col sm md lg xl (...)
Не любите мира, ни яже в мире...
(1 Ин. 2:15)
Ветрово

Борис Корчевников. «Россию никто победить не может, кроме… самой России»

Один че­ло­век свя­той жиз­ни ска­зал мне на днях: «Рос­сию ни­кто по­бе­дить не мо­жет, кро­ме… са­мой Рос­сии».

Ко­гда ка­кая-то де­воч­ка с псев­до­ни­мом Кла­ва Ко­ка орет под ба­сы на глав­ной пло­ща­ди Вла­ди­вос­то­ка, на­против ка­фед­раль­но­го собора, «а мне пох», по­вто­ряя это на раз­рыв ре­фре­ном, бро­сая эти сло­ва в свя­тые сте­ны хра­ма, мер­ца­ю­щие фи­о­ле­то­вым и зе­ле­ным от­све­том кон­цер­та, и ей под­пе­ва­ет тол­па — в то вре­мя, ко­гда на фрон­те — смерть и окру­же­ние, — то это по­бе­да Рос­сии над Рос­си­ей.

Когда в это же самое время в сердце страны Шнур рвет стотысячную арену раскатистым матом —под скорбный тихий день Усекновения главы Иоанна Крестителя — это победа России над Россией.

Когда в небо летит салют в то время, когда с неба Донецка летит фосфор — это победа России над Россией.

Погибшие и раненые на концерте Шнура, и салют, который, кажется в Тюмени, выстрелил в толпу… — это всё ещё очень деликатные, но уже страшные сигналы от Бога, который кричит нам о том, что мы обезумели.

Знаете, у меня вообще нет никаких вопросов к моей армии. Она, несмотря на все потрясения последних тридцати лет, по-прежнему — всё та же армия непобедимого русского солдата, по-прежнему одна из лучших армий мира. Все сетевые причитания про ошибки командиров и т. п. — это пустое. И бессмысленное. Об этом поговорим после войны. И увидим, что ничего раньше не видели.

Но и сами войны, и поражения на них происходят за нерадивую и грязную жизнь в тылу.

Нашему сознание, ищущему виноватых и причины зла всегда вокруг, а не в самих себе, трудно вместить этот закон, но он железный и вечный.

Даже лучшая армия не спасет, если призванный быть христианским народ оскотинивается. Яблоко, гнилое изнутри — какой бы крепкой ни была его кожура — погибнет. Погибнет, может быть, парадоксально и нелогично: от рук тех, кто слабее, кто зверь, кто Богу — чужие. Но и такие могут быть бичом в руках Божиих. Вспомните недавних безбожников-большевиков: они победили нелогично, вопреки всякой логике внешнего — снесли мощнейшую, но отступившую в сердцах от Бога, страну.

Помните слова Христа: Кому много дано, с того много и спросится (см. Лк. 12: 48).

Нам очень много дано. А сейчас — много, как никогда, мы живём в пору неслыханных свобод — всех, и свободы Церкви. Храмы стоят открытые почти на каждом перекрестке, в храмах — каждый день то, что может высветить, наполнить и осчастливить всю нашу жизнь — исповедь, Причастие, тихий разговор о главном. Приходи и пей от этого источника жизни. У нас это есть! У наших отцов и дедов не было. А у нас есть!

А мы… кидаем матерные попевки в стены этих храмов под подпевку толпы.

Вот за это будем нести поражения и в наших жизнях и на фронте.

Вот за такое будет умирать святой русский солдат.

Потому что это ещё один вечный закон: чистый страдает за нечистого. Чтобы нечистый очистился.

Война идет и только начинается. Военная мобилизация всей страны, наверно, не нужна, а вот другая мобилизация — необходима. Мобилизация на человечность. И на молитву.

Нам здесь, в тылу, людьми надо стать, ожить, проснуться надо, чтобы и на фронте жизнь победила.

Людьми нас делают — другие люди, когда мы начинаем жить ради них; наш язык, когда мы перестаем бить им ближнего и сквернить его богохульной матерщиной; наша культура — стихи, фильмы, музыка наша; и более всего — наши святыни. И отношение к ним.

Не будет этого, это будет побежденная Россия — при сильнейшей армии мира, при лучшем оружии, как сейчас, на планете, — это будет Россия, побеждённая самой Россией.

Борис Корчевников
14 сентября 2022

Заметки на полях

  • СПУТНИК

    И Саул во пророцех (1 Цар. 19: 24).

    Смертельный бич для славянина водка!
    К отцу порою приходил мужик:
    Глаза большие, тонкий нос, бородка,
    Лицо пророка, но такой кадык!

    Он выдавал пристрастие к спиртному.
    Ещё имел особенность герой:
    Довольно редко появлялся дома,
    Летал как спутник по земле родной.

    Жена и дочь годами не видали.
    Где пропадал, откуда прилетел?
    Не зря сельчане Спутником прозвали
    За то, что тот на месте не сидел.

    И как-то раз сказал слова такие,
    Хоть крепко пил, а не пропил ума:
    Никто вовек не победит Росiю —
    Росiя победит себя сама!

