере его усердия.

Вот, возлюбленные братья и сестры, о чем я хотел в сегодняшний день вам сказать. Хотел побудить к тому, чтобы каждый из вас посмотрел вглубь своего сердца и определил, какова у него почва для Божественного слова: пригодная или, быть может, каменистая или тернистая? У каждого из вас есть совесть, пусть она вам подскажет. Но только не думайте, что если ваша душевная почва каменистая, тернистая или придорожная, то она уже неизменяема! Нет, и камень можно раздробить, и терние выдернуть, и удобрить, сделать пригодной почву… Все можно изменить слезами покаяния и надеждой на Промысел Божий. Тогда и в нас произрастет семя и принесет добрые плоды. Имеющий же добрую почву — пусть хранит ее и воспринимает слово Божие, чтобы оно принесло плод если не в 100, если не в 60, то хотя бы в 30 крат.

Итак, возлюбленные братья и сестры, положим благое начало в преображении своей души и да восшествуем спасительным путем, не ослабевая, ибо с нами Господь, и Ему подобает честь и слава во веки веков. Аминь.

Митрополит Иоанн (Снычёв)
1973
Из книги «Голос вечности» (СПб.: «Царское Дело», 2011)

Заметки на полях

  • И «в раз­ных лю­дях сло­во (бывает), по­се­ян­ное Бо­жест­вен­ным Се­я­те­лем…»; а что мы, люди, каждый сам по себе, имеем ли «благоприятную почву… ?»; … первой причиной противоборства слову Божию, тому, чтобы не произрастало спасительное семя, является пыльная придорожная почва, т. е. человеческое сердце, в котором господствуют страсти. В страстном сердце бушует ветер греха, ветер погибели. Сюда прилетают слуги лукавого и, как птицы, похищают все, что сеется в злое сердце». … находятся «люди, которые имеют иное сердце — не совсем порочное, но как бы окаменелое. Такое сердце страшится всякого труда. Человек, имеющий окаменелое сердце, прислушивается к слову Божественному, даже воспринимает его, но не готовит себя ко всякого рода испытаниям, не укореняет в себе истинного учения». … и вот «люди, которые в жизни своей хотят сочетать одно и другое, служить Богу и маммоне, т. е. воспринять учение Божие и в то же время обогатиться в веке сем. Спаситель так и сказал, что заботы века сего и стремление к богатству не дают семени плодоносить. Мы же должны прежде всего заботиться о Царстве Божием и правде его, а все остальное, по слову Господа, приложится». … а «добрая почва — это человеческое сердце, имеющее внутреннее желание жить так, как учит слово Божие. Но даже те, кто имеет доброе сердце, не все одинаковы. Оказывается, среди них есть такие, которые приносят плод во сто крат, иные только в 60, другие же в 30. Каждому дано по мере его веры, по мере его усердия» (митрополит Иоанн (Снычёв). 1973).

  • «Милость Божия — стать у обрыва,
    Отрезвиться, оплакать свой путь
    И с горячей мольбой молчаливой
    Всепрощенной душой воздохнуть» (творч. зарисовка о. Романа (Матюшина) (В ЛАЗУРЬ: 2 декабря 2021). С благодарностью пред Богом за столь важное напоминание: «… отрезвится…» — это уйти от погибели во временной жизни земного пребывания.

Уважаемые читатели, прежде чем оставить отзыв под любым материалом на сайте «Ветрово», обратите внимание на эпиграф на главной странице. Не нужно вопреки словам евангелиста Иоанна склонять других читателей к дружбе с мiром, которая есть вражда на Бога. Мы боремся с грехом и без­нрав­ствен­ностью, с тем, что ведёт к погибели души. Если для кого-то безобразие и безнравственность стали нормой, то он ошибся дверью.

Благословенный час

Новый поэтический сборник иеромонаха Романа

Не сообразуйтеся веку сему

Новая книга прозы иеромонаха Романа

Где найти новые книги отца Романа

Список магазинов и церковных лавок