В Неделю семнадцатую по Пятидесятнице
Однажды, когда народ теснился к Иисусу, чтобы слышать слово Божие, а Он стоял у озера Геннисаретского, увидел Он две лодки, стоящие на озере; а рыболовы, выйдя из них, вымывали сети. Войдя в одну лодку, которая была Симонова, Он просил его отплыть несколько от берега и, сев, учил народ из лодки. Когда же перестал учить, сказал Симону: отплыви на глубину и закиньте сети свои для лова. Симон сказал Ему в ответ: Наставник! мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть. Сделав это, они поймали великое множество рыбы, и даже сеть у них прорывалась. И дали знак товарищам, находившимся на другой лодке, чтобы пришли помочь им; и пришли, и наполнили обе лодки, так что они начинали тонуть. Увидев это, Симон Петр припал к коленям Иисуса и сказал: выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный. Ибо ужас объял его и всех, бывших с ним, от этого лова рыб, ими пойманных; также и Иакова и Иоанна, сыновей Зеведеевых, бывших товарищами Симону. И сказал Симону Иисус: не бойся; отныне будешь ловить человеков. И, вытащив обе лодки на берег, оставили все и последовали за Ним.
Евангелие от Луки, 5:1-11
Сегодняшнее Евангелие рассказывает о призвании Господом на служение Его учеников. Христос вышел к Геннисаретскому озеру, где трудились Галилейские рыбаки, и начал проповедовать о новой жизни, которая с Его приходом открывается человечеству. Огромные толпы народа, тесня Его, жадно слушали каждое Его слово. Мы можем видеть, как во все времена верующий народ жадно слушает истинную проповедь. Оставляя все дела, люди устремляются туда, где звучит подлинное слово Божие. Так много народа, что Господу как будто бы и места не остается, — по крайней мере, на земле.
Среди этих огромных толп Он стоит, как бы сливаясь со всеми, так что Его не видно. Поэтому Он просит одного из рыбарей, Симона, позволить Ему сесть в его лодку и отступить немного от земли. Отступить немного от земли должна Церковь и тот, кто говорит слово Божие. Немного — чтобы было видно и слышно с земли. Видно — так, как будет видно, когда Господь будет вознесен на Крест и всех привлечет к Себе, как Он Сам говорит. Эта тайна уже присутствует здесь.
Его голос слышен, сколько бы ни было народу. Наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут (Ин. 5:25). Мертвые глас Его услышат, и сегодня слышат, как Он Сам говорит. «Если кто имеет уши слышать, да слышит!» — как бы тихо ни говорил Христос. Какое бы ни было количество людей, весь род человеческий может слышать Его голос.
После этого Господь говорит, чтобы Симон, будущий апостол Петр, а также Иаков и Иоанн, сыновья Зеведеевы, снова возвратились к своему обычному земному делу, — занялись рыбной ловлей. «Наставник! — отвечает Петр, — мы трудились всю ночь и ничего не поймали; но по Твоему слову закину сеть». Труды всех людей были напрасными без Христа, как были пустыми сети апостолов. Человечество предпринимало много усилий, чтобы устроить хорошую жизнь на земле. Оно строило не одну вавилонскую башню, и, кажется, достигало уже самого неба, но все без Христа Бога. На наших глазах было строительство так называемого коммунизма, а затем последовала так называемая перестройка. Но все рассыпал, и сейчас рассыпает Господь всякий труд без Бога. Вся ночь строительства человеческой истории оказывается тщетной, бесплодной, напрасной.
«Отплыви на глубину, — говорит Петру Христос, — и закиньте сети свои для лова». Только тогда, когда мы закинем сети наших трудов так, как Христос говорит, будет успех. Однако есть для материалистов нечто, вызывающее раздражение в этом ответе. Если эти люди оставили навсегда свои лодки и сети, для чего чудо грандиозного лова рыб? Есть что-то, с точки зрения мира, нелепое в том, что они после величайшего земного успеха, даже не воспользовавшись им, оставляют все. Но для нас в этом раскрывается глубокий смысл. Именно такой улов, какой у них был в этот день, мог показать всем, как мало удовлетворения в полной материальной удаче. Никакими горами хлеба не засыпать голод человеческих душ, никакими молочными реками не утолить жажды наших сердец.
Простые рыбаки, которые трудились всю ночь. Уставшие и разочарованные, они показывают особое послушание Христу. «По слову Твоему, — говорит Господу Петр, — закину сеть». И происходит великое чудо. Так много было поймано рыб, что сети прорывались. Такой большой улов, что рыбаки не могут справиться с рыбой, не могут вытащить ее, и потому они машут руками тем, кто находится на других лодках, прося помочь. И, наконец, обе огромные лодки, перегруженные рыбой, начинают тонуть.
