col sm md lg xl (...)
Не любите мира, ни яже в мире...
(1 Ин. 2:15)
Ветрово

Александр Шадурин. Окно

Однажды, обращаясь к читателям, иеромонах Роман сказал: «Познай, что вне Христа — всё ложь, ибо Христос — Истина. Несмотря на политические, экономические, нравственные и прочие потуги — земля обречена, ибо люди забыли Бога. И что может спасти мир, если попирается Правда? Увы, и я в Ней не устоял. И, может быть, более, чем кто-либо, поражён грехом, но всё-таки иду к Ней, падая и разбиваясь. Отсюда — боль, отсюда — кровь. Но иного пути нет…»

Не дерзаю всё сказанное относить на свой счет, но эти слова объясняют многое из того, что происходит вокруг меня и о чём скорбит моя душа.

Жаль, что слова отца Романа были прочитаны мною совсем недавно. Но, с другой стороны, получив готовый ответ на свои вопросы гораздо раньше, я не прошёл бы тот путь поисков и потерь, который привёл меня к созданию живописных работ, посвящённых российской деревне и тому, что с ней стало.

Горестно видеть нынешнее состояние деревень, и с таким же горьким чувством около двадцати лет назад приехал в оставленный родителями моих соседей домик, чтобы помочь забрать старые доски от забора и крыши — всё, что ещё могло пригодиться в хозяйстве. С работой управились довольно быстро (ломать — не строить), и пока сосед собирал инструменты, решил сходить к рядом стоящей избе. В ней когда-то жила многодетная семья: люди простые и большие труженики. Я остановился у оконного проёма, в котором ещё сохранились остатки рамы вперемешку с битым стеклом. Из глубины помещения тянуло сыростью с запахом мокрой глины — обычное состояние покинутого жилища. Среди этого поругания человеческой жизни заметил плоскую жестяную банку из-под консервов, прибитую рядом с окном. Её назначение мне открылось почти сразу: банка служила кормушкой, и дети через стекло совсем близко могли наблюдать, как в большие холода слетаются к ней птицы. Вся жизнь простой крестьянской семьи со своими тихими радостями и незамысловатым бытом предстала передо мной в эти минуты. Сколько ж было таких семей! Миллионы. И деревня кормила миллионы. А теперь деревни нет. Теперь пустая деревенская изба с пустой консервной банкой у оконного проёма, словно нищая на церковной паперти, сама просит подаяния.

Увиденное не отпускало. Приготовил холст. Композиционное решение было найдено сразу, а вот наполненности не хватало. Поехал к окну ещё раз. К этому времени в оконный проём, цепляясь за каждый выступ, вползли вьющиеся стебли сорняка с крупными листьями. Они уже заполнили собой почти всё пространство окна и устремились вглубь помещения. И эта буйная молодая зелень, её напор ещё сильнее выражали обречённость оставленного людьми жилища. Перенёс на холст и эти сорняки, и созревшую в нашем огороде веточку красной смородины, изображением которой хотелось усилить чувство оставленности усадьбы: ведь свою смородину мы соберём, а вот растущую у того окна собирать уже некому. Потом отыскал старые ключи и вписал их висящими в укромном месте. Ключи потеряли свою надобность, но, словно храня верность своим хозяевам, продолжали ждать их возвращения.

Так моя работа, наполняясь деталями, наполнялась и содержанием. Все накопленные мысли и переживания о судьбе российской деревни старался вместить в изображение пустого окна разорённой деревенской избы. Завершённую работу показал детям из сельской школы. И тогда, и потом меня особенно интересовал ответ зрителей на мой вопрос: «Для чего здесь прибита консервная банка?» Как правило, было два варианта ответа: «Служила пепельницей» и «Служила кормушкой», и по тому, какой ответ дан, можно было сделать вывод о душевном состоянии ребёнка. Позже, повинуясь какому-то внутреннему чувству протеста против разрушения сёл и деревень, на раме холста хотел закрепить табличку: «Реформаторам российской деревни посвящается». Но, слушая песнопение отца Романа «Земля от света повернёт во тьму…», решил отказаться от своей затеи, потому что понял — причина всех наших нестроений и бед в нас самих, ибо «святы твои слова, Екклесиаст: „Всё, что без Бога, — суета суетствий!“».

Александр Шадурин
Сайт «Ветрово»
9 февраля 2023

Заметки на полях

  • Санкт-Петербург

    Позаброшен старый дом,
    А ведь скоро век ему —
    Паутина над окном,
    А сорвать и некому.

    Повзрослела детвора,
    И остыла печь его —
    У стены гниют дрова,
    А готовить нечего.

    Дремлет старый до поры
    Под осенним солнышком…
    Ой, да стукнут топоры
    По трухлявым бревнышкам!

  • Волгоградская обл.

    Спаси Господи

  • МО

    Земля от света повернёт во тьму…

  • Бугульма

    Второй раз читаю сокровенные размышления художника А.Шадурина о создании очередной картины из серии, как я назвал для себя, «Погибающая Русь». У С.Есенина тоже был такой цикл » Русь уходящая». Вон к каким годам относится начало «ухода» от нас нашей Родины. И писатели — «деревенщики» в своё время почувствовали эту трагедию и попытались своими пронзительными реквиями по ней пробудить у общества внимание к этой проблеме. Мы читали, даже изучали в школе про то же » Прощание с Матёрой» , говорили правильные слова, получали пятерки, а процесс только набирал обороты. Русская деревня — это уже мираж, такая же история, как динозавры и мамонты. Унитаз в городе стал утешением об утерянной Русской Атлантиде. Химия заменила натуральный продукт. Телефон — живого человека. Игра — жизнь. Виртуальность — общение. Наши клетушки в человейнике — просторные избы и волю… Этот ряд каждый продолжит уже сам.

Уважаемые читатели, прежде чем оставить отзыв под любым материалом на сайте «Ветрово», обратите внимание на эпиграф на главной странице. Не нужно вопреки словам евангелиста Иоанна склонять других читателей к дружбе с мiром, которая есть вражда на Бога. Мы боремся с грехом и без­нрав­ствен­ностью, с тем, что ведёт к погибели души. Если для кого-то безобразие и безнравственность стали нормой, то он ошибся дверью.

Календарь на 2024 год

«Стихотворения иеромонаха Романа»

Сретенские строки

Новый поэтический сборник иеромонаха Романа

Не сообразуйтеся веку сему

Книга прозы иеромонаха Романа

Где найти новые книги отца Романа

Список магазинов и церковных лавок