col sm md lg xl (...)
Не любите мира, ни яже в мире...
(1 Ин. 2:15)
Ветрово

Генеральная карта Малой России: почему Малороссия — это не Украина?

В последние годы нередко можно услышать мысль о том, что «современная Украина — это переименованная Малороссия». Ещё более странной нам видится тенденция ставить знак равенства между малороссами (или малороссиянами) и современными «украинцами»: первые никогда не откалывались от русского триединства великорусов, малороссов и белорусов; украинцы же наоборот — всячески противопоставляются всему русскому и считаются отдельным от большой русской семьи народом.

Мы (сотрудники ЦСИ Новороссии) неоднократно указывали на тот факт, что современное Украинское государство (УГ) было создано руками иностранных специальных служб в самом конце Первой мировой войны. В силу этого, а также в силу нежелания повторять ранее опубликованные материалы, мы хотели бы затронуть другую веху нашей истории, а именно сопоставление Малороссии и географической Украины на Юге России в конце XVII — начале XIX вв.

Для начала разберёмся в примерных границах той географической «Украины», которую иногда отождествляли с Малороссией иностранные и отечественные историки в конце XIX — начале XX веков. Для этого обратимся к следующему научному источнику: «Энциклопедический словарь. Том XXXIVA. Углерод–Усилие», изданіе Ф. А. Брокгауза (г. Лейпциг) и И. А. Ефрона (г. С.-Петербург), 1902 г., страницы 633–635:

«Украина — такъ назывались юго-восточныя русскія земли Рѣчи Посполитой. Это названіе никогда не было оффиціальнымъ; оно употреблялось только въ частномъ обиходѣ и сдѣлалось обычнымъ въ народной поэзіи.

Границы земель, которыя были извѣстны подъ именемъ «украинныхъ», трудно опредѣлить, тѣмъ болѣе, что названіе это не было устойчивымъ и въ разное время обнимало собою неодинаковое пространство.

Лучшій знатокъ исторіи У. въ польское время, A. Яблоновскій, полагаетъ, что въ половинѣ XVII столѣтія «названіе „У.“ обнимало собой на Поднѣпровьѣ — повѣть кіевскій (за исключеніемъ его сѣверной, древлянско-сѣверской лѣсной части), вмѣстѣ съ городомъ Кіевомъ, а также дикія поля нижняго теченія Днѣпра, съ Запорожьемъ; на Побужьѣ — всю старую Звенигородщину на „Синихъ водахъ“, повѣть брацлавскій, сливавшійся съ полемъ очаковскимъ, и восточную половину повѣта винницкаго; западная половина этого повѣта, на самомъ Бугѣ, называлась скорѣй Подольемъ, брацлавское междурѣчье между Днѣстромъ оть устья Мурахвы и Бугомъ — Побережьемъ.

Такимъ образомъ въ обозначенныхъ предлахъ У. обнимала собой юго-вост. часть нын. губерніи Подольской, значительную часть Кіевской, развѣ только юго-западную часть Черниговской, всю Полтавскую и значительную часть губерній Екатеринославской и Херсонской („Słownik goograficnzy“, т. XII, 773—774).

На этомъ пространствѣ были въ древности княжества кіевское, переяславское, отчасти черниговское; небольшая часть юго-западной У. принадлежала къ Подольской землѣ. Въ XIV вѣкѣ всѣ эти земли подпали подъ власть Литвы, а со времени люблинской уніи (1569 г.) — и Польши. М. П. Погодинъ высказалъ-было предположеніе, что послѣ татарскаго нашествія все населеніе изъ этихъ областей убѣжало на сѣверъ, а вмѣсто него съ Карпатъ пришло новое населеніе, при чемъ само переселеніе состоялось незамѣтно.

Такую же мысль высказывали польскіе писатели Грабовскій и Шайноха, называя новое населеніе У. польскими выходцами. Мнѣніе послѣднихъ повторилъ Кулишъ въ своей „Исторіи возсоединенія Руси“. М. А. Максимовичъ, а за нимъ и В. Б. Антоновичъ доказали, что никакого переселенія народа съ юга на сѣверъ послѣ татарскаго нашествія не было, а равно не было и запустѣнія У., которая отъ татарскаго нашествія пострадала даже меньше, чѣмъ Русь сѣверо-восточная.

Гораздо большее значеніе для У. имѣло нашествіе въ 1482 г. крымскаго хана Менгли-Гирея, послѣ котораго У., особенно южная часть ея, такъ сильно была опустошена, что долго не могла оправиться. Постоянные набѣги татаръ и позже долго мѣшали заселенію края.

Только въ началѣ ХVІ вѣка, когда набѣги эти ослабѣли, край сталъ мало-по-малу заселяться.

Литовское правительство выработало цѣлую систему обороны края. У. пересѣкали три оборонныхъ линіи, на которыхъ были расположены укрѣпленныя мѣста или замки. Къ замкамъ были приписаны села, населенныя боярами, которые за право владѣть землей обязаны были оборонять замки и высылать стражу въ поле, а также выступать въ походъ, въ случаѣ требованія воеводы или старосты.