Рыбаки знают — это же их ремесло — как дорого достается им удача. Господь показывает им, что значит человеческий труд. И что значит слово Господне. Это не просто очень сильные, до глубины сердца проникающие слова. Это говорит Тот, Кто является Господином всех морей, всей земли, Кто властвует над рыбами и волнами, над бурями, звездами, над всеми людьми, Он Господь Вседержитель, Который хочет дать истинную жизнь всем людям. И Симон Петр падает к ногам Христовым и говорит: «Выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный».
«Что ты говоришь, Петр! — восклицает святитель Димитрий Ростовский. — Не диавол ли такое говорит? Ты скажешь однажды о предстоящих страданиях Спасителя: Да не будет с Тобою этого, милосердный Господи, и Он ответит тебе: Отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн! потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое (Мф. 16:23). Может быть, и сейчас точно так же диавол, который не может переносить присутствия Христа Бога, говорит через Петра: «Отойди от меня»? Или, может быть, Петр уподобляется тем гадаринцам, которые после исцеления бесноватого человека умоляют Господа: «Отойди от нас». Почти те же самые слова мы слышим от Петра. Только он говорит их не так. Диавол говорит эти слова, зная, что его ждет. Гадаринцы просят: «Отойди, Господи», — потому что им жалко своих свиней. А Петр говорит, потому что он глубоко сознает свое недостоинство. Он начинает понимать, что нельзя увидеть Бога и не умереть. Он охвачен страхом и ужасом. Ему, может быть, надо было сказать: «Не отходи от меня, Господи, никогда» — как он потом скажет: «Господи! к кому нам идти?», — когда все растеряются, и Господь будет говорить о том, что значит Его призвание. Господи! к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни (Ин. 6:68). Святость Петра начинается с того, что он имеет чувство греха. И страх Божий — всегда начало святости.
Обращение Петра, которому Господь сказал: «Отплыви на глубину, и закинь сети свои для лова» — образ того, что предстоит Петру, всем апостолам, святителям и всей Церкви. О какой глубине говорит Господь? О глубине, где даруется прощение грехов, где осознание своей греховности приводит к покаянию, открывающему Царство Христово — Самого Господа. И тогда можно все оставить, как апостолы все оставляют.
Великая разница между Петром, который трижды отречется от Христа, и Петром, который в день Пятидесятницы словом крестным обратит тысячи людей ко Христу. Господь предлагает нам задуматься не только о секрете нашего материального успеха, но и о тайне успеха проповеди Церкви.
Глубина — это слово Божие. Услышать то, что Христос говорил народу с лодки, узнать силу слова Божия, которым мир сотворен, ощутить правду и сладость этого слова, которое больше, чем мир и все, что в мире. Но это Слово, как говорит апостол Иоанн Богослов, должно быть в нас. Глубина — это любовь. Это Крест, которым, как удицей, апостолы будут уловлять души людей.
Там, где сети пустые, где нет ничего, где как будто никто не хочет придти ко Христу, мы должны смотреть на море жизни глазами Христа, Его любовью. Что пережили святой патриарх Тихон и архипастыри наши, новомученики и исповедники Российские, когда началось массовое отступничество от веры? Что переживает Церковь сегодня? Какие возможности были, когда открылись в стране перемены, когда распахнулись двери храмов и, казалось, вот-вот войдут в Церковь миллионы вчерашних атеистов! Кто вспугнул их, как рыб, так что все повернули и мимо проплыли? Кто поманил их обильной прикормкой? И вот, сколь многих в грязных, отравленных водах несет по течению, потому что против течения могут плыть только живые! Мы потерпели поражение и здесь, и там. У большинства из нас опускаются руки, некоторые готовы отказаться от всех усилий. Самые благоприятные обстоятельства для ловли мы упустили, все теперь против нас.
Но по-прежнему в самой гуще зла — Крест Христов, от которого, чем больше неистовствует зло в мире, тем большая исходит благодать. И апостол Петр говорит: «Какие бы ни были неблагоприятные обстоятельства, мы попытаемся снова». Слишком часто мы ничего не делаем, ожидая, когда наступят благоприятные дни, в то время как они могут никогда не наступить! Если ты хочешь, чтобы совершилось чудо — чтобы обратились ко Господу твой брат, или мать, или друг, или враг, — ты должен всю жизнь свою направить в послушание Христу по слову Его, которое зовет нас попытаться сделать невозможное. Разве напрасно, как Петру на озере Тивериадском, напоминая о новом чудесном лове рыб — обо всем земном и небесном — явился всей Церкви воскресший Христос и послал нас побеждать злом охваченный мир!
Протоиерей Александр Шаргунов
Из книги «Евангелие дня» (СПб.-М.: Отчий дом, 2018)
Спасибо, что поместили эту проповедь глубокого содержания!
