col sm md lg xl (...)
Не любите мира, ни яже в мире...
(1 Ин. 2:15)
Ветрово

Дмитрий Габышев. Ретроспектива

Прадед Георгий с женой Матрёной

Как-то однажды я вспомнил, что у меня дома в сарае лежит сломанный кинопроектор и коробки с кинолентами, которые я никогда не видел. И неожиданно желание допытаться, что же запечатлено на этих записях, стало разгораться всё сильнее и сильнее. Так всегда бывает с какой-нибудь внешне незначительной вещью, вокруг которой ходишь много лет, а потом вдруг понимаешь её ценность, влюбляешься в неё, и она предстаёт для тебя совсем с другой стороны. Так, например, было с керосиновой лампой, которая висела много лет, пока брат не увлекся и не починил её — тогда я и узнал впервые запах керосина, бывший для меня совершенно умозрительным до того. Случилось такое и с двумя гармонями, про которые я вспомнил слишком поздно — после того, как мы успели их выбросить. Причём я начисто забыл тот момент, когда мы их выбрасывали — видимо, они настолько были мне безразличны, что это даже стёрлось из памяти, а потом, когда я вспомнил об их существовании, то был довольно расстроен и даже обижался на утрату, которую прежде, скорее всего, сам и одобрил. Как бы то ни было, я загорелся идеей починить и испытать старый кинопроектор, мимо которого проходил всё детство, и твёрдо решил в ближайшее время, как только выдастся неделя отпуска, поехать домой, где я уже не был года три.

У отца был знакомый мастер, который дёшево брался за любую работу, вплоть до изготовления самоварной трубы или колпака на печную трубу. На моё счастье, взялся он и за расстроенный кинопроектор. Примерно через день, к следующему вечеру, проектор уже был готов, и я с нетерпением устанавливал технику в сушилке — единственном месте, где оказалась большая ровная стена без картин, шкафов и горшков с цветами. Домой пока ещё никто не вернулся, поэтому я сел просматривать записи в одиночестве.

Первые кадры, как я и боялся, оказались кадрами официальной первомайской кинохроники. Улыбающиеся лица с транспарантами и крупными портретами вождей, играет музыка, и диктор комментирует: «Рабочие организованной колонной прошли от парка у тридцатой школы до завода “Большевик”. Прославляя мир, труд и май, под лозунгами седьмой пятилетки пролетарии прошли улицами Декабристов, Калинина, Карла Маркса, 9 января и Сталинградской, вспомнив, таким образом, все героические события революционного прошлого рабочего класса, увековеченные в названиях улиц молодого поселка. Каждый квартал здесь являет живое дыхание пламени революции». Мало-помалу я узнал и тот район, в котором жил, и ту дорогу до вокзала, по которой почти пять лет ходил в университет.

Демонстрация завершилась торжественным поднятием флага возле завода под союзный гимн, который тогда исполнялся без слов. День продолжился мероприятиями в парке у школы — он тогда был ещё совсем молодой, деревья в нём были тонкие-тонкие, их ещё только-только успели насадить, а моя тётя, Веруська, которая как раз и училась в школе рядом, помогала вместе с классом. Говорят, что раньше на этом месте было поле картошки, но теперь, конечно же, в это с трудом верится. В кинофильме совсем коротко показали народные гуляния и выступление народного хора, но голосов не было слышно, за кадром играла праздничная первомайская музыка. Потом изображение померкло, музыка стихла.

Начался новый фильм под музыку, так сказать, весеннюю, как в старых фильмах, и название на экране возникло как раз «Весна в поселке им. Калинина». Показали небольшую ивовую рощицу, росшую на болоте, недалеко от парка, а затем деревянные одноэтажные дома. И потом во дворе одного из домов в кадре вдруг появляется мой прадед! Точно такой же, как и на старых фотографиях, но уже не замерший смирно в одной позе, а живой. И звук на плёнке сохранился, так что я первый раз в жизни смог услышать прадеда вживую. Комментатор говорит:

— Мы находимся на участке Егора…

— Вообще говоря, Георгия. Просто ошибку в паспорте допустили, — улыбается прадед.

— Георгий Фёдорович живет здесь достаточно недавно, и ему посчастливилось осваивать, можно сказать, западно-сибирскую целину.

