col sm md lg xl (...)
Не любите мира, ни яже в мире...
(1 Ин. 2:15)
Ветрово

Ольга Надпорожская. Жажда возле родника

Икона Божией Матери «Взыскание погибших»

Во время нынешней эпидемии не раз вспоминала о том, что в рассказах о чудотворных иконах Божией Матери есть немало упоминаний о том, как по молитвам перед ними прекращался мор. Описания таких чудес есть, например, в сказаниях о Боголюбской иконе Божией Матери, Феодотьевской, Смоленской Шуйской — от чумы умер писавший эту икону Герасим Иконников и его семья, зато по молитвам перед ней мор прекратился в городе. Когда мы были в Серпуховском Высоцком монастыре, нам показали чтимую икону «Взыскание погибших» и рассказали, что праздник в честь этого образа в Серпухове длится целый месяц. В XVIII-XIX веках в Серпухов трижды приходила моровая болезнь, город оказывался на грани вымирания. И тогда люди шли в соседнюю Калужскую губернию, в город Бор, просили там чудотворную икону «Взыскание погибших» и обходили с ней крестным ходом Серпухов. Заходили в дома, на фабрики, на заводы, служили водосвятные молебны, и болезнь отступала… Да и во многих хрониках, где речь идёт о простой сельской жизни в какой-нибудь губернии, встречаются рассказы о том, как во время моров обходили крестным ходом деревни — пусть не с прославленными чудотворными иконами, а с образами из местного Храма.

Конечно же, можно предположить, что столетия назад люди хуже знали о том, как распространяются заразные заболевания, а потому и не боялись собираться на молитву. Но нельзя сказать, что они вообще не имели об этом представления: на Руси в середине XVII века чумных больных «изолировали» в домах, вещи и одежду умерших сжигали, деньги промывали в воде, а письма во время эпидемий передавали «через огонь»: с одной стороны костра стоял гонец и выкрикивал содержание письма, а на другой стороне услышанное записывали заново. В описании чумы, свирепствовавшей на Руси в то время, говорится, что «часть священников умерла, а потому больных стали привозить в повозках к церквам, чтобы священники их исповедовали и приобщили Святых Таин. Священник не мог выйти из церкви и оставался там целый день в ризе и епитрахили, ожидая больных. Он не успевал, и потому некоторые из них оставались под открытым небом, на холоде, по два и по три дня, за неимением, кто бы о них позаботился, по отсутствию родственников и семейных».

Моровые поветрия воспринимались народом как гнев Божий, и, конечно, верующий человек обращался к единственному средству «борьбы» с бедой — к молитве и покаянию. Как отмечается в тех же записках XVII века, повествующих о путешествии по Руси Антиохийского патриарха Макария: «Подлинно, этот народ истинно христианский и чрезвычайно набожен, ибо, как только кто-нибудь, мужчина или женщина, заболеет, то посвящает себя Богу: приглашает священников, исповедуется, приобщается и принимает монашество, [что делали] не только старцы, но и юноши и молодые женщины; все же свое богатство в имущество отказывает на монастыри, церкви и бедных. Хуже всего и величайшим гневом Божиим была смерть большинства священников и оттого недостаток их, вследствие чего многие умирали без исповеди и принятия Святых Таин».

Конечно, наше общество очень сильно отличается от русского народа минувших веков. Мы больше знаем о болезнях, больше уповаем на медицину, которая действительно научилась побеждать многие смертельные недуги. Но гораздо более серьёзное отличие — то, что народ наш по большей части утратил веру. Разумеется, очень многие пришли в Церковь после падения советского строя, но лёгкое ли это дело — воцерковление взрослых людей, утративших связь со своими дедами и прадедами, подчас даже ничего не знающих о них, не чувствующих преемственности, не знающих, у кого научиться? Вера наша колеблется от суеверия-маловерия до ревности не по разуму. И еще одно наше важное качество — это утрата здравого отношения к смерти.