    Иеромонах Роман
    20-21 июня 2022
    https://vetrovo.ru/sputnik/

  • Санкт-Петербург

    «Даже лучшая армия не спасет, если призванный быть христианским народ оскотинивается. Яблоко, гнилое изнутри — какой бы крепкой ни была его кожура — погибнет. Погибнет, может быть, парадоксально и нелогично: от рук тех, кто слабее, кто зверь, кто Богу — чужие. Но и такие могут быть бичом в руках Божиих. Вспомните недавних безбожников-большевиков: они победили нелогично, вопреки всякой логике внешнего — снесли мощнейшую, но отступившую в сердцах от Бога, страну.» (с)

    «Погибнет, может быть, парадоксально и нелогично: от рук тех, кто слабее, кто зверь, кто Богу — чужие.»

    Только здесь надо уточнить, что и те, кто им ( безбожникам-большевикам ) противостоял, тоже были Богу — чужие. Они предали царя и совершили Февральскую революцию. Две силы, а не одна, изнутри уничтожили царскую Россию. Жестокость «белого движения» превосходила жестокость «красных».
    И теперь эти же самые две силы взялись за старое, действуя внутри нашей страны.

  • По поводу жестокости и скотства красных советую прочитать документальные «Окаянные дни» Бунина. Там же можно почерпнуть и кое-что о «церковности» дворянства:
    «Сейчас опять идем в архиерейский сад, часто теперь туда ходим, единственное чистое, тихое место во всем городе. Вид оттуда необыкновенно печальный, — вполне мертвая страна. Давно ли порт ломился от богатства и многолюдности? Теперь он пуст, хоть шаром покати, все то жалкое, что есть еще кое-где у пристаней, все ржавое, облупленное, ободранное, а на Пересыпи торчат давно потухшие трубы заводов. И все-таки в саду чудесно, безлюдие, тишина. Часто заходим и в церковь, и всякий раз восторгом до слез охватывает пение, поклоны священнослужителей, каждение, все это благолепие, пристойность, мир всего того благого и милосердного, где с такой нежностью утешается, облегчается всякое земное страдание. И подумать только, что прежде люди той среды, к которой и я отчасти принадлежал, бывали в церкви только на похоронах! Умер член редакции, заведующий статистикой, товарищ по университету или по ссылке… И в церкви была все время одна мысль, одна мечта: выйти на паперть покурить. А покойник? Боже, до чего не было никакой связи между всей его прошлой жизнью и этими погребальными молитвами, этим венчиком на костяном лимонном лбу!»
    http://az.lib.ru/b/bunin_i_a/text_2262.shtml

  • Санкт-Петербург

    Редактор 17.09.2022 в 13:03: «По поводу жестокости и скотства красных советую прочитать документальные «Окаянные дни» Бунина.»

    Взгляд свидетеля событий, конечно, является документальным, но это взгляд одного человека. Для обретения полноты картины необходимо обработать огромное множество «документов».

    Вот здесь, на мой взгляд, представлена более объективная картина:

    Великая ложь «Белого дела»
    Россия пережила большевизм, переживёт ли современную белогвардейщину?
    Священник Сергий Чечаничев

    https://ruskline.ru/news_rl/2021/07/07/velikaya_lozh_belogo_dela

  • Москва

    «Жестокость «белого движения» превосходила жестокость «красных».»

    Геннадий, а фактами подкрепить Ваши безосновательные обвинения белых можете?

  • Петр (пожилой подвижник-труженик душеполезности).:

    И скажите, будьте добры, было бы у нас в многовековой исторической России начало безобразного, жесточайшего безбожия (богоотступление, богопротивление) и кровавой трагедии в 1917 году и далее по годам, если бы все до единого или хотя бы многие знали, что кроме России определяется особо в основании на виду прекрасная и неувядаемая Святая Русь?

  • Санкт-Петербург

    «Геннадий, а фактами подкрепить Ваши безосновательные обвинения белых можете?»(с)

    Факты изложены в статье священника Сергия Чечаничева, ссылку на которую я дал.

  • Москва

    Рнл дискредитировала себя полностью своим конформизмом. Белое движение не было целиком за февраль. Было много убежденных монархистов среди белых. И уж точно белое движение не было столь губительным для России, как большевизм, хотя бы потому, что белые были русскими, а не другой национальности.

  • Геннадий, думаю, мне не по зубам подробный разбор статьи отца Сергия Чечаничева, однако его предвзятость и склонность встать скорее на сторону красных очевидны: «Чем больше я узнаю про «белых» – тем больше понимаю «красных» и товарища Сталина».
    Да, был белый террор, да, ужас гражданской войны в том, что свои убивают своих. Но если одни убивали потому, что восстали и пришли к власти, то другие – потому, что защищали то, что осталось от государства. И если пытаться найти своё место в той войне, то, конечно, не среди красных. Пусть даже белым помогал «коллективный запад». Не очень понятно, почему автор ставит в один ряд белых военачальников и генерала Власова – они действовали в совершенно разных обстоятельствах, и оценивать их поступки можно только с учётом этих обстоятельств. И почему современную оппозицию он считает продолжением белого движения. Митингующие на улицах – это разрушители, а не защитники пусть не идеальной, но всё же не преступной, законной власти, обеспечивающей порядок.
    Ну а если говорить о памятниках участникам Гражданской войны, то, по-моему, лучше поставить памятник кому-нибудь из белых военачальников, чем повсеместно сохранять памятники Ленину.
    Вы пишете: «Те, кто им (безбожникам-большевикам ) противостоял, тоже были Богу – чужие». Думаю, многие из них были Богу чужими, но за всех так сказать нельзя. Несомненно, были и верующие.
    «Две силы, а не одна, изнутри уничтожили царскую Россию». Увы, нельзя не согласиться.

