col sm md lg xl (...)
Не любите мира, ни яже в мире...
(1 Ин. 2:15)
Ветрово

Александр Буздалов. Крещение в Гатчине: народ против

По сообщениям СМИ, семья Алексеевых, жителей Гатчины Ленинградской области, подала заявление в полицию на игумена Фотия (Нечепоренко), обвиняя того в «жестоком обращении» с их ребенком во время таинства Крещения, во время которого он получил «ссадины и ушибы».

Что же мы видим на видеоролике, представленном в качестве иллюстрации произошедшего? Крещаемый – довольно крупный ребенок, «переросший» купель, в которой совершается Таинство. Это первое неудобство, которое испытывает священнослужитель. При этом малыш естественным образом сопротивляется нежелательному «купанию», упирается ножками в дно, отталкивается от стенок, выгибается. Чтобы преодолеть этот нормальный «отпор», совершителю Таинства приходится прикладывать усилия (такое бывает довольно часто, редко ребеночек попадается спокойный и хочет «купаться» на руках «чужого дяди»). «Во время первого погружения я поняла, что у меня ребенок захлебывается», — объяснила мама малыша мотив своих действий, после чего она попыталась забрать ребенка из рук священника. То есть, на тот момент, когда Таинство еще не было завершено и канонически не являлось произошедшим, отцу Фотию приходилось преодолевать уже двойное физическое сопротивление: рефлекторное — крещаемого, и эмоциональное — его мамы. Вместо того, чтобы довериться священнослужителю, уже третий десяток лет крестящего детей, молодая женщина (по ее собственным словам, не знающая даже «Отче наш») посчитала, что она лучше разбирается или, может быть, что одного погружения достаточно, или, например, что «если ребеночек не хочет, то, значит, пока не нужно, вот подрастет и тогда осознанно, если пожелает, покрестится», как мотивируют свое осуждение произошедшего часть комментаторов этого видео на ЮТУБе. Остальные же просто поносят «попа» и Церковь последними словами (Мы намеренно даём ссылку на то же видео, но без комментариев. – Прим. ред.). И это – общее настроение общественности. То есть зашкаливающий антиклерикализм российского народа. Хула на клир, хула – на Святое Таинство.

Народ все чаще выступает против строительства храмов, предпочитая им места досуга, развлечения и отдыха. Теперь вот общественность против «насильственного» совершения Крещения над детьми. Мир желает, чтобы Церковь действовала по его представлениям о добре и зле. Мир хочет «одомашнить» Церковь, управлять Церковью, «очеловечить» Церковь. По словам «пострадавшей», священник неправильно вел себя еще до Крещения, а именно, «причитал» ей о том, «какая же она мать», и что она «собирается привить ребенку». И Русская Церковь идет на эти уступки, всячески пытается приспособиться к миру, угодить общественному мнению. По словам секретаря Гатчинской епархии, отец Фотий временно «запрещен в священнослужении», «архиереи, все епархиальные сотрудники пребывают в шоке от увиденного». «Люди опасаются, что отца Фотия снова допустят к служению», и он опять примется за свое – станет крестить детей в три погружения: «во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа».

Александр Буздалов
Сайт «Ветрово»
12 августа 2019

Заметки на полях

  • Пространный Православный Катехизис Святителя Филарета Московского (Дроздова):
    «287. ЧТО ЯВЛЯЕТСЯ ГЛАВНЫМ В СВЯЩЕННОДЕЙСТВИИ КРЕЩЕНИЯ?
    Самое важное в священнодействии Крещения – это троекратное погружение в воду с произнесением слов: «Крещается раб Божий (имя) во имя Отца. Аминь. И Сына. Аминь. И Святаго Духа. Аминь».
    288. ЧТО ТРЕБУЕТСЯ ОТ ЖЕЛАЮЩЕГО ПРИНЯТЬ КРЕЩЕНИЕ?
    Для того, кто желает принять Крещение, требуются покаяние и вера.»