Мысли о смерти мы отодвигаем как можно дальше, забыв о том, что память смертная – это добродетель, Божий дар, который помогает христианину не терять покаянное чувство. Благодаря современной медицине даже пожилой человек, постоянно проходя обследования и с помощью операций заделывая бреши в организме, по мере сил «живёт в своё удовольствие», оттягивая тот миг, когда придётся принять близкую кончину как данность и наконец-то задуматься о ней. А сейчас, когда очень многие новости начинаются со слова «скончался» и от этих новостей не укрыться нигде, мы вдруг обнаружили, что, оказывается, живём во время эпидемии смерти. Но эпидемия эта длится тысячелетиями, с того момента, как пал Адам, и завершится только вместе с земным временем, с приходом Вечности.

Конечно, никому не хочется умирать, и мы «предохраняемся» от смерти привычными способами: в мороз надеваем шубу, из дома выходим через дверь, а не через окно, многие даже переходят дорогу на зелёный свет. Да, смерть бродит где-то рядом, но, соблюдая простейшие правила безопасности, можно десятилетиями ходить с ней бок о бок и не встречаться. Если же кто-то, боясь смерти, не выходит из дома, избегает людей, всегда тщательно дезинфицирует пищу и носит в кармане нож, то он нездоров и, может быть, гораздо ближе к смерти, чем остальные. Преподобный Иоанн Лествичник пишет, что «совершенное чувство смерти свободно от страха». Конечно, до совершенства нам всем далеко, и всё же нельзя, чтобы смерть поработила душу, заставляла жить в постоянном страхе перед ней, иначе вся жизнь превратится в её предвкушение. Не в то предвкушение, какое должно быть у христианина, чающего встречи с Богом и жизни будущего века, а в рабский и беспомощный страх.

Сейчас, как мне кажется, мы должны быть осторожны, но не должны позволить смерти командовать нами. Что плохого в том, чтобы почаще мыть руки с мылом, стараться не ездить в переполненном транспорте и не ходить лишний раз по магазинам? Но плохо лишать себя того, ради чего мы пришли в этот мiр — общения с Богом и ближними, пусть и немногими. Плохо видеть небо только из окна квартиры, обрезанное крышами других домов, плохо не ходить по зелёной траве и не слышать шума деревьев. Кого-то Бог приковал к постели или поместил в тюремную камеру — да, эти люди несут свой подвиг. Но все остальные, пока живы, должны делать то, к чему призваны. Нельзя бояться и становиться «человеком в футляре». Нельзя, страшась пуль, всё время лежать в окопе, иначе война будет проиграна. Когда-то нужно выбираться из-под земли и, пусть и пригнувшись, бежать в атаку…

Вчера в Храме читалось Евангелие о самаряныне, и мне в очередной раз вспомнились слова песнопения иеромонаха Романа: «Дитя моё, нет хуже смерти — от жажды возле родника». Конечно, эти слова не только об этом, и всё же: в нашем городе двери многих Храмов не заперты. Почему же так мало людей открывают их?

Ольга Надпорожская
Сайт «Ветрово»
18 мая 2020

Заметки на полях

  • Лагань

    Все верно. …Жажда возле родника…

  • Санкт-Петербург

    Потому что попросили их не открывать.

  • … Душе свободной ничего не страшно.
    Не дай, Господь, обратно повернуть!
    Жизнь не застолье, где питьё и брашно,
    Жизнь это путь, всегда Голгофский путь.

    Стремится дух к благословенной выси,
    Откуда Свет Немеркнущий, Святой…
    Когда душа найдёт заветный бисер,
    Её не напугаешь нищетой.

    Грозит земля сетями Божьей птице,
    Но душу озаряет Горний Свет.
    Одно лишь тело затворит темница,
    А в Царствии Твоем неволи нет!

    Иеромонах Роман
    http://vetrovo.ru/dusha/

Уважаемые читатели, прежде чем оставить отзыв под любым материалом на сайте «Ветрово», обратите внимание на эпиграф на главной странице. Не нужно вопреки словам евангелиста Иоанна склонять других читателей к дружбе с мiром, которая есть вражда на Бога. Мы боремся с грехом и без­нрав­ствен­ностью, с тем, что ведёт к погибели души. Если для кого-то безобразие и безнравственность стали нормой, то он ошибся дверью.

Календарь на 2024 год

«Стихотворения иеромонаха Романа»

Сретенские строки

Новый поэтический сборник иеромонаха Романа

Не сообразуйтеся веку сему

Книга прозы иеромонаха Романа

Где найти новые книги отца Романа

Список магазинов и церковных лавок