  • Санкт-Петербург

    Редактор 17.09.2022 в 20:16, я был уверен в том, что фразу о Сталине кто-нибудь из числа прочитавших статью обязательно процитирует. Этим человеком оказались Вы, но при этом Вы обошли своим вниманием тот факт, что почти все отцы- основатели белого движения были участниками Февральской революции. Они, а не большевики, запустили механизм разрушения российского государства. «Красный террор» был реакцией на белый террор, а не наоборот, как Вы полагаете. И что было бы в случае победы белых предугадать сложно. Автор статьи делает по этому поводу следующий вывод:

    «В Керчи в мае 1919 года после восстания рабочих в каменоломнях белыми было убито примерно 3 тысячи человек. Участник подавления восстания керченских рабочих С.Н. Шидловский в своих «Записках белого офицера» свидетельствует: «К вечеру город был освобожден — все оставшиеся в живых каменоломщики разбежались, скрываясь по городу. Начались обыски, аресты и расстрелы, брали всех подозрительных, придерживаясь правила: лучше уничтожить десять невинных, чем выпустить одного виновного; заодно был утоплен издатель меньшевистской газеты «Волна», все время писавшей против добровольцев. Три дня продолжалась эта история и одновременно взрывались последние выходы Аджимушкайской каменоломни. За это время в Керчи было уничтожено до 3000 человек, большей частью евреев. Англичане, бывшие в Керчи, целыми днями бегали со страшно довольными лицами по городу, снимая фотографическими аппаратами повешенных и расстрелянных».
    Это не «красная пропаганда», а свидетельство «белого» офицера, которому следует верить. Подобное свидетельство об этих событиях можно прочитать и в записях дневника поэта Максимилиана Волошина.
    Такие факты позволяют сделать заключение: если бы «Белые» победили в гражданской войне, то количество жертв последующего «белого террора» могло быть гораздо больше, чем от террора «красных».»

  • Санкт-Петербург

    Андрей 17.09.2022 в 20:10 Москва: «И уж точно белое движение не было столь губительным для России, как большевизм, хотя бы потому, что белые были русскими, а не другой национальности.»

    Если бы Вы прочитали предложенную мною статью, то нашли бы в ней опровержение этого Вашего утверждения ( про русских ).

  • Москва

    Геннадий, кто называет чёрное белым, ненаказынным не останется. Вы равняете палачей и жертв. Белые защищали государственность. И не надо ссылаться на РНЛ, она легла под утинистов уже давно

  • Москва

    https://rusidea.org/430105

    Кто умеет отличать ложь от истины, читай эту статью. В ней четко понятно, как так получилось, что в ВОВ часть русских сражались против красной армии. Они, как могли, пытались спасти русскую государственность, и не таким, как мы их судить! Русские убивают русских под дудочку овских олигархов. Это по вашему лучше, чем когда белые пытались спасти страну от полного разорения красными?

  • Геннадий, мы не знаем, что было бы в результате победы белых, но вряд ли это было бы хуже, чем то, случилось после победы красных. Белые не стали бы бороться с Церковью и строить коммунизм. Мы можем только предполагать, каким было бы количество жертв, но прекрасно понимаем, что идеология была бы другой.

  • Санкт-Петербург

    Редактор 17.09.2022 в 23:21, строить коммунизм они бы не стали, но они стали бы строить царство зверя с церквями и священниками по типу современного Запада. Внешне все выглядело бы пристойно, а по сути была бы духовная пустота. По-моему, у атеиста спастись шансов больше, чем у теплохладного верующего или имитирующего религиозную жизнь. Первый еще может стать истинно верующим, а последний — нет. Советское время можно сравнить с Вавилонским пленением, а буржуазное общество, ради построения которого была устроена Февральская революция, можно сравнить с хорошо ухоженным кладбищем. ( Никакого возрождения и избавления от плена в могиле на кладбище не может быть ). Революционный дух февралистов, на мой взгляд, опаснее революционного духа октябристов. ( Явное зло всегда безопаснее скрытого зла ).

  • МО

    1. «Россию никто победить не может, кроме… самой России». Не могу понять смысла этой вычурной фразы. Если Россия победит Россию, будет ли она Россией?

    2. «Россию никто победить не может, кроме… самой России». А можно ли сказать: Америку никто победить не может, кроме… самой Америки? Или: Китай никто победить не может, кроме… самого Китая?

    3. «Россию никто победить не может, кроме… самой России». Может лучше так: Россию никто не может убить, кроме самой России?

    Был такой писатель Белинский. В его статье «Литературные мечтания» есть такое выражение: Русь оставалась Русью назло себе. Цитирую: «Знаете ли, в чём состоял отличительный характер века Екатерины II, этой великой эпохи, этого светлого момента жизни русского народа? ― задаёт вопрос Белинский. ― Мне кажется, в народности. Да ― в народности, ибо тогда Русь, стараясь по-прежнему подделываться под чужой лад, как будто назло самой себе, оставалась Русью».

    Что за выражения у великого российского критика? Во-1-х, их трудно понять, а во-2-х, жить назло себе может только дьявол. Это он живёт во зло себе и окружающим.