    Святейший Патриарх Алексий I о Крещении погружением. Журнальное Постановление от 26 декабря 1957 года № 13 Святейшего Патриарха Алексия I:
    «Святейший Патриарх и Священный Синод обращают внимание епархиальных Преосвященных на недопустимость неканонического обливательного Крещения: Крещение должно совершаться только чрез погружение. Священный Синод предлагает епархиальным Преосвященным разъяснить священникам своей епархии недопустимость обливательного Крещения и те канонические прещения, которым должны подвергаться все пастыри, неправильно совершающие Крещение.»

    Святитель архиеп. Лука Войно-Ясенецкий (официальный архиерейский указ 1955 г.):
    «…я должен в последний раз заявить, что считаю долгом, завещанным мне от Бога, искоренить в моей епархии крещение обливанием. По верной пословице «лиха беда начало» некоторые не имеющие страха Божия священники, привыкнув крестить обливанием, доходят до того, что даже обливание заменяют поливанием водою или даже окроплением только головы стоящего в одежде крещаемого. Так нечестиво «крещенных», конечно, надо перекрещивать, ибо Таинство над ними не совершено».

    Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II:
    “Больше всего поступает жалоб и прошений о приведении в каноническое соответствие совершения православных таинств и треб. В первую очередь, это Крещение, совершаемое порой обливанием одной только головы крещаемого вместо полного погружения”.

    Митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев):
    «Наконец, что касается крещения в три погружения, – оно не просто рекомендуется, оно введено в нашей Церкви как норма. Конечно, на практике еще бывают отступления от этой нормы. Но во всех соборных документах мы говорим, что крещение должно совершаться именно через погружение, а не чрез окропление или обливание.»

    Митрополит Саратовский Лонгин:
    «Крещение окроплением — это чудовищное беззаконие, которое въелось в плоть и кровь нашего духовенства».

    Митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл:
    «Крещение совершать только полным погружением. При отсутствии соответствующей купели направлять крещаемых в храмы, где купель позволяет проводить крещение полным погружением».

    Митрополит Одесский и Измаильский Агафангел:
    «Именно под униатским влиянием, идущим сегодня из Западной Украины, многие священники Одесской Митрополии продолжают и сейчас кощунственную практику крещения через обливание.»

    Митрополит Сумский и Ахтырский Евлогий:
    «крещение через обливание или окропление исключить совершенно; священники, произвольно совершающие обливание, должны подлежать запрещению в священном сане, если не прекратят эту погибельную практику небрежения, как призывающую гнев Божий»

  • «Редактор, : Да, недавно это обсуждалось, хотя и говорилось о том, что тех, кого крестили обливанием, а не погружением, «перекрещивать» не нужно.»

    Есть особая группа из тех, кого крестили обливанием. Вероятно, по крайней мере некоторые, например те, которых святые отцы прославленные Церковью (или священники по их повелению) крестили троекратным погружением как некрещенных после обливания, не были в действительности крещены до крещения погружением. Если бы они получили крещение в обливании, то пришлось бы признать, что Православная Церковь прославляет святых, которые второй раз крестят истинно крещенных – первый раз обливанием, второй раз погружением – т.е. совершают кощунство, что полностью исключено. Среди святых отцов, крестивших обливанцев как некрещенных известны имена святителя Луки Войне-Ясенецкий, святого патриарха Каллиста Констанитнопольского сподвижника св. Григория Паламы, святого патриарха Филарета Московского и других святых. Думаю, можно осторожно сказать, что, всё-таки, не все облитые – являются крещенными: те, кого крестили святые отцы погружением после обливания, не получали крещения в результате обливания.

Уважаемые читатели, прежде чем оставить отзыв под любым материалом на сайте «Ветрово», обратите внимание на эпиграф на главной странице. Не нужно вопреки словам евангелиста Иоанна склонять других читателей к дружбе с мiром, которая есть вражда на Бога. Мы боремся с грехом и без­нрав­ствен­ностью, с тем, что ведёт к погибели души. Если для кого-то безобразие и безнравственность стали нормой, то он ошибся дверью.

Календарь на 2024 год

«Стихотворения иеромонаха Романа»

Сретенские строки

Новый поэтический сборник иеромонаха Романа

Не сообразуйтеся веку сему

Книга прозы иеромонаха Романа

Где найти новые книги отца Романа

Список магазинов и церковных лавок