col sm md lg xl (...)
Не любите мира, ни яже в мире...
(1 Ин. 2:15)
Ветрово

Митрополит Вениамин (Федченков) о святителе Григории Паламе

Из записок об архиепископе Феофане (Быстрове), ректоре Санкт-Петербургской духовной академии

В суб­бо­ту, 21 фев­ра­ля 1909 го­да, про­ис­хо­дил чин на­ре­че­ния ар­хи­манд­ри­та Фе­о­фа­на во епис­ко­па Ям­бург­ско­го, чет­вер­то­го ви­ка­рия Санкт-Пе­тер­бургс­кой епар­хии…

…В день хи­ро­то­нии у не­го в рек­торс­кой квар­ти­ре со­бра­лись на обед очень не­мно­гие друзья. Один из них, сту­дент Сер­гей П. Ви­но­гра­дов, член Зла­то­ус­товс­ко­го круж­ка, ска­зал ему при­ветст­вен­ную речь, в которой сравнил его со святым Архиепископом Солунским – Григорием Паламой; последний празднуется на второй неделе Великого Поста, после Недели Православия, как «Проповедник благодати» (о чём говорится в богослужении ему).

К слову сказать, такая последовательность имеет очень глубокую связь!

1) Православие по сущности своей есть благодать; 2) и путь к нему – тоже благодатное просвещение; 3) И это просвещение – не земное знание, а благодатное откровение, озарение; 4) и самое Православие – есть слава Царствия Божия,– или Фаворский Свет, или Преображение Господне, благодать Пресвятой Троицы. Короче: всё – Благодать.

Святой Григорий Палама был защитником Её против еретика Варлаама. И опирался он на Фаворский Свет, окружавший Господа Иисуса Христа на горе Фаворской. Свет этот был не естественный, а благодатный.

Таким образом, и сущность Православия – благодатная слава; а путь – тоже благодатный. Поэтому Григорий Палама и именуется «проповедником благодати». И «Царствие Божие» поэтому не относится к тварному бытию, а к «несозданию». Епископ Феофан как православный богослов, конечно, держался того же учения; поэтому он и уподоблен был в приветственной речи святому Григорию Паламе — как защитник «благодати» в своём богословии и жизни.

В то время в русское богословие стало уже проникать учение о Царствии Божием как земном царстве (Вл. Соловьев, протоиерей Светлов, отчасти Достоевский, потом о. Флоренский; и можно закончить протоиереем Булгаковым). Епископ Феофан был глубоким противником этого новшества в Христианстве.

Неделя вторая Великого поста потому и посвящена памяти святого Григория Паламы, чтобы этим отметить и суть, и путь к Православию – благодать Святого Духа,– как в учении, так и в жизни; поэтому на первой неделе Великого поста празднуется «Торжество Православия», а на второй неделе – память защитника благодати,– как сущности Божественного бытия, которое проявилось реально в Фаворском свете,– методически в познании Божественного бытия – не умом, а через благодатное откровение его.

И Апостол Пётр, восхищенный блаженством Преображения, воскликнул: «Хорошо нам здесь быть!»

Епископ Феофан принял это сравнение, нимало не возражая,– а, следовательно, соглашаясь со сравнением.

Настроен он был смиренно-радостно в этот день.

Сайт «Ветрово»
27 марта 2021

Заметки на полях

  • … «Принял это сравнение, нимало не возражая»… Как же хорошо! Ведь и это смирение.

Уважаемые читатели, прежде чем оставить отзыв под любым материалом на сайте «Ветрово», обратите внимание на эпиграф на главной странице. Не нужно вопреки словам евангелиста Иоанна склонять других читателей к дружбе с мiром, которая есть вражда на Бога. Мы боремся с грехом и без­нрав­ствен­ностью, с тем, что ведёт к погибели души. Если для кого-то безобразие и безнравственность стали нормой, то он ошибся дверью.

Благословенный час

Новый поэтический сборник иеромонаха Романа

Не сообразуйтеся веку сему

Новая книга прозы иеромонаха Романа

Где найти новые книги отца Романа

Список магазинов и церковных лавок