    «Война идет и только начинается» (Борис Корчевников).
    А помните, что говорил протоиерей Андрей Ткачёв в феврале?
    «Война не началась, она заканчивается».
    https://vetrovo.ru/inoi/o-andrej-tkachyov-vojna-zakanchivaetsya/

  • Петр (пожилой подвижник-труженик душеполезности).:

    Георгий Селин, иерей (18.09.2022 в 17:07). МО. … Благодарю пред Богом батюшку о. Георгия за разъяснение о действиях врага рода человечекого во временной жизни земного пребывания. … «жить назло себе может только дьявол (враг лукавый). Это он живёт во зло себе и окружающим».

  • Геннадий, Вы страшные вещи говорите. И всё же духовная пустота не может быть насаждена насильно, это плод «духовной жизни» конкретного человека. Скорее всего, под дулом пистолета молиться легче, чем пребывая в сытости-питости, но не хотелось бы. Хотелось бы, чтобы у человека была возможность выбора. Сейчас вокруг нас много безобразия, но у каждого есть возможность пойти в Храм. В советское время такая возможность была не у каждого: где-то Храмов не было вообще, кто-то боялся туда идти, а кто-то уже и не хотел, потому что атеистическая пропаганда сделала своё дело. Неужели сейчас для обновления человеческих душ нужны гонения, как в 37-м году? Понимаю и уважаю строчку отца Романа «И жду гонений, как спасенья», и всё-таки хотелось бы обойтись.

  • Отец Георгий, думаю, если Россия победит Россию, она, номинально существуя, будет уже чем-то другим — точно так же, как «побеждает» себя пьяница, наркоман или блудник. Не будучи мёртвым физически, он уничтожен как личность (хотя и физическая смерть, конечно, не за горами). По-моему, фраза не вычурная, а просто отличная.

  • Санкт-Петербург

    Редактор 18.09.2022 в 17:56: «Геннадий, Вы страшные вещи говорите. И всё же духовная пустота не может быть насаждена насильно, это плод «духовной жизни» конкретного человека.»

    А давайте от теорий и обобщений перейдем к практике и к конкретике:
    У меня было написано следующее: » они стали бы строить царство зверя с церквями и священниками по типу современного Запада. Внешне все выглядело бы пристойно, а по сути была бы духовная пустота.» и » буржуазное общество, ради построения которого была устроена Февральская революция, можно сравнить с хорошо ухоженным кладбищем.»
    Давайте, в качестве примера, возьмем и рассмотрим недавние события, произошедшие в этом обществе. Первое событие — вывод боевиков из города Алеппо в Сирии. Папа Римский очень переживал за них и просил руководство России посодействовать в деле их спасения. Боевиков спасли. Спустя некоторое время другой город Сирии — Ракку — сравняли с землей, уничтожив несколько сотен тысяч мирных жителей. Папа Римский о них даже не заикнулся. Вы скажете: «Папа Римский — еретик, другого от него и ждать нечего.» Тогда вспомним о действиях православного митрополита Онуфрия: он собирался проводить крестный ход, идущий из города Орехово Запорожской области в город Мариуполь Донецкой области, для освобождения неонацистов и сатанистов, засевших на Азовстали. Российские военные не позволили провести такой крестный ход. Спустя некоторое время, на Донбассе началась наступательная операция союзных войск, во время которой ВСУ стали использовать мобилизованных в качестве «первой сигнальной системы» — их бросали на передовую, чтобы определить координаты, стреляющих по ним орудий. То есть их использовали как пушечное мясо. Митрополит Онуфрий знал об этом, но молчал. Десятки тысяч православных людей были убиты, а он промолчал. Сатанисты ему дороги, а православные — нет? Что произошло с человеком? А ведь и Папа Римский, и митрополит Онуфрий — главы Церквей. Что на них так повлияло? На других это что-то, разве, не повлияет? Если они себя так ведут, то «духовная пустота», о которой мы писали, не за горами. Так что практика подтверждает мою теорию. Отдельные стойкие исповедники веры будут всегда во всех обществах, но большинство духовно погибнет. Противостоять лукавой «сытости-питости» очень сложно. Коммунистические гонения не уничтожили Русскую Православную Церковь, а несколько лет лукавой сытости-питости на Украине во что превратили православную Церковь?

  • МО

    ++думаю, если Россия победит Россию, она, номинально существуя, будет уже чем-то другим — точно так же, как «побеждает» себя пьяница, наркоман или блудник++

    Иными словами, Россию может победить только грех, который внутри России. Так? Но разве этот грех можно назвать Россией? Разве пьянство, наркоманию или блуд можно отождествлять с человеком? Нельзя. Значит фраза «Россию никто победить не может, кроме… самой России» либо бессмысленна, либо вычурна.

    «Россию никто победить не может, кроме грехов самой России». С таким выражением соглашусь.

  • Санкт-Петербург

    Редактор, Ваш термин «сытость-питость» меня зацепил.
    Дело — не в сытости или в ее отсутствии, а в том, что первый шаг, сделанный февралистами, был богопротивный. Первый шаг был предательством Богом установленных правил, а значит, и последующие за ним шаги будут совершаться в том же направлении — в направлении богоотступничества. И так постепенно общество, незаметно для себя, все дальше и дальше удаляется от Бога, принося в жертву материальному благополучию духовную составляющую человеческой жизни. Поэтому я и назвал Вашу «сытость-питость» лукавой.
    Октябристы же делали свои гнусные дела богоборчества явно, т.е. заметным образом. И этим они были менее опасны, чем февралисты. В честном обществе «сытость-питость» не является препятствием для религиозной жизни. Даже наоборот — отсутствие забот о хлебе насущном способствует религиозному деланию. Хотя бы потому, что времени на последнее остается намного больше.