Изъ оборонныхъ линій средняя, на которой стоялъ Кіевъ, начиналась у верховьевъ Тетерева и Роси, переходила чрезъ Днѣпръ и упиралась въ низовья Десны. Крайними замками здѣсь были на западѣ — Житоміръ, на востокѣ — Остеръ. На сѣверъ отъ этой линіи шла линія полѣско- сѣверская, долиной Припяти и надъ Днѣпомъ къ Деснѣ. На ней стояли замки Овручъ, Мозырь, Любечъ.

Третья, южная линія, была выдвинута далеко въ степь. Ее охраняли замки: на Днѣпрѣ — Каневъ и Черкассы, на Синей водѣ — Звенигородъ, на Бугѣ — Винница и Брацлавъ. Въ началѣ ХVІ в. эта послѣдняя линія была прервана, такъ какъ Звенигородъ былъ разрушенъ. Вмѣсто него былъ основанъ замокъ въ Бѣлой Церкви.

Въ исторіи заселенія У. нужно различатъ два періода: до люблинской уніи 1569 г. и послѣ.

До люблинской уніи колонизація У. шла слабо. Сперва были заселены сѣверныя части У.; стали возвращаться на свои мѣста жители, загнанные на сѣверъ нашествіемъ Менгли-Гирея. За ними двинулись съ сѣвера на югь и новые поселенцы. Навстрѣчу имъ съ юга шла колонизація туранская, такъ какъ туранцевъ много бродило въ степяхъ, прилегавшихъ къ Черному морю.

Изъ-за Кавказа съ торговыми цѣлями пріѣзжали армяне и селились по городамъ. Евреямъ запрещалось селиться на У., и они являлись только тамъ, гдѣ находили себѣ сильныхъ покровителей, въ родѣ, напр., кн. Ильи Острожскаго, старосты винницкаго. Винница сдѣлалась исходнымъ пунктомъ для еврейской колонизаціи на У.

Изъ-за Днѣстра также приходили поселенцы, но въ маломъ, сравнительно, количествѣ; ихъ называли обыкновенно волохами. Была и самовольная колонизація, состоявшая преимущественно изъ разнаго рода бѣглецовъ. Этого рода колонізація уходила дальше въ степь, на низовья Днѣпра, и сливалась съ казачествомъ.

Люблинская унія 1569 г. расширила районъ переселеній на У.: кромѣ переселеній съ сѣвера на югь изъ литовскихъ областей, идетъ теперь много переселенцевъ и съ сев.-запада, изъ польскихъ областей, тѣмъ болѣе, что правительство практиковало въ широкихъ размерахъ раздачу шляхтѣ земель на У.

Получивъ земли, шляхта старалась колонизировать ихъ, вызывая изъ разныхъ мѣстъ колонистовъ и обѣщая имъ льготы.

Помимо этой шляхетской колонизаціи, шла и другая, промышленная: рыболовы, звѣроловы и др. имѣли уходы въ степяхъ. Въ исторіи колонизаціи послѣ люблинской уніи бѣглые также играли немаловажную роль. Сначала заселялись опустѣвшія вслѣдствіе татарскихъ набѣговъ поселенія; затѣмъ основывались и новыя поселенія, при чемъ колонизація подвигалась постепенно въ степи съ сѣвера на югь.

Въ концѣ XVI в. и въ особенности въ XVII в. колонизація переходитъ съ праваго берега Днѣпра па лѣвый. Князья Вишневецкіе, владѣвшіе большею частью нын. Полтавской губ., начинаютъ заселять Посулье. Къ срединѣ XVII в. какъ правобережная, такъ и лѣвобережная У. уже въ достаточной степени была заселена колонистами, главнымъ образомъ малорусскаго племени; между ними, впрочемъ, особенно на правомъ берегу, встрѣчалось также немало поляковъ, волоховъ, армянъ и евреевъ, на лѣвомъ берегу — бѣлоруссовъ.

Въ административномъ отношеніи У. дѣлилась на два воеводства — кіевское и брацлавское. Послѣднее было нѣкоторое время придаткомъ то воеводства кіевскаго, то земли волынской и только въ 1566 г. окончательно организовалось въ самостоятельное воеводство. Каждое изъ воеводствъ дѣлилось на повѣты.

Въ 1654 году У. соединилась съ Москвою. По Андрусовскому договору 1667 г. лѣвобережная У. осталась за Москвой, правобережная — за Польшей.

Съ этого времени для лѣвобережной У. обычнымъ названіемъ дѣлается Малороссія. На лѣвомъ берегу Днѣпра Украиной называлась оффиціально только У. Слободская, т. е. теперешняя Харьковская губ. На правой сторонѣ Днѣпра названіе У. сохранилось за всѣми землями, составлявшими прежде кіевское и брацлавское воеводства и остававшимися во владѣніи Польши до самаго ея паденія».