— Да, изначально мы из-под Ялуторовска. Здесь, на этом месте, никогда не жили, а недалеко отсюда хоронили умерших от сибирской язвы. — И указал рукой на восток, в сторону Крестьянских мест. — Здесь же были заболоченные места, река Тюменка разливалась. — Остатки этой реки, спрятанные в трубу, в бытность мою ребёнком, вытекали в овраг в районе у-образного перекрестка улиц Мира и Трактовой. Сейчас этот ручей практически пересох…

Я помню, как даже уже при мне, случалось, огород затапливало весной или летом после дождя. Тогда даже взрослые в резиновых сапогах старались не заходить туда, а я любил пускать по воде какие-нибудь деревянные кораблики или просто щепочки. Ещё можно было стоять на выступе одной ногой, а другой гонять по воде небольшую доску, представляя, что ты где-нибудь путешествуешь на плоту.

…К сараю, стоя на боку, был прислонён довольно длинный трапик, чтобы лишний раз не намокал и сохранял плавучесть. Прадед подходит к сараю, сваливает трапик в воду и проходит по нему вместе с оператором, открывает вольер и показывает кроликов. Видно, что у кроликов много сочной травы, и прадед рассказывает, что она свежая, утренняя. Важно кормить кроликов не мокрой травой, чтобы они не заболели, чтобы у них в клетках было сухо. Рассказывает о том, что у каждого есть свои предпочтения. Один ест одуванчики полностью, другой цветки скусывает, кто-то больше любит клевер, кто-то пырей. Потом звук отключился, и было видно, как оператор попеременно показывает то кроликов, то прадеда.

Где-то через полминуты пленка оборвалась. В детстве я не знал, что это за прозрачные ленточки, свёрнутые в рулоны. Я подставлял стул, чтобы дотянуться до верхней полки в сарае, снимал железные коробочки и играл с плёнками: распутывал их, раскачивал, словно серпантин, рисовал на них, разукрашивал фломастером, а если капризничал, гневался на кого-то, то бывало, что и рвал. Один раз я расстриг маленькую картинку на треугольнички, сделав подобие мозаики, но моя мозаика явно уступала покупным и по размерам, и по качеству, поэтому я больше не пробовал повторить это дело. Сейчас, конечно, было бы интересно увидеть те записи, которые я испортил по незнанию.

Потом, на другой киноплёнке, заходят в дом, и сюжет продолжается в доме. Из прихожей переходят в комнату. В углу перед иконостасом горит лампада, прадед перед ним перекрестился. Журналист спрашивает:

— Неужели после всего Вы до сих пор верите в Бога?

— Не только не перестал, но и ещё больше стал верить, — отвечает прадед. — Более того, я надеюсь, что когда-нибудь и в нашем поселке появится храм.

Мне хотелось увидеть на кинозаписях деда, но он почему-то нигде не попадал в кадр. Ему тогда должно было быть около двадцати лет, возможно, он был ещё в армии. Дед умер задолго до моего рождения, поэтому я никогда не видел его вживую. Хотя из армии он уже должен был успеть вернуться, потому что Веруська родилась в 1948 или 1949 году, а поселок разросся после этого. Веруськи тоже не было на записи, вообще никого домашних, кроме прадеда. Может быть, им сказали не попадаться в кадр, может, пошли на работы вместе с детьми, ведь это мог быть день среди недели. Тёти Шуры тоже не видно было. Она родилась в самый разгар Гражданской войны, когда в Крым отступали войска Врангеля и отплывали знаменитые философские пароходы. Возможно, поэтому её потом всю жизнь тянуло в Крым. Куда она поехала после Великой Отечественной войны, не помню: может быть, на Алтай, либо она тогда уже переехала в Днепропетровск — надо будет уточнить у мамы.

Снова вышли на улицу, осторожно перешли в огород, и прадед стал показывать, что и где посажено, как удобряли землю. Между грядок ещё стояла вода, поэтому предпочли не подходить близко. Рассказывал, как привозили песок и землю, посадили две яблони, черную смородину, куст красной смородины. На улице, за калиткой дома, посадили ландыши и дикую яблоню, поставили деревянный палисадник и забор с воротами. Из какой-то незнакомой деревни привезли сруб, сделали пристрой к дому. Я помню столбы с этого пристроя: судя по числу годовых колец, они росли лет сто, значит, видели середину девятнадцатого века.