  • Геннадий, это не я, а Цветаева Вас зацепила:
    А ещё, несмотря на бритость,
    Сытость, питость (моргну — и трачу!)…
    («Хвала богатым», 1922
    https://www.culture.ru/poems/34882/khvala-bogatym ).
    Когда-то мы работали редакторами в издательстве с одним православным писателем. Он приходил на работу в середине дня, объясняя это тем, что для того, чтобы успешно работать, нужно сначала удовлетворить первичные потребности, в частности, потребность в сне. Слушала с завистью, но думала при этом: а как же аскеза? Разве «отсутствие забот о хлебе насущном способствует религиозному деланию»? Хотя, конечно, отсутствие таких забот может быть связано не с материальным благополучием, а со способностью возложить всё на Бога.
    Простите, это отступление мало связано с темой февральской и октябрьской революции. Но обычно со злом начинают бороться, когда оно проявляет себя явными делами (как проявляли себя большевики). Если же кто-то предлагает сытость и питость, это ещё не повод для войны (если взамен не требуют отказаться от чего-то очень важного). Если, по-Вашему, белые были не меньшим злом, чем красные, то правды не было нигде. Но где-то ведь были в то время честные, верующие и жертвенные люди. Мне проще предположить, что среди белых.

  • Санкт-Петербург

    Редактор 19.09.2022 в 00:06: «Но обычно со злом начинают бороться, когда оно проявляет себя явными делами (как проявляли себя большевики). Если же кто-то предлагает сытость и питость, это ещё не повод для войны (если взамен не требуют отказаться от чего-то очень важного).»

    Когда я писал о первом неправильном ( богопротивном ) шаге, то я имел в виду отстранение монарха от власти. Этот первый шаг и стал причиной гражданской войны. Да и проигрыш в 1-й Мировой войне тоже был вызван этим шагом. Если «сытость-питость», на их взгляд, стоила того, то, как Вы будете чувствовать себя, окажись в одной компании с такими людьми?

    «Если, по-Вашему, белые были не меньшим злом, чем красные, то правды не было нигде.» (Редактор)

    Правда была посередине — с теми, кто остался верен царю. Здесь в одном из комментариев было сказано, что среди белых было много монархистов. Зачем же тогда они встали под флаги тех, кто низверг монархию? И зачем они встали в один строй с интервентами? Как можно сражаться за веру, царя и отечество вместе с теми, кто давно утратил настоящую веру, предал явно царя, впустил в свое отечество почти миллионную армию иностранцев, жаждущих захватить Россию и поживиться ее богатствами?

    «Но где-то ведь были в то время честные, верующие и жертвенные люди. Мне проще предположить, что среди белых.» (Редактор).

  • Санкт-Петербург

    Редактор 19.09.2022 в 00:06: «Разве «отсутствие забот о хлебе насущном способствует религиозному деланию»? Хотя, конечно, отсутствие таких забот может быть связано не с материальным благополучием, а со способностью возложить всё на Бога.»

    Я объяснил, каким образом оно способствует, а без способности возложить всё на Бога отсутствие забот не появится даже у живущих в материально благополучном обществе. К тому же, все-таки лучше жить в таком обществе, а не в материально неблагополучном, ведь каждый день есть одну только манну небесную не каждый «постник» сможет.

    «Неужели сейчас для обновления человеческих душ нужны гонения, как в 37-м году?» (Редактор)

    Вы вспомнили православного писателя, а я, в связи с этим Вашим вопросом, вспомнил случайно подслушанный разговор двух православных паломников. Один из них все свои надежды возлагал на антихриста и говорил следующее: «если я умру до его прихода, то, точно, не спасусь т.к. молитвенник и постник из меня никакой, а если его застану, то спасусь — он начнет меня пытать и убивать, а я не отступлюсь от Христа, и таким образом спасусь.»

  • МО

    Ещё хочу сказать, что к этой фразе Корчевникова примешано чувство, которое Маяковский (очередной поэт-самоубийца) выразил словами: «У советских собственная гордость, на буржуев смотрим свысока». Смотрите, какие мы особенные: «Россию никто победить не может, кроме… самой России». У российских собственная гордость: нас победить никто не может кроме… нас самих. Хотя, если выразить эту мысль по-человечески, без вычурностей, а именно: «Россию никто победить не может, кроме грехов самой России», то отнести её можно к любому народу и любой стране: победить Америку могут только грехи Америки. Или: победить Китай могут только грехи Китая. Разве нет? И получается, что никакого особенного пути у России не получается. Разве только пропагандисты стараются особенно кудревато выразиться.

