col sm md lg xl (...)
Не любите мира, ни яже в мире...
(1 Ин. 2:15)
Ветрово

Вышел в свет стихотворный сборник иеромонаха Романа «Благословенный час»

В Пасхальные дни в Санкт-Петербурге вышел из печати четвёртый выпуск литературного сборника «Ветрово», в который включены стихотворения иеромонаха Романа (Матюшина-Правдина), написанные за последние два года. Как и у трёх предыдущих выпусков, у него есть своё название – «Благословенный час». На обложке сборника опубликована фотография «Разлив Десны у села Рябчёвск», сделанная землячкой отца Романа, Натальей Бондаревой. В Рябчёвске прошли детские годы отца Романа, которые он часто вспоминает и которым посвятил немало тёплых и трепетных строчек.

Сборник был подготовлен к изданию Фондом творчества иеромонаха Романа и редакцией сайта «Ветрово». Как и всегда, заказать книгу можно на сайте «Ветрово», в разделе «Витрина», а прежде – познакомиться со вступительной статьёй к сборнику.

Час очищенья

Каждый раз при составлении стихотворного сборника иеромонаха Романа возникает вопрос: включать ли в книгу всё написанное им за последнее время или предпочесть вариант «избранного»? Для отца Романа естественно излагать свои мысли в стихах: в поэтической форме он может не только говорить о сокровенном, но и рассуждать на злободневные темы. Такие рассуждения на злобу дня порой менее безупречны с точки зрения прекрасного — но там, где гармония становится вторичной, бо́льшее значение обретает смелость и отточенность мысли. Поэтому в этот выпуск литературного сборника «Ветрово» мы включили все стихотворения отца Романа, написанные с конца марта 2020 года по март 2022-го. И как в произведениях писателей начала XX века волей-неволей отражалась война, так в стихотворениях отца Романа этих двух лет, помимо прочих внешних событий, отразилась новая «война» — «мор сусветный», который оказал влияние и на церковную жизнь. Этой теме посвящены стихотворения «Маловерие», «Безответность», «Очищение», «Не разлучить!», «Упование» и другие. Даже по их названиям можно судить о том, что отец Роман говорит в первую очередь не о житейских сложностях (ведь и вопросы жизни и смерти можно низвести до житейского уровня), а об их причине — отпадении человека от Бога. «Безответность» — это, к сожалению, сказано о безответности Божией любви к нам. Отец Роман, как и любой настоящий священник, старается смотреть на всё происходящее с нами в свете евангельского учения, и в конечном итоге оказывается, что только этот Свет и имеет значение. «Пусть найдёт Бога — и найдёт своё место в жизни», — сказал он как-то раз об одном неприкаянном человеке. И, наверное, в этих словах можно расслышать ответ на любой вопрос.

Среди произведений, вошедших в книгу, есть и явная сатира — например, стихотворение «Ветеринария», которое в Интернете стало почти таким же известным, как ранние песнопения отца Романа. Оно даже было положено кем-то на музыку, хотя песни из него так и не получилось: трудно спеть публицистику. К тому же, став «достоянием народа», — точнее, той его части, которая была против того, чтобы «ветеринария над медициной вознеслась», — стихотворение потерпело важный смысловой урон. Оно утратило эпиграф — слова Псалтири Открый ко Господу путь твой и уповай на Него, и Той сотворит (Пс. 36: 5). Отец Роман сказал однажды, что эпиграф в стихотворении — это как прокимен во время богослужения, задающий основную мысль следующего за ним чтения. Обычно для эпиграфов он с большим вниманием подбирает слова Священного Писания, реже — святых отцов или народной мудрости. Лишившись эпиграфа, стихотворение «Ветеринария» стало похоже на дерево с обрезанной верхушкой и многими было понято превратно — получилось как в старых строчках отца Романа: «Монах пред Господом ходил / И никому не угодил».

