col sm md lg xl (...)
Не любите мира, ни яже в мире...
(1 Ин. 2:15)
Ветрово

Можно ли в храме проводить концерт?

Протоиерей Владимир Епуре: Иногда бывает, что в само́м храме, особенно с хорошей акустикой, проводят эстетические концерты духовных и богослужебных песнопений. Устанавливают стулья напротив иконостаса. Певцы в строгих целомудренных одеждах с папочками в руках располагаются полукругом спиной к алтарю на амвоне или солее и заводят удивительной виртуозности оперного пения известные произведения.

Случается чтение лекций известных людей прихожанам данного прихода с таким же расположением глоголющего, причём мирянина, на солее, реже в стороне от Царских Врат на амвоне.

Насколько приемлема данная практика? Насколько околоалтарное пространство является местом концерта или лекции?

Протоиерей Александр Белый-Кругляков: Я не помню или даже не знаю каких-то канонических правил, которые регулируют отношение к около-алтарному пространству: что можно, а что нельзя. Поэтому могу сказать только своё частное мнение.

Мне кажется, что проводить в храме, например, епархиальные собрания или какую-то лекцию богословскую вполне уместно. Тем более, что подобные собрания и лекции предваряются молитвой, обращённой к Святому Духу «Царю Небесный…», которую обычно совместно все поют, или читают. И по окончании мероприятия обращение к Божией Матери: «Достойно есть…». Если не обязательно на солее располагать лектора или ведущего собрания, можно это сделать ниже солеи, и это вполне уместно.

А вот что касается концертов — мне кажется, что это как раз неправильно. Какие бы песнопения не исполнялись, всё равно концерт есть концерт, некое светское мероприятие. А всё-таки пространство храма — это пространство неких духовных действий: богослужения, молитвы.

Но в связи с этим возникает ещё такая мысль. К сожалению, многие церковные хоры во время богослужения исполняют те же самые концерты, почти что светские. Вместо ровного и спокойного церковного пения, которое должно помогать молитве, нередко в храмах (особенно в столичных) можно услышать некие оперные рулады, вибрирующий тенор или яркий женский грудной голос. И всё то очень эмоционально: крещендо, пьяно, форте. Ну чем это не концерт? Это, мне кажется, говорит не просто о дурновкусии, но это ещё и упадок церковной жизни и духовной жизни. Он был особенно характерен для предреволюционного времени, когда многие «продвинутые» люди ходили в храм не на молитву и не для того, чтобы причащаться, а чтобы получить эстетическое наслаждение: послушать конкретного протодиакона, конкретный хор, более того, даже конкретное песнопение.

Но если до сих пор это продолжается в наших храмах, то какие претензии мы можем предъявлять концертам, которые происходят здесь же? Мне кажется, нужно постепенно отходить и от того, и от другого.

Протоиерей Владимир Воробьёв: В наших храмах часто бывает главный придел и трапезная часть. Так бывало и в монастырях — например, трапезный храм преподобного Сергия в Троице-Сергиевой Лавре. Хоры в восточной части, потом арка и дальше колоссальная трапезная часть. К этой трапезной части тоже пристроены два Алтаря. Раньше их не было. Что это значит? Что служили в храме, а потом в трапезной части была трапеза. И вот, где трапеза, там могут быть и разговоры какие-то или чтения или святых отцов.

Поэтому я думаю, что использовать это трапезное пространство в благочестивых целях возможно. Конечно, когда тут алтарь построен, это уже не так удачно. А на солее и я бы не стал выступать, и певцам не позволил.

В этом смысле в Свято-Тихоновском университете особая ситуация. У нас в Епархиальном Доме Соборная Палата отделяется аркой от храма. Когда бывает богослужение, мы эту Соборную палату используем как храмовое пространство, и тогда много людей помещается. Но когда службы нет, мы эту арку закрываем занавесом и Соборную Палату используем просто как палату. Там могут быть и концерты, и лекции, и конференции. При этом висят на стенах иконы. А храм отделён занавесом, туда никто не проходит. Раньше так бывало в гимназиях, в школах.

В любом случае, занятия в трапезной части должны быть благочестивыми. Нужно, чтобы благоговение сохранялось.

Сайт «Пастырь»
25 апреля 2023

Заметки на полях

  • Самара

    Не посвященному не читать с амвона. Шест. 33, ни монаху. Седьм. 14.

    Кроме певцев, состоящих в клире, на амвон входящих и по книге поющих, не должно иным некоторым пети в церкви. (По изъяснению Валсамона, правило сие запрещает мирянам только восходити на амвон и предначинать пение). Лаод.15

    Не подобает в храмах Господних или в церквах совершати, так именуемые трапезы любви, и в доме Божием ясти, и возлежание творити.Лаод.28

    Вечеря Любви. Вечери любви не суть нечто низкое, и кто презирает делающих сии вечери по вере, тот под клятвой. Гангр. 11. Вечери, или трапезы любви и братолюбия, не должны быть в храмах Господних или в церквах. Шест. 74. Лаод. 28. От сих трапез не должно уносить с собой домой никакой части. Лаод. 27.

  • Волгоградская обл.

    Когда мы молимся в храме, обращаемся ко Господу, Пресвятой Богородице и Святым, время от времени обращаем взор на иконы на иконостасе, на алтарь. А когда перед алтарем стоят просто люди (пусть даже не во время службы), как то противоестественно кажется. Это чувствуется даже на фото. Может я ошибаюсь?

Уважаемые читатели, прежде чем оставить отзыв под любым материалом на сайте «Ветрово», обратите внимание на эпиграф на главной странице. Не нужно вопреки словам евангелиста Иоанна склонять других читателей к дружбе с мiром, которая есть вражда на Бога. Мы боремся с грехом и без­нрав­ствен­ностью, с тем, что ведёт к погибели души. Если для кого-то безобразие и безнравственность стали нормой, то он ошибся дверью.

Календарь на 2024 год

«Стихотворения иеромонаха Романа»

Сретенские строки

Новый поэтический сборник иеромонаха Романа

Не сообразуйтеся веку сему

Книга прозы иеромонаха Романа

Где найти новые книги отца Романа

Список магазинов и церковных лавок