  • МО

    Хотите своего, особенного, русского пути? Такой путь указан в Священном Писании, в частности, в словах апостола Петра: ИБО ВРЕМЯ НАЧАТЬСЯ СУДУ С ДОМА БОЖИЯ; ЕСЛИ ЖЕ ПРЕЖДЕ С НАС [НАЧНЕТСЯ], ТО КАКОЙ КОНЕЦ НЕПОКОРЯЮЩИМСЯ ЕВАНГЕЛИЮ БОЖИЮ? (1 Пет.4:17)

  • Санкт-Петербург

    Непобедимость и непотопляемость России, я думаю, связана с особой, исключительной ролью Русской Православной Церкви.
    Антиохийская Церковь реализовывала то, что содержится в Евангелии от Матфея, Александрийская — в Евангелии от Марка, Константинопольская — от Луки, Иерусалимская — от Иоанна, а Русская должна реализовать то, что содержится в пятом Евангелии — в «Откровении» Иоанна Богослова.
    Первые четыре православных Церкви — это Церкви начала, а пятая Церковь — Русская Православная Церковь — это Церковь конца.

  • Отец Георгий, если Вы хотите видеть мысль о «непобедимости» России именно в развёрнутом виде, то да, она вполне может выглядеть так: «Россию никто победить не может, кроме грехов самой России». Но, если мы прочитаем стихотворение отца Романа «Спутник», то увидим, что её озвучивает пьющий, опустившийся человек. Конечно, у него было представление о том, что такое грех, но думаю, что говорил он просто, не проповедуя, без морализаторства. Мне даже кажется, что эти слова могли быть произнесены им в полушутливой форме. И однако он прав.

  • МО

    ++если мы прочитаем стихотворение отца Романа «Спутник», то увидим, что её озвучивает пьющий, опустившийся человек.++

    Если мы прочитаем стихотворение отца Романа «Спутник», то увидим:

    Глаза большие, тонкий нос, бородка,
    Лицо пророка, но такой кадык!

    ++думаю, что говорил он просто, не проповедуя, без морализаторства.++

    Думаю, что он говорил не просто, но с претензией, как и Борис Корчевников.

  • «Вспомнил случайно подслушанный разговор двух православных паломников. Один из них все свои надежды возлагал на антихриста и говорил следующее: “если я умру до его прихода, то, точно, не спасусь т.к. молитвенник и постник из меня никакой, а если его застану, то спасусь – он начнет меня пытать и убивать, а я не отступлюсь от Христа, и таким образом спасусь».»
    Вроде бы смешно… У меня тоже есть хороший знакомый, который говорил: я хотел бы быть мучеником, чтобы моя участь решилась в одно мгновение, потому что бороться со страстями очень трудно. Однажды его слова прокомментировал один священник: мол, он не прав, это слабость, безволие, нужно взять себя в руки, бороться с собой… С другой стороны, может быть, это вовсе не правило. Вот в книге «Несвятые святые» есть же этот замечательный рассказ:
    «Где-то в глубине России перед революцией был монастырь, о котором по округе ходила скверная молва, что монахи здесь — сплошь лентяи да пьяницы. В Гражданскую войну в городок, рядом с которым находился монастырь, пришли большевики. Они собрали жителей на рыночной площади и туда же под конвоем пригнали монахов.
    Комиссар громко обратился к народу, указывая на чернецов:
    — Граждане, жители города! Вы все лучше меня знаете этих пьяниц, обжор и бездельников! Теперь их власти пришел конец. Но чтобы вы до конца поняли, как эти тунеядцы столетиями дурачили трудовых людей, мы кладем на землю перед ними их Крест и их Евангелие. Сейчас, на ваших глазах, каждый из них растопчет эти орудия обмана и порабощения народа. А потом мы отпустим их, пусть убираются на все четыре стороны.
    В толпе захохотали.
    И вот, под улюлюканье народа, вперед вышел игумен — грузный мужик с мясистым испитым лицом и красным носом — и сказал, обращаясь к своим монахам:
    — Ну что ж, братия, жили как свиньи, так хоть умрем как христиане!
    И ни один из монахов не сдвинулся с места. Всех их в тот же день зарубили шашками».
    https://azbyka.ru/fiction/nesvyatye-svyatye-i-drugie-rasskazy/23/
    Геннадий, Вы пишете, что правда была с теми, кто остался верен царю. Кого Вы имеете в виду? Тем, кто в прямом смысле слова разделил с ним его страдания? А как насчёт тех, кто остался верным Богу?

  • Может, и с претензией. Но о грехе всё равно вещать не стал бы.

  • В юности мама говорила мне: «Ты сама себя губишь», и я её прекрасно понимала.

  • МО

    Простите, Ольга Сергеевна, но в словах Вашей мамы и в словах «Россию никто победить не может, кроме… самой России» ― огромная разница во всём: в смысле, в чувстве, в намерении, в интонации…

  • Санкт-Петербург

    Редактор 19.09.2022 в 11:50: «Геннадий, Вы пишете, что правда была с теми, кто остался верен царю. Кого Вы имеете в виду? Тем, кто в прямом смысле слова разделил с ним его страдания? А как насчёт тех, кто остался верным Богу?»

    Верность Богу и верность помазаннику Божьему в той ситуации — почти одно и то же. Сохранивших верность царю, думаю, было немало, а простой народ предавшие царя просто обманули и тем самым ввергли его ( народ ) в смуту. Вес злодеяний предателей монархии ничуть не меньше веса злодеяний большевиков.