Но, конечно же, главными и в этом сборнике, и в творчестве иеромонаха Романа в целом являются вовсе не злободневные произведения. Я не богослов, но чем дольше занимаюсь стихотворениями отца Романа как редактор, тем больше думаю, что к ним нужно подходить в первую очередь с богословской, а уже потом с филологической точки зрения. По словам преподобного Паисия Святогорца, филологи, когда рассуждают о житии и словах святых отцов, «изучают красивый цвет апельсиновой кожуры, внимательно считают поры этой кожуры и не уделяют внимания плоду, чтобы извлечь для себя множество отеческих витаминов». Конечно, дерзновенно сравнивать произведения ныне живущего человека с трудами святых, но дело не в том, что отец Роман им равен. Просто он, как и они, старается говорить не своё, а Божье, и в его произведениях всегда слышен отголосок Священного Писания. Он «оберегает отеческие тропы» и сам старается ими ходить — если разбирать некоторые его стихотворения, особенно на евангельские темы, можно обнаружить, что, работая над ними, он строго следовал толкованиям святых отцов.

Новый поэтический сборник назван так же, как одно из стихотворений на самых последних его страницах, — «Благословенный час». Благословенным отец Роман[1] называет час очищенья и расплаты за грехи, а слова «очищенье» и «чистота» — одни из ключевых в его творчестве. Давно, ещё в 1991 году, он написал такое песнопение:

День скорби моея! День очищенья!
Ты поразил собой иные дни,
Оставив мне взывать в уединеньи —
Или́, Или́, лима́ савахфани́!

Ты обнажил, наставниче суровый,
Ложь человечу, бренность бытия.
И на суде молчание Христово
Явил душе, день скорби моея!

Смысл этих строчек был не совсем ясен для меня до тех пор, пока выражение «день очищенья» не показалось созвучным словам, которые отец Роман произносит, прочитав разрешительную молитву после Исповеди: «С очищением!» Песнопение «День скорби моея…» он исполнил на мотив шестого гласа — на этот же глас Пасхальной ночью в Храме поётся стихира: «Воскресение Твое, Христе Спасе, / Ангели поют на небесех, / и нас на земли сподоби / чистым сердцем // Тебе славити». И лично у меня в эти мгновения сердце всегда сжимается ещё и оттого, что это невозможно — чистым сердцем славить Христа, потому что нет у сердца этой чистоты. Но мы молимся о том, чтобы Господь нас её сподобил.

Чистоте посвящено и хорошо известное стихотворение отца Романа, написанное спустя десять с лишним лет после песнопения «День скорби моея…»:

Не случайно природа страдает —
У дорог догорают кусты.
О земля! Что тебе не хватает?
Чистоты… чистоты… чистоты.

Каждый плачет, когда потеряет,
Поминая былые мечты…
О душа! Что тебе не хватает?
Чистоты! Чистоты! Чистоты!

Стихотворение «Чистота» тоже стало прекрасным песнопением, и образы, которые оно рождает в нашем воображении — это осенняя природа, теряющая последнюю листву и ожидающая снега, и душа, так же торжественно и печально расстающаяся с прошлым. Однако под ним стоит дата написания: 1 сентября, когда осень только вступает в свои права и до зимы ещё очень далеко. Оказывается, отец Роман написал это стихотворение, когда увидел кусты, догорающие в прямом смысле слова — их подожгли. И сразу разрушается красивый образ, его сменяет правда жизни: в ожидании чистоты и земля, и душа страдают не образно, а буквально. В стихотворении «Благословенный час» говорится об этом очистительном страдании в его крайнем проявлении: «За то, что совершил когда-то, / Придётся кровушкой платить». Но печаль при этом не гложет, эта возможность принимается с благодарностью: «Хоть чем-то, Милостивый Боже, / Могу омыть свои грехи», и «час расплаты» призывается как благословенный.