«Целую ночь трудились рыбари и ничего не поймали; но когда Господь вошел в их лодку и, после проповеди, велел забросить мрежу, поймалось столько, что вытащить не могли и мрежа прорвалась. Это образ всякого труда без помощи Божией, и труда с помощью Божией. Пока один человек трудится, и одними своими силами хочет чего достигнуть — все из рук валится; когда приближится к нему Господь, — откуда потечет добро за добром. В духовно-нравственном отношении невозможность успеха без Господа осязательно видна: «без Мене не можете творити ничесоже «, сказал Господь. И этот закон действует во всяком. Как ветка, если не сращена с деревом, не только плода не приносит, но иссыхая и живность теряет, так и люди, если не состоят в живом общении с Господом, плодов правды, ценных для жизни вечной, приносить не могут. Добро какое и бывает в них иногда, только на вид добро, а в существе недоброкачественно; как лесное яблоко и красно бывает с виду, а попробуй — кисло. И во внешнем, житейском отношении тоже осязательно видно: бьется, бьется иной, и все не в прок. Когда же низойдет благословение Божие, — откуда что берется. Внимательные к себе и к путям жизни опытно знают эти истины».
Святитель Феофан Затворник
Очень интересная проповедь! Спасибо отцу Александру!
Вот что удивительно: Господь призвал к служению не фарисеев и книжников, которые с детства изучали Писание и всё знали о пришествии Мессии, однако были хитрые и коварные. И они не могли не узнать в Нём Сына Божия. Он видел их тёмные душонки! Поэтому призвал к апостольскому служению простых рыбаков, пусть не знающих Писания, а может и грамоты, однако с чистыми и открытыми сердцами. Ведь в самом начале они тоже не всегда понимали Его проповеди. И эти неграмотные апостолы, после сошествия на них Духа Святаго, стали блестящими ораторами ( иначе кто бы им поверил?) и принесли Слово Бо́жие, Благую Весть во все уголки мира. И это настоящее чудо!
«Если ты хочешь, чтобы совершилось чудо — чтобы обратились ко Господу твой брат, или мать, или друг, или враг, — ты должен всю жизнь свою направить в послушание Христу по слову Его, которое зовет нас попытаться сделать невозможное». Спасибо.
Какая глубокая проповедь! Надо перечитать… и не раз… Спасибо!
И ко всякому нарушителю морально-этических норм необходимо добиваться неотвратимости наказания за всякое поганое и мерзкое злоумышление. Именно предательство русских «русскими» и делает возможными все безобразия. … у нынешних русских не имеется никакого внятного представления о необходимом сообществе людей, навсегда соединенных своей землей, языком, предками и традициями во временной жизни земного пребывания.
«Господи! к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни» (Ин. 6:68). … И что будет с нами, если нас постигнет смерть без (должного) покаяния, а наши дела будут свидетельствовать о полнейшем отступлении от Бога? Однако пока не поздно находим грозное предупреждение для себя: «Я есмь испытующий сердца и внутренности; и воздам каждому из вас по делам вашим» (Откр. 3–23).
И разумеем, что жестокость (черствость), которая формируется у подрастающего поколения, воспитывается современным окружающим миром: через сообщения в средствах массовой информации, сериалы, фильмы, компьютерные игры и так далее.
Спасибо, прекрасная проповедь. А мне еще вдруг вспомнились Братья Карамазовы, и отец Зосим, который вот также … как когда-то простые рыбаки, пришел к Господу… любимый роман Достоевского, я его 3 раза перечитывала…
Там также герои книги приходят к Богу, каждый через свои какие-то порой неправедные поступки… обман, злость… неверие, приходят к Вере… которая их вдохновляет на благие дела, на Свет и Любовь.
Спасибо, очень интересно
Еще раз спасибо отцу Александру. Слава Богу за все.
И «…народ теснился к Иисусу, чтобы слышать слово Божие» (Лк. 5:1-11). Ныне вместо слушания Слова Божьего происходит обратное этому — грубая сила. … А ведь кулачное право есть порочный инструмент всей нынешней политики мерзкого Запада; вокруг Вашингтона сколочена свора из вассалов Старого Света, но справедливое возмездие их всех ожидает. И теперь планетарное экономическое сообщество начинает понимать, в какую яму их толкают. И для победы над коллективным Западом, когда под их диктовку в расход идут жизни украинцев, потребуется больше внимания лучших из лучших по морали и справедливости стран мирового сообщества.
Действительно у о.Александра такое глубокое, объёмное слово(проповеди) как у св.Игнатия Брянчанинова, что хочется возвращаться не раз и перечитывать. Удивительный пастырь! Окормлял последних сестёр Марфо-Марьинской обители. И храм его рядом удивительный! Сообщите, пожалуйста, уважаемый редактор, если известно, служит ли сейчас о.Александр, последнее, что читала о нём, что он тяжело болел ковидом.