    Рассказывая свою якобы смешную историю, я ничего не утверждал и допускал возможность спасения таким способом, если тот паломник действительно дождется антихриста. А если нет, что тогда? Монахи из рассказа митрополита Тихона никого не ждали и на спасение таким образом не рассчитывали. Да и, похоже, были не такими уж и плохими монахами.

  • Волгоградская обл.

    Мёртвая зона

    Мне никогда не войти в этот сад
    В нем нет цветов для меня
    Я ненавижу штыки оград
    Бьющих в сплетение дня
    Мне не хватает в закрытых садах
    Воздуха, рвущего плоть
    Кто слаб душою, спешит сюда
    Не в силах себя побороть

    Сад не придуман мною
    Он — реален как ты
    Но ты идешь спокойно
    В сад пустоты…

    Я не люблю безнадежности спин
    Верю в энергию лиц
    Против движенья иду один
    Нарушив условность границ
    Прочь от аллеи железных святош
    Холод их песен страшит
    Следом за ними вошла в сад ложь
    Розы подняв на свой щит

    Там есть все, только нет души
    Вместо росы белый жемчуг дрожит
    Робот птиц восковых сторожит
    Сад всем диктует законы
    Думать о будущем нет причин
    Прошлая жизнь под контролем машин
    Ты выходишь из сада живым
    Но в сердце мертвая зона

    Прочь беги, пока хватает сил, беги
    На восход, в сад живой…

    — М.Пушкина

  • МО

    ++В юности мама говорила мне: «Ты сама себя губишь», и я её прекрасно понимала.++

    Всё верно. Потому что мама не говорила вычурных слов с претензией на исключительность своей дочери: «Тебя никто не сможет победить кроме… самой тебя». А именно это мы слышим о России от Корчевникова, вернее, от некоего святого человека. «Один человек святой жизни сказал мне на днях: «Россию никто победить не может, кроме… самой России».

    Что же? Чтобы не уподобляться таким несвятым святым, скажем просто: Россия губит сама себя… ?
    Так звучит хотя бы без превозношения, но, увы, по-прежнему беспредметно.
    Был такой писатель Достоевский. Он утверждал, что Россию погубят жиды. Сам он был, как нам хорошо известно, жидовствующим писателем, то есть любил не Христа и Его Церковь, но свои пустые сочинения. Но хоть какая-то конкретика в его словах вырисовывается. А что Корчевников? Живёт в квартире, полной тараканов, и не видит их. Вот примерное состояние ума Бориса Вячеславовича. Собственно, поэтому он и поставлен гендиректором телеканала «Спас».

  • «Ты (Россия) сама себя губишь» и «Тебя (Россия) никто не сможет победить кроме… самой тебя» — одна и та же мысль, по-разному высказанная разными людьми.
    Достоевского оцениваем спустя полтора столетия и во мнениях не сходимся. Ныне живущего Бориса Корчевникова оценить ещё труднее. Тараканы есть и у нас с Вами, а пост генерального директора телеканала «Спас» может быть как плюсом, так и минусом. Но Крестом в любом случае остаётся.

  • МО

    Согласен с Вами, стараться не замечать тараканов и не давать возможности видеть их другим это – тяжелая ноша.

    Я где-то читал, что слово Крест пишется с большой буквы, когда имеется в виду Крест Христов, в остальных случаях оно пишется со строчной буквы.

  • И мне доводилось это слышать, отец Георгий. Но это авторская особенность.

  • МО

    Борис Корчевников пишет: «Когда в это же самое время в сердце страны Шнур рвет стотысячную арену раскатистым матом — под скорбный тихий день Усекновения главы Иоанна Крестителя — это победа России над Россией».

    Хорошо пишет. Молодец. Но вот что я читаю в Википедии: «В 2010 году — [Б.К.] автор и один из ведущих документального проекта «История российского шоу-бизнеса» в паре с Сергеем Шнуровым».

    Вот их совместный рассказ о совместной работе.
    Борис Корчевников и Сергей Шнуров
    /телеведущий и музыкант/

    Телеканал СТС воплотил идею генерального продюсера Вячеслава Муругова – запустил проект «История российского шоу-бизнеса. 1987–2009». Стиль изложения в духе Леонида Парфенова знаком Борису Корчевникову, который прежде готовил сюжеты для программы «Намедни», а Сергей Шнуров выступил в роли эксперта отечественного масскульта.

    Сергей: Борис в проекте играл роль наивного молодого человека, который решил узнать, что такое шоу-бизнес. А я в образе старого тертого калача с важным видом говорил ему: «Да фуфло это все, Борис».

    Борис: Масскульт – это когда человек хочет быть кем-то другим, не самим собой. Он ничего не объясняет про жизнь, он ее подменяет, это заведомая ложь. Но именно через ложь можно понять правду. Сергей Шнуров – редкий случай, когда человек сам себе принадлежит и ни в чем не врет.

    Борис: При создании проекта нам было важно, чтобы события того времени объяснили нам сегодняшний день. Очень интересно наблюдать, из какого сора формировалось то, что имеет отношение к нынешней жизни, к нашему воздуху и масскульту. Проект должен понравиться почитателям «Ранеток», ведь свои «Ранетки» существовали и в 1980-е.

    Сергей: Я не думаю, что молодежь вообще смотрит телевизор. А той, которая смотрит, будет интересен и Крис Кельми.

    Сергей: Мы решили начать отсчет с 1987 года, когда Алла Пугачева устроила скандал в гостинице «Прибалтийская». Именно тогда личная жизнь артистов стала выплескиваться на страницы журналов.