В сборнике «Благословенный час» отец Роман говорит не только о покаянии, но и о его плодах, делится духовным опытом, накопленным за долгие годы монашества. Он предлагает множество иносказаний, притч, неустанно ищет образы, которые могли бы помочь нам увидеть со стороны свою жизнь и подготовиться к Вечности. Пожалуй, таких стихотворений в сборнике больше всего: «Уже не вечер», «Кромка», «Последний скит», «Жизнь», «Божье дыханье», «В лазурь», «В отпуске» и многие другие. Дважды в книге встречается эпиграф из Послания апостола Иакова, который в переводе со славянского звучит так: Что такое жизнь ваша? Пар, являющийся на малое время, а потом исчезающий (4: 14). Есть от чего приуныть, но ведь апостол Иаков обращает эти слова к людям, которые живут только земным, не уповая на Бога. Есть в стихах отца Романа и другие строки, которые указуют на иную жизнь — такую, когда, выражаясь его же словами, «всё в Духе, если в Духе человек» (стихотворение «Зимнее»). Подобные стихотворения прочитываются как свидетельство о том, что евангельские слова Царствие Божие внутрь вас есть (Лк. 17: 21) осуществимы, и даже позволяют заглянуть в это Царство, пусть и достигнутое чужим трудом.

Читая некоторые из последних стихотворений в этом сборнике, не могла не вспомнить слова святителя Феофана Затворника: «Если, слушая, найдёте, что слышанное садится на сердце и втесняется в него, и давит его, сокрушая… то знайте, что слышанное не есть дело праздной пытливости, а есть опытом дознанная истина». Мне бы хотелось сказать о книге отца Романа именно эти слова, хотя не уверена, что они придутся по душе всем читателям. Может быть, кому-то хочется соблюсти своё сердце в целости и сохранности, обойтись без боли и крови (необязательно пролитой в буквальном смысле слова — ведь, например, монашество называют «безкровным мученичеством»). Но болит то, что ещё не совсем мертво, и есть надежда, что эта боль в конце концов уврачуется: сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит (Пс. 50: 10).

Ольга Надпорожская, редактор книг иеромонаха Романа последних лет и сайта «Ветрово»

Заказать новую книгу отца Романа можно на сайте «Ветрово», в разделе «Витрина».

Сайт «Ветрово»
7 мая 2022

[1] Говоря о стихотворениях отца Романа, намеренно отказываюсь от термина «лирический герой», так как считаю, что голос, звучащий в его произведениях, и есть его собственный.

Заметки на полях

  • Почеп

    Заходил в раздел «витрина», глубоко огорчён тем, что при заказе книг, на сайте требуется давать «согласие на обработку персональных данных». Насколько это пагубно, давать такое согласие, думаю, изучившие этот вопрос, все знают. Можно заказ сделать, допустим, по телефону?

  • Евгений, заказ можно сделать, написав по электронному адресу редакции caйта: editor@vetrovo.ru .

  • Почеп

    Спасибо за ответ и понимание. С Днём Победы!

  • Христос Воскресе! С Праздником!

  • г. Жуковский МО

    Хорошо написана вступительная статья, Ольга Сергеевна, прочувствовано и выстрадано, как будто ребёнок родился! Правда.

  • Славгород

    Спаси Господь! Написана статья интересно, как говорится, с душой. Видно, что Ольга Сергеевна с большой любовью относится к творчеству иеромонаха Романа Матюшина-Правдина. И это очень приятно.

  • В Санкт-Петербурге сборник «Благословенный час» можно приобрести в магазине христианской литературы «Слово» — ул. Малая Конюшенная, д. 9 (ст. метро «Гостиный Двор», выход на канал Грибоедова).

  • Казахстан

    Здравствуйте! Можно ли заказать книгу в Казахстан, отправляете ли по почте?

  • Здравствуйте, Татьяна! В течение дня ответим Вам по электронной почте.

Уважаемые читатели, прежде чем оставить отзыв под любым материалом на сайте «Ветрово», обратите внимание на эпиграф на главной странице. Не нужно вопреки словам евангелиста Иоанна склонять других читателей к дружбе с мiром, которая есть вражда на Бога. Мы боремся с грехом и без­нрав­ствен­ностью, с тем, что ведёт к погибели души. Если для кого-то безобразие и безнравственность стали нормой, то он ошибся дверью.

Календарь на 2024 год

«Стихотворения иеромонаха Романа»

Сретенские строки

Новый поэтический сборник иеромонаха Романа

Не сообразуйтеся веку сему

Книга прозы иеромонаха Романа

Где найти новые книги отца Романа

Список магазинов и церковных лавок