Оборвалась и эта кинопленка. Я не стал ставить другую, потому что остальные коробки были подписаны, и было более или менее понятно, что в них находится. Хотя, учитывая, что в детстве я мог перепутать их содержимое и не положить на своё место, что-то неожиданное могло ждать меня и там, потому что одна из коробок была подписана «Весна в посёлке», а то, что я посмотрел, подходило под это название, но лежало совсем в другой коробке. Тем не менее, я не решился ставить другую плёнку, пока не придут домашние, чтобы вместе посмотреть.

Я походил минут двадцать задумчивый, в размышлениях. Похоже, что этот однажды снятый фильм никогда никому не демонстрировался, так и пролежал долгие годы на полке, пока я не запустил его на кинопроекторе и не стал первым его зрителем. Поднялось много воспоминаний, мыслей, ассоциаций. И когда я немного отдохнул от просмотра, решил в дневнике написать всё, что увидел.

2015

* * *

Прадедушка Георгий умер за двадцать лет до моего рождения, дед Степан — за пятнадцать. Конечно, мне всю жизнь хотелось увидеть их живыми. И если деда я хоть как-то видел на домашних фотографиях, то своего прадеда увидел, только будучи уже взрослым, разбирая фотографии, оставшиеся от тёти Шуры, ровесницы Гражданской войны. Этот рассказ представляет собою вольную фантазию в жанре мокьюментари, но единственным вымышленным здесь был только ход с найденной киноплёнкой и её содержанием. Фактология же передана правдиво — даже про то, как брат починил керосиновую лампу, и про мои чувства, когда вспомнил про выброшенные музыкальные гармони. Так же и про топографию улиц посёлка имени Калинина, вошедшего позже в состав Тюмени, и про захоронения с сибирской язвой, что было частью устного предания местных жителей. Места были болотистые, и пока еще посёлок не накрыл их собою, прадед ходил туда стрелять уток. А вода, бывало, и через полвека стояла в огородах, о чём, собственно, я лично помню.

В этом произведении хотелось передать многое — это и своего рода возвращение блудного сына, который не без сложностей припадает к своим корням, и радость встречи с давно ушедшим родственником, пусть и через экран кинопроектора, и горечь невосполнимой утраты, как с плёнкой уникальной кинохроники, изорванной по детской шалости. Все эти мотивы, в общем-то, из реальной жизни. На свалках валяются тысячи чёрно-белых фотографий, тысячи страниц личных дневников и писем, выброшенных подчас ближайшими родственниками их создателей. И бывает, что появится в роду один человек, обычно один на весь род, которому это не безразлично. Ему ценно всё, что напоминает о его предках. Он представляет, а как они жили? чем они жили? как наша сегодняшняя жизнь соотносится с их жизнью? достойно ли мы живём свою жизнь? не может ли быть стыдно нам перед предками, прожившими гораздо более трудную жизнь и давшими жизнь нам?

Рассказ завершается сценой внутреннего размышления-созерцания. Собственно говоря, именно к созерцанию призван побудить этот рассказ, ведь его лирический герой за всё время не произносит ни одного слова. Это то, чего нам не хватает в современной кричаще-орущей культуре, переполненной информацией, когда миллионы рекламных роликов зовут: «съешь меня, выпей меня», — а миллиарды гиперссылок просят: «нажми меня» — и погрузись, словно Алиса, в самозабвенную страну грёз, где ты будешь только есть, пить, нажимать гиперссылки. Из этого бессознательного состояния невозможно вернуться в себя без медитации в хорошем смысле этого слова (по-английски «медитация» означает «размышление»). Размышляя над тем, кто я, почему рожцы в корыте передо мною, откуда я, кто мой отец — человек вновь становится человеком.

Дмитрий Габышев
Сайт «Ветрово»
11 октября 2023

Уважаемые читатели, прежде чем оставить отзыв под любым материалом на сайте «Ветрово», обратите внимание на эпиграф на главной странице. Не нужно вопреки словам евангелиста Иоанна склонять других читателей к дружбе с мiром, которая есть вражда на Бога. Мы боремся с грехом и без­нрав­ствен­ностью, с тем, что ведёт к погибели души. Если для кого-то безобразие и безнравственность стали нормой, то он ошибся дверью.

Календарь на 2024 год

«Стихотворения иеромонаха Романа»

Сретенские строки

Новый поэтический сборник иеромонаха Романа

Не сообразуйтеся веку сему

Книга прозы иеромонаха Романа

Где найти новые книги отца Романа

Список магазинов и церковных лавок