Теперь следует обратиться к картам Малороссии XIX века.

«Так, например, „Генеральная карта Малой России, разделенной на десять полков“ 1829 года издания весьма скрупулезно отображает все мелкие топографические детали, а также наглядно демонстрирует нам границы Малороссии в начале XIX века.

А что же век XXI? Что именно означает географический термин „Малороссия“ сегодня?

Малая Русь, Малая Россия, Малороссия (калька со ср.-греч. Μικρὰ Ῥωσία, лат. Russia/Ruthenia minor, фр. la Petite Russie, нем. Kleinrussland) — историческое название ряда земель Руси, преимущественно на территории Украины. Название появилось в начале XIV века как византийское церковно-административное определение Галицко-Волынского и Турово-Пинского княжеств. С XVI века „Малая Россия“ — православно-книжное название всех западнорусских земель в составе Речи Посполитой, из которых позже выделили Белую Русь.

В XX веке, с распадом Российской империи и образованием СССР, советской властью проводилась политика украинизации в рамках новой национальной политики коренизации.

В связи с этим, понятия „малоросс“, „Малороссия“ оказались „вне закона“, утратили легитимность и в широком употреблении повсеместно были заменены понятиями „украинцы“, „Украина“. Термин „Малороссия“ также практически не употреблялся в советской историографии», — материал взят из сети Интернет.

Таким образом, наглядно виден тот факт, что даже территориально Малороссию нельзя соотнести ни с географической Украиной конца XVII века, ни с созданной руками Германского и Австро-Венгерского генеральных штабов Украиной начала XX века.

Вывод: Малороссия не может быть отождествлена с Украиной ни географически, ни идейно, ни культурно. Малороссия — это духовная, географическая и историческая часть единой и неделимой России.

А Украина по своей сути и форме — это идейный враг России и всего русского, который был врагом всего русского в начале XX века и который остается врагом России и всего русского в XXI веке.

«Русская весна»
10 ноября 2021

Заметки на полях

  • Неодназначное состояние и пространство: «современная Украина — это переименование Малороссии». Знаем, что «в нашествіе въ 1482 г. крымскаго хана Менгли-Гирея, пострадали русские земли, особенно южная часть сильно была опустошена, что долго не могла оправиться. Постоянные набѣги татаръ и позже долго мѣшали заселенію края. Въ 1654 году русские земли соединились съ Москвою. По Андрусовскому договору 1667 г. лѣвобережная часть присоединилась к Москве с наименованием Малороссия. … Малая Русь, Малая Россия, Малороссия (калька со ср.-греч. Μικρὰ Ῥωσία, лат. Russia/Ruthenia minor, фр. la Petite Russie, нем. Kleinrussland) — историческое название ряда земель Руси. … Название обозначилось в начале XIV века как византийское церковно-административное определение Галицко-Волынского и Турово-Пинского княжеств. Помним, что Малороссия — это духовная, географическая и историческая часть единой и неделимой России».

  • И вскоре бывшее «русское княжество превратилось в польскую провинцию. Наибольшую известность Галицкая Русь получила во время княжения Данила Галицкого, основавшего в средине ХІІІ в.Галицко-Волынское княжество. К сожалению, история отвела первому государственному образованию на Западной Украине короткую жизнь…».

  • Тула

    Глубоко ошибочный вывод делают в воинствующем последнем абзаце статьи «сотрудники ЦСИ из Новороссии». Украина — это православный народ, исповедующий единую с Россией веру и в XX, и в XXI веках. Никогда он не мог быть и не был идейным врагом России. Я родом с восточной Украины и знаю ее новейшую историю не по «слухам». Мой папа русский крымчанин, мама украинка. Тема национализма не поднималась здесь в годы СССР. В школе изучали одновременно два языка. Недавно брат прислал фото моего забытого школьного аттестата. С удивлением отметила, что он на украинском языке (нынешние политики Украины утверждают о дискриминации в былые годы). Жители сел говорили на украинском языке, а в городах — на русском. В книжном магазине на полках лежали книги на двух языках… Очень обсуждаемая и приводящая к брани и разделению тема сейчас.
    Вековая борьба за человеческие душечки продолжается.

Уважаемые читатели, прежде чем оставить отзыв под любым материалом на сайте «Ветрово», обратите внимание на эпиграф на главной странице. Не нужно вопреки словам евангелиста Иоанна склонять других читателей к дружбе с мiром, которая есть вражда на Бога. Мы боремся с грехом и без­нрав­ствен­ностью, с тем, что ведёт к погибели души. Если для кого-то безобразие и безнравственность стали нормой, то он ошибся дверью.

Календарь на 2022 год

«Иеромонах Роман. Месяцеслов»

Не сообразуйтеся веку сему

Новая книга иеромонаха Романа

Где найти новые книги отца Романа

Список магазинов и церковных лавок