    Борис: А в пилотной серии мы рассказали о нравственной «раскрепощенности» на эстраде, которая наметилась в 1989 году. Это первый серьезный анализ того, как стали эксплуатировать «желтизну», ее механизм. Сейчас такими вещами никого не удивить, но именно тогда сексуальность стала инструментом продвижения артиста.

    Сергей: Мы переживаем период слома, когда любая культура становится массовой, а немассовой практически нет. Еще она очень динамична: от момента, когда в комментариях пишут «+1000», до того дня, когда на ту же тему отвечают «УГ» – блогеры меня поймут, – время пролетает молниеносно.

    Борис: Российский шоу-бизнес предельно пародиен, он очень похож на западный. Это тоже хотелось показать. В серии про 2005 год Шнуров гениально сказал, что гламур возможен лишь в России и в Америке. Там гламурными могут быть негры, а у нас – выходцы из спальных районов, только они могут этим похваляться.

    Сергей: Помню, была андеграундная вечеринка. Я купил кассету Алены Апиной с песней про электричку – ну надоели мне мои коллеги со своими постоянными The Doors. Я весь вечер колбасился в одиночку под эту песню, а народ бесился со страшной силой – пока кассету не раздолбали, не успокоились.
    https://www.sobaka.ru/oldmagazine/aperitiv/4826

    По прочтении этого материала я убеждаюсь в правоте Ваших слов, Ольга Сергеевна, что нелёгок Крест (в Вашем авторском написании с прописной буквы) директора православного телеканала.

  • МО

    А что? Шнуров не рвал раскатистым матом Россию в 2010 году, когда Борис Вячеславович вместе с ним реализовывал на телеканале СТС проект под названием «История российского шоу-бизнеса»?

  • МО

    Борис Корчевников пишет: «Когда в небо летит салют в то время, когда с неба Донецка летит фосфор — это победа России над Россией».

    Это про какой салют? Столичный? На день рождения Москвы?
    https://kudamoscow.ru/event/saljut-na-den-goroda-moskvy-2022/

    У, смело пишет Корчевников. Молодец. Читаем дальше: «Погибшие и раненые на концерте Шнура, и салют, который, кажется в Тюмени, выстрелил в толпу… — это всё ещё очень деликатные, но уже страшные сигналы от Бога, который кричит нам о том, что мы обезумели».

    А, это про салют в Тюмени в 2020 году.
    https://ura.news/news/1052413508

    Ну, про Тюмень и про 2020 год можно.

  • Отец Георгий, я не автор этого текста, но думаю, что салют имеется в виду нынешний. Что касается 2010 года, то это было давно. Взгляды людей меняются, и ошибки прошлого не могут навсегда закрыть им рот. К тому же, как видно из приведённого Вами текста, Б. Корчевников и тогда критически относился к шоу-бизнесу (правда, Шнурова оценивал иначе).

  • МО

    Корчевников о Шнурове: «Сергей Шнуров – редкий случай, когда человек сам себе принадлежит и ни в чем не врет».

    Всё верно, хочется Шнурову выругаться матом, и он ругается матом на всю страну, потому что он принадлежит себе и ни в чём не врёт.

  • МО

    ++Б. Корчевников и тогда критически относился к шоу-бизнесу++

    Вы это серьёзно, Ольга Сергеевна? Человеку, который критически относился к шоу-бизнесу этот самый шоу-бизнес доверил рассказывать свою историю? А в каких словах, по-Вашему, критика? Может, в этих?

    Борис: Масскульт – это когда человек хочет быть кем-то другим, не самим собой. Он ничего не объясняет про жизнь, он ее подменяет, это заведомая ложь. Но именно через ложь можно понять правду. Сергей Шнуров – редкий случай, когда человек сам себе принадлежит и ни в чем не врет.

    Г.С.: Критика в словах, что «масскульт ― это заведомая ложь»? Но тут же идёт откровение Бориса, что через ложь можно понять правду, и что Шнуров «ни в чём не врёт». Если мы поверим первому утверждению Корчевникова про масскульт, значит, должны поверить и второму. А если не верим второму, почему должны верить первому?

  • Отец Георгий, но Вы же согласны, что «масскульт — это заведомая ложь»? Почему тогда хотите оспорить утверждение, с которым согласны («А если не верим второму, почему должны верить первому»)?
    К тому же ведь это Вы опубликовали на сайте фрагмент из беседы Корчевникова со Шнуровым о масскульте. Мы и не думали этого делать и за неё никакой ответственности не несём.

Уважаемые читатели, прежде чем оставить отзыв под любым материалом на сайте «Ветрово», обратите внимание на эпиграф на главной странице. Не нужно вопреки словам евангелиста Иоанна склонять других читателей к дружбе с мiром, которая есть вражда на Бога. Мы боремся с грехом и без­нрав­ствен­ностью, с тем, что ведёт к погибели души. Если для кого-то безобразие и безнравственность стали нормой, то он ошибся дверью.

Календарь на 2024 год

«Стихотворения иеромонаха Романа»

Сретенские строки

Новый поэтический сборник иеромонаха Романа

Не сообразуйтеся веку сему

Книга прозы иеромонаха Романа

Где найти новые книги отца Романа

Список магазинов